Первый слайд презентации: Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой
Структура сказок по Кристоферу Воглеру, Владимиру Проппу и Джозефу Кэмпбеллу. Общие черты и различия. Пример Иллюстрация Ивана Билибина
Слайд 2
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой Элементы сказок: 1. Особенности повествования. Присказка. Зачин - начало сказки, повторы по тексту, п ословицы, поговорки, загадки, концовка; 2. Место действия, особенности - обычное и волшебное; 3. Герои обычные (дед, баба, царь, братец, девушка, животное, предмет, есть ли у героев имена – их тоже пишем), черты характера (трудолюбивая, сварливый, сострадание) 4. Герои волшебные, их действия волшебные (их имена, герои положительные или отрицательные), 5. Особенности быта (дом, еда, утварь, одежда, украшения и т.д.), 6. Описание природы (есть/нет, красочное или упоминается вскользь), 7. Волшебные предметы/действия (это могут быть предметы быта, одежды, действие - пролезть в одно ухо коровы, вылезти в другое и т.д.). Основной практический инструмент работы на курсе - сказки «на карандаш» по элементам
Слайд 3
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой План лекции: 1. Три мастера структуры сюжетов 2. Структура сказок В.Я. Проппа. Функция. «Морфология волшебной сказки» 3. Структура Джозефа Кэмпбелла. Круговой путь героя (мономиф). «Тысячеликий герой» 4. Структура Кристофера Воглера. Вектор Воглера. Адаптация теории Кэмпбелла «Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино» 5. Общие черты и различия трёх теорий. Примеры по сказкам «Царевна-лягушка» и «Иван-царевич и Серый волк»
Слайд 4
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой Владимир Яковлевич Пропп (1895 - 1970) советский филолог, фольклорист, профессор Ленинградского университета Джозеф Кэмпбелл (1904 - 1987) американский исследователь мифологии, автор трудов по сравнительной мифологии и религиоведению Кристофер Воглер (род. в 1949 г.) голливудский продюсер, наиболее известный как автор руководства для сценаристов «The Writer’s Journey: Mythic Structure for writers» Функция Путь героя (мономиф) Вектор Воглера Книга «Морфология волшебной сказки» и др. Книга «Тысячеликий герой» «Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино» 1. Три мастера структуры сюжета
Слайд 5
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой Владимир Яковлевич Пропп «Морфология волшебной сказки» Волшебная сказка = правда + вымысел с применением фантастических, волшебных сил «Морфология - описание сказки по составным частям и отношению частей друг к другу и к целому» Морфология = части сказки + последовател ьность. Сравним следующие случаи: 1. Царь дает удальцу орла. Орел уносит удальца в иное царство. 2. Дед дает Сученке коня. Конь уносит Сученко в иное царство. 3. Колдун дает Ивану лодочку. Лодочка уносит Ивана в иное царство. 4. Царевна дает Ивану кольцо. Молодцы из кольца уносят Ивана в иное царство и т. д. Имеются величины постоянные и переменные. Меняются названия героев обычных и волшебных (а с ними и волшебные предметы), но не меняются их действия, или функции. Отсюда вывод, что сказка нередко приписывает одинаковые действия различным персонажам. Это дает нам возможность изучать сказку по функциям героев. Функция = действие героев (составная часть сказки), которое повторяется из сказки в сказку Пример повтора - Баба-Яга, и Морозко, и медведь, и леший испытывают и награждают падчерицу. Иллюстрация - слева Иван Билибин; справа - Иван Кузнецов 2. Структура сказок В.Я. Проппа
Слайд 6
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой Свойства функций: 1. Функции героев - это постоянные элементы, из которых состоит сказка. Не важно, какое герои имеют обличие, важно, какие функции (действия) они выполняют; 2. Число функций ограничено (в фольклорных сказках - максимально 31 функция без повторов); 3. Функция - это действие. Функции двигают сюжет вперёд. 4. В структуре (композиции) сказок функции могут перемещаться или отсутствовать, но основная канва сохраняется. Примеры функций: Тем временем Иван-царевич улучил минуточку, побежал домой, нашёл лягушку кожу и спалил её на большом огне - вредительство. Иван-царевич поблагодарил старика и пошёл за клубочком - отправка. Структура сказки - это последовательность определенных функций. 2. Структура сказок В.Я. Проппа
Слайд 7: Начальная ситуация Кто? Члены семьи или герой Что? Сказка обычно начинается с некоторой исходной ситуации. Всё хорошо. Перечисляются члены семьи, или будущий герой (например, солдат) просто вводится путем приведения его имени или упоминания его положения. Это не фунция, но важный момент в структуре. Пример. 1. «Царевна-лягушка». В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею. Было у него три сына - все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Младшего звали Иван-царевич. 2. «Иван-царевич и Серый волк». Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном. И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой
