Первый слайд презентации
Кодификатор по обществознанию Глава 1. Человек и общество. Тема 1.11 Обществознание 10 класс Профильный уровень НАУКА, ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ
Слайд 2
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ НАУКА ЦЕЛЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. ПРИЗНАКИ (ОСОБЕННОСТИ) НАУКИ: ФУНКЦИИ НАУКИ: познавательная; мировоззренческая; прогностическая; социальная; производственная. УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ: эмпирический; т еоретический. Формы научного познания: н аучный факт; эмпирический закон; проблема; гипотеза; теория. Методы научного познания: м етоды эмпирического познания; Методы теоретического познания. ТИПОЛОГИЯ НАУК: точные, естественные, социальные, гуманитарные; фундаментальные, прикладные. НАУКА И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС. ЭТИКА НАУКИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНЫХ. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ.
Слайд 4
НАУКА определенная система знаний о природе, об обществе, о человеке особый вид духовного производства, целями которого являются получение истинных знаний, их накопление и совершенствование совокупность социальных институтов, в рамках которых осуществляется данное производство ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «НАУКА» В ШИРОКОМ И УЗКОМ СМЫСЛЕ НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) УЧЕНЫХ В ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ НАУКАХ АКАДЕМИЯ НАУК, АКАДЕМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, НИИ, ВУЗы НАУКА – ОДНА ИЗ ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ (наряду с религией, моралью, искусством и др.)
Слайд 6
Цель научного познания: постижение истины; открытие объективных законов действительности. Главный двигатель науки – общественные потребности.
Слайд 7
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ ПРЕДНАУКА – ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ КОЛЫБЕЛЬ Н АУКИ – ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ (ПЕРВЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ) СОВРЕМЕННАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ Н АУКА ОФОРМЛЕНИЕ Н АУКИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ПРЕВРАЩЕНИЕ Н АУКИ В ПРОИЗВОДИТЕЛЬНУЮ СИЛУ ОБЩЕСТВА IV – I тыс. до н.э. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (Шумер, Египет, Китай, Индия) VI-IV вв. до н.э. АНТИЧНАЯ ГРЕЦИЯ III в. до н.э. – I в.н.э. РИМ XVI – XVII вв. ЕВРОПА XVIII – XIX вв. ЕВРОПА, АМЕРИКА ХХ – XXI вв. ВЕСЬ МИР
Слайд 8
ПРИЗНАКИ (ОСОБЕННОСТИ) НАУКИ Какие специфические признаки науки вы можете назвать? объективность, рациональность; использование особого научного языка; системность; специальные способы (методы) получения знаний; проверяемость ( верифицируемость ) результатов.
Слайд 14
МЕТОД - это практический или теоретический способ достижения научной цели.
Слайд 18
ТИПОЛОГИЯ НАУКИ (первый вариант) ТОЧНЫЕ ЕСТЕСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГУМАНИТАРНЫЕ О НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДЕ МАТЕМАТИКА ОБ ОБЩЕСТВЕ ФИЗИКА ХИМИЯ БИОЛОГИЯ ГЕОГРАФИЯ ЭКОЛОГИЯ и пр. О ЧИСЛАХ И КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ О ЧЕЛОВЕКЕ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКА ПОЛИТОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЯ и пр. ПСИХОЛОГИЯ ФИЛОЛОГИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЕ и пр.
