Первый слайд презентации: Конкурсное испытание «Урок»
Дементьева Е.В., зав. Отделом развития общего образования, к.б.н.
Слайд 2: Цель
Цель конкурсного испытания – демонстрация конкурсантом профессиональных компетенций в области планирования, проведения и анализа урока как основной формы организации образовательного процесса и учебной деятельности обучающихся.
Слайд 3: Формат, общие условия:
1. Уроки проводятся в общеобразовательной организации. 2. Тема урока определяется в соответствии с календарно-тематическим планированием и рабочей программой по предмету, или тема произвольная. 3. Возрастная группа обучающихся (класс) выбирается по усмотрению конкурсанта.
Слайд 4: Регламент
1. Методический пролог – 10 минут. 2. Проведение урока – 35 минут. 3. Самоанализ урока и ответы на вопросы членов жюри (экспертов) – до 5 минут.
Слайд 5: Методический пролог
Учитель дает обоснование применения методических подходов, приемов и технологий в соответствии с заявленной темой и целевыми ориентирами урока. При этом учитываются направления государственной образовательной политики, вызовы времени и социокультурные тенденции развития образования ( методическая концепция ). В основе подходов – система убеждений, которая влияет на постановку целей в педагогическом процессе учителя и понимание им целей учеников. Убеждения, ценности общие (о жизни, о природе, о человеке) и частные, профессиональные (об учебном процессе, об учениках, о школе). Убеждения учителя в совокупности определяют подбор им методик обучения.
Слайд 6: Критерии методического пролога
Актуальность представленной педагогической концепции и методики: методические основания организации процесса обучения и воспитания в соответствии с направлениями государственной образовательной политики; учет в своей педагогической деятельности вызовов времени и социокультурных тенденций развития образования; анализ конкретных запросов разных групп участников образовательных отношений при выборе методического инструментария. Результативность представленной педагогической концепции и методики: обоснование результативности и продуктивности при использовании разных методов преподавания и воспитания; демонстрация в презентации своего педагогического опыта эффективной методической/воспитательной практики, направленной на поддержку мотивации и интереса обучающихся/на воспитание личности.
Слайд 7
Научная корректность: опирается на корректные теоретические основы при демонстрации своего педагогического опыта; точно использует профессиональную терминологию и владеет современным понятийным аппаратом педагогики и психологии. Методическая грамотность (в том числе в использовании электронных средств обучения): обосновывает целесообразность применяемых методов и приемов при представлении своего педагогического опыта; демонстрирует понимание основ проектирования образовательного/воспитательного процесса и подходов к оцениванию его результатов; проявляет рефлексивное отношение к своей педагогической деятельности и профессиональному развитию; демонстрирует умение использовать электронные средства для решения разного круга педагогических задач. Коммуникативная (в том числе информационная и языковая культура): выбирает целесообразные методические подходы при работе с разными источниками информации (в том числе с электронными образовательными ресурсами); демонстрирует умение методически обоснованно выбирать разные стратегии взаимодействия с обучающимися; эффективно и обосновано использует вербальные и невербальные средства коммуникации; не допускает в речи ошибок (орфоэпических, лексических, грамматических); точно и акцентированно отвечает на вопросы экспертов.
Слайд 8: Критерии оценки конкурсного испытания «Урок» (макс. – 16 баллов)
соответствие урока методической концепции конкурсанта; глубина понимания предметного содержания; методическая грамотность; психолого-педагогическая грамотность и поддержка учебной мотивации; творческий подход к решению профессиональных задач; коммуникативная и речевая культура; целеполагание и результативность; рефлексия проведенного урока (самоанализ).
Слайд 9: Урок: целеполагание
1. Целеполагание – постановка целей и задач. Цель должна быть: реальна, достижима, конкретна, т.е. контролируема; сформулирована продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием образовательного результата; соотносима с типом и содержанием урока; личностно ориентирована.
