Конституция Российской Федерации как основной закон страны : — презентация
logo
Конституция Российской Федерации как основной закон страны :
  • Конституция Российской Федерации как основной закон страны :
  • Конституция РФ, как основной закон страны.
  • Конституция РФ, как основной закон страны.
  • 1. Понятие и особые юридические свойства
  • 1. Понятие и особые юридические свойства
  • 1. Понятие и особые юридические свойства
  • 1. Понятие и особые юридические свойства
  • 1. Понятие и особые юридические свойства
  • Конституция Российской Федерации как основной закон страны :
  • Конституция Российской Федерации как основной закон страны :
  • Конституция Российской Федерации как основной закон страны :
  • Конституция Российской Федерации как основной закон страны :
  • 2. Внешняя форма и структура Конституции РФ
  • Конституция Российской Федерации как основной закон страны :
  • Стандартный ( “ усредненный ” ) вид структуры конституций
  • Конституция Российской Федерации как основной закон страны :
  • Конституция Российской Федерации как основной закон страны :
  • Конституция Российской Федерации как основной закон страны :
  • Конституция Российской Федерации как основной закон страны :
  • Конституция Российской Федерации как основной закон страны :
  • Конституция Российской Федерации как основной закон страны :
  • Конституция Российской Федерации как основной закон страны :
  • 3. Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ
  • Конституция Российской Федерации как основной закон страны :
  • Конституция Российской Федерации как основной закон страны :
  • Конституция Российской Федерации как основной закон страны :
  • Конституция Российской Федерации как основной закон страны :
  • Конституция Российской Федерации как основной закон страны :
  • Принятые поправки к Конституции РФ
  • Порядок пересмотра Конституции РФ (ст.ст. 134-135)
  • Конституция Российской Федерации как основной закон страны :
  • Конституция Российской Федерации как основной закон страны :
  • Конституция Российской Федерации как основной закон страны :
  • Конституция Российской Федерации как основной закон страны :
  • Конституция Российской Федерации как основной закон страны :
  • Ст. 65 Конституции РФ (определяет состав Российской Федерации)
  • Конституция Российской Федерации как основной закон страны :
  • Конституция Российской Федерации как основной закон страны :
  • Конституция Российской Федерации как основной закон страны :
  • Конституция Российской Федерации как основной закон страны :
  • Конституция Российской Федерации как основной закон страны :
  • Конституция Российской Федерации как основной закон страны :
  • Конституция Российской Федерации как основной закон страны :
  • Конституция Российской Федерации как основной закон страны :
  • Значимые для России события и даты (1990 – 2002гг. )
  • Спасибо за внимание!
1/46

понятие, особые юридические свойства, форма, порядок принятия и изменения

Изображение слайда

Вопросы темы : Понятие и особые юридические свойства Конституции РФ. Внешняя форма и структура Конституции РФ. Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ. Иные изменения в Конституции РФ.

Изображение слайда

1. Понятие и особые юридические свойства Конституция РФ – это Основной закон страны, представляющий собой систему правовых норм, обладающих высшей юридической силой и регулирующий общественные отношения, в которых закреплены основы конституционного строя, правового статуса личности, государственно – территориального устройства страны, организации и функционирования органов государственной власти и местного самоуправления. Конституция РФ, как основной закон страны.

Изображение слайда

Демонстрируют отличие Конституции от других законов

Изображение слайда

Слайд 5: 1. Понятие и особые юридические свойства

Народ Российской Федерации Специальный учредительный орган – Конституционное Собрание РФ

Изображение слайда

Слайд 6: 1. Понятие и особые юридические свойства

Изображение слайда

Слайд 7: 1. Понятие и особые юридические свойства

Изображение слайда

Слайд 8: 1. Понятие и особые юридические свойства

это ее правовые признаки, как главного, основного закона страны

Изображение слайда

Слайд 9

1. Понятие и особые юридические свойства

Изображение слайда

Слайд 10

Высшая юридическая сила в формальном смысле Высшая юридическая сила в материальном смысле Означает, что ни один закон не должен противоречить Конституции по форме, должен соответствовать “ букве ” Конституции. Она проявляется в том, что : Все законы должны приниматься только установленными Конституцией РФ органами и только по определенной ею процедуре ; Нормы Конституции всегда, безусловно имеют перевес (преимущество) над положениями иных законов. Означает, что ни один закон не должен противоречить Конституции по содержанию, по существу, должен соответствовать “ духу ” Конституции 1. Понятие и особые юридические свойства Любой закон, не соответствующий Конституции либо по форме, либо по содержанию, признается не действительным, утрачивает юридическую силу и не подлежит применению

Изображение слайда

Слайд 11

1. Понятие и особые юридические свойства

Изображение слайда

Слайд 12

1. Понятие и особые юридические свойства Стабильность и долговечность Конституции РФ

