Конек-горбунок Композитор – Р.К. Щедрин Либретто - В. Вайнонен  и П — презентация
logo
Конек-горбунок Композитор – Р.К. Щедрин Либретто - В. Вайнонен  и П
  • Конек-горбунок Композитор – Р.К. Щедрин Либретто - В. Вайнонен  и П. Маляревский Хореография - А. Радунский
  • Родион Константинович Щедрин    1932 г, Москва
  • Пролог
  • 1 действие
  • 2 действие
  • 3 действие
  • 4 действие
  • Эпилог
  • Премьера
1/9

Первый слайд презентации: Конек-горбунок Композитор – Р.К. Щедрин Либретто - В. Вайнонен  и П. Маляревский Хореография - А. Радунский

Балет в 4 действиях, 8 картинах с прологом и эпилогом 1960 г, Москва В основе сценария – одноименная сказка П. Ершова Партитуру балета «Конёк-Горбунок» Родион Щедрин посвятил великой балерине Майе Плисецкой, которая впоследствии стала его женой. Следует заметить, что знакомство композитора и балерины состоялось именно на репетициях «Конька-Горбунка».

Изображение слайда

Слайд 2: Родион Константинович Щедрин    1932 г, Москва

Советский и российский композитор, пианист, музыкальный педагог, общественный деятель. Народный артист СССР (1981), лауреат Государственных премий СССР и РФ. Родился в семье музыканта. Годы отрочества пришлись на Великую Отечественную войну. Из ЦМШ его не раз отчислялся из-за поведения – дважды убегал на фронт. Поэтому его отправили в Московское хоровое училище с полуармейской дисциплиной. В 1950 году Щедрин поступил в Московскую консерваторию на два факультета – фортепианный и композиторский и успешно окончил оба. А в 1959 г закончил и аспирантуру. Еще в годы учебы много сочинял в разных жанрах и успешно формировал собственный стиль, опирающийся на русский фольклор. Еще 4-курсником стал членом Союза композиторов! В 1955 году Родион Щедрин во время работы над балетом «Конек-горбунок» познакомился с молодой балериной Майей Плисецкой. Майя Михайловна стала не только единственной спутницей жизни композитора, но и главной музой – специально для нее Родион Константинович написал несколько балетов, посвящал ей многие другие произведения. Сегодня Родион Щедрин практически единственный современный российский композитор, широко известный за пределами страны и занимающий место в центре мировой музыкальной культуры. Не примкнув ни к каким общепризнанным стилям и направлениям, он имеет свой музыкальный образ, в основе которого русское искусство – как классическое, так и народное.

Изображение слайда

Слайд 3: Пролог

Вечер. Поле возле деревни. По небу плывут тучи. Пшеница на поле помята и вытоптана. У поля стоит убитый горем старик-крестьянин. Надо найти разбойника, вытоптавшего поле, сгубившего урожай и разорившего всю крестьянскую семью! Деревенская изба.  Воскресный день. Братья Гаврила и Данила собираются на гулянку. Иван тоже хотел бы пойти с ними, но младшего брата оставляют дома — пусть сидит на печи. От скуки он начинает играть на дудочке. У окна собираются деревенские ребятишки. Иван зовет их в избу, потешает, учит плясать. Вернувшись, братья выгоняют ребят и бранят Ивана. С поля возвращается старик отец. Он просит сыновей найти злого врага, уничтожившего урожай пшеницы. Вооружившись топорами и вилами, братья идут в дозор. Иван, взяв краюху хлеба, тихонечко отправляется вслед за ними.

