Первый слайд презентации
Когаль Марина Борисовна Соломина Анастасия Владимировна Всероссийский форум Межрегиональная научно-практическая конференция с международным участием «Здоровая семья – здоровые отношения – успешные дети» Секция « Роль профессиональных педагогических сообществ в обеспечении условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка, преодоления рисков социального развития в семье и школе»
Слайд 2: Использование фенологических наблюдений с детьми старшего и подготовительного возраста, как средство воспитания здорового образа жизни
Когаль Марина Борисовна, заведующий государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №56 Красносельского района Санкт-Петербурга 2
Слайд 3: Использование фенологических наблюдений с детьми старшего и подготовительного возраста, как средство воспитания здорового образа жизни
Соломина Анастасия Владимировна, методист государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №56 Красносельского района Санкт-Петербурга 3
Слайд 4: Документы, определяющие обучение навыкам здорового образа жизни
4 Из ФЗ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» Статья 41. Охрана здоровья обучающихся 1.Охрана здоровья обучающихся включает в себя: 4) Пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда ; 7) профилактику … курения табака или потребления никотин содержащей продукции, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ. Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников 1. Педагогические работники обязаны: 4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни ; 6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья….
Слайд 5: Документы, определяющие обучение навыкам здорового образа жизни
5 Статья 64. Дошкольное образование Дошкольное образование направлено на … сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни… Задачи ФГОС ДО (приказ МНО от 17.10.2013 № 1155, п.1.6) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни; 9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Слайд 6: Документы, определяющие обучение навыкам здорового образа жизни
6 Профессиональный стандарт «Педагог (воспитатель, учитель)» (приказ Минсоцтруда от 18.10.2013 г. № 544н в рамках ОТФ 3.1.3 «Развивающая деятельность», ОТФ 3.1.2 «Воспитывающая деятельность» 3.1.3. Трудовая функция: Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся при решении задач обучения и воспитания Трудовые действия: Планирование взаимодействия… Проведение родительских собраний, индивидуальных и групповых встреч (консультаций)… Организация совместной деятельности детей и взрослых при проведении занятий и досуговых мероприятий. Обеспечение в рамках своих полномочий соблюдения прав ребенка, а также прав и ответственности родителей (законных представителей) за воспитание и развитие своих детей. Необходимые умения: Определять цели и задачи взаимодействия…, планировать деятельность в этой области Устанавливать взаимоотношения… Выявлять представления… Организовывать и проводить индивидуальные и групповые встречи (консультации)… Использовать различные формы привлечения родителей (законных представителей) к организации занятий и досуговых мероприятий, методы, формы и средства организации их совместной с детьми деятельности.
Слайд 7: Документы, определяющие обучение навыкам здорового образа жизни
7 Распоряжение Правительства РФ от 23 января 2021 г. № 122-р «План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года» Ключевые ориентиры в интересах детей: I. Здоровьесбережение детства ( здоровьесбережение детства и сокращение масштабов детской заболеваемости и инвалидности). «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2030 года» (Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474) Основная национальная цель: сохранение населения, здоровье и благополучие людей ; комфортная и безопасная среда для жизни. Отдельный блок в этой программе будет реализовываться с Министерством просвещения, в том числе открытые уроки в ДОУ и школах, посвящённые здоровому образу жизни. Задача, стоящая перед дошкольными учреждениями, активно внедрять приверженность здоровому образу жизни.
Слайд 8: Документы, определяющие обучение навыкам здорового образа жизни
8 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) Статья 67.1 4. Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Статья 72. В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся: Ж) …создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения к своему здоровью…
Слайд 9: Документы, определяющие обучение навыкам здорового образа жизни
9 Федеральный закон от 31.07.2020 № 304 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе 9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде… рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации. Статья 12.1. Общие требования к воспитанию обучающихся 1. Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых такими организациями самостоятельно, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Слайд 10: Документы, определяющие обучение навыкам здорового образа жизни
10 Одобрена решением ФУМО по общему образованию (протокол от 01.06.2021 № 2/21) ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В основе процесса воспитания детей в ДОО должны лежать конституционные и национальные ценности российского общества. Для того чтобы эти ценности осваивались ребёнком, они должны найти свое отражение в основных направлениях воспитательной работы ДОО. Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания. Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания. Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания. Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания. Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания. Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания.
Слайд 11: Документы, определяющие обучение навыкам здорового образа жизни
11 Одобрена решением ФУМО по общему образованию (протокол от 01.06.2021 № 2/21) ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания Цель данного направления – сформировать навыки здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое развитие и освоение ребенком своего тела происходит при выполнении бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок. Задачи по формированию здорового образа жизни: обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания детей (совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий; закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды; развитие двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и умениям; формирование элементарных представлений в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни; организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня; воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности. Направления деятельности воспитателя: организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр, дворовых игр на территории детского сада; создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни; введение оздоровительных традиций в ДОО.