Изображение слайда

Слайд 13: 2. Внешняя форма и структура Конституции РФ

Определенный способ организации и выражения конституционных норм, входящих в содержание Основного закона страны

Изображение слайда

Слайд 14

2. Внешняя форма и структура Конституции РФ П Р И З Н А К И В Н Е Ш Н Е Й Ф О Р М ы

Изображение слайда

Слайд 15: Стандартный ( “ усредненный ” ) вид структуры конституций

2. Внешняя форма и структура Конституции РФ В нашей Конституции нет : 1) Дополнительных положений 2) Приложений Элементы структуры юридической конституции

Изображение слайда

Слайд 16

В Конституции России отсутствуют дополнительные положения Если же они есть в конституциях как элемент их структуры, то в них содержатся либо толковательные нормы, разъясняющие отдельные положения основной части конституции (основное предназначение дополнительных положений), либо отдельные исключения из общих правил, установленных в основной части конституции. Вопрос: Почему в Конституции России нет дополнительных положений?

Изображение слайда

Слайд 17

Как приложение к Конституции РСФСР 1978 года можно рассматривать Федеративный договор от 31 марта 1992 г. ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР - Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ. Фактически представляет собой 3 договора: Договор "О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ", Договор "О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга РФ" и Договор "О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти автономной области, автономных округов в составе РФ". 10 апреля 1992 года VI Съезд народных депутатов РФ одобрил Ф.д. и включил его содержание в текст Конституции РСФСР 1978 г. Принятие Конституции РФ 1993 г. и одновременное прекращение действия Конституции 1978г. юридически не означало прекращения действия Ф.д. Частью 3 ст.11 Конституции РФ установлено, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов осуществляется, помимо Конституции РФ, Федеративным и иными договорами. Положения Ф.д. в этой части, с некоторыми изменениями были включены в текст Конституции РФ. Все остальные положения Ф.д. согласно ч. 4 п. 1 раздела второго Конституции РФ действуют в части, не противоречащей Конституции РФ.

Изображение слайда

Слайд 18

2. Внешняя форма и структура Конституции РФ

Изображение слайда

Слайд 19

2. Внешняя форма и структура Конституции РФ

Изображение слайда

Слайд 20

2. Внешняя форма и структура Конституции РФ

Изображение слайда

Слайд 21

Переходные положения ст. 22 ч.2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. п. 6 Впредь до введения в действие федерального закона, устанавливающего порядок рассмотрения дел судом с участием присяжных заседателей, сохраняется прежний порядок судебного рассмотрения соответствующих дел. До приведения уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями настоящей Конституции сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления. 2. Внешняя форма и структура Конституции РФ УПК РФ вступил в силу 1 июля 2002 года

Изображение слайда

Слайд 22

п.6 переходных положений и ст.22 ч.2 Конституция РФ предусматривает принятие специального федерального закона, которым будет установлен порядок рассмотрения дел судом с участием присяжных заседателей. До введения его в действие сохраняется существующий порядок судебного рассмотрения соответствующих дел. Сохранен прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, до внесения соответствующих изменений в уголовно-процессуальное законодательство. В настоящее время арест, заключение и содержание под стражей допускаются только по судебному решению (до судебного решения лицо может быть задержанным на срок не более 48 часов) 2. Внешняя форма и структура Конституции РФ Пример из УПК РФ (ст. 94 ч.2) По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания в порядке, предусмотренном п.3 ч.7 ст.108 УПК РФ УПК РФ вступил в силу 1 июля 2002 года

Изображение слайда

Слайд 23: 3. Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ

Существуют также изменения в ст. 65

Изображение слайда

Слайд 24

3. Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ

Изображение слайда

Слайд 25

Федеральный закон от 04.03.1998 N 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» Определяет в каких правовых актах содержатся положения о тех или иных порядках и условиях внесения, принятия, одобрения и вступления в силу различных видов изменений (поправки, пересмотр, изменения в ст. 65 Конституции РФ) – статья 1 Ключевым актом, относящимся к различным видам изменений в Конституции России, является:

Изображение слайда

Слайд 26

Федеральный закон от 04.03.1998 N 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» в статье 1 (Предмет регулирования настоящего Федерального закона) в п.1. определяет, что он устанавливает в соответствии со статьями 108, 134, 136 Конституции Российской Федерации порядок и условия внесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации. п.2. Порядок внесения и принятия предложений о пересмотре положений глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации устанавливается в соответствии со статьей 135 Конституции Российской Федерации Федеральным конституционным законом о Конституционном Собрании и Федеральным конституционным законом о референдуме Российской Федерации. Порядок внесения изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации устанавливается статьей 137 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом о порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации. С Т А Т Ь Я П Е Р В А я

