Слайд 2: Особенности художественной культуры на рубеже веков
Распад традиционного уклада жизни Рост национального самосознания Переход от отображения мира к преображению его художественными средствами Ощущение неустойчивости бытия, рост интереса к мистицизму Рост влияния национальных традиций и народной культуры Новые художественные стили – МОДЕРН (символизм, футуризм, экспрессионизм и др )
Слайд 3: Просвещение
Начальное образование В начале ХХ века число грамотных людей выросло в 1,5 раза Средняя и высшая школы Среднее образование Выросла численность гимназий и реальных училищ Создана сеть высших начальных училищ (готовили к поступлению в среднюю школу)
Слайд 4
Профессиональное образование Действуют горные, речные, железнодорожные, фабричные, коммерческие училища Педагогическое образование Создано 47 учительских институтов, более 170 учительских семинарий (училищ)
Слайд 5
Высшее образование Восстановлена автономия вузов, выросла их численность (к 1916 г в 135 вузах обучалось127 тыс.студентов) Создаются народные вузы: университет А. Шанявского, педагогический институт П. Шалапутина
Слайд 6: Периодическая печать
В конце 19 в выпускалось 105 ежедневных газет, в 1912 г – 1131 газета на 24 языках «Дешевая общедоступная массовая книга – книга, всем своим характером рассчитанная на народ, прославила имя Сытина. Празднование пятидесятилетия его книгоиздательства в 1916 году стало подлинным национально- культурным торжеством… Сытин дал России самые дешевые издания собраний сочинений Пушкина, Гоголя, Толстого, Чехова и других классиков нашей литературы, издал популярные «народную», «Детскую», «Военную» энциклопедии.
Слайд 7: Наука и техника
Бурное развитие промышленности → 1. Быстрое развитие естественных и технических наук, усиление их связи с производством 2. Наука превращается в непосредственную производительную силу
Слайд 8: Наука
Н.Е Жуковский (1847-1921) – развитие основ аэродинамики. В 1904 г. создан институт аэродинамики К.Э. Циолковский (1857-1935) – «отец» современной космонавтики С.А. Чаплыгин (1869-1942) – исследования в области математики и механики П.Н. Лебедев (1866-1912) - физика, установил общие закономерности волновых процессов
Слайд 9
В.И. Вернадский (1863-1945) – геохимия и биохимия. Заложил основы современной экологии. Выдвинул идею о ноосфере – поверхности Земли, преображенной человеческим разумом И.П. Павлов (1849-1936) – физиология, теория условных рефлексов (Нобелевская премия 1904 г) К.А. Тимирязев (1843-1920) – процессы усвоения углекислоты зелеными растениями под воздействием света
Слайд 10: Техника
Развитие авиа и автомобилестроения, химической и электротехнической промышленности И.И. Сикорский – четырехмоторный самолет «Илья Муромец», «Русский витязь» (1913). Только в Петербурге 2 завода выпускали до 600 самолетов в год
Слайд 11
В повседневную жизнь постепенно входят трамвай, телефон, радио, электрическое освещение На вооружение армии поступают автомобиль, пулемет, миномет, противогаз, подводная лодка
Слайд 12: Гуманитарные науки
Социально-политический кризис начала ХХ в →Рост интереса к гуманитарным наукам → ФИЛОСОФИЯ 2 основных направления: А) материалистическое ( Г. Плеханов, А. Богданов, В. Ульянов ) Б) религиозно-философское ( Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Флоренский ) – идеи «нового религиозного сознания» сочетались с литеральной идеей о самоценности личности и духовной свободой человека. В 1909 г. Выходит сборник «Вехи» ( Н. А. Бердяев., С. Н. Булгаков., П. Б. Струве., С. Л. Франк. )
Слайд 13
ИСТОРИЯ С.Ф. Платонов, П.Н. Милюков, Н.П. Павлов-Сильванский, М.Н. Покровский – «Русская история с древнейших времен», первая попытка освещения истории с марксистских позиций Свои первые исследования печатают Е.В. Тарле, Б.Д. Греков
Слайд 14: Экономическая наука и социология
П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, М.М. Ковалевский создали Высшую школу общественных наук (Париж, 1901) П. Сорокин – исследования в области социологии
Слайд 16
В конце Х I Х – начале ХХ в. в стране действуют более 700 научных и научно-технических обществ ( географических, ботанических, астрономических, химических и др ), возникших не только в крупных, но и в провинциальных городах.
