Первый слайд презентации
1. Кто был султаном Османской империи в начале 18 века?** a) Сулейман I b) Ахмед III c) Мехмед IV d) Абдул-Азиз 2. Какой мирный договор был подписан между Османской империей и Персией в 1736 году?** a) Прутский мир b) Кючук-Кайнарджийский мир c) Гюлистанский мир d) Тебризский мир 3. Какое событие произошло в 1703 году в Ильдизском дворце?** a) Убийство султана b) Первое восстание янычар c) Пожар в дворце d) Открытие нового торгового пути 4. Какое из ниже перечисленных утверждений о Персии в 18 веке верно?** a) Персия была единым государством под управлением одного шаха. b) Персия была разрозненной и страдала от внутренних конфликтов. c) Персия была союзником Османской империи. d) Персия не имела никаких внешних конфликтов с соседями.
Слайд 2
5. Какое событие обозначило начало упадка Османской империи в 18 веке?** a) Великая французская революция b) Поражение в Северной войне c) Восстание в Египте d) Поражение в Русско-турецкой войне 6. Какой экономический продукт был важен для Османской империи в 18 веке?** a) Нефть b) Чай c) Шелк d) Оружие 7. Какой сфера жизни в Османской империи была под контролем закона шариата?** a) Политика b) Экономика c) Образование d) Судебная система 8. Какой территориальный конфликт происходил между Османской империей и Персией?** a) За контроль над Кипром b) За контроль над Грузией c) За контроль над Ираком d) За контроль над Сирией
Слайд 3
9. Какое из нижеперечисленных событий произошло в 18 веке?** a) Открытие Америки b) Нормандское завоевание c) Упразднение янычарских отрядов d) Французская революция 10. Какой руководитель Персии стал известен как основатель династии Афшавидов?** a) Аббас I b) Надир Шах c) Исмаил I d) Фетх-али Шах 11. Какой стиль искусства развивался в Османской империи в 18 веке? a) Барокко b) Ренессанс c) Исламское искусство d) Классицизм 12. Каково было главное направление внешней политики Персии в 18 веке?** a) Расширение территории за счет Османской империи b) Сближение с Европейскими странами c) Поддержание мира с соседями d) Колонизация новых земель
Слайд 4
1 B, 2 D, 3A, 4B, 5D, 6C, 7D, 8B, 9c, 10B, 11C, 12A 12-11 «5» 10-8 «4» 7-6 «3»
Слайд 5
Традиционные общества Востока. Индия, Китай, Япония. Начало европейской колонизации
Слайд 6: Домашнее задание
Изучить презентацию, посмотреть видео. Пп.18,19,20 - читать, закончить таблицу. Письменно ответить на вопрос: « Как повлияло «закрытие» Китая и Японии на экономическое развитие этих стран».
Слайд 7: Заполнить таблицу «Особенности развития государств Востока в XVI – XVII вв
Страна Основные события Особенности колонизации
Слайд 8
Период (с XVI по XVIII века) развития восточных государств, хронологически совпадающий с эпохой нового времени в европейском обществе, был временем расцвета крупнейших империй, прежде всего, китайской и османской (турецкой), началом колониальной экспансии европейских стран на Восток.
