Первый слайд презентации: Когнитивная лингвистика
Выполнили студентки: Группы ЗБ-РНО-51 Барханскова Н.Ю., Провоторова В.И.
Слайд 2: Когнитивная лингвистика, - дисциплина, позволяющая осознать языковые особенности человека и понять как его речь и высказывания влияют не только на поведенческие и коммуникативные стороны его жизни, но и на внутренние психологические процессы и состояния
Слайд 3: Основатели:
Джордж Лакофф— американский лингвист, профессор когнитивной лингвистики в Калифорнийском университете в Беркли. Заслужил известность своими идеями о центральной роли метафоры в мышлении индивида, политическом поведении и общественной жизни Аврам Ноам Хомский — американский лингвист, политический публицист, философ и теоретик. Институтский профессор лингвистики Массачусетского технологического института, автор классификации формальных языков, называемой иерархией Хомского
Слайд 4: В сферу жизненных интересов когнитивной лингвистики входят «ментальные» основы понимания и продуцирования речи с точки зрения того, как структуры языкового знания представляются («репрезентируются») и участвуют в переработке информации
Слайд 5: в когнитивной лингвистике рассматриваются когнитивные структуры и процессы, которые свойственны человеку
системное описание и объяснение механизмов человеческого усвоения языка принципы структурирования этих механизмов.
Слайд 6: Центральная задача когнитивной лингвистики
Формулируется как описание и объяснение внутренней когнитивной структуры и динамики говорящего-слушающего Говорящий-слушающий рассматриваются как система переработки информации, состоящая из конечного числа самостоятельных компонентов (модулей) и соотносящая языковую информацию на различных уровнях.
Слайд 7: Цель когнитивной лингвистики
понять, какой должна быть ментальная репрезентация языкового знания и как это знание «когнитивно» перерабатывается, т.е. какова «когнитивная действительность».
Слайд 8: Проблемы когнитивной лингвистики
а) виды и типы знаний, представленных в этих знаках (гносеология = теория познания), и механизм извлечения из знаков знаний, т.е. правила интерпретации (когнитивная семантика и прагматика); б) условия возникновения и развития знаков и законы, регулирующие их функционирование; в) соотношение языковых знаков и культурных реалий в них отраженных.
Слайд 9
Центральной проблемой в русской когнитивной лингвистике стала категоризация человеческого опыта. Категоризация тесно связана со всеми когнитивными способностями человека, а также с разными компонентами когнитивной деятельности - памятью, воображением, вниманием и др. Категоризация воспринятого - это важнейший способ упорядочить поступающую к человеку информацию.
Слайд 10: Задачи когнитивной лингвистики
Согласно современным представлениям, основной задачей общей теории языка является объяснение механизма обработки естественного языка, построение модели его понимания. Учитывая, что в основе такой модели лежит тезис о взаимодействии различных типов знания, лингвистика уже не обладает монополией на построение общей модели языка. Лингвистическая теория должна отвечать не только на вопрос, что такое язык, но и на вопрос, чего достигает человек посредством языка. В этой связи задачи когнитивной лингвистики следует определить как попытку понять следующее.