Слайд 8: 1. Отлучка Кто? Члены семьи или вспомогательный герой Что? Один из членов семьи (родители, младшие дети) отлучается из дома. Отлучка при спокойной начальной ситуации создает почву для беды. Родители уезжают на ярмарку, купец - на корабле за аленьким цветочком. Усиленная форма отлучки - смерть. В сказке «Василиса Прекрасная» у девочки умерла мама и оставила ей куколку-помощницу. Пример. 1. «Царевна-лягушка». Нет 2. «Иван-царевич и Серый волк». Нет
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой ФУНКЦИИ СКАЗКИ
Слайд 9: 2. Запрет Кто? Члены семьи, герой Что? Не делай что-то. Не выходи из дома, братца береги, в этот чулан не заглядывай, волку дверь не открывайте, Бабе-Яге ничего не говори. Обращенная форма запрета - приказ, просьба, желание помочь. Например, предложение детям принести в поле завтрак, взять с собой в лес братца. Особые запреты - царевна сидит в башне/тереме. Пример. 1. «Царевна-лягушка». -Дети мои милые, пришла вам пора жениться. Возьмите по стрельбе, натяните тугие луки и пустите стрелы в разные стороны. На чей двор стрела упадёт - там и сватайтесь (приказ). 2. «Иван-царевич и Серый волк». Стал кто-то царский сад посещать
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой ФУНКЦИИ СКАЗКИ
Слайд 10: 3. Нарушение запрета Кто? Герой Что? Герой нарушает запрет. Это парная функция «запрет - нарушение запрета». Обращенная форма запрета - приказ, просьба, предложение, желание помочь. Выполняет/не выполняет приказ Особые запреты - царевна сидит в башне/тереме. Пример. 1. «Царевна-лягушка». Пустил стрелу младший брат - попала стрела в грязное болото, и подхватила её лягушка-квакушка. Иван женится на квакушке. 2. «Иван-царевич и Серый волк»....Золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитника
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой ФУНКЦИИ СКАЗКИ
Слайд 11: 4. Выведывание Кто? Антагонист (враг) сам или через вспомогательных героев. Что? Антагонист выведывает, узнает информацию о герое. Где дети/драгоценности/в чём твоя слабость/в чём сила? Обращенная форма выведывания - герой сам выспрашивает антагониста или сам ему рассказывает о себе и цели путешествия: «Где твоя смерть, Кощей?». «Нет ли у тебя другого коня, который быстрее твоего?» Пример. 1. «Царевна-лягушка». Нет. Кощей не общается с Иваном-царевичем; ни сам, ни через подосланных лиц. 2. «Иван-царевич и Серый волк». Нет
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой ФУНКЦИИ СКАЗКИ
Слайд 12: 5. Выдача Кто? Герой/вспомогательный герой Что? Герой или вспомогательные персонажи сам передает нужную информацию антагонисту. Это парные функции «выведывание-выдача», часто они даются в форме диалога. Эти функции необязательные в сказке. 1. Антагонист получает непосредственно ответ на свой вопрос. Долото отвечает медведю: «Вынеси меня на двор и брось на земь; где я воткнусь, там и рой». На вопрос приказчика о самоцветных каменьях купчиха отвечает: «Да нам курочка несет» и т.д. Сюда относится диалог мачехи с зеркальцем. Хотя мачеха и не выспрашивает непосредственно о падчерице, зеркальце ей отвечает: «Ты хороша, спору нет, а есть у тебя падчерица, живет у богатырей в дремучем лесу, - та еще прекрасней" 2. Выдача может быть и без выведывания. Тогда выдача принимает форму неосторожного поступка. Мать громким голосом зовет сына домой, и этим она выдает его присутствие ведьме. Старик получил чудесную сумку. Он угощает куму из сумы, и этим выдает куме тайну своего талисмана. Обращенная форма выдачи - герой получает ответ от антагониста/не получает ответ. Кощей выдает тайну своей смерти, тайну быстрого коня. Пример. 1. «Царевна-лягушка». Нет. 2. «Иван-царевич и Серый волк». Нет
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой ФУНКЦИИ СКАЗКИ
Слайд 13: 6. Подвох Кто? Антагонист Что? Враг, благодаря полученным сведениям, принимает чужой облик и пытается завладеть тем ценным, что есть у героя. Змей обращается золотой козой или прекрасным юношей. Ведьма в «Сказке о мётрвой царевне и семи богатырях» прикидывается «сердечной старушкой». Волк подражает голосу матери. Поп надевает козлиную шкуру. Пример. 1. «Царевна-лягушка». Нет 2. «Иван-царевич и Серый волк». Нет
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой ФУНКЦИИ СКАЗКИ
Слайд 14: 7. Пособничество Кто? Герой или другой персонаж Что? Жертва поддается обману и тем невольно помогает врагу. Парные функции «подвох - пособничество» (необязательные в сказке). Важно: с этого момента начинается завязка. Пример. 1. «Царевна-лягушка». Нет 2. «Иван-царевич и Серый волк». Нет