Слайд 9
Страны Востока в XVI - XVIII вв. то время как в Европе происходили бурные изменения, страны Востока, с точки зрения европейцев, живших размеренной жизнью. В период раннего нового времени продолжали развиваться три основных цивилизации Востока: ближневосточная-мусульманская, охватывающую территорию Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока; индийско-Южноазиатская, охватывающую полуостров Индостан и прилегающие территории, и китайско-дальневосточная, охватывающую территорию Китая, Индокитая, Кореи, Японии Самой мощной державой мусульманского мира была Османская империя, которая на начало XVI в. занимала территорию Балканского полуострова и Малой Азии. К концу XVII в. Османская империя продолжала расширять свои границы. Вершина внутренней и внешней мощи империи приходится на правление султана Сулеймана I (1520-1566 гг.) При Сулеймане положение Турции было стабильным, а военные походы османов сопутствовал успех. Территория его империи превышала территорию всей Европы. Европейцы, хотя и боялись могучего султана, все же отдавали дань его военным и государственным достижениям, назвав его Сулейманом Великолепным. Сами турки дали ему прозвище Кануни ("Законодатель"). Большое влияние на Сулеймана И, как свидетельствуют современники, оказывала его жена Роксолана, по преданию - украинский, которая была похищена в плен татарами В годы правления Сулеймана I было трудно предсказать будущий упадок империи. Переломной стала битва под Веной в 1683 г., после нее Османская империя начала терять территории. Медленно набирал силу освободительное движение покоренных народов, возросли внутренние проблемы. Было очевидно, что в будущем империя развалится
Слайд 11
Земля принадлежит государству. По древней традиции государство в странах Востока обладало правом верховной собственности на землю. Государство ревностно следило за тем, чтобы знать не превращалась в собственников больших земельных владений, так как это приводило к ослаблению центральной власти. В Индии по традиции государство предоставляло земли на 10 лет в пользование знатному человеку, а за это он платил налог и содержал военные отряды, которые и составляли костяк армии правителя. Эти земли никогда не передавались по наследству. Вместе с тем имелись и наследственные владения местных князей, которые в случае войны шли воевать на стороне правителя во главе ополчения. В Китае в XVI в. все земли делились на две части: на государственные и «народные», т. е. частные. Большинство казённых земель отдавалось крестьянам — в «вечное держание», за это они были обязаны обрабатывать землю и платить налоги государству. Огромные государственные земли принадлежали императорам, их родственникам и приближённым. В Японии основной земельный фонд находился в собственности князей, но центральная власть, желая укрепить свои позиции, проводила политику конфискации и перераспределения земельных владений. Перераспределение земель способствовало укреплению центральной власти.
Слайд 12
Деревенская община. В эпоху раннего Нового времени все крестьяне жили в замкнутом мире сельской общины. В Индии, например, все должности и обязанности, выполняемые общинниками, передавались по наследству из поколения в поколение. Этим община привязывала жителей деревни к земле, так как только в своей общине крестьянин и ремесленник имели право на то, чем они занимались. Фактически они не могли уйти из своей деревни, так как за её пределами становились бесправными. Община выступала в качестве административной единицы и использовалась государством для облегчения сбора налогов. В Китае сельская община состояла из 100 дворов. Во главе стоял староста. Вся община делилась на группы по 10 дворов, возглавляемые десятским. И староста, и десятские несли ответственность за сбор налогов и выполнение всех повинностей. Существовал принцип круговой поруки: если кто-то из жителей деревни нарушал установленный порядок, община несла ответственность за этот проступок. Община обладала относительной самостоятельностью в вопросах самоуправления, которые решались в рамках традиций и религиозных установлений.
Слайд 13
Сословный строй. В Китае центральная власть устанавливала цены на важнейшие товары, существовали государственная торговля и государственные промыслы. Уже в XVI в. государство установило монополию на некоторые отрасли ремесла и торговли. В Японии все жители страны подразделялись на четыре сословия : воины, крестьяне, ремесленники и купцы. Придворные, священнослужители, врачи и учёные, а также парии — неприкасаемые, выполнявшие, как и в Индии, самую грязную работу, — в сословия не входили. Воины-самураи занимали верхнюю ступень. Принадлежность к этому сословию передавалась по наследству. Они имели привилегию носить два меча и получать пайки риса. В XVII в. окончательно оформился «кодекс чести» самураев — «бусидо», согласно которому они должны были вести суровый образ жизни, довольствоваться малым, заниматься только военным делом, быть беспрекословно послушными и верными своему господину. Следующую ступень сословной лестницы занимали крестьяне (основная масса населения), от них зависело пропитание сословия воинов. Жизнь их протекала в тяжёлом труде и нищете. Они выращивали рис, сеяли пшеницу, ячмень, просо и другие зерновые, а также хлопок, табак, чай и пр. Третье сословия — ремесленники. Большинство ремесленников жило в городах. Как правило, сын наследовал профессию отца. Четвёртое сословие — купцы находились в самом низу сословной иерархической лестницы, их считали «паразитами», которые сами ничего не производят. Однако развитие товарно-денежного хозяйства привело к увеличению этого сословия и росту его богатств. Ни самураи, ни крестьяне, ни ремесленники без их услуг обойтись уже не могли: у них занимали деньги, им продавали излишки зерна и изделия ремесла.