Слайд 10: Как правильно ставить цели (учебные задачи) на уроке вместе с учениками?
Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная. Приемы целеполагания: 1. Визуальные: тема-вопрос, работа над понятием, ситуация яркого пятна, исключение, домысливание, проблемная ситуация. 2. Аудиальные: подводящий диалог, собери слово, исключение, проблема предыдущего урока.
Слайд 11: Мотивирование
Когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.
Слайд 12: Глубина предметного содержания
Конкурсант ориентируется на цели, задачи и планируемые результаты при отборе учебного материала и проведении урока; акцентирует внимание на смысловых и ценностных аспектах содержания; использует межпредметные связи; показывает практическую ценность предметного содержания; демонстрирует глубокое понимание предметного содержания и профессиональный кругозор. Глубина предметного содержания
Слайд 13: Методическая грамотность
чётко организует работу на занятии с оптимальным объемом учебной информации; целесообразно применяет педагогические технологии (в том числе ИКТ); демонстрирует преемственность своих методических принципов и теоретических разработок с практикой организации и проведения урока. Методическая грамотность
Слайд 14: Психолого-педагогическая грамотность
учитывает возрастные и социокультурные особенности обучающихся; создает на занятии мотивирующую и доброжелательную образовательную среду; реализует здоровьесберегающие подходы, использует приемы снятия напряжения и смену видов учебной деятельности.
Слайд 15: Творческий подход к решению профессиональных задач
стимулирует познавательный интерес, творческую и исследовательскую активность обучающихся; создает на уроке целесообразные проблемные ситуации, ситуации выбора и принятия решений; демонстрирует педагогическую гибкость, готовность к импровизации, способность вносить оптимальные коррективы в проведении урока; адекватно использует свои авторские разработки и творчески перерабатывает существующие педагогические разработки.
Слайд 16: Целеполагание и результативность
использует эффективные педагогические подходы для достижения личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов; соотносит цели, задачи и планируемые результаты при организации учебной активности; поддерживает осознанное отношение к познавательной деятельности; поддерживает достижение индивидуального образовательного результата и личную учебную успешность обучающихся, обеспечивая достижение результата урока; помогает обучающимся проявлять свою самостоятельность и индивидуальность; целесообразно и точно использует разные способы оценивания образовательных результатов и способствует развитию рефлексивной культуры обучающихся.
Слайд 17: Коммуникативная и речевая культура
учитывает в коммуникации возрастные и поведенческие особенности обучающихся; целесообразно использует разные средства общения, адекватную визуализацию и эффективные способы коммуникации на уроке, демонстрируя высокий уровень речевой культуры; использует чёткие понятные учебные инструкции и разные способы обратной связи на уроке; поддерживает разные способы взаимодействия обучающихся и учебной кооперации; успешно преодолевает коммуникационные барьеры, использует вопросы на понимание, развивает умение формулировать вопросы и способствует развитию речевой культуры обучающихся.
Слайд 18: Рефлексия проведенного урока (самоанализ)
проводит грамотную и разностороннюю рефлексию по итогам урока; дает четкие смысловые комментарии по проведенному уроку, показывая способность отделять значимое от второстепенного; соотносит использованные на уроке методы и приёмы с поставленной целью, задачами и достигнутыми результатами; обоснованно показывает взаимосвязь проведенного занятия с методическими принципами, представленными на методическом прологе; отвечает на вопросы членов жюри точно, содержательно, грамотно и адекватно, демонстрирует понимание смысла своей педагогической деятельности.
Слайд 19: Самоанализ на основе рефлексивных вопросов
Какая цель стояла при изучении темы урока? Какую главную проблему решали дети, изучая тему? Какие результаты были получены? С помощью каких средств достигались результаты? Как мы увидим, что результаты достигнуты на занятии? С помощью какого инструмента проверили? В какой степени они достигнуты? Какие возникли сложности? Почему? Как они преодолевались? Что можно было бы изменить в ходе урока, если проводить его снова?