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой ФУНКЦИИ СКАЗКИ
Слайд 15: 8. Вредительство/недостача Кто? Антагонист/герой Что? Антагонист наносит одному из членов семьи вред или ущерб/Герою не хватает чего-либо. Вредительство: - злодей похищает героя и/или волшебный предмет (Змей Горыныч похищает царевну); - отнимает волшебного помощника (Мачеха велит зарезать чудесную корову); - он расхищает или портит урожай (Кобыла съедает стог сена); - забирает дневной свет или др. Недостача - герою главному или вспомогательному (царю) изначально чего-то/кого-то не хватает (невесты, волшебного предмета - живого (жар-птицы) или неживого, силы, денежных средств, приключений и т.д.). Важно - это обязательная функция; точка активного развития сюжета. Пример. 1. «Царевна-лягушка». Тем временем Иван-царевич улучил минуточку, побежал домой, нашёл лягушку кожу и спалил её на большом огне (вредительство). 2. «Иван-царевич и Серый волк». 2.1 Пропадают золотые яблоки из сада (вредительство - кто-то похищает их) 2.2 Послал меня батюшка поездить по белу свету, найти Жар-птицу (недостача - царю нужна жар-птица)
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой ФУНКЦИИ СКАЗКИ
Слайд 16: 9. Посредничество (сообщение беды, отсылка) Кто? Вспомогательный персонаж/главный герой Что? Беда или недостача сообщается, к герою обращаются с просьбой или приказанием, отсылают или отпускают его. 1. Клич о помощи на словах или неявно - описанием позы, мимики, например, от царя с последующей отсылкой героя; 2. Героя отсылают в форме приказа или просьбы - пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что. 3. Героя отпускают из дома по его инициативе. Родители дают благословение. 4. Беда сообщается герою женой, родителями, старушками и т.д. 5. Герой увозится из дома. Отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес. 6. Обреченный на смерть герой тайно отпускается. Повар или стрелец щадит девушку (мальчика), отпускает их, вместо них убивает животное, чтобы добыть их печень и сердце в качестве доказательства. 7.Поется жалобная песнь. Поет оставшийся в живых брат. Беда, благодаря этому, становится известной и вызывает противодействие. Пример. 1. «Царевна-лягушка». Приезжает Василиса Премудрая, хватилась - нет лягушечьей кожи, приуныла, запечалилась и говорит царевичу: - Ох, Иван-царевич! Что же ты наделал? Если бы немножко ты подождал, я бы вечно была твоею, а теперь прощай! Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве у Кощей Бессмертного. Обернулась белой лебедью и улетела в окно. 2. «Иван-царевич и Серый волк». Царь перестал и пить, и есть, затосковал
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой ФУНКЦИИ СКАЗКИ
Слайд 17: 10. Начинающееся противодействие Кто? Герой Что? Принятие решения. Искатель соглашается или решается на противодействие. Позволь нам твоих царевен разыскать и др. Иногда этот момент словами не упоминается, но волевое решение предшествует поискам. Пример. 1. «Царевна-лягушка». Иван-царевич горько заплакал, поклонился на все четыре стороны. 2. «Иван-царевич и Серый волк». Сыновья отца утешают: - Дорогой наш батюшка, не печалься, мы сами станем сад караулить
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой ФУНКЦИИ СКАЗКИ
Слайд 18: 11. Отправка Кто? Герой Что? Герой покидает дом. Это временная отлучка Пример. 1. «Царевна-лягушка». И пошёл Иван-царевич куда глаза глядят. 2. «Иван-царевич и Серый волк». Наступило время младшего брата идти стеречь. Пошел Иван-царевич стеречь отцов сад и даже присесть боится, не то что прилечь. Как его сон задолит, он росой с травы умоется, сон и прочь с глаз
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой ФУНКЦИИ СКАЗКИ
Слайд 19: 12. Встреча с дарителем Кто? Даритель (волшебный герой) Что? Герой встречает в пути дарителя. Даритель испытывает/не испытывает героя на качества, затем дарит волшебный предмет: 1. Даритель испытывает героя. Яга задает девушке домашние работы. Лесные богатыри предлагают герою три года служить. Три года службы у купца. Выслушать игру на гуслях, не заснув. Яблоня, река, печь предлагают очень простую пищу. 2. Даритель приветствует и выспрашивает героя. Эта форма может считаться ослабленной формой испытания. 3. Умирающий или умерший просит оказать услугу. Эта форма иногда тоже является испытанием. Корова просит: «Не ешь моего мяса, косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади и никогда меня не забывай, каждое утро водой их поливай». 4. Пленный просит об освобождении. Черт сидит в башне, просит солдата освободить его. 5. К герою обращаются с просьбой о пощаде. Герой ловит щуку, она просит его отпустить ее. 6. Спорщики просят разделить между ними добычу. Два великана просят разделить им клюку и помело. 