Первый слайд презентации: Консультация для воспитателей «Ф ормирование грамматического строя речи дошкольников через дидактические игры и упражнения »
Подготовила: Шестерикова Наталия Николаевна Вологда 2025 г
Слайд 2: Грамматический строй речи - это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях
Слайд 3: Задачи по формированию грамматической стороны речи у детей
1. Помочь детям освоить морфологическую систему родного языка (словоизменение) 2. Помочь детям в овладении синтаксической стороной речи (согласование слов в предложении) 3. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.
Слайд 5: Методы формирования грамматически правильной речи у детей
дидактические игры словесные упражнения рассматривание сюжетных картин Приемы работы с детьми Речевой образец воспитателя; Объяснение, пояснение; Указание; Словесное упражнение; Повторение; Подсказ нужной формы; Исправление ошибок воспитателем и детьми; Напоминание, совет
Слайд 6: Дидактические игры и упражнений при формировании грамматической правильной речи
Большая роль в системе работы по формированию у детей грамматической стороны речи отводится речевым дидактическим играм, которые позволяют ненавязчиво, в ведущем для детей виде деятельности – игре развить речевые возможности детей, скорректировать имеющиеся пробелы и проблемы в речевом развитии, предупредить возможные, характерные для определенного дошкольного возраста, ошибки в речи. Дидактические принципы, соблюдаемые при проведение игр и упражнений Возрастной подход – учет возрастных возможностей детей. Например, в младшем дошкольном возрасте при отработке предлогов не следует включать в игры сложные предлоги, еще недоступные детям по возрасту. Также обучение детей младшего дошкольного возраста через настольные дидактические игры рекомендуется организовывать в индивидуальной форме. Развивающий характер обучения – распределение грамматических игровых упражнений от более простых к более сложным. Например, переход от обязательной в младшем возрасте опоры на наглядность к устным речевым формам в старшем дошкольном возрасте. Комплексное решение различных речевых задач - соответствие конкретных дидактических задач общим речевым задачам, реализуемым в соответствии с образовательной программой. Концентричность - наряду с обязательным присутствием уже знакомого материала введение каких-то новых элементов или задач. Систематичность - систематическое включение в занятия по развитию речи грамматических упражнений.
Слайд 8: Основное содержание работы с детьми в соответствии с ФОП
Обучение употреблению предлогов (в, на, за, под, около). средний дошкольный возраст: правильно понимать и употреблять предлоги с пространственным значением (в, под, между, около). младший дошкольный возраст: старший дошкольный возраст: правильно понимать и употреблять предлоги с пространственным значением (через, сквозь).
Слайд 9: Игры на предлоги
«Скажи «Кто где?» (предлоги в, на, под) «Что – куда?», «Поручения» (предлоги в, из) «Скажи «Кто на чем?» (предлоги на) «Скажи «Кто с кем?» (предлоги с)
Слайд 10: Игры на предлоги
«Откуда – куда » (предлоги в, из, на, с); «Прятки» (предлоги за, из-за, под, из-под); «Репка» (предлоги за, перед, между);
Слайд 11: Игры на предлоги
«Скажи «Расскажи что видишь? (пространственные предлоги) «Схемы»
Слайд 12: Игры на предлоги
Пособие О.А.Новиковская «Логопедическая грамматика» для детей 2-4 лет, 4-6 лет, 6-8 лет
Слайд 13: Игры на предлоги
Пособие «Лото - предлоги», авторы Лебедева, Парамонова Схемы, карточки и предметные картинки
Слайд 16: младший дошкольный возраст:
Обучение изменению слов по падежам, согласованию существительных с прилагательными в роде и числе. средний дошкольный возраст: Обучение употреблению форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных, Обучение согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, старший дошкольный возраст: Обучение согласованию существительных с прилагательными и числительными (третий ряд, пятый стол) Формирование умения правильно пользоваться неизменяемыми существительными. Основное содержание работы с детьми в соответствии с ФОП:
Слайд 17: Образование существительных форм множественного числа в именительном падеже
Игра «Один-много» Игра «Один - Много» (трудные формы)
Слайд 18: Образование форм множественного числа в именительном падеже
Игра «Много - один» Игра «Один - много» ( неизменямые формы или слова иностранцы: кофе, пианино, киви и др.) Игра «У кого кто?» (по лексическим темам)
Слайд 19: Образование существительных форм множественного числа в именительном падеже
Наглядно-дидактическое пособие «Грамматика в картинках – Множественное число»
Слайд 20: Употребление существительных в родительном падеже
Игра «Что без чего?» Игра «Починим мебель» Игра «Чего не стало?» (родительный падеж множественное число)
Слайд 21: Употребление существительных в родительном падеже
пособие «Запомни картинки», «Кого не стало? » Игра «Что изменилось?»
Слайд 22: Употребление существительного в винительном падеже
Игра «Кто что ест?» Игра «Что забыл нарисовать художник?» Игра «Что нарисовал художник? Игра «Кого лечит Доктор Айболит?» Игра «Что ремонтирует автомеханик?» Игра «Кого бабушка видит в окно? Игра «Что привез грузовик?»