Изображение слайда

Слайд 4: 1 действие

Ночное поле.  Братья, выпив для храбрости, засыпают. Из-за куста выглядывает Иван. Увидев спящих, он сам встает на караул. Неожиданно налетает вихрь, и перед Иваном появляется чудо-кобылица. Он хватает ее за хвост и садится верхом. Кобылица, как ни старается, не может сбросить седока. Она просит Ивана отпустить ее на волю, обещая выкуп. Иван отпускает ее. Кобылица дарит ему двух златогривых коней и впридачу маленького Конька-Горбунка с аршинными ушами. Небо светлеет. Это прилетели жар-птицы. Одна из них роняет перо. Иван устремляется за сверкающим перышком. Крадучись и озираясь, появляются Данила и Гаврила. Они видят коней и уводят их с собой — продавать в град-столицу. Возвращается Иван. Как ни предостерегает его Конек не брать с собой пера Жар-птицы, Иван не слушает. Заметив пропажу коней, Иван горько плачет. Конек предлагает отправиться в погоню за похитителями. Базарный день в столице.  Толпы гуляющих. Братья с конями становятся в конный ряд, вызывая всеобщее изумление. Появляется царь со свитой и хочет купить чудо-коней. Тут вбегает Иван и объясняет, что хозяин он. Царь покупает коней, но его конюшенный не может управиться с ними. Тогда царь назначает конюшенным Ивана, а своего переводит в спальники. Новый спальник недоволен и клянется отомстить Ивану, занявшему его место.

Изображение слайда

Слайд 5: 2 действие

Жаркий летний день.  Царь сидит в своей светлице. Главная мамка кормит его с ложечки. Сенные девушки овевают царя платками, оберегая от зноя. Царский спальник, подсматривая за Иваном, замечает перо Жар-птицы. Когда Иван засыпает, он крадет перо и приносит царю с доносом на конюшенного. Царь восхищен красотой пера. Нечаянно он прикасается им к стене — и тут же оживают нарисованные на ней жар-птицы. Под волшебным пером оживает и сходит со стены красавица Царь-девица. Царь без памяти влюбляется в нее, но красавица исчезает. По совету спальника царь посылает Ивана привести ему Царь-девицу. Конек-Горбунок обещает помочь другу. Серебряная гора на берегу моря.  Сюда каждую ночь приплывает Царь-девица. С помощью Конька Ивану удается ее схватить. Он поражен ее красотой. Царь-девица тоже не налюбуется Иваном. Конек усыпляет красавицу, и все отправляются в обратный путь.

Изображение слайда

Слайд 6: 3 действие

Царь с нетерпением ждет  возвращения Ивана. Бояре усердно смотрят в подзорную трубу. Появляется Иван со спящей Царь-девицей. Царь лихорадочно прихорашивается. Просыпается Царь-девица. Потерявший от любви голову царь хочет немедленно жениться, но красавица требует достать сначала со дна морского ее перстень. Царь приказывает Ивану раздобыть перстень. Иван горюет, не зная, как справиться с новым поручением. Конек берется помочь и в этой беде. Иван опускается на дно моря-океана.  Морская царевна показывает Ивану чудеса подводного царства. Медузы, кораллы, морские коньки развлекают гостя. Однако никто не знает, где перстень Царь-девицы. Морская царевна зовет на помощь всезнающего ерша-забияку. Ерш вытаскивает из песка ларец с перстнем. Иван благодарит всех и поднимается на поверхность.

Изображение слайда

Слайд 7: 4 действие

Во дворце все готово к свадьбе.  Только Царь-девица не рада. Она грустит, вспоминая Ивана. А вот и он сам, в руках его — перстень. Царь передает перстень красавице и тут же хочет идти с ней к венцу. Но Царь-девица смеется над стариком и предлагает ему помолодеть, искупавшись в котле с кипящим молоком. Царь в страхе. Спальник нашептывает ему, что надо сперва искупать Ивана. Царь зовет Ивана и приказывает ему прыгнуть в котел. Конек-Горбунок снова приходит другу на выручку. Он ворожит над котлом, после чего Иван смело ныряет в кипящее молоко. Выходит он оттуда чудо-красавцем. Следом прыгает в котел царь и исчезает там.

Изображение слайда

Слайд 8: Эпилог

Площадь перед царскими хоромами. Народ приветствует Ивана и Царь-девицу,  водит вокруг них величальные хороводы. Свадьба Ивана и Царь-девицы. Пожелав всем счастья, Конек-Горбунок улетает.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Конек-горбунок Композитор – Р.К. Щедрин Либретто - В. Вайнонен  и П: Премьера

Премьера балета с большим успехом состоялась 4 марта 1960 года в Большом театре в Москве. Балет много ставили в разных городах по всему СССР и за рубежом. В 1962 г по нему сняли фильм-балет.

Изображение слайда

Похожие презентации

Ничего не найдено