7. Враждебное существо пытается уничтожить героя. Ведьма пытается посадить героя в печь. Хозяин пытается отдать гостей ночью на съедение крысам. 8. Враждебное существо вступает с героем в борьбу. Яга и герой борются. 9. Герою предлагают поменяться волшебными предметами. Разбойник показывает дубину, купцы показывают диковинки, старик показывает меч. Их предлагают для обмена. Пример. 1. «Царевна-лягушка». Шёл он близко ли, далеко ли, долго ли, коротко ли - попадается ему навстречу древний старичок. -Здравствуй, - говорит, - Добрый молодец! Чего ищешь, куда путь держишь? Рассказал царевич ему про своё несчастье. -Эх, Иван-царевич! Зачем ты лягушачью кожу спалил? Не ты её надел, не тебе и снимать было! Василиса Премудрая хитрей, мудрёней своего отца уродилась; он за то осерчал на неё и велел ей три года быть квакушкою. Ну да словами теперь беды не поправишь. 2. «Иван-царевич и Серый волк». Половина ночи прошла, ему и чудится: в саду свет. Светлее и светлее. Весь сад осветило. Он видит — на яблоню села Жар-птица и клюет золотые яблоки
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой ФУНКЦИИ СКАЗКИ
Слайд 20: 13. Реакция героя Кто? Герой Что? Герой реагирует на действия будущего дарителя. Положительно или отрицательно. Пощадил щуку, разделил добро между спорщиками, не поблагодарил, не выполнил/выполнил просьбу. Герой спасается от покушения на него, применяя хитрость или волшебный предмет против него самого. Он сажает в печь ягу, заставив ее показать, как влезать. Пример. 1. «Царевна-лягушка». Нет явной реакции, не описана. Иван-царевич промолчал на слова старичка. 2. «Иван-царевич и Серый волк». Иван-царевич тихонько подполз к яблоне и поймал птицу за хвост
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой ФУНКЦИИ СКАЗКИ
Слайд 21: 1 4. Получение волшебного средства Кто? Даритель (волшебный герой) Что? Даритель даёт герою волшебный предмет (ВП): 1. Дает непосредственно, часто как награду 2. ВП кем-то указывается. Старуха указывает дуб, под которым находится летучий корабль, Яга - дуб с яйцом-смертью Кощея; 3. ВП изготовляется. Колдун вышел на берег, нарисовал на песке лодку и говорит: «Ну, братцы, видите ли эту лодку?», «Видим!», «Садитесь в нее!» 4. ВП продается, покупается, делается на заказ. Герой покупает волшебную куру, собаку и кошку и др. Волк просит кузнеца подковать ему тонкий голос, чтобы обмануть козлят. 5. ВП случайно попадается герою. Иван видит в поле коня, садится на него. Он набредает на дерево с волшебными яблоками. 6. ВП внезапно появляется само собой. Вдруг появляется лестница на юру. Может вдруг вырастать из земли, причем одинаково могут появляться и волшебные кусты, прутики, собака и конь, карлик. 7. ВП выпивается или съедается. Три напитка дают необычайную силу. Съеденные птичьи потроха придают героям различные волшебные качества 8. ВП похищается. Герой похищает у Яги коня. Он похищает предметы спорщиков. Применение ВП к персонажу, который их обменял,и обратное отнятие отданных предметов также может считаться особой формой похищения. 9. Различные персонажи сами предоставляют себя в распоряжение героя. Животное, например, может подарить детеныша, или же оно само предлагает свои услуги герою. Оно как бы дарит самого себя. Щука помогла достать яйцо из моря. Волшебные предметы: 1. животные (конь,орел и пр.); 2. предметы, из которых являются волшебные помощники (огниво с конем, кольцо с молодцами); 3. предметы, имеющие волшебное свойство (дубины, мечи, гусли, шары, ковёр-самолёт и др.); 4. даруемые качества (сила, способность превращаться в животных, понимать язык птиц и т.д) 5. Ценная информация о враге. Пример. 1. «Царевна-лягушка». Вот тебе клубочек : куда он покатится - туда и ты ступай за ним смело. 2. «Иван-царевич и Серый волк». Жар-птица встрепенулась и улетела, осталось у него в руке одно перо от её хвоста
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой ФУНКЦИИ СКАЗКИ
Слайд 22: 15. Пространственное перемещение между двумя царствами (первый пример) Кто? Герой Что? Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков 1. Он летит по воздуху. На коне, на птице, в образе птицы, на летучем корабле, на ковре-самолете, на спине великана или духа. 2. Он едет по земле или воде. Верхом на коне или на волке. На корабле. Безрукий несет безногого. Кот переплывает реку на спине собаки. 3. Его ведут. Клубочек указывает путь. Лисица ведет героя к царевне. 4. Ему указывают пут ь. Ёж указывает путь к похищенному братцу. 5. Он пользуется неподвижными средствами для перемещения. Он взбирается по лестнице, находит подземный ход и пользуется им, идет по спине огромной щуки, как по мосту. Пример. 1. «Царевна-лягушка». Иван-царевич поблагодарил старика и пошёл за клубочком. Новый виток функций 11, 12, 13 и 14. Далее Иван встречает новых дарителей - медведя, селезня, косого зайца и щуку. Он их пощадил, и они сами предложили ему волшебный предмет - свою помощь: «Не губи меня, Иван-царевич! Я тебе пригожусь». Еще один новый виток функций 11, 12, 13, 14, 15 - встреча с Бабой-Ягой. Она выступает здесь как даритель, который не дает герою дополнительных заданий и проверок, и дарит ему волшебный предмет - информацию о дубе и кованом ларце, в котором смерть Кощея. После этого Иван приходит к месту нахождения предмета поисков - в царство Кощея. Это 15-я функция сюжета: Ф-ция 15 - «Рассказала ему Баба-Яга, как найти тот дуб дремучих лесах. Поблагодарил её Ивана-царевич и двинулся снова в путь-дорогу. Долго он по дремучим лесам странствовал, пока не пришёл к огромному Кощееву дубу »
