Первый слайд презентации: Культура речи как раздел методики развития речи
Задачи раздела. Содержание работы по культуре речи: понятия и умения. Упражнения: некоммуникативные и коммуникативные.
Слайд 2: Культура речи - это
овладение нормами устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные возможности языка в соответствии с целями высказывания, с коммуникативной целесообразностью, с условиями общения. Культура речи имеет две ступени : правильность, т.е. нормированность ; 2) мастерство речи – коммуникативная целесообразность. Это высшая ступень владения литературным языком.
Слайд 3
Культура речи как раздел методики развития речи и связан с понятием правильности речи, т.е. соблюдением норм литературного языка на всех языковых уровнях. Не включается в понятие правильности речи орфографические и пунктуационные нормы (раздел « Методика овладения орфографией и пунктуацией» )
Слайд 4: Задачи раздела «Культура речи »
ознакомление с основными нормами русского литературного языка; формирование некоммуникативных умений правильного использования языковых средств и выбора нормативного варианта; предупреждение речевых ошибок,их исправление в речи учащихся; формирование умений работать с нормативными словарями русского языка;;
Слайд 5: Задачи раздела «Культура речи »
преодоление просторечного произношения, просторечного употребления некоторых слов, словоформ (звонит, торты, договор); повышение культуры речи разговорной и учебно-научной речи. Все школьное обучение языку – это обучение нормам и умению разграничивать речь на нормативную и ненормативную. Задачи раздела «Культура речи »
Слайд 6: Содержание работы
Понятия: литературный язык, норма, культура речи, аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический, нарушение нормы, речевая ошибка, орфоэпическая ошибка, варианты нормы и их оценка, культура публичного выступления. Раздел «Культура речи» рассредоточен в основном курсе русского языка, в системе языка.
Слайд 7: Из Федеральной рабочей программы: Морфология. Культура речи. Орфография
Имя существительное Особенности словообразования. Нормы произношения имён существительных, нормы постановки ударения (в рамках изученного). Нормы словоизменения имён существительных. Морфологический анализ имён существительных. Правила слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами. Орфографический анализ имён существительных (в рамках изученного).
Слайд 8
Имя числительное Общее грамматическое значение имени числительного. Синтаксические функции имён числительных. Разряды имён числительных по значению: количественные (целые, дробные, собирательные), порядковые числительные. Разряды имён числительных по строению: простые, сложные, составные числительные. Словообразование имён числительных. Склонение количественных и порядковых имён числительных. Правильное образование форм имён числительных. Правильное употребление собирательных имён числительных. Морфологический анализ имён числительных. Правила правописания имён числительных: написание ь в именах числительных; написание двойных согласных; слитное, раздельное, дефисное написание числительных; нормы правописания окончаний числительных. Орфографический анализ имён числительных (в рамках изученного).
Слайд 9: Практическим путем осваиваются основные нормы РЛЯ:
произносительные нормы (соблюдение правильного ударения в глаголах) (Словарики Произноси правильно); лексические нормы (употребление слова в соответствии с правилами сочетаемости); морфологические нормы (правила согласования прилагательных и глаголов в прошед. врем. с существительными, род которых определен неверно (шампунь, тюль), употребление числительных оба, обе в сочетании с существительными);
Слайд 10
синтаксические нормы (употребление двусоставных и односоставных предложений как синтаксических синонимов, построение предложений с причастным оборотом) интонационные нормы (правильное интонационное произношение повеств., вопрос., побуд, воскл. Предложения, выразительное чтение предложений с междометиями, с обращением, вводными словами, передача с помощью интонации различных смысловых отношений между частями БСП, произношение разных видов ССП.)
Слайд 11: Некоммуникативные умения, формируемые в школе:
правильно произносить повествовательные, побудительные, и восклицательные предложения, предложения с обобщающими словами; интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой, правильно произносить согласные перед е, правильно ставить ударение в словах, при произнесении которых допускаются ошибки (начать, понять, красивее);
Слайд 12: Некоммуникативные умения, формируемые в школе:
правильно образовывать степени сравнения прилагательных; согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени; Умение строить предложения с деепричастным оборотом; правильно употреблять предлоги в – на, с-из, находить речевые и грамматические ошибки и исправлять их; оценивать чужую речь с т.зр. правильности употреблениях тех или иных конструкций Некоммуникативные умения, формируемые в школе:
Слайд 13: Эффективные приемы запоминания нормы:
1. Заучивание стихотворных строк с нормативным вариантом произношения, словоупотребления. Не полетит наш самолёт крыл а тый, Ведь потерялся механизм зубч а тый. Кухня в воде, чего же жд а ть? Надо трубу пломбиров а ть! Мы услышали от Веры Про какие-то аферы. Мы у тёти Фёклы Ели борщ из свёклы ! Время телевизору мы отдад им На диван приляжем и его вклю ч им.
