Конкуренция и монополия — презентация
logo
Конкуренция и монополия
  • Конкуренция и монополия
  • Типы рыночных структур
  • Конкуренция (от лат. слова " конкурере " - столкновение)
  • Основные условия возникновения конкуренции :
  • Функции конкуренции:
  • Формы конкуренции:
  • По методам ведения различают:
  • Конкуренция и монополия
  • Основные рыночные структуры (модели рынка):
  • А) Монополистическая конкуренция -
  • Б) Олигополия (от греческого " олиго " - немногие и " полео " - продаю) -
  • В) Чистая монополия
  • Классификация монополий
  • Рынок монополизирован, если:
  • Конкуренция и монополия
  • Конкуренция и монополия
  • Конкуренция в рыночной экономике
  • Конкуренция и монополия
  • Ценовая дискриминация
  • Типы ценовой дискриминации
  • Конкуренция и монополия
  • Конкуренция и монополия
  • Антимонопольное законодательство и государственное регулирование.
  • Государственная политика РФ по поддержке и защите конкуренции
  • Конкуренция и монополия
  • Прямые методы антимонопольной политики:
  • Косвенные методы антимонопольной политики:
  • Конкуренция и монополия
1/28

Первый слайд презентации: Конкуренция и монополия

Изображение слайда

Слайд 2: Типы рыночных структур

Рыночная структура – описание характеристик рынка, возможная комбинация его характерных признаков. Рыночную структуру определяют факторы, способные повлиять на цены и объёмы продаж. К ним относят: Число продавцов и покупателей; Размеры фирм; Вид товара; Уровень конкуренции; Доступность информации о товарах и услугах; - Наличие препятствий для входа на рынок новых игроков и др. Типы рыночных структур

Изображение слайда

Слайд 3: Конкуренция (от лат. слова " конкурере " - столкновение)

- это соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Изображение слайда

Слайд 4: Основные условия возникновения конкуренции :

Полная хозяйственная (экономическая) обособленность каждого товаропроизводителя Зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка Противостояние другим производителям в борьбе за покупательский спрос.

Изображение слайда

Слайд 5: Функции конкуренции:

Регулирующая воздействие на предложение в целях установления оптимального соответствия спросу; Адаптационная рациональное приспособление предприятий к экономическим условиям, что приводит к расширению сферы деятельности; Инновационная опирается на достижение НТП. Распределительная воздействует на распределение национального продукта среди потребителей. Контролирующая призвана не допустить монопольного диктата одних участников рынка над другими.

Изображение слайда

Слайд 6: Формы конкуренции:

внутриотраслевая - между производителями одной отрасли за повышение доли на рынке, за лучшие условия производства и сбыта; межотраслевая - между производителями различных отраслей за наиболее выгодные сферы вложения капитала.

Изображение слайда

Слайд 7: По методам ведения различают:

Ценовая конкуренция – производитель снижает цену (снижение цены происходит как на основе уменьшения издержек производства, так и путем установления монопольно низкой цены на продукцию.) Неценовая конкуренция за счёт: повышения технического уровня и качества продукции; выпуска новой продукции; создания товаров-заменителей; предложения послепродажного обслуживания; рекламы.

Изображение слайда

Слайд 8

Изображение слайда

Слайд 9: Основные рыночные структуры (модели рынка):

1. Совершенная конкуренция – тип рыночной структуры, когда многочисленные, независимо действующие производители продают однородную или стандартизированную продукцию, причём ни один из них не может контролировать рыночную цену. 2. Несовершенная конкуренция – рыночная структура, в котором не выполняется хотя одно из условий совершенной конкуренции.

Изображение слайда

Слайд 10: А) Монополистическая конкуренция -

- это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, но не идентичные стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества. Дуопсония - рыночная структура, при которой на рынке имеется лишь два покупателя, но много продавцов.

Изображение слайда

Слайд 11: Б) Олигополия (от греческого " олиго " - немногие и " полео " - продаю) -

- это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, и каждая из них способна самостоятельно оказывать влияние на рыночную цену. Дуополия - рыночная ситуация, при которой на рынке функционируют лишь два производителя. Олигопсония – на рынке товаров и услуг существует небольшое число крупных покупателей, которые контролируют большую часть спроса на товар или услугу.

Изображение слайда

Слайд 12: В) Чистая монополия

- это рынок, на котором функционирует только один продавец, контролирующий объём предложения и влияющий на цену. Монопсония - рынок, на котором множеству продавцов противостоит один покупатель. (гос.заказчик – единственный покупатель на определенном рынке) ( ГК «Ростех»).

