Слайд 2
Для организации ветвлений в программах используются условия и переключатели. Чаще используются условия, так как обладают большим функционалом и легче записываются, в отличие от переключателей. Условие создаётся командой if за которой всегда следует вопросительное неравенство: x>5 или y<30 или z==10. В Си-подобных языках неравенство пишется в скобках, например: if(x<5). Далее указывается действие, которое относится к этому условию, это может быть математическая операция или команда, или даже вызов функции.
Слайд 3
Пример конструкции ветвления if ( num < 10) { cout << "Это число меньше 10." << endl ; } Условие if называется неполным, если используется без второй условной команды else. else - НЕобязательная часть условия, это как бы «запасной план», который используется в том случае – если не было выполнено неравенство в скобках if. if ( num < 10) cout << "Это число меньше 10." << endl ; else cout << "Это число больше либо равно 10." << endl ; У else уже отсутствует неравенство! например: если num меньше 10 – то срабатывает if, а else срабатывает автоматически, когда if не подходит. Например: if (дорога цела?) едем по этой дороге. else ищем объездную дорогу.
Слайд 4
Помимо основных if и else может быть многократная проверка с помощью дополнения else if. else if – это как бы уточнение, в том случае, если первое if не подошло, например: if( цвет красный?) предмет красный! else if( может быть тогда синий? ) предмет синий! else if( может быть тогда белый? ) предмет белый! else цвет не определён! То есть, сначала проверится первое условие – красный ? Если совпадений нет – пойдёт вторая проверка – синий ? Если и вторая проверка будет «провалена» пойдёт 3я проверка – белый ? И т.д. Команд else if может быть написано любое количество под одним if, а вот else всегда один на команду if.
Слайд 5
Важно понимать в случае с else if, что проверка идёт сверху вниз, и если программа найдёт совпадение, все последующие условия она проверять уже НЕ будет! Например: If(x<10) действие_1 else if(x<50) действие_2 else if(x<25) действие_3 В этом примере 3е условие никогда проверяться не будет. Если перевести на русский язык – всё стане проще и логичнее, например «х» = 30 : Если денег меньше 10 – действие 1; Если денег меньше 50 – действие 2; Если денег меньше 25 – подожди, мы уже выполнили пункт 2, он подходит, какой смысл что-либо ещё делать?
Слайд 6
else if используется, когда нужно выполнить одно действие из нескольких: if(x<10) cout <<“ х меньше 10 ”; else if(x<20) cout <<“ х равен от 10 до 20 ”; else if(x< 4 0) cout <<“ х равен от 20 до 40 ”; else if(x< 8 0) cout <<“ х равен от 40 до 80 ”; В этом примере программа сначала проверит, может «х» меньше 10. если нет, проверится 2е условие: меньше 20. И если да, например, «х» = 15, то понятно, что «х» от 10 до 20. Ведь он оказался меньше 20, но первое условие - «х» меньше 10 не зря не прошло, значит «х» больше чем 10. Однако, если нужно выполнить все действия, при совпадениях, то else можно убрать и написать лишь if. В этом случае условия как бы не связаны друг с другом и будут выполняться независимо, при каждом совпадении
Слайд 7
Оператор выбора switch – case По русски его называют «Переключатель» Конструкция switch-case позволяет сравнить некоторое выражение с набором значений. Она имеет следующую форму: switch (выражение) { case значение_1: инструкции_1; case значение_2: инструкции_2; ................... case значение_N : инструкции_N ; default : инструкции; }
Слайд 8
Например: int x = 5; switch (x){ case 2: cout <<“x=2”; break; case 5: cout <<“x=5”; break; case 8: cout <<“x=8”; break; default : cout <<“ ни одно значение не подошло ”; } В скобках switch указывается переменная, которая будет проверяться на совпадения. case - переводится как случай или совпадение. В « кейсах » проверяется конкретное совпадение, чему мог бы быть равен « х ». И После каждого кейса обычно ставится команда break ; - она остановит дальнейшее выполнение команд.
Последний слайд презентации: Конструкция ветвления в C++
Если не написать команду break, то все следующие кейсы, после первого совпадения будут выполнены. «Ну всё, совпадение есть, выполняю всё!». Кейсов к одному переключателю можно написать сколько угодно! Так же у команды switch может быть одна команда default, которая сработает в том случае, если ни один кейсов не подошёл. Эта команда всегда пишется после кейсов. И не требует дополнения – break. Переключатель switch имеет 2 серьёзных ограничения: Нельзя писать неравенства, как в условие if Не может работать с переменными типа String. Когда-то switch был полезен, но с новыми стандартами языков почти полностью утратил актуальность. В данный момент почти никто из современных программистов не пользуется переключателями.