Изображение слайда

Слайд 27

Порядки внесения разных видов изменений в Конституцию РФ различаются и определяются следующими нормативно-правовыми актами: Конституцией Российской Федерации Федеральным законом о порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации Федеральным конституционным законом о Конституционном Собрании Федеральным конституционным законом о референдуме Российской Федерации поправки изменения в ст. 65 пересмотр

Изображение слайда

Слайд 28

Принятие поправок представляет собой процесс, состоящий из ряда стадий (ст.ст. 134,136) : 3. Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ

Изображение слайда

Слайд 29: Принятые поправки к Конституции РФ

3. Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ Принятые поправки к Конституции РФ

Изображение слайда

Слайд 30: Порядок пересмотра Конституции РФ (ст.ст. 134-135)

3. Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ При проведении референдума Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более 50% избирателей, принявших участие в голосование, при условии, что в нем приняло участие более 50% избирателей страны 1 2 3

Изображение слайда

Слайд 31

Порядок внесения и принятия предложений о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации устанавливается в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 135) Федеральным конституционным законом о Конституционном Собрании Федеральным конституционным законом о референдуме Российской Федерации Пересмотр Конституции может осуществляться либо Конституционным Собранием, либо на всенародном референдуме. О каждом из них (о Конституционном Собрании РФ, о Референдуме РФ) или предусматривается принятие или уже принят соответствующий федеральный конституционный закон, который непосредственно и устанавливает соответствующий порядок внесения и принятия предложений о пересмотре положений глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации. Федеральный закон от 04.03.1998 N 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации«

Изображение слайда

Слайд 32

1) порядок внесения изменений в ст. 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав РФ. Этот порядок устанавливается - статьей 137 Конституции Российской Федерации - Федеральным законом от 04.03.1998 N 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" Изменения в ст.65 вносятся после того, как произошли изменения в составе РФ. 2) порядок изменения состава Российской Федерации. Состав Российской Федерации – это конкретный перечень субъектов РФ в содержании ст.65 Конституции. Этот порядок устанавливается - Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 N 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" Изменения в составе РФ могут быть следующие : -принятие в РФ нового субъекта РФ; -образование в составе РФ нового субъекта РФ; -изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ; -изменение наименования субъекта РФ. Следует различать!

Изображение слайда

Слайд 33

Статья 65 Конституции РФ …2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Статья 137 1. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. Это Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 N 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" Например, Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. N 1-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа"

Изображение слайда

Слайд 34

Комментарий : следует различать Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 N 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" (устанавливает сам порядок) и конкретные федеральные конституционные законы, реализующие этот порядок в каждом конкретном случае. Например, Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. N 1-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа" или Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Изображение слайда

Слайд 35

Вопрос: Чем изменения в ст. 65 Конституции РФ принципиально отличаются от других видов изменений Конституции РФ (поправок и пересмотра)? Поправки и пересмотр Конституции производятся вначале (первичны), а затем следуют изменения в явлениях действительности, которым эти изменения адресованы. Иными словами говоря, изменения в явлениях действительности вторичны как следствие изменений Конституции (поправок или пересмотра), которые обязательны для претворения в жизнь, для реализации в отношениях окружающей действительности. Изменения же в ст. 65 Конституции вносятся как результат происшедших ранее (не в Конституции) изменений в составе Российской Федерации, т.е. как следствие изменений в явлениях действительности. Можно сказать, что изменения в ст.65 «удостоверяют» изменения, происходящие в составе РФ. Иными словами говоря, изменения в ст.65 Конституции вторичны по отношению к изменениям в явлениях действительности (например, в составе РФ), вторичны как следствие изменений состава РФ.

Изображение слайда

Слайд 36: Ст. 65 Конституции РФ (определяет состав Российской Федерации)

Российская Федерация - государство с уникальной государственной структурой. В составе субъектов Российской Федерации в настоящее время насчитывается 85 субъектов: 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа. В них проживает более 140 наций и народов, исторически объединившихся на российской земле в многонациональный народ Российской Федерации. 3. Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ

Изображение слайда

Слайд 37

Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ Внесение изменений в ст. 65 Конституции РФ

Изображение слайда

Слайд 38

3. Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ Порядок внесения изменений в ст. 65 Конституции РФ УСТАНАВЛИВАЕТ ст. 137 Конституции РФ Федеральный закон от 4.03.1998 № 33 -ФЗ “ О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ ” Каким актом вносятся изменения О чем эти изменения Как вносятся, что должно произойти