Изображение слайда

Слайд 13: Классификация монополий

Естественная монополия Искусственная монополия Случайная монополия Состояние рынка, при котором фирмы обладают редкими и свободно не возобновимые элементами производства (редкие металлы, особые земельные участки и т.п.) Возникает на основе сговора или подавления конкурентов, определяют объемы выпуска продукции, рынки сбыта, устанавливают цены. Результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением, то есть поиска рыночной ниши

Изображение слайда

Слайд 14: Рынок монополизирован, если:

на долю одного продавца приходится 33%; на долю трех - 50%; на долю пяти - 66,6% рыночного оборота (всего объема продаж на конкретном рынке).

Изображение слайда

Слайд 15

Формы монополистических союзов: Картель – его участие договариваться между собой о разделе рынков, производственных квотах, уровнях цен. Синдикаты – организуют совместный сбыт продукции и закупки сырья в определенном количестве и по определенной цене. 3) Тресты – входящие в него предприятия объединяются под единым управлением.

Изображение слайда

Слайд 16

4) Концерны – это крупный многоотраслевой комплекс, в который входят промышленные, торговые, банковские и др. предприятия, которые часто разбросаны по всему миру. 5) Холдинг – это головная компания, которая сосредотачивает у себя акции участников концерна и благодаря этому влияющая на их деятельность.

Изображение слайда

Слайд 17: Конкуренция в рыночной экономике

Прямая ( конкурируют организации, предлагающие одинаковые товары или услуги) Косвенная (конкурируют организации, предлагающие схожие товары или услуги) Добросовестная (конкуренция между организациями основана на честности, законности, этичности Недобросовестная (конкуренция между организациями построена на использовании незаконных методов конкурентной борьбы)

Изображение слайда

Слайд 18

Изображение слайда

Слайд 19: Ценовая дискриминация

- Это практика установления разных цен на один и тот же товар для различных групп потребителей

Изображение слайда

Слайд 20: Типы ценовой дискриминации

временная (цены на продукты в первой половине и во второй половине дня); пространственная (цены на один и тот же товар в центре города и на окраине); в зависимости от социального статуса (цены, тарифы для пенсионеров и работающих); в зависимости от объема приобретаемых благ (цена на одно изделие или на несколько одинаковых).

Изображение слайда

Слайд 21

Признаки Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция Монополисти-ческая конкуренция Олигополия Монополия Число продавцов Очень много Много Несколько (до 12) Один Тип продукции Однородная и стандартизиро-ванная Дифференциро-ванная Однородная и дифференциро-ванная Уникальная Влияние на цену - + + + Условия вступления в отрасль Свободное Легкое Ограниченный вход Заблокирован Доступность информации Полная Частично ограниченная Ограниченная Информация отсутствует Использование неценовых методов конкуренции - Присутствует Широко используется Поддержание имиджа фирмы Примеры Продукция с.х. Обувь, мебель и т.д. Авто, нефть, сотовая сеть и т.д. Газ, ЖКХ, Мосгортранс и т.д.

Изображение слайда

Слайд 22

1. Положительные: - Снижение издержек; - Повышению качества продукции; Быстрое внедрение НТП; Гибкое приспособление к спросу; Препятствие к завышению цен. 2. Отрицательные: Жёсткие условия конкуренции; Чрезмерная эксплуатация ресурсов; Высокие затраты (реклама, упаковка, товарные знаки и т.п.) Экологические нарушения.

Изображение слайда

Слайд 23: Антимонопольное законодательство и государственное регулирование

Антимонопольное регулирование- это система нормативных правовых актов, направленная на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять свободную конкуренцию и контролировать цены.

Изображение слайда

Слайд 24: Государственная политика РФ по поддержке и защите конкуренции

В России антимонопольную политику осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС России): Контролирует соблюдение законодательства о конкуренции и монополии; Проводит расследования нарушений антимонопольного законодательства и выносит решения по из результатам; Проводит анализ рынков и определяет наличие монопольного или доминирующего положения на рынке; Контролирует деятельность крупных организаций; Разрабатывает и предлагает изменения в антимонопольное законодательство для улучшения конкуренции на рынке Работа по защите конкуренции проводится ФАС России вместе с Прокуратурой РФ, Следственным комитетом РФ, МВД России, ФСБ России и Росфинмониторингом.

Изображение слайда

Слайд 25

Изображение слайда

Слайд 26: Прямые методы антимонопольной политики:

- Установление верхнего и нижнего уровня цен на продукцию ("потолок цен" не более такого-то, не менее такого-то); Установление предельного темпа роста цен; Установление предельного уровня нормы прибыли.

Изображение слайда

Слайд 27: Косвенные методы антимонопольной политики:

поощрение создания товаров-заменителей; поддержка среднего и малого бизнеса (упрощение процедуры регистрации, налоговые льготы, субсидии, кредитование); предоставление государственных заказов среднему и малому бизнесу; привлечение иностранных инвестиций, зон свободной торговли; финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Конкуренция и монополия

Изображение слайда

Похожие презентации

Ничего не найдено