Первый слайд презентации: Культура России в конце XIX – начале XX века
Слайд 2: План работы
Духовное состояние общества. Городская и сельская жизнь. Серебряный век в литературе. Живопись. Архитектура. Театр. Кино. Балет.
Слайд 3: 1. Духовное состояние общества
Индустриальная эпоха Духовная жизнь Стандартизация порождает растерянность Переосмысление проблем человечества Нарушение гармонии между природой и обществом
Слайд 4
В истории русской культуры конец XIX - начало XX в. получил название серебряного века русской культуры, который начинается “Миром искусства” и заканчивается символизмом. 1. Россия дала миру творческие шедевры в самых различных областях - живописи, литературе, музыке, архитектуре, науке, общественной мысли, философии 2. Однако существовал разрыв между неграмотными народными массами и культурной элитой.
Слайд 5: Особенности:
1. Искусство серебряного века стремится быть только искусством (Искусство золотого века активно вторгалось в общественную жизнь и политику). 2. Восприятие мира становится более свободным (Личность художника становиться более раскрепощенной, ощущение замкнутости мира начинает ослабевать). 3. Новый тип культуры формируется на основе критицизма : духовная культура строится на фундаменте переосмысленного опыта и новых идей. 4. Характерной чертой новой культуры является космологизм — элемент и новой картины мира, и нового ее осмысления. 5. Пессимистические настроения возникают в переходные периоды, крепнет чувство наступления конца мира.
Слайд 6
2. Городская и сельская жизнь. Автобус на Сенатской площади. 1912 Конка на Большом Каменном мосту. 1900-е годы Изменение облика городов: Благоустройство городов (асфальтированные улицы, электрическое освещение). Появление доходных домов (многоквартирных для сдачи жилья в наем). Каменные здания вытесняют деревянные. Здания оснащаются водопроводом, канализацией. Появление общественного транспорта.
Слайд 7
Изменения в жизни села: Строительство 2-, 3- комнатных изб. Исчез обычай держать в жилом помещении зимой мелкий домашний скот. Использование фабричной посуды. «Железные крыши» вытесняют крыши, покрытые тесом, дранкой. Стены украшают семейными фотографиями, зеркалами.
Слайд 8
3. Серебряный век в литературе Литературные течения серебряного века символизм имажинизм акмеизм футуризм
Слайд 9
Символисты (Французское symbolisme от греческого symbolon — знак, символ). З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб, А. А. Блок, С..Соловьёв, К.Бальмонт, В.Иванов, И.Ф.Анненский К.Бальмонт А.Блок А.Белый
Слайд 10
Милый друг, иль ты не видишь, Что все видимое нами — Только отблеск, только тени От незримого очами? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий — Только отклик искаженный Торжествующих созвучий? Соловьёв «Милый друг»
Слайд 11
Акмеисты (От греческого akme ` — остриё, высшая степень чего-либо, цветущая сила). Н. С. Гумилёв (1886 – 1921) А. А. Ахматова (18889 – 1966) О. Э. Мандельштам (1891 – 1938) Г. В. Иванов (1894 – 1958) В. И. Нарбут (1888 – 1938) О.Мандельштам А.Ахматова
Слайд 12
Футуристы (От латинского futurum — будущее ). В. Хлебников В. В. Маяковский Д. Д. Бурлюк И. Северянин В первом манифесте «Пощечина общественному вкусу» прозвучал призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности».
Слайд 13
Имажинисты [от французского image — образ] С. А. Есенин А. Б. Мариенгоф В. Г. Шершеневич «Изба старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины» (С. Есенин) «Черпаками строк не выкачать Выгребную яму моей души» ( Шершеневич ).
Слайд 14
Мир искусства — художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890 -х. Под тем же названием выходил журнал, издававшийся с 1898 г. членами группы. Основателями «Мира искусств» стали художник А. Н. Бенуа и театральный деятель С. П. Дягилев. 3. Живопись. Архитектура
Слайд 16
Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе. Корабли времен Петра I. Лансере Евгений Евгеньевич
Слайд 19
«Бубновый валет» - Художники «Бубнового валета» отрицали традиции как академизма, так и реализма XIX века. Для их творчества характерны живописно-пластические решения в стиле П.Сезанна, а также возврат к приёмам русского лубка и народной игрушки первоначально такое название получила выставка художников (декабрь 1910 — январь 1911 ), впоследствии вошедших в одноимённое творческое объединение
Слайд 22
Щусев А.В. Здание Казанского вокзала в Москве Шехтель Ф.О. Особняк З. Г. Морозовой (1898) Начало XX века характеризуется творческим оживлением в архитектуре, появляются различные течения, активизируется творческая борьба между ними. В противовес безжизненному академическому псевдорусскому эклектизму возникла живая струя романтизма XX века. В начале XX века в русскую архитектуру проникает с Запада влияние стиля модерн (графичность, декоративность, погоня за асимметрией). В своем чистом виде этот стиль выражает новаторские тенденции западной архитектуры, вызванные появлением новых материалов, новой техники железобетона. Архитектура
Слайд 23
Первые киносъемки и киносеансы в России прошли уже в 1896 г. Кино развивается первые годы как документальное и постановочное, с игровыми моментами - от видовых сюжетов, феерий до примитивных комедий. Первые российские художественные ленты представляли собой экранизации фрагментов классических произведений русской литературы («Песнь про купца Калашникова», «Бахчисарайский фонтан»), народных песен («Ухарь-купец») или иллюстрировали эпизоды из отечественной истории («Смерть Иоанна Грозного»). Киноискусство
Слайд 24
Антон Павлович Чехов читает «Чайку» артистам театра. 1899 г. Здание Московского Художественного театра в Камергерском переулке, 1900 г. Театр
Слайд 26
Портрет Дягилева работы Валентина Серова Матильда Адамовна Кржезинская К началу XX в. русский балет занял ведущие позиции в мировом хореографическом искусстве. Русская школа балета опиралась на академические традиции конца XIX в., на ставшие классикой сценические постановки выдающегося балетмейстера М. И. Петипа.
Слайд 27
И. Стравинский (1882-1971) "Петрушка" А.Павлова. Умирающий лебедь В то же время русский балет не избежал и новых веяний. Молодые постановщики А. А. Горский и М. И. Фокин в противовес эстетике академизма выдвинули принцип живописности, в соответствии с которым полноправными авторами спектакля становились не только балетмейстер и композитор, но и художник.
Слайд 28: Проверим?
Что объединяет эти ряды? 1. З. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Блок. 2. А.Горский, А.Павлова, М.Кржезинская. 3. Щусев А., Шехтель Ф., Н.Лазарев.
Слайд 29: Проверим?
1. Назовите основные литературные течения серебряного века. 2. Перечислите творческие сообщества, объединившие художников рубежа XIX-XX века.