Слайд 12
12 Формирование экологического сознания является чрезвычайно актуальной проблемой в экологическом воспитании детей в дошкольном образовательном учреждении. Экологическое сознание – это совокупность представлений о взаимосвязи человека с природой, о существующем отношении человека и общества к природе, о соответствующих стратегиях и технологиях взаимодействия с нею [2]. Экологическое сознание личности – это понимание человеком необходимости охраны природы, осознание последствий халатного отношения к ней, понимание и осознание того, что каждый человек несет ответственность за сохранение как отдельных объектов природы, так и в целом окружающего мира. Экологическое сознание в воспитании детей
Слайд 13: Экологическое сознание в воспитании детей
13 Экологическое сознание строится на понимании связи растений и животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания; на осознании специфики всего живого и его самоценности, зависимости жизни животных и растений от воздействия факторов внешней среды и деятельности человека; на понимании изначальной красоты явлений природы и живых существ, если их развитие происходит в полноценных естественных или специально созданных условиях. Экологическое сознание является интегративным психическим новообразованием личности, которое развивается под влиянием социокультурных и психических факторов и проявляется в экологических знаниях, экологической деятельности и отношении человека к природе. Экологическое сознание в воспитании детей
Слайд 14: Фенологические наблюдения как средство воспитания здорового образа жизни
14 В сентябре 2023 года ГБДОУ детский сад №56 Красносельского района Санкт – Петербурга принимает предложение международной академии современного профессионального образования стать участниками детского научного сетевого образовательного проекта «ДЕТСКАЯ ФЕНОЛОГИЯ» в области естественно-научных знаний. Мы понимали, что перед нами, педагогами стоит непростая задача. Должно быть просто доступно, интересно, познавательно и увлекательно. Решение не заставило себя ждать. Мы вместе с детьми, родителями зарождаем на территории учреждения плодовый сад. Возраст плодового сада не велик. Ему всего 3,5 месяца. Но сколько всего интересного и увлекательно мы с детьми смогли наблюдать, сделать. А сколько еще предстоит впереди …
Слайд 15: Фенологические наблюдения как средство воспитания здорового образа жизни
15 Плодовый сад – это образовательная площадка под открытым небом в области естественно-научных знаний. Плодовый сад – это знания в области биологии, географии, технологии. Сбор гербария. Формирование раздаточного материала. Познание биологических особенностей растений. Изучение жизненных циклов растений. Знакомство с адаптацией, опылением, плодоношением. Плодовый сад - это пространство по открытым небом, где дети формируют и видят результаты своего труда. Учатся ставить задачи и достигать цели. Плодовый сад – это трудовое воспитание. Плодовый сад – это коммуникация. Командная работа. Ответственность за выполнение поручений. Плодовый сад – это единение с природой, закладка экологического фундамента, привитие навыков экологической грамотности. Это и культура поведения в природе. Ответственность за то, что создано. Плодовый сад – это и профориентация. Это первые шаги агропромышленного сектора. Плодовый сад – это и сенсорное развитие. Разная текстура, запахи, звуки, окрас. Фенологические наблюдения как средство воспитания здорового образа жизни
Слайд 16: Фенологические наблюдения как средство воспитания здорового образа жизни
16 Исследования многих специалистов утверждают, что мультисенсорная среда ускоряет реакцию, повышает точность, улучшает восприятие стимула и кодирование в момент обучения. Помощником в обучении, проводником в формировании представлений, навыков, познании нового развитии детской инициативы, фантазии, преодолении страхов, тревожности, замкнутости, проявление творческой активности все это замыкает в себе педагог. «Педагог-Партнер» в обучении и развитии ребенка. Фенологические наблюдения как средство воспитания здорового образа жизни
Слайд 17: Фенологические наблюдения как средство воспитания здорового образа жизни
Подготовка к посадке Фенологические наблюдения как средство воспитания здорового образа жизни
Слайд 18: Фенологические наблюдения как средство воспитания здорового образа жизни
18 Фенологические наблюдения как средство воспитания здорового образа жизни
Слайд 19: Фенологические наблюдения как средство воспитания здорового образа жизни
19 Фенологические наблюдения как средство воспитания здорового образа жизни
Слайд 20: Подведение итогов
Работа воспитанников в плодовом саду и фенологические наблюдения дали возможность оценить результаты : 1) Формирования у детей экологического сознания путем проявления устойчивого проявления к фенологии ; 2) Расширение экологических и фенологических представлений ; 3)Формирование эмоционально – ценностного и ответственного отношения к природе в ходе фенологических наблюдений ; 4) Формирование трудовых навыков детей. 20 Подведение итогов
Слайд 21: Контакты
21 Электронная почта: m.cogal56@yandex.ru Сайт: http://ds56.krsl.gov.spb.ru Страница в социальной сети "В контакте»: https://vk.com/public205417092 Тел./факс 8-812-741-43-60 Контакты