Слайд 2: Наука
Начало ХХ в. Было временем крупных достижений в области математики, физики, химии, биологии. Россия дала миру плеяду великих ученных, открытия которых во многом обусловили достижения мировой науки.
Слайд 3: Химики:
Лебедев С.В. Зелинский Н.Д. Открыл реакцию получения a-аминокислот. Создал угольный противогаз (1915). Работы С. В. Лебедева в области полимеризации непредельных углеводородов. Гидрогенизация смесей циклических и открытых производных этилена. Совместно с М.С.Платоновым
Слайд 4: Физики:
Жуковский Н.Е. Лебедев П.Н. 15 ноября 1905 года Жуковским был прочитан доклад «О присоединенных вихрях», заложивший теоретическую основу развития методов определения подъемной силы крыла аэроплана; в 1906 г. он опубликован в виде отдельной научной работы. П. Н. Лебедев занимался также вопросами действия электромагнитных волн на резонаторы и выдвинул в связи с этими исследованиями глубокие соображения, касающиеся межмолекулярных взаимодействий, уделял внимание вопросам акустики, в частности гидроакустики. Изучение давления света на газы побудило Лебедева заинтересоваться происхождением хвостов комет.
Слайд 5: Биологи:
Сеченов И.М. Тимирязев К.А. Сеченов открыл так называемое центральное торможение - особые механизмы в головном мозге лягушки, подавляющие или угнетающие рефлексы Тимирязев открыл в составе хлорофилла вещество, которое определяет его характерные оптические свойства.
Слайд 6: Чаплыгин
Предложил теорию о Обыкновенном диффиринциальном уравнении (ОДУ) — это уравнения вида или,где — неизвестная функция (возможно, вектор-функция; в таком случае часто говорят о системе дифференциальных уравнений), зависящая от независимой переменной, штрих означает дифференцирование по. Число называется порядком дифференциального уравнения.
Слайд 7: Образование и просвещение
Научно технический прогресс требовал развития образование и народного просвещения.
Слайд 9: О школах…
В начале века ежегодно создавалось от 5 до 6 тыс. новых школ, но крестьянство оставалось неграмотным.
Слайд 10
Успешно развивалось среднее и высшее образование. Увеличилось количество не только гимназий, но и училищ, вузов. Число высших учебных заведений достигло 135 000 к 1914г.
Слайд 11: Быт и повседневная жизнь
К началу ХХ в. Заметно менялся быт человека, города оказывали влияние на деревни, труд земледельца требовал упорства, практической сметки. В жизни горожан появились автомобили, трамваи, телефон, радиосвязь, авиация, кинематограф, многоэтажные дома с канализацией…
Слайд 12: Художественная культура
На рубеже веков художники стремились осмыслить происходящие в мире перемены, освоить новую тематику и изобразительные средства. Поиски творческой интеллигенции проявлялись в разных стилях, таких как модренизм и авангардизм.
Слайд 13: Модернизм
Модерни́зм ( итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») — направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй половине века она была подвергнута развёрнутой критике.
Слайд 14: Авангардизм
Аванга́рд (фр. avant-garde, где avant — впереди, а garde — стража, охрана) — обобщающее название течений в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков.
Слайд 15: Малевич, Казимир Северинович
Писал картины в авангардном стиле, одна из его знаменитых картин: «Чёрный квадрат» Впервые картина была показана на выставке в 1925г., символизирующая по замыслу художника занавес над прежней историей человечества и призыв к строительству будущего.
Слайд 16: Архитектура
Стили архитектуры в начале ХХ в. : Эклектика Неорусский стиль ( Псевдорусский стиль) Н еоклассицизм
Слайд 17: Экле́ктика
Экле́ктика ( эклектизм, историзм ) в архитектуре — направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг. Использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей ( неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, неорусский стиль, неовизантийский стиль, индо-сарацинский стиль, неомавританский стиль) называют эклектикой в советской и российской практике. В зарубежном искусствоведении употребляются не несущие негативной окраски термины романтизм (для второй четверти XIX века) и боз-ар (для второй половины XIX века). Эклектике присущи, с одной стороны, все черты европейской архитектуры XV—XVIII веков, а с другой — в ней есть принципиально другие свойства. Эклектика сохраняет архитектурный ордер (в отличие от модерна, не использующего ордер), но в ней он утратил свою исключительность.
Слайд 18: Неорусский стиль
Неорусский (иногда называемый «псевдорусским») стиль возник в 1830-1840-х годах под влиянием роста интереса к истории России и следования имперской официальной концепции народности Николая I, императора Всероссийский в 1825—1855 годах. Основоположником этого направления в архитектуре считается К. А. Тон.
Слайд 19: Неоклассици́зм
Неоклассици́зм — термин, применяемый в российском искусствоведении для обозначения художественных явлений последней трети XIX и первой четверти XX веков, которым присуще обращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения или классицизма (в музыке — также и эпохи барокко). В зарубежном искусствоведении неоклассицизмом называют классицизм в архитектуре и изобразительном искусстве второй половины XVIII — первой трети XIX веков, в отличие от классицизма более раннего периода