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой ФУНКЦИИ СКАЗКИ
Слайд 23: 15. Пространственное перемещение между двумя царствами (второй пример) Кто? Герой Что? Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков 1. Он летит по воздуху. На коне, на птице, в образе птицы, на летучем корабле, на ковре-самолете, на спине великана или духа. 2. Он едет по земле или воде. Верхом на коне или на волке. На корабле. Безрукий несет безногого. Кот переплывает реку на спине собаки. 3. Его ведут. Клубочек указывает путь. Лисица ведет героя к царевне. 4. Ему указывают путь. Ёж указывает путь к похищенному братцу. 5. Он пользуется неподвижными средствами для перемещения. Он взбирается по лестнице, находит подземный ход и пользуется им, идет по спине огромной щуки, как по мосту. Пример. 2. «Иван-царевич и Серый волк». После эпизода с пером жар-птицы - новый виток функций 9, 10, 11, 12, 13, 14 и 15 с новым дарителем волком : Ф-ция 9 - Вредительство (недостача ). Царь взял это перо и с той поры стал пить, и есть, и печали не знать. Вот в одно прекрасное время ему и раздумалось об этой об Жар-птице. (Царь обнаружил недостачу - птицу, жизнь без нее больше не мила ). Ф-ция 10 - Посредничество (отсылка). Царь: - Дорогие мои дети, оседлали бы вы добрых коней, поездили бы по белу свету, места познавали, не напали бы где на Жар-птицу (отсылка). Ф-ция 11 - Отправка. Дети отцу поклонились, оседлали добрых коней и отправились в путь-дорогу: старший в одну сторону, средний в другую, а Иван-царевич в третью сторону. Ф-ция 12 - Первая функция дарителя. Откуда ни возьмись, бежит к нему серый волк: - Что, Иван-царевич, сидишь пригорюнился, голову повесил? Ф-ция 13 - Реакция героя. Как же мне не печалиться, серый волк? Остался я без доброго коня. - Это я, Иван-царевич, твоего коня съел… Жалко мне тебя! Расскажи, зачем в даль поехал, куда путь держишь? - Послал меня батюшка поездить по белу свету, найти Жар-птицу. Ф-ция 14 - Получение волш. средства. - Фу, фу, тебе на своем добром коне в три года не доехать до Жар-птицы. Я один знаю, где она живет. Так и быть — коня твоего съел, буду тебе служить верой-правдой. Садись на меня да держись крепче. (Он предлагает сам себя в качестве волшебного предмета). Ф-ция 15 - Перемещение в иное царство. Сел Иван-царевич на него верхом, серый волк и поскакал — синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает. Долго ли, коротко ли, добегают они до высокой крепости
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой ФУНКЦИИ СКАЗКИ
Слайд 24: 16. Борьба Кто? Герой с антагонистом Что? Герой и антагонист вступают в непосредственную борьбу (не путать с борьбой (дракой) с враждебным дарителем). 1. Они бьются на открытом поле. Бой со змеем или с Чудо-Юдой, бой с неприятельским войском, с богатырем. 2. Герой побеждает хитростью. Цыган обращает в бегство змея, выжимая кусок творога вместо камня. 3. Особая форма. Змеиха предлагает герою: «Пусть Иван-Царевич идет со мной на весы - кто кого перевесит». Пример. 1. «Царевна-лягушка». Нет. Иван-царевич лично с Кощеем не встречается. 2. «Иван-царевич и Серый волк». Волк: - Слушай меня, Иван-царевич, запоминай: полезай через стену, не бойся — час удачный, все сторожа спят. Увидишь в тереме окошко, на окошке стоит золотая клетка, а в клетке сидит Жар-птица. Ты птицу возьми, за пазуху положи, да смотри клетки не трогай! Иван-царевич через стену перелез, увидел этот терем — на окошке стоит золотая клетка, в клетке сидит Жар-птица
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой ФУНКЦИИ СКАЗКИ
