Слайд 2
Архитектурной композицией называют определенное закономерное расположение и сочетание всех внешних и внутренних элементов здания, гармонично согласованных между собой и образующих единое целое. Закономерное расположение нескольких или многих зданий в сочетании их с внешним пространством также составляют еще более сложную композицию — ансамбль.
Слайд 3: Средства архитектурной композиции
1. Простейшее средство создания единства — придание объему здания простой геометрической формы. 2. В сложном ансамбле здания единство достигается соподчинением: главному объему - композиционному центру, которому подчиняются второстепенные части здания Единство архитектурного произведения достигается рядом композиционных и художественных средств. Эйфелева башня в Париже
Слайд 4: Средства архитектурной композиции
3. Композиционными средствами являются также тектоника - художественно выявленное конструктивное строение здания 4. Ориентация - направленность частей архитектурного сооружения в сторону композиционного центра
Слайд 5: Средства архитектурной композиции
5. Симметрия - важное средство достижения единства и художественной выразительности композиции в архитектуре. Симметричными считают тождественные элементы формы относительно точки (центра), оси ил и плоскости симметрии. Мавзолей Тадж – Махал в Агре
Слайд 8: Средства архитектурной композиции
5.Асимметрию. Средством создания единства в асимметричных композициях является зрительное равновесие частей по массе, фактуре, цвету и пр. Роль асимметрии в композиции архитектурных форм состоит в выявлении динамики художественного образа сооружения. В сложных композициях могут сочетаться симметрия и асимметрия
Слайд 9: Средства архитектурной композиции
7.Доминанта - главенствующая идея, основной признак В композиции - это не всегда самый крупный элемент, это может быть самая мелкая обособленная форма, создающая пластический конфликт. 8.Одно из средств создания композиционного единства — масштабност ь: соразмерность формы и ее элементов по отношению к человеку, окружающему пространству и другим архитектурным формам.
Слайд 10: Средства архитектурной композиции
Ритм – это изменяющееся повторение в композиции. Ритм - важное средство приведения элементов архитектурных форм к единству -(соразмерность, стройность), с помощью которого достигается необходимая соразмерность и выразительность произведения архитектуры.
Слайд 11: Средства архитектурной композиции
9 и 10. Другими средствами художественной выразительности в создании единства композиции являются контрастные и нюансные отношения элементов формы, а также отношения равенства, или тождества. 1. 2.
Слайд 12: Виды архитектурной композиции
фронтальная; объемная; высотная; глубинно-пространственная.
Слайд 13: фронтальная
В основе композиции лежит распределение элементов формы по двум координатам: вертикальной и горизонтальной. фронтальная
Слайд 14: Фронтальная композиция
Фронтальная композиция отличается преобладанием размеров по протяженности здания над размерами по глубинной координате. В связи с этим построение композиции внешних объемов осуществляется преимущественно в фасадных плоскостях. Фронтальные композиции присущи большинству дворцовых и учебных зданий. При размещении таких зданий в застройке учитывается, что для обеспечения целостного восприятия их фронтальности необходимо свободное пространство перед ними (площадь, парадный двор).
Слайд 15: Плоскостная фронтальной композиция
Плоскостность фронтальной композиции обогащают включением отдельных объемных или глубинных элементов. В качестве последних используют такие функциональные элементы зданий: сквозные проезды, галереи, лоджии, эркеры, выступающие объемы групп входных помещений и прочие.
Слайд 16: Объемная композиция
Объемная композиция представляет собой форму, развитую по трем координатам, воспринимаемую со всех сторон.
Слайд 17: Объемная композиция
Присуща большинству зданий цирков, крытых рынков, крытых спортивных сооружений или выставочных павильонов. Размещение объектов объемной композиции в застройке должно обеспечивать возможность всестороннего обзора и в свою очередь требует согласование форм всех фасадов Стадион с спортивным комплексом
Слайд 18: Объемная композиция
Объемная композиция сокращениям в перспективе. всегда взаимодействует с окружающей средой.
Слайд 19: Высотная композиция
Высотная композиция отличается преобладанием размера высоты сооружения над его размерами в плане.
Слайд 20: Высотная композиция
Высотные композиции присущи древним культовым и оборонительным зданиям и сооружениям (храмы, колокольни, минареты, крепостные башни) и современным высотным офисам, гостиницам, а также инженерным сооружениям — телевизионным, водонапорным, радиобашням. В высотных сооружениях композиционно выявляется ведущая роль вертикальной координаты с помощью соответствующей системы членений и их пропорциональной согласованности.
Слайд 21: Высотная композиция
В архитектуре прошедших веков ведущим приемом гармонизации высотного объема служило его членение на ярусы, массивность которых убывала по высоте, а высоты ярусов пропорционально согласовывались с учетом перспективных искажений их действительных размеров при восприятии композиции с основных точек зрения.
Слайд 22: Глубинная или глубинно-пространственная композиция
В основе художественного облика этой композиции – расстановка объемов в пространстве, где пространство преобладает над элементами, а зритель воспринимает этот облик целиком.
Слайд 23: Глубинная или глубинно-пространственная композиция
Композиция отличается развитием преимущественно по глубинной координате. Ее применяют в целях организации продольно-осевых пространств в градостроительстве или интерьеров анфиладного типа. В градостроительстве характерно ее применение для обеспечения архитектурного единства относительно узких продольно-осевых уличных пространств, ориентированных на расположенный в глубине этого пространства главный объект. Для усиления единства композиции фасады зданий обстраивающих улицу проектируют одинаковыми элементами.
Слайд 24: Глубинная или глубинно-пространственная композиция
Такое композиционное построение может относиться как к одному, так и к группе зданий. Существует два основных вида глубинного пространства: внутреннее(интерьер) и внешнее(архитектура ансамблей).
Слайд 25: Ансамбль в архитектуре
Ансамбль в архитектуре - совокупность зданий и прилегающей среды, приведенная к единству и получившая определенный художественный облик. Ансамбли бывают городские, загородные и парковые
Слайд 26: Типы Пространственные композиции ансамблей
- глубинно-пространственная перспектива, которая может раскрываться вдоль вытянутой площади, вдоль улицы, бульвара, канала, реки и т. п. - замкнутое пространство, ограниченное зеленью или застройкой. К этому виду композиции ансамбля относятся городские и парковые площади, внутриквартальные и внутризаводские пространства и площади; - свободное пространство без строгих границ, в котором здания располагаются таким образом, что они не образуют строго определенных линейных границ площади или улицы ; - панорама, к которой относятся панорамы набережных, а также панорамы,раскрывающиеся с высоких точек зрения внутри самого города или поселка.
Слайд 27: глубинно-пространственная перспектива
Эта перспектива может начинаться с композиционно главного элемента либо приводить к нему; или все пространство, охватываемое перспективой, может быть главным элементом по отношению к окружающему
Слайд 28: Замкнутое пространство
К этому виду композиции ансамбля относятся городские и парковые площади,
Слайд 29: Свободное пространство
В этом случае элементом, определяющим пространственную среду, служат природные границы или периметральные
Слайд 30: панорама
В этого рода ансамблях большое значение приобретают силуэт застройки и высотные сооружения.
Последний слайд презентации: Композиция в архитектуре: панорама
Один из основных приемов построения архитектурного ансамбля - постановка его композиционных узлов: зданий, выделяющихся в застройке своим масштабом, композицией или являющихся историческими памятниками архитектуры; монументов, посвященных важным событиям и видным деятелям. Крупными композиционными узлами в ансамбле городской застройки могут быть центры площадей. Александровская колонна на Дворцовой площади Санкт- Петербурга