Слайд 17: Литература
Л.Н. Толстой – «Живой труп», «После бала» А.П. Чехов – «Три сестры», «Дядя Ваня», рассказы А.И. Куприн – «Гранатовый браслет», «Поединок», «Яма» И.А. Бунин – «Темные аллеи», лирика Д.Н. Мамин-Сибиряк – «Приваловские миллионы» Л.Н. Андреев – «Жизнь Человека», «Царь Голод», «Бездна» Литература Продолжается расцвет критического реализма
Слайд 18
Модернизм Символизм (теоретик – В.Я Брюсов): К.Д.Бальмонт А.А. Блок – «Стихи о Прекрасной Даме» Амеизм : АКМЕИЗМ - Н.С Гумилев А.А. Ахматова О.Э. Мандельштам Мифотворческое восприятие мира обусловило такой взлет поэзии, что Н. Бердяев определил начало ХХ в. Как «серебряный век русской поэзии» Вернули поэзию из мира символов в мир человеческих чувств, личных переживаний
Слайд 19
Авангардизм Футуризм В. Хлебников Д.Бурлюк И. Северянин В. Маяковский Б. Пастернак 1912 г. – «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая Луна», «Рыкающий Парнас» - абсолютная свобода «творить не искусство, а творить реальность»
Слайд 20: Живопись и графика
Сохраняются лучшие традиции русской академической школы И.Е. Репин – портреты П. Столыпина, Л. Толстого, В. Короленко, В. Бехтерева В.А. Серов – портреты современников: врачей, артистов, писателей И.Е. Репин. Портрет П. Столыпина
Слайд 23
Модернизм А.П. Рябушкин М.В. Нестеров К.А. Коровин М.А. Врубель Переход от драматизации прошлого к его поэтизации. Акцент на фантастический вымысел, недосказанность, символику 1898 – 1924 гг «Мир искусства»: А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, К.А. Сомов, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих, Б.М. кустодиев, А. Остроумова-Лебедева
Слайд 24
Авангардизм «Бубновый валет»(1910): П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк Состав объединений был текуч, непостоянен, члены одного союза переходили в другие « Голубая роза»: П. Кузнецов, М. Сарьян, С. Судейкин Экспрессионизм: В.В. Кандинский Супрематизм: К.Малевич «Черный квадрат» Бытовой символизм (примитивизм): М. Шагал Аналитическая живопись: П.Н. Филонов
Слайд 25: Экспрессионизм
ЭКСПРЕССИОНИЗМ (фр. еxpressionismе, от лат. expressio – выражение, выразительность) – направление в искусстве и литературе первых десятилетий 20 в., особенно ярко проявившееся в Германии и Австрии; а также тенденция, периодически возникающая в изобразительном искусстве, литературе и кино, характеризующаяся стремлением к деформации или стилизации форм, динамизму, экзальтации и гротеску ради создания мощной выразительности художественного образа и отражения мировоззрения
Слайд 28: Супрематизм
Течение искусства, относящееся к геометрическому абстрактивизму или геометрическому конструктивизму, позиционирующийся как способ «выражения высшей реальности». С такой трактовкой связано и само название течения, которое происходит от слова « supremus ». Оно переводится с латинского как «последний, крайний, наивысший». Картины, созданные в духе супрематизма, изображали комбинации самых простых геометрических линий. Каждая из этих комбинаций могла быть связана с каким-либо предметом реальности либо оставаться абсолютно самостоятельной. Ощущение реальности в таких работах передается с помощью свободного сочетания треугольников, прямоугольников, квадратов, кругов.
Слайд 30: Архитектура
Господствует модернизм Особенности : Свободная планировка Подчеркнутая индивидуализированность зданий Отказ от симметрии Единый орнаментальный ритм Образно-символический замысел Ф.О. Шехтель – особняк Морозовой на Спиридоновке, дом Рябушинского на Малой Никитской, здание Ярославского вокзала
Слайд 42
Неоклассицизм И.В. Жолтовский, В.Ф. Валькотт Создавались проекты новых городов, разрабатывались планы перестройки Петербурга
Слайд 47: Скульптура
Неоклассицизм Импрессионизм Р.Р. Бах С.М. Волнухин П.П. Трубецкой – памятник Александру III в Петербурге, портреты Л.Толстого, С. Витте, Ф. Шаляпина Н.А. Андреев – памятник Гоголю в Москве С.Т. Коненков – сочетание античной пластики с модерном и фольклорными элементами – «Самсон, разрывающий цепи», «Нике», «Лесовик», « Камнебоец »
Слайд 51: Музыка
В творчестве ряда композиторов проявляется музыкальный символизм, импрессионизм, экспрессионизм. И.Ф. Стравинский – «Петрушка», «Весна священная», «Жар-птица» А.Н. Скрябин – «Поэма экстаза»
Слайд 52: Театр
Традиции театрального искусства Х I Х века продолжали Малый и Александринский театры. 1898 г. – основан Московский Художественный театр, ставший центром новаторских экспериментов (К.А. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко) К.А. Станиславский - в ыходец из торгово-промышленных кругов Москвы, актер и режиссер, создатель новой театральной системы.
Слайд 53
1904 г. – основан Драматический театр в Петербурге (В.Ф. Комиссаржевская). Ставятся пьесы А. Толстого, М. Горького, А. Чехова, Л. Андреева, К. Гамсуна, Г. Ибсена.
Слайд 54: Опера
Большой и Мариинский театры Основываются частные оперные театры (С.И. Мамонтов, 1895 г.) Искусство вокала представлено творчеством Ф.И. Шаляпина, Л.В. Собинова, А.В. Неждановой. Ставятся оперы Н. Римского-Корсакова «Садко», «Царская невеста», «Кощей Бессмертный»
Слайд 55: Балет
Постановки М.М. Фокина, балеты Стравинского. Танцовщики – А. Павлова, В.Ф. Нижинский, Т.П. Карсавина. Оформление спектаклей – художники «Мира искусства» - А. Бенуа, Л. Бакст, К.Коровин. С. Дягилев – «Русские сезоны» в Париже, представленные балетом, музыкой, театральной живописью.
Слайд 56: Кинематограф
Становится одной из массовых форм искусства. Крупнейший русский кинопромышленник в начале XX века - А.А. Ханжонков, открыл первую русскую кинофабрику. В 1908 году режиссер и предприниматель Александр Дранков поставил первый русский фильм с актерами под названием «Понизовая вольница» («Степан Разин»).
Последний слайд презентации: Культура России в начале ХХ века
К 1914 г. в России было более 4 тысяч кинотеатров и 30 киностудий. Режиссер – Я.А. Протазанов. Актеры – И. Мозжухин, В. Холодная, В. Максимов. 1908 г – первая игровая картина «Степан Разин» 1911 г. – первая полнометражная картина «Оборона Севастополя»