Слайд 25: 17. Клеймение (отметка) Кто? Царевна или вспомогательный (волшебный) герой Что? Героя метят. После победы над врагом герой может получить ранение или временную смерть (дополнительный виток сюжета). Герой может не узнавать невесту («Финист - ясный сокол»), но девушка горячими слезами возрождает царевича к жизни. По некоторым мифам слёзы могут оставлять раны (клейма) на щеках героя. Взамен слёз героя могут оживить мертвая и живая вода. 1. Метка наносится на тело. Героя ранят в бою/Царевна будит героя перед боем, нанося ему ранку ножом в щеку/Царевна метит героя перстнем в лоб/Она его целует, отчего на лбу загорается звезда. 2. Герой получает кольцо или полотенце Соединение двух форм 1 и 2 получается, если героя ранят в бою, и рана перевязывается платочком царевны или короля. Пример. 1. «Царевна-лягушка». Нет 2. «Иван-царевич и Серый волк». Позднее по сказке братья лишили Ивана жизни. Лежит Иван-царевич мертвый, над ним уже вороны летают. Откуда ни возьмись, прибежал серый волк и схватил ворона с воронёнком. - Ты лети-ка, ворон, за живой и мертвой водой. Принесёшь мне живой и мертвой воды, тогда отпущу твоего вороненка. Ворон, делать нечего, полетел, а волк держит его воронёнка. Долго ли ворон летал, коротко ли, принес он живой и мертвой воды. Серый волк спрыснул мертвой водой раны Ивану-царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой — Иван-царевич ожил
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой ФУНКЦИИ СКАЗКИ
Слайд 26: 18. Победа Кто? Герой Что? Герой побеждает антагониста: 1. В открытом бою 2. Хитростью, без боя 3. При взвешивании Пример. 1. «Царевна-лягушка». Настала тут смерть Кощеева, и рассыпался он кучкой праха. 2. «Иван-царевич и Серый волк». Он птицу взял, за пазуху положил
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой ФУНКЦИИ СКАЗКИ
Слайд 27: 19. Ликвидация беды или недостачи Кто? Герой Что? Беда или недостача ликвидируются. Парные функции - вредительство и ликвидация. Важно - на этой функции сказка достигает своей вершины. 1. Объект поисков похищается с применением силы или хитрости. Герои здесь иногда применяют те же средства, что и вредители при начальном похищении. Конь Ивана обращается в нищего, просит милостыни. Царевна подает. Иван выбегает из кустов, они ее схватывают и уносят. 2. Иногда добыча совершается двумя персонажами, из которых один заставляет другого совершить добычу. Конь наступает на рака, заставляет его принести подвенечное платье. Кот ловит мышь, заставляет ее принести колечко. Пример. 1. «Царевна-лягушка». Иван-царевич пошёл в палаты Кощея, взял Василису Премудрую. 2. «Иван-царевич и Серый волк». Он птицу взял, за пазуху положил
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой ФУНКЦИИ СКАЗКИ
Слайд 28: 20. Возвращение Кто? Герой Что? Герой возвращается домой. Иногда при этом - погоня. Пример. 1. «Царевна-лягушка». Иван-царевич пошёл в палаты Кощея, взял Василису Премудрую и воротился с нею домой. 2. «Иван-царевич и Серый волк». Он птицу взял, за пазуху положил да засмотрелся на клетку. Сердце его и разгорелось: - Ах, какая - золотая, драгоценная! Как такую не взять! И забыл, что волк ему наказывал. Только дотронулся до клетки, пошел по крепости звук: трубы затрубили, барабаны забили, сторожа пробудились, схватили Ивана-царевича и повели его к царю Афрону
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой ФУНКЦИИ СКАЗКИ
Слайд 29: 21. Преследование (погоня) Кто? Антагонист Что? Героя преследуют. Пример. 1. «Царевна-лягушка». Сказка закончилась. 2. «Иван-царевич и Серый волк». Нет (сразу поймали)
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой ФУНКЦИИ СКАЗКИ
Слайд 30: 22. Спасение Кто? Герой Что? Герой спасается от преследования. Девочку прячут речка, яблоня, печь Пример. 1. «Царевна-лягушка». Сказка закончилась. 2. «Иван-царевич и Серый волк». Нет
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой ФУНКЦИИ СКАЗКИ
Слайд 31: 23. Неузнанное/простое прибытие Кто? Герой Что? Герой неузнанным прибывает домой или в др. страну: 1. Прибытие домой. Герой останавливается у какого-нибудь ремесленника: золотаря, портного, башмачника, поступает к нему в ученики. 2. Он прибывает к иному королю, поступает на кухню поваром или служит конюхом. 3. Иногда герой просто возвращается домой. Пример. 1. «Царевна-лягушка». Сказка закончилась. 2. «Иван-царевич и Серый волк». Царь Афрон разгневался и спрашивает: - Чей ты, откуда? - Я царя Берендея сын, Иван-царевич... Затем царь Кусман спрашивает
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой ФУНКЦИИ СКАЗКИ
Слайд 32: 24. Необоснованное притязание Кто? Ложный герой Что? Ложный герой предъявляет необоснованные притязания Если герой прибывает домой, то притязания предъявляют братья. Если же он служит в ином царстве, их предъявляют генерал или водовоз и др. Братья выдают себя за добытчиков, генерал — за победителя змея. Эти две формы можно бы считать особыми разрядами. Пример. 1. «Царевна-лягушка». Сказка закончилась. 2. «Иван-царевич и Серый волк». - Ай, срам какой! Царский сын да пошел воровать. - А что же, когда ваша птица летала, наш сад разоряла? - А ты бы пришел ко мне, по совести попросил, я бы ее так отдал, из уважения к твоему родителю, царю Берендею. А теперь по всем городам пущу нехорошую славу про вас