Слайд 14
Религии Востока — путь самосовершенствования. Для восточных обществ Индии, Китая, Японии характерна веротерпимость. В период раннего Нового времени в этих странах рядом уживались разные религиозные верования: конфуцианство и буддизм в Китае, буддизм и индуизм в Индии, синтоизм и буддизм в Японии. Люди Востока были убеждены в том, что главное для человека — встать на путь самосовершенствования и обрести внутреннюю гармонию.
Слайд 15
Конфуцизм. Китайское общество развивалось под влиянием идей Конфуция (551—479 гг. до н. э.), которого прежде всего интересовал сам человек: к чему ему следует стремиться, какими правилами руководствоваться, живя в обществе, как должны строиться отношения в семье, какими должны быть отношения с природой. Образцом для мыслителя являлось древнее божество — Небо, прекрасное и совершенное. Конфуций учил, что человеку должны быть присущи пять добродетелей, находящихся в соответствии с законами природы: мудрость, гуманность, верность, почитание старших и мужество. Только избранные способны иметь эти добродетели, но стремиться к ним должен каждый. Государство Конфуций рассматривал как большую семью, где младший должен повиноваться старшему (простолюдин — знатному). Старший в государстве — сын Неба, государь. Буддизм. Религиозное учение, ставшее мировой религией. Основателем этой возникшей в Индии религии считается царевич Сиддхартха Гаутама (623—544 гг. до н. э.). Его назвали Буддой, т. е. «просветлённым высшим знанием». По преданию, царевич, узнав о страданиях народа, бежал из дворца и стал отшельником. Затем 40 лет вёл жизнь нищего странника, учил людей и творил чудеса.
Слайд 16
Согласно учению Будды, вся жизнь человека — непрерывный путь страданий, горя, печали, причина которых неудовлетворённые земные желания. Но и после смерти страдания не прекращаются, так как душа не умирает, а перерождается снова и снова. Если человек вёл неправедную жизнь, то в новом рождении он может оказаться представителем низшей касты или презираемым всеми животным. Если же он вступил на указанный Буддой путь спасения, сумел подавить в себе земные страсти, то его ждёт «благоприятное возрождение» (душа возродится в представителе высшей касты). Идеал человека — стать «просветлённым», освободиться от мирской жизни, получить полное духовное освобождение. Тогда наступает полное блаженство, прекращение перерождений и бессмертие души. Синтоизм. «Синто» в переводе означает «путь богов». Это очень древняя языческая религия, включающая верования в добрых и злых духов, а также обряды, с помощью которых японцы пытались умилостивить духов. Главным божеством считается богиня Солнца Аматэрасу, от которой якобы ведут своё происхождение японские императоры. Синтоизм учил, что при определённых условиях в божество может превратиться душа каждого умершего человека. Но для этого необходимо выполнять все религиозные предписания: молиться, совершать жертвоприношения
Слайд 19
1. Империя Великих Моголов в Индии Бабур В 1526 г. афганский правитель Бабур вторгся с 20-тысячным в Индию, одержал победы в нескольких сражениях и положил начало Могольской империи. Победами над индийскими феодалами Бабур был обязан своей опытной закаленной в боях армии, отличной артиллерии и новым приемам ведения боя. Став падишахом, Бабур прекратил феодальные распри, развивал торговлю, но в 1530 г. он умер, едва заложив основы своей империи.
