Слайд 2: Впервые термин появился в мае 1917 года в «Манифесте анархизма» братьев Гординых. Далее этот термин использовал Ленин В.И. в статье « О кооперации» (1923): "Культурная революция — это… целый переворот, целая полоса культурного развития всей народной массы»
Слайд 3
Главной целью культурных преобразований, проводившихся большевиками в 1920—1930-х гг., было подчинение науки и искусства марксистской идеологии. Культура была поставлена под контроль государства, стремящегося руководить духовной жизнью общества, воспитывать его членов в духе господствующей идеологии.
Слайд 4
Цели культурной революции: • Создание новой культуры, отражающей особенности социалистического строя • Формирование кадров интеллигенции среди рабочих и крестьян • Ликвидация безграмотности • Приобщить к достижениям культуры как можно более широкие массы населения • Идеологизация культуры в соответствии с принципами социализма, насаждение идеологического единообразия • Отказ от культурного наследия прошлого
Слайд 5: Первым наркомом просвещения РСФСР был А.В. Луначарский (1917-1929) 1919 – декрет «О ликвидации безграмотности», по которому население от 8 до 50 лет было обязано учиться грамоте – ликбез
Слайд 6
В 30-е гг. Сталин заявил, что все науки носят политический характер. Начались гонения на генетику, социологию, психоанализ, что привело к свертыванию их разработок в СССР. Историю стали использовать в целях воспитания народа, развивая идеи советского патриотизма.
Слайд 7
В литературе и искусстве внедрялся метод «социалистического реализма» (изображение действительности не такой, какая она есть, а такой, какой она должна быть с точки зрения интересов борьбы за социализм), прославление партии, ее вождей, героики революции. Среди писателей выдвинулись А. Н. Толстой («Петр Первый»), А. Т. Твардовский.
Слайд 9
Значительный шаг в своем развитии сделала кинематография: фильмы «Чапаев» С. и Г. Васильевых, «Броненосец «Потемкин», «Александр Невский», «Иван Грозный» С. Эйзенштейна, комедии Г. Александрова «Веселые ребята», «Цирк», фильм М. Ромма «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», И. Пырьева «Свинарка и пастух».
Слайд 10
В сфере скульптуры наиболее выдающимся произведением 1930-х гг. стал монумент В. Мухиной «Рабочий и колхозница». Так же широкую известность получила скульптура Н. Андреева «Обелиск советской Конституции» в Москве.
Слайд 11
В архитектуре появляется тенденция к поиску новых форм и стилей. Происходит зарождение и распространение такого стиля, как конструктивизм. Этот стиль представляет собой строгие, логичные линии зданий, из которых состоит конструкция Дворец культуры им. Горького Дворец культуры им. Лихачева
Слайд 12
В 20-е гг. начинается изъятие церковных ценностей, террор против священнослужителей. Для пропаганды атеизма был создан «Союз безбожников».
Слайд 13
1920-е - В школьном образовании - простор для экспериментов и инноваций - Возможность развития различных художественных стилей и направлений в искусстве - Существование различных творческих организаций - Поддержка государством пролетарского искусства, 1930-е - В школьном образовании - восстановление традиционных форм обучения. - социалистическ ий реализм как единственн ый официальн ый метод. - Создание единых творческих организаций,
Слайд 14: Итоги культурной революции:
Ликвидация неграмотности. Введено бесплатное всеобщее начальное образование Открытие 20 тыс. школ Внедрение марксистских идей в систему обучения. Репрессии в отношении неугодных педагогов и студентов. - Формировался слой советской интеллигенции из рабочих и крестьян. - Налажен выпуск огромными тиражами книг, журналов, газет - Унификация культурной и духовной жизни в стане - В годы первых пятилеток( 1928-1932, 1933-1937) больших успехов достигла наука
Слайд 15
Тоталитаризм и его гнетущая атмосфера несовместимы с принципами свободы творчества. Это тормозило развитие культуры советского государства. Нельзя говорить лишь о том, что культурная революция носила негативный характер. Результаты были достигнуты значительные: повысился уровень грамотности населения, увеличилось тиражирование и выпуск материалов для широких слоев населения.