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой ФУНКЦИИ СКАЗКИ
Слайд 33: 25. Трудная задача Кто? Г ерой Что? Герою предлагается трудная задача Пример. 1. «Царевна-лягушка». Сказка закончилась. 2. «Иван-царевич и Серый волк»....Ну да ладно, сослужишь мне службу, я тебя прощу. В таком-то царстве у царя Кусмана есть конь златогривый. Приведи его ко мне, тогда отдам тебе Жар-птицу с клеткой
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой ФУНКЦИИ СКАЗКИ
Слайд 34: 26. Решение Кто? Г ерой Что? Задача решается Пример. 1. «Царевна-лягушка». Сказка закончилась. 2. «Иван-царевич и Серый волк». На третье испытание (после добычи Жар-птицы, коня и двойного пленения Ивана-царевича) Серый волк говорит: - В этот раз я тебя не пущу, сам пойду. А ты ступай обратно путем-дорогой, я тебя скоро нагоню. Иван — царевич пошел обратно путем-дорогой, а серый волк перемахнул через стену — да в сад. Засел за куст и глядит: Елена Прекрасная вышла со своими мамушками, нянюшками. Гуляла, гуляла и только приотстала от мамушек и нянюшек, серый волк ухватил Елену Прекрасную, перекинул через спину — и наутек. Иван-царевич идет путем-дорогой, вдруг настигает его серый волк, на нем сидит Елена Прекрасная
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой ФУНКЦИИ СКАЗКИ
Слайд 35: 27. Узнавание Кто? Герой Что? Героя узнают Пример. 1. «Царевна-лягушка». Сказка закончилась. 2. «Иван-царевич и Серый волк». Волк трижды обращается то Жар-птицей, то конем, то Еленой, трижды цари обманываются, потом узнают волка и он убегает от них. Волшебные предметы и царевна - у Ивана-царевича. Далее по сюжету идёт функция 17 - клеймение. Б ратья лишили Ивана жизни. Лежит Иван-царевич мертвый, над ним уже вороны летают. Откуда ни возьмись, прибежал серый волк и схватил ворона с воронёнком. - Ты лети-ка, ворон, за живой и мертвой водой. Принесёшь мне живой и мертвой воды, тогда отпущу твоего вороненка. Ворон, делать нечего, полетел, а волк держит его воронёнка. Долго ли ворон летал, коротко ли, принес он живой и мертвой воды. Серый волк спрыснул мертвой водой раны Ивану-царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой — Иван-царевич ожил
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой ФУНКЦИИ СКАЗКИ
Слайд 36: 28. Обличение Кто? Ложный герой (братья) или антагонист. Что? Ложный герой (братья) или антагонист изобличается. Пример. 1. «Царевна-лягушка». Сказка закончилась. 2. «Иван-царевич и Серый волк». Иван-царевич ожил. - Ох, крепко же я спал!.. - Крепко ты спал, - говорит серый волк. - Кабы не я, совсем бы не проснулся. Родные братья тебя убили и всю добычу твою увезли. Садись на меня скорей!
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой ФУНКЦИИ СКАЗКИ
Слайд 37: 29. Новый облик (трансфигурация) Кто? Герой Что? Герою дается новый облик. Он пролезает через ухо коня и становится прекрасным молодцем/ строит свой дворец и становится в нём царевичем/ Девушка надевает (волшебное) платье и убор и вдруг обретает сияющую красоту, которой все дивятся. Пример. 1. «Царевна-лягушка». Сказка закончилась. 2. «Иван-царевич и Серый волк». Нет
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой ФУНКЦИИ СКАЗКИ
Слайд 38: 30. Наказание Кто? Ложный г ерой Что? Ложный герой или враг наказываются (казнь, темница). Иногда прощаются и отпускаются. Пример. 1. «Царевна-лягушка». Сказка закончилась. 2. «Иван-царевич и Серый волк». Поскакали они в погоню и настигли обоих братьев. Тут их серый волк растерзал и клочки по полю разметал. Иван-царевич поклонился серому волку и простился с ним навечно
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой ФУНКЦИИ СКАЗКИ
Слайд 39: 31. Свадьба Кто? Г ерой Что? Герой вступает в брак и воцаряется. Пример. 1. «Царевна-лягушка». Сказка закончилась. 2. «Иван-царевич и Серый волк». Вернулся Иван-царевич домой на коне златогривом, привез отцу своему Жар-птицу, а себе - невесту, Елену Прекрасную. Царь Берендей обрадовался, стал сына спрашивать. Стал Иван-царевич рассказывать, как помог ему серый волк достать добычу, да как братья убили его, сонного, да как серый волк их растерзал. Погоревал царь Берендей и скоро утешился. А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить-поживать да горя не знать
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой ФУНКЦИИ СКАЗКИ