Слайд 19
Технические ( о технике и механизмах) (механика, физика ); ТИПОЛОГИЯ НАУКИ НАУКА Точные (о числах и количественных отношениях ) (математика, физика ) Общественные (об обществе) (история, философия, политология и др.); Естественные ( о природе ) (химия, биология, география, генетика и др. Гуманитарные (о человеке, его мышлении и познании) (психология, логика)
Слайд 20
КАК ПРАВИЛО, ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ НАУКИ ОПЕРЕЖАЮТ В СВОЕМ РАЗВИТИИ ПРИКЛАДНЫЕ ПРИКЛАДНАЯ (ЦЕЛЬ – РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ, НАПРИМЕР ХОЗЯЙСТВЕННЫХ, ЗАДАЧ) ТИПОЛОГИЯ НАУКИ (второй вариант) НАУКА ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ (ЦЕЛЬ – ПОЛУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ)
Слайд 24
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА НЕОЛИТИЧЕСКАЯ (переход от присваивающего хозяйства к производящему) VI – IV тысячелетие до н.э. Присваивающее хозяйство – собиратели и охотники Производящее хозяйство – земледельцы и скотоводы
Слайд 25
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА НЕОЛИТИЧЕСКАЯ (переход от присваивающего хозяйства к производящему) ПРОМЫШЛЕННАЯ (переход от ручного труда к машинному) VI – IV тысячелетие до н.э. XVIII – XIX вв. Ручной труд – мануфактура Машинный труд – фабрика
Слайд 26
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА НЕОЛИТИЧЕСКАЯ (переход от присваивающего хозяйства к производящему) ПРОМЫШЛЕННАЯ (переход от ручного труда к машинному) НТР (превращение науки в производитель-ную силу общества) VI – IV тысячелетие до н.э. XVIII – XIX вв. середина XX в. Леонардо да Винчи (1452-1519). Автопортрет. Проекты Леонардо да Винчи. Почему гениальные проекты Леонардо остались только на бумаге? Советские агитационные плакаты Советские агитационные плакаты
Слайд 27
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА НЕОЛИТИЧЕСКАЯ (переход от присваивающего хозяйства к производящему) ПРОМЫШЛЕННАЯ (переход от ручного труда к машинному) НТР (превращение науки в производитель-ную силу общества) VI – IV тысячелетие до н.э. XVIII – XIX вв. середина XX в. конец XX в. ИНФОРМАЦИ-ОННАЯ (обмен информацией с помощью компьютерных сетей)
Слайд 28
ЭТИКА НАУКИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНЫХ неоднозначность общественного прогресса (современная наука и техника способны уничтожить человечество); ответственность ученых за методы научной деятельности; ответственность ученых за последствия сделанных ими открытий. Бертран Рассел (1872 - 1970), британский философ, общественный деятель и математик. Альберт Эйнштейн (1879-1955), физик-теоретик, общественный деятель-гуманист. В связи с тем, что в будущей мировой войне будет непременно использовано ядерное оружие и поскольку это оружие угрожает существованию рода человеческого, мы настаиваем, чтобы правительства всех стран поняли и публично заявили, что споры между государствами не могут быть разрешены в результате развязывания мировой войны. Мы требуем, чтобы они находили мирные средства разрешения всех спорных вопросов. Из Манифеста Рассела — Эйнштейна. 1955 год. Андрей Дмитриевич Сахаров (1921-1989) советский физик, один из создателей первой советской водородной бомбы (1953 год). Впоследствии - общественный деятель, диссидент и правозащитник.
Слайд 29
Манифест Рассела — Эйнштейна — антивоенное воззвание, написанное группой известных учёных в 1955 году.
Слайд 30
ЭТИКА НАУКИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНЫХ неоднозначность общественного прогресса (современная наука и техника способны уничтожить человечество); ответственность ученых за методы научной деятельности; ответственность ученых за последствия сделанных ими открытий. Заседание Нюрнбергского процесса. Слушание дел о медицинских экспериментах в концлагерях. Фото Bettmann archives с сайта cursorinfo.co.il. Тяжесть свидетельских показаний, лежащих перед нами, заставляет делать вывод, что некоторые виды медицинских экспериментов на человеке отвечают этическим нормам медицинской профессии в целом лишь в том случае, если их проведение ограничено соответствующими, четко определенными рамками. Из Нюрнбергского кодекса. 1947 год. Новые научные открытия и достижения еще не являются однозначными свидетельствами общественного прогресса и гуманизма. Важно, чтобы наука была направлена на общественное благо. Каждый ученый должен понимать свою ответственность перед человечеством.