Изображение слайда

Слайд 39

3. Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ Касается изменений в статью 65 Каким актом вносятся изменения Как вносятся, что должно произойти на основании федерального конституционного закона в соответствии с указом Президента РФ о включении новых наименований субъектов РФ в ст. 65 Конституции РФ О принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта РФ Об образовании нового субъекта РФ в связи с объединением ряда субъектов РФ Об изменении конституционно– правового статуса субъекта РФ Об изменении наименования субъекта Порядок принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ ФКЗ от 17.12.2001 №6– ФКЗ ( ред. от 31.10.2005) “ О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ ”

Изображение слайда

Слайд 40

3. Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ Порядок принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ Инициатива заинтересованных субъектов РФ образования в составе РФ нового субъекта РФ и направление соответствующего предложения Президенту РФ (ст. 10 ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ) Референдумы в заинтересованных субъектах РФ об образовании нового субъекта РФ (ст. 11 ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ) Принятие ФКЗ об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта РФ (ст.13 ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ) Принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части осуществляется по взаимному согласию Российской Федерации и данного иностранного государства в соответствии с международным (межгосударственным) договором о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части, заключенным Российской Федерацией с данным иностранным государством (ст.4 п.2 ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ) Закон о принятии новых субъектов в состав РФ предусматривает, что в случае принятия в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта части иностранного государства этому субъекту предоставляется статус республики, края, области, автономной области или автономного округа в соответствии с указанным в п.2 ст.4 международным договором (ст.4 п.4 ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ) Инициатива о принятии в состав России нового субъекта федерации, образованного на территории «иностранного государства» должна исходить от территории, желающей войти в состав РФ (путём референдума), причём именно от этого государства, а не от отколовшейся части ( ст.6 ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ )

Изображение слайда

Слайд 41

3. Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в РФ Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов (Москва, 18 марта 2014 года)

Изображение слайда

Слайд 42

Федеральный конституционный закон Дата вступления в силу Включено в статью 65 от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ 21 марта 2014 года Республика Крым ; Севастополь Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ 1. С принятием в Российскую Федерацию и образованием в ее составе нового субъекта РФ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН О ПРИНЯТИИ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И ОБРАЗОВАНИИ В СОСТАВЕ РФ НОВЫХ СУБЪЕКТОВ – РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЯ

Изображение слайда

Слайд 43

Федеральный конституционный закон Дата вступления в силу Исключено из статьи 65 Включено в статью 65 Оставлено для возникшего образования от 25 марта 2004 года № 1-ФКЗ 1 декабря 2005 года Пермская область; Коми-Пермяцкий автономный округ Пермский край от 14 октября 2005 года № 6-ФКЗ 1 декабря 2005 года Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ; Эвенкийский автономный округ Красноярский край от 12 июля 2006 года № 2-ФКЗ 1 июля 2007 года Камчатская область; Корякский автономный округ Камчатский край от 30 декабря 2006 года № 6-ФКЗ 1 июля 2007 года Усть-Ордынский Бурятский автономный округ Иркутская область от 21 июля 2007 года № 5-ФКЗ 1 марта 2008 года Читинская область; Агинский Бурятский автономный округ Забайкальский край 3. Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ 2. Внесение исправлений в связи с образованием субъекта по причине объединением нескольких субъектов "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа"

Изображение слайда

Слайд 44

3. Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ 4. Внесение исправлений в статью 65 в связи с изменением наименования субъекта РФ. Акт, выражающий решение субъекта федерации о переименовании Указ Президента Российской Федерации Дата вступления в силу Исключено из статьи 65 Включено в статью 65 Конституция Республики Ингушетия от 9 января 1996 года № 20 13 января 1996 года Ингушская Республика Республика Ингушетия Конституция Республики Северная Осетия — Алания Республика Северная Осетия Республика Северная Осетия — Алания Степное Уложение (Конституция) Республики Калмыкия от 10 февраля 1996 года № 173 20 февраля 1996 года Республика Калмыкия — Хальмг Тангч Республика Калмыкия Конституция Чувашской Республики от 9 июня 2001 года № 679 19 июня 1996 года Чувашская Республика — Чаваш Республики Чувашская Республика — Чувашия Закон ХМАО от 14 февраля 2003 года № 10-оз от 25 июля 2003 года № 841 5 августа 2003 года Ханты-Мансийский автономный округ Ханты-Мансийский автономный округ — Югра "О включении новых наименований субъектов Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации"

Изображение слайда

Слайд 45: Значимые для России события и даты (1990 – 2002гг. )

12 декабря 1993г. – День принятия Конституции РФ 25 декабря 1993г. – День вступления Конституции РФ в силу 12 июня 1990г. – Принята Декларация о государственном суверенитете России 12 июня 1994г. – День принятия Декларации о государственном суверенитете России объявлен государственным праздником 12 июня 2002г. – День России

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Конституция Российской Федерации как основной закон страны :: Спасибо за внимание!

Изображение слайда

Похожие презентации