Слайд 20
1. Империя Великих Моголов в Индии После Бабура империя к концу XVII в. включала почти всю Индию. Религией завоевателей был ислам, он и стал государственной религией империи Великих Моголов. Мусульманские правители были представителями численного меньшинства населения, но проводимая ими политика не отличалась от политики индусских князей. Правители позволяли индусам в обмен на соблюдение ими законов жить по своим обычаям, исповедуя традиционную религию – индуизм. Великие Моголы – Бабур, Акбар, Джахан Знак– власти падишаха
Слайд 21
2. «Мир для всех» Акбар Расцвета империя Великих Моголов достигла в правление Акбара (1556-1605). Он вошел в историю как строитель Могольской империи, талантливый реформатор, стремившийся создать сильное централизованное государство. Действуя где силой, а где хитростью, Акбар увеличил территорию своего государства. Акбар понимал, что империя будет сильной только в том случае, если центральную власть станут поддерживать различные слои населения. Что он для этого сделал? Учебник, с.213-214
Слайд 22
«Мир для всех» Из индусской книги золотых правил Ввел твердый налог с крестьян. Поддерживал ремонты оросительной системы. Отмел налог с «неверных», провозгласил веротерпимость. Покровительствовал искусству. Реформы Акбара, проводимые по принципу «мир для всех», укрепили империю Великих Моголов.
Слайд 23
3. Кризис и распад империи Преемникам Акбара не удалось продолжить политику создания сильного централизованного государства. Индийское общество разобщалось кастовым строем, разным уровнем жизни многочисленных народов и бесконечными завоевательными войнами. Необходимо было жаловать все новые земли всегда готовой к мятежам знати. А казна получала налогов все меньше, и моголы вновь развязывали захватнические войны. Но чем больше становилась территория империи Великих Моголов, тем слабее — центральная власть. Персидский завоеватель Надир-шах
Слайд 24
4. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию Европейцы появились в Индии еще в XVI в. Открыв морской путь в Индию, португальцы захватили несколько баз на Малабарском побережье. Но они не располагали достаточными силами для продвижения в глубь страны. После португальцев были голландцы, они в большом количестве вывозили из Индии пряности и занимались исключительно торговлей. Следующими были французы. И наконец, в Индию прибыли англичане, оттеснившие всех других европейцев. Открытие морского пути в Индию Васко да Гама
Слайд 25
4. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию В 1600 г. англичане основали Ост-Индскую компанию, создавшую торговые пункты в разных местах Индии. В 1690 г. англичане построили на земле, предоставленной им Великим Моголом, укрепленный город Калькутту. Компания приобрела большие земельные владения, которыми управлял генерал-губернатор, и для их охраны строила крепости и создавала войска из наемных солдат-индийцев (сипаев), вооруженных и обученных на европейский лад. Эти войсками командовали английские офицеры.