Слайд 31
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ Ускорение роста научного знания, что связано с переработкой огромного количества информации (ее объем удваивается каждые пять-десять лет). Дифференциация и интеграция научного знания Математизация и компьютеризация научных знаний, что является основой новых информационных технологий и совершенствованием форм взаимообмена в научном сообществе. Возрастание роли методологии в структуре научного знания, что связано с необходимостью создания метатеории, методологии и логики науки. Возрастание роли науки как непосредственной производительной силы общества, т.е. и «дочери производства» наука превращается в «мать производства». На карикатуре представлена специфическая тенденция развития науки в современной России. Попробуйте её сформулировать сами.
Слайд 32
субъект и объект познания совпадают; общественные науки всегда задевают непосредственно интересы людей; социальное познание всегда нагружено оценкой (естествознание – «истина разума», обществознание – «истина сердца»); открытые законы носят вероятный характер, прогностическая функция ограничена. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК:
Слайд 33
ПАРАДОКС ПОЗНАНИЯ ЧЕМ БОЛЬШЕ Я ЗНАЮ, ТЕМ БОЛЬШЕ ГРАНИЦА НЕЗНАНИЯ То, что мы знаем, ограничено, а то, чего мы не знаем – бесконечно. П.Лаплас (французский математик, механик, физик и астроном XVIII-XIX вв.).
Слайд 34
УЧЕНЫЕ ШУТЯТ Наука есть лучший способ удовлетворения любопытства отдельных лиц за счет государства. Л.А.Арцимович, советский физик, академик. Вице-президент Академии наук В.А.Стеклов, математик: Науки делятся на естественные и противоестественные. Академик С.Ф.Платонов, историк: Нет, милостивый государь, на общественные и антиобщественные. Полемика 20-х гг. ХХ в. на заседании Академии наук. Оптимист думает, что стакан наполовину полон. Пессимист думает, что стакан наполовину пуст. Программист думает, что стакан вдвое больше, чем нужно. Автор неизвестен. Пример научного юмора: шуточный парадокс кошки с маслом Только неграмотный человек на вопрос «Как найти площадь Ленина?» отвечает: «Длину Ленина умножить на ширину Ленина». А грамотный знает, что надо взять интеграл по поверхности.
Слайд 35
ТЕРМИНОЛОГИЯ: НАУКА - сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. МЕТОД - это практический или теоретический способ достижения научной цели. ИНДУКЦИЯ – рассуждение от частного (единичного) к общему. ДЕДУКЦИЯ – рассуждение от общего к частному (единичному). АБСТРАГИРОВАНИЕ – мысленное выделение какой-либо важной стороны предмета, временное отвлечение от других, мешающих сосредоточению на главном, сторон. ЭТИКА - философская дисциплина, предметом исследования которой являются мораль и нравственность. НАУЧНАЯ ЭТИКА — в современной науке это совокупность официально опубликованных правил, нарушение которых ведёт к административному разбирательству.
Последний слайд презентации: Кодификатор по обществознанию Глава 1. Человек и общество. Тема
http://www.prosv.ru/ebooks/Bogolubov_Obwestvozn_10_Ucheb/1.html - текст учебника Боголюбов Л. Н. Обществознание. 10 класс. Профильный уровень. http://ru.wikipedia.org http://www.adme.ru/zhizn-nauka/o-chem-shutyat-uchenye-770560/#image8974710 - ученые шутят. http://www.adme.ru/zhizn-nauka/o-chem-shutyat-uchenye-725910/ - ученые шутят. http://fmo.kemsu.ru/articles.php?article_id=40 – ученые шутят. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ: САЙТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ: http://www.ege.edu.ru/ - официальный портал ЕГЭ (календарь экзаменов; кодификатор, спецификация, демоверсия; шкала перевода баллов; личный кабинет). http://fipi.ru – открытый банк заданий ЕГЭ. http://soc.reshuege.ru – банк заданий ЕГЭ, возможно проверить ответы, есть комментарии ко всем вопросам. http://stupinaoa.narod.ru/index/0-20 - здесь можно найти развернутые планы и критерии оценивания по различным темам курса обществознания. h ttp://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/11-klass/bduhovnonravstvennaya-sfera-zhizni-obwestvab/nauka?seconds=0&chapter_id=351 - ИнтернетУрок «Наука».