Слайд 14: Эффективные приемы запоминания нормы:
2. Проговаривание вслух по слогам (в группы) Н а -чал – начал- П о- нял – по - ня - л- А З а нял – за-ня-л
Слайд 16: Эффективные приемы запоминания нормы:
свободный диктант, творческий диктант; составление словосочетаний и предложений, текста с языковыми средствами, норму которых нужно запомнить; выразительное чтение
Слайд 17: Упражнения и задачи:
Анализ нормы. Сопоставительный анализ нормы и ее нарушений. Нормативная постановка ударения. Выбор одного из вариантов (правильного и ошибочного) языковых средств. Замена ошибочного варианта нормативным (исправление ошибок). Устный пересказ. Изложение. Свободный диктант, творческий диктант, пересказ с дополнительным заданием. Выразительное чтение. Составление словосочетаний, предложений и текста с языковыми средствами, норму употребления которых следует запомнить.
Слайд 18: Примеры упражнений
1. Анализ нормы. Нормативно ли построение данных словосочетаний? Молодая доцент, внимательная доктор, ужасный неряха, большой соня 2. Прочитайте слова на полях. Перед какой буквой стоят подчеркнутые согласные? Ателье, кашне, музей, академия 3. Прочитайте вслух. Следите за правильным ударением в словах. Алфавит, хлопоты, процент, жалюзи
Слайд 19: Замена ошибочных вариантов на нормативный
4. В данных предложениях допущена синтаксическая ошибка: нарушен порядок слов. Учтите, что по нормам РЛЯ причастный оборот может полностью находиться после определяемых слова, или перед ним, но не должен включать в себя определяемое слово. Запишите предложение в исправленном виде.
Слайд 20: Редактирование и замена на нормативный вариант
5. Отредактируйте предложения. Устраните повторение союзного слова который Картина о которой говорили работники музея, которые были огорчены ее пропажей, возвращены в музей.
Слайд 21: Выбор одного из вариантов (нормативный и ошибочный)
6. Выберите вариант, отвечающий нормам литературного языка: А вгустовский – август о вский К у хонный – кух о нный Св е кла – свекл а Ст о ляр - стол я р
Слайд 22: Нахождение ошибок, нарушающих нормы РЛЯ
7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: Несколько пар чулок, Инспектора ООН, Много туркменов, Трех осетин; Двух кадет; В двухстах восьмидесяти одном метре
Слайд 23
8. Укажите предложение с ошибкой, связанные с лексической сочетаемостью: Разрешите поднять тост за юбиляра. Необходимо принять срочные меры. 9. Составьте и запишите предложения с данными словами и словосочетаниями: За неимением, при наличии, в виду изменения условия. Эти слова уместны в деловых бумагах?
Слайд 24
Творческий диктант или списывание 10.Вставьте подходящие по смыслу слова, избегая повтора слов сказал 11. На месте пропуска употребите предлог в или на по нормам литературного языка. Прочитайте с интонацией предупреждения после обобщающего слов и интонацией перечисления при однородных членах предложения
Слайд 25
Составление словочетаний и предложений. 12. Составьте предложения, используя в нужной форме слова карий, каштановый, каурый, коричневый. Что следует учитывать, чтобы не допустить ошибки в употреблении этих слов. 13. Составьте предложения с данными словами, употребляя их для обозначения лиц мужского и женского пола Эколог, судья, коллега, заведующий, тихоня, зазнайка, грязнуля
Слайд 26
14. Правильно прочитайте слова. Укажите род сложносокращенного слова. Составьте со словами предложения. МГТУ, РЭУ им Плеханова, ОГПУ, ОГУ, МИД, СОШ, ЧОУ 15. Прочитайте слова, проверьте написание по орфографическому словарю. Составьте словосочетания с данными словами. Ко( р,рр ) идор, б( а,о ) лкон, сте (л, лла )ж, п (а, о) ркет, к( о,а ) нд ( е,и ) ционер, гости ( н,нн ) ая
Слайд 27
16. Составьте и запишите предложения, в которых слова были б разными членами предложения Метр о, авт о бус, тролл е йбус, такс и 17. Напишите небольшой текст о хоккейном матче или о цирковом представлении Слова для справок : афиша, касса, хоккей, цирк, канатоходцы, дрессировщик, аплодисменты, чувство, зрители, болельщики, чудесный праздник
Последний слайд презентации: Культура речи как раздел методики развития речи: Подбор слов, словосочетаний
Не все слова могут сочетаться друг с другом. Подберите к данным словам подходящие по смыслу прилагательные Снег (белый, мокрый, голубой, колючий, жгучий) Метель (сильная, неожиданная, длительная, тяжелая)