Слайд 28
5. Маньчжурское завоевание Китая С конца XVI в. Северо-Востоке Китая усилилось государство маньчжуров. В начале XVII в. маньчжуры стали совершать набеги на Китай, подчинили соседние племена и Корею. Затем они начали войну с Китаем. В то же время в Китае из-за введения все новых налогов происходили крестьянские восстания. Создатель империи Цин – Нурхаци
Слайд 29
Армия повстанцев разгромила правительственные войска династии Мин и вступила в Пекин. Напуганные китайские феодалы открыли доступ в столицу маньчжурской коннице. В июне 1644 г. маньчжуры вступили в Пекин. Так в Китае утвердилась маньчжурская династия Цин. 5. Маньчжурское завоевание Китая - государство династии Мин
Слайд 30
5. Маньчжурское завоевание Китая Маньчжуры обеспечили себе обособленное и привилегированное положение. По форме правления цинский Китай в XVII — XVIII вв. был деспотией. Во главе государства стоял император — богдыхан, наделенный неограниченной властью. Цинская династия вела бесконечные захватнические войны. Дворцовая жизнь времен династии Цин
Слайд 31
6. «Закрытие» Китая В XVII — XVIII вв. в китайских портах стали появляться английские и французские купцы. Китайцы со страхом и уважением смотрели на приплывающих чужеземцев, видя их превосходство над собой в военном деле и предпринимательстве. Но в 1757 г. указом цинского императора все порты, кроме Гуанчжоу, были закрыты для внешней торговли. Богдыхан цинской династии
Слайд 32
Так было положено начало изоляции Китая. Причины проводившейся политики «закрытия» Китая в том, что до маньчжурского двора дошли сведения о колонизаторской политике европейцев в соседних странах. Контакты с иностранцами, как представлялось властям, подрывали традиционные устои китайского общества. 6. «Закрытие» Китая Скульптурное изображение Будды
Слайд 34
7. Правление сёгунов в Японии. Сёгунат Токугава В борьбе за власть между феодальными группировками в Японии в конце XVI - в начале XVII в. победу одержал Токугава, подчинивший затем своей власти всех удельных князей Японии и принявший титул сёгуна. С этого времени сёгуны из рода Токугава стали полновластными правителями Японии в последующие 250 лет. Императорский двор вынужден был склониться перед их могуществом. Основатель системы сёгуната Иэясу Токугава
Слайд 35
7. Правление сёгунов в Японии. Императорский дворец Сёгунат Токугава Императорская семья была лишена реальной власти, ей не разрешалось иметь в собственности землю, а на ее содержание выделялся небольшой рисовый паек. При императорском дворе постоянно находились чиновники, наблюдавшие за всем происходящим. Императору воздавались почести, но подчеркивалось, что божественному императору не к лицу «снисходить» до общения с подданными.
Слайд 36
7. Правление сёгунов в Японии. Сёгунат Токугава Сёгуны Токугава получали от 13 до 25% доходов государства. Для укрепления власти они установили свой контроль над крупными городами, рудниками, внешней торговлей. Чтобы подчинить себе князей, Токугава ввели систему заложничества. Они построил новую столицу - город Эдо и потребовали, чтобы каждый князь год жил в столице, а год в своем княжестве. Уезжая из Эдо, князья должны были оставлять при дворе сёгуна заложника - кого-нибудь из близких родственников Дворец сёгуна
Слайд 37
7. Правление сёгунов в Японии. Сёгунат Токугава В начале XVII в. Токугава объявили буддизм государственной религией и каждую семью приписали к определенному храму. Учением, регулирующим отношения в обществе, стало конфуцианство. Успехи книгопечатания в XVII в. способствовали развитию грамотности. Среди городского населения популярны были рассказы развлекательного и поучительного характера. Но правительство следило, чтобы в печатные издания не попала критика на сегуна. В 1648 г., когда в типографии книжного магазина напечатали книгу, содержащую непочтительные высказывания о предках сегуна, владельца магазина казнили. Иэясу Токугава
Слайд 38
8. «Закрытие» Японии С 1542 года, в течение почти 100 лет, японцы покупали оружие у португальцев. Затем в страну прибыли испанцы, а за ними голланд цы и англичане. От европейцев японцы узнали, что, кроме Китая и Индии, которыми в их представлении ограничивался мир, существуют и другие страны. Миссионеры проповедовали в стране христианство. Центральная власть и знать, усмотрели в христианских идеях всеобщего равенства опасность для существующих традиций. Нападение на английскую делегацию к императору Мэйдзи.