Слайд 23: Употребление существительного в дательном падеже
Игра «Кому мальчик даст конфету?» Игра «Кому что?» (профессии) Игра «Кому звоню?» (телефон и картинки)
Слайд 24: Употребление существительного в творительном падеже
Игра «Чем рисует мальчик?» Игра «Чем любуется мальчик?» Игра «С кем дружит мальчик?» Игра «Кто кем будет на празднике?» «Составь предложения по картинке» Игра «Кто чем работает?» (профессии)
Слайд 25: Употребление существительных в предложном падеже
Игра «Кто на чем ездит?» (профессии) Игра «О ком расскажешь?» (профессии) ? Игра «О чем мечтает мальчик?»
Слайд 26: Изменение существительного по падежам
«Грамматическая тетрадь» автор Косинова Е.М. (4 тетради) Пособие О.А.Новиковская «Логопедическая грамматика» для детей 2-4 лет, 4-6 лет »
Слайд 27: Закрепление употребления существительных по падежам
Игра-Шутка «Ответь одним словом» «Рассмотри в лупу и расскажи»»
Слайд 28: Усложнение:
Игра по лексическим темам «На кухне», «На ферме», «В магазине» (употребление существительных множественного числа в родительном падеже) по лексическим темам
Слайд 29: Согласование существительных с прилагательным
Игра «Назови, что бывает?» (Цель: согласование прилагательного и существительного по роду и числу) 1. Красным? – красное яблоко, красная футболка, красный мяч 2. Сладкое? – сладкая конфета, сладкий чай, сладкое мороженное 3. Деревянным? – деревянный стул, деревянная кровать, деревянное пианино Игра «Что в магазине?» (именительный падеж множественное число прилагательное+существительное )
Слайд 30: Закрепление употребления существительного и прилагательного по падежам
Игра «Лото Животные» Игра «Домино «Фрукты, овощи, годы» Фразы: У меня груша и бананы Я беру грушу и бананы Я поставлю грушу с бананами У меня нет груши, нет бананов Добавление прилагательного (цвет или качество) У меня сладкая груша и сладкие бананы Я поставлю желтую грушу и желтые бананы Вопросы: - Кто у тебя? – Рыжая белка ( имен.падеж ) - У кого пушистый хвост? У кого длинные уши? – Рыжий хвост у белки (род. падеж) - Кем была белка? (бельчонком). - Кем был медведь? (медвежонком) (творит. падеж) - Кому дадим орехи? Кому дадим мед? (дательный падеж) - О ком скажем рыжая? О ком скажем колючая? (предложный падеж)
Слайд 31: Согласование существительных с числительными
Игра «Сколько их?» Игра «Зоопарк» (животные и детеныши)
Слайд 32: Согласование существительных с числительными
Комплект «Играем со словами: один — много» Автор Танцюра С.Ю. Употребление слова «пара» Употребление слова «килограмм», «литр»
Слайд 34: Основное содержание работы с детьми в соответствии с ФОП
Обучение согласованию глаголов с существительными в роде и числе, Закреплять у детей умения образовывать повелительную форму глаголов средний дошкольный возраст: Совершенствовать умения: употреблять формы повелительного наклонения глаголов Обучение использованию разных форм глаголов, формирование умения правильно спрягать глаголы по лицам и числам,. младший дошкольный возраст: старший дошкольный возраст: Формирование умения грамматически правильно использовать в речи глаголы «одеть» и «надеть»
Слайд 35: Изменения глаголов
Игра «Подбери действие» Игра «Сегодня, вчера, завтра» Вопросы: Что делает мама?, Что мама делала вчера? Что мама будет делать завтра?
Слайд 36: Изменения глаголов
Игра «Послушный ребенок» Цель: образование глаголов в повелительной форме Игра «Дай задание игрушкам» Цель: образование глаголов в повелительной форме
Слайд 37: Изменения глаголов
Игра «Про кого можно так сказать?» Цель: различение глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени Игра «Про кого можно так сказать?» Цель: употребление глаголов во множественном числе Игра «Расскажи, кто что делает?» Цель: употребление глаголов совершенного и несовершенного вида
Слайд 38: Изменения глаголов
Игра «Ответь мне?» Цель: изменение глаголов в единственном числе по лицам (1 и 2) Игра «Дружные ребята» Цель: изменение глаголов в единственном числе по лицам (1 и 3) Игра «Дружные ребята» Цель: изменение глаголов во множественном числе по лицам
Слайд 39
Таким образом, Обучение грамматически правильной речи носит характер упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него (в старших группах). Наглядным материалом могут служить натуральные предметы, игрушки, картинки Заниматься грамматикой следует непродолжительно, так как материал сложен. Играм и упражнениям отводится, как правило, 5—10 мин, таким образом они составляют лишь часть занятия по развитию речи. Для занятия выбирается только одна задача. Узкое содержание позволит сконцентрировать внимание детей на нужном материале. Одно и то же программное содержание повторяется на занятиях до полного исчезновения данной грамматической ошибки в речи детей