Слайд 39
8. «Закрытие» Японии В 30-х гг. XVII в были изданы указы о высылке из страны европейцев и запрещении христианства. Указ сегуна Иэмицу Токугава гласил: «На будущие времена, доколе солнце освещает мир, никто не смеет приставать к берегам Японии, хотя бы даже был послом, и этот закон никогда не может быть отменен под страхом смерти». Любой иностранный корабль, прибывший к берегам Японии, подлежал уничтожению, а его экипаж - смерти. Указ сегуна Иэмицу Токугава
Слайд 41
1. Право верховной собственности на землю в государствах Востока принадлежало 1) крестьянским общинам 2) государству 3) чиновникам 4) аристократии 2. Разделение земель на государственную и народную характерно для системы землевладения 1) Индии 2) Китая 3) Японии 4) Кореи 3. Основную роль в жизни крестьян Востока играли 1) законы, установленные государством 2) нормы, установленные в крестьянской общине 3) профессиональные правила 4) решения государственных чиновников 4. Японские воины-самураи в XVII-XVIII вв. следовали 1) кодексу бусидо 2) культу харакири 3) круговой поруке общины 4) общественному мнению 5. Что из перечисленного считают одним из признаков разложения сословного строя? 1) культ мечей у самураев 2) военная подготовка самурая в свободное время 3) работа самураев учителями в школах и писателями 4) участие самураев в чайных церемониях 6. С точки зрения Конфуция 1) человек должен быть предприимчивым 2) главное для человека — почитать старших 3) человек должен стремиться к самореализации 4) человек должен стремиться к карьерному росту
Слайд 42
7. Для буддизма характерна вера в то, что 1) жизнь человека — это путь к наслаждению 2) жизнь человека — это путь от страдания к страданию 3) цель жизни — найти богатого и влиятельного покровителя 4) идеал человека — стремление к материальному благополучию 8. Определите, о каком учении идет речь. Это учение было создано в Индии в VII-VI вв. до н.э. царевичем Сиддхартха Гаутамой. Согласно этому учению вся жизнь человека — непрерывный путь страданий, горя, печали, причина которых кроется в неудовлетворенных земных желаниях. Если человек вел неправедную жизнь, то в новом рождении он может оказаться представителем низшей касты или презираемым всеми животным.
Слайд 43
часть 2 1. Верно ли следующее утверждение? В странах Востока в эпоху раннего Нового времени сохранилось традиционное общество. 1) верно 2) неверно 2. Земли, захваченные испанцами и португальцами в Новом Свете, являлись собственностью 1) короны 2) католической церкви 3) местной знати 3. В XVII-XVIII вв. произошло «закрытие» 1) Японии 2) Индии 3) Китая Найдите и укажите номер позиции, лишней в этом перечне. 4. Установите соответствие между терминами, названиями и их значением. Термины, названия А) самураи Б) сипаи В) сёгуны Значение 1) военные правители в Японии 2) наёмные солдаты-индийцы, служившие в армии Ост-Индской компании 3) представители военного сословия в Японии Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами
Слайд 44
5. Добродетелями Конфуций считал 1) мудрость 2) верность 3) самостоятельность Найдите и укажите номер позиции, лишней в этом перечне. 6. Назовите понятие, которое соответствует определению. Самое древнее религиозное учение, являющееся мировой религией, — это 1) буддизм 2) индуизм 3) конфуцианство 7. Назовите принцип, объединяющий эти слова. Империя Великих Моголов, империя Цин — это 1) эпохи в истории Китая 2) государства, созданные в Индии и Китае иностранными по происхождению династиями 3) эпохи в истории Индии 8. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности. 1) завоевание Индии Бабуром 2) захват англичанами Бенгалии 3) прибытие первых португальских кораблей в Японию 9. Назовите имя человека, которое соответствует описанию. Основатель династии сёгунов в Японии. 1) Акбар 2) Токугава 3) Тамерлан 10. Закончите высказывание. Сыны Солнца стали … 1) господами 2) врагами 3) рабами
Последний слайд презентации: 1. Кто был султаном Османской империи в начале 18 века?** a) Сулейман I b)
Ответы на тест по истории Нового времени Традиционные общества Востока Начало европеизации 1 часть 1-2 2-2 3-2 4-1 5-3 6-3 7-2 8-буддизм 2 часть 1-1 2-1 3-1 4-321 5-3 6-1 7-2 8-132 9-2 10-3 18-17 «5» 16-14 «4» 13-9 «3»