Слайд 40: Царевна - лягушка Начальная ситуация - В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею. Было у него три сына - все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Младшего звали Иван-царевич. 1. Отлучка - нет 2. Запрет - -Дети мои милые, пришла вам пора жениться. Возьмите по стрельбе, натяните тугие луки и пустите стрелы в разные стороны. На чей двор стрела упадёт - там и сватайтесь (приказ). 3. Нарушение запрета - Пустил стрелу младший брат - попала стрела в грязное болото, и подхватила её лягушка-квакушка. Иван женится на квакушке. 4. Выведывание - нет 5. Выдача - нет 6. Подвох - нет 7. Пособничество - нет 8. Вредительство - Тем временем Иван-царевич улучил минуточку, побежал домой, нашёл лягушку кожу и спалил её на большом огне (вредительство) 9. Посредничество (сообщение беды) - Приезжает Василиса Премудрая, хватилась - нет лягушечьей кожи, приуныла, запечалилась и говорит царевичу: - Ох, Иван-царевич! Что же ты наделал? Если бы немножко ты подождал, я бы вечно была твоею, а теперь прощай! Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве у Кощей Бессмертного. Обернулась белой лебедью и улетела в окно. 10. Начинающееся противодействие - Иван-царевич горько заплакал, поклонился на все четыре стороны
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой ФУНКЦИИ СКАЗКИ
Слайд 41: Царевна - лягушка 11. Отправка - И пошёл Иван-царевич куда глаза глядят. 12. Встреча с дарителем - Шёл он близко ли, далеко ли, долго ли, коротко ли - попадается ему навстречу древний старичок. -Здравствуй, - говорит, - Добрый молодец! Чего ищешь, куда путь держишь? Рассказал царевич ему про своё несчастье. -Эх, Иван-царевич! Зачем ты лягушачью кожу спалил? Не ты её надел, не тебе и снимать было! Василиса Премудрая хитрей, мудрёней своего отца уродилась; он за то осерчал на неё и велел ей три года быть квакушкою. Ну да словами теперь беды не поправишь. 13. Реакция героя - Нет явной реакции, не описана. Иван-царевич промолчал на слова старичка. 14. Получение волшебного средства - Вот тебе клубочек: куда он покатится - туда и ты ступай за ним смело. 15. Пространственное перемещение между двумя царствами - Иван-царевич поблагодарил старика и пошёл за клубочком. Далее Иван встречает новых дарителей - медведя, селезня, косого зайца и щуку. И встреча с Бабой-Ягой. 16. Борьба - Нет. Иван-царевич лично с Кощеем не встречается. 17. Клеймение - Нет. 18. Победа - Настала тут смерть Кощеева, и рассыпался он кучкой праха. 19. Ликвидация беды или недостачи - Иван-царевич пошёл в палаты Кощея, взял Василису Премудрую. 20. Возвращение - Иван-царевич пошёл в палаты Кощея, взял Василису Премудрую и воротился с нею домой
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой ФУНКЦИИ СКАЗКИ
Слайд 42: Иван-царевич и Серый волк Начальная ситуация Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном. И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. 1. Отлучка - нет 2. Запрет - Стал кто-то царский сад посещать... (негласный запрет) 3. Нарушение запрета -...Золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитника. 4. Выведывание - нет 5. Выдача - нет 6. Подвох - нет 7. Пособничество - нет 8. Вредительство/недостача - Пропадают золотые яблоки из сада (вредительство - кто-то похищает их) 9. Посредничество (сообщение беды) - Царь перестал и пить, и есть, затосковал. 10. Начинающееся противодействие - Сыновья отца утешают: - Дорогой наш батюшка, не печалься, мы сами станем сад караулить
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой ФУНКЦИИ СКАЗКИ
Слайд 43: Иван-царевич и Серый волк 11. Отправка - Старший и средний брат стерегут по очереди и засыпают. Наступило время младшего брата идти стеречь. Пошел Иван-царевич стеречь отцов сад и даже присесть боится, не то что прилечь. Как его сон задолит, он росой с травы умоется, сон и прочь с глаз. 12. Встреча с дарителем - Половина ночи прошла, ему и чудится: в саду свет. Светлее и светлее. Весь сад осветило. Он видит - на яблоню села Жар-птица и клюет золотые яблоки. 13. Реакция героя - Иван-царевич тихонько подполз к яблоне и поймал птицу за хвост. 14. Получение волшебного средства - Жар-птица встрепенулась и улетела, осталось у него в руке одно перо от её хвоста. 15. Пространственное перемещение между двумя царствами - После эпизода с пером жар-птицы - новый виток (эпизод) сюжета с новым дарителем волком, который приводит Ивана к Жар-птице. 16. Борьба - Волк рассказывает Ивану-царевичу, как добраться до клетки с Жар-птицей. 17. Клеймение - функция наступает позднее. 18. Победа - Он птицу взял, за пазуху положил 19. Ликвидация беды или недостачи - Он птицу взял, за пазуху положил. 20. Возвращение (к другому королю) - Он птицу взял, за пазуху положил да засмотрелся на клетку. Сердце его и разгорелось: - Ах, какая - золотая, драгоценная! Как такую не взять! И забыл, что волк ему наказывал. Только дотронулся до клетки, пошел по крепости звук: трубы затрубили, барабаны забили, сторожа пробудились, схватили Ивана-царевича и повели его к царю Афрону
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой ФУНКЦИИ СКАЗКИ
Слайд 44: Иван-царевич и Серый волк 21. Преследование (погоня) - Нет. Ивана сразу поймали слуги. 22. Спасение - Нет. 23. Неузнанное прибытие - Царь Афрон не узнал Ивана 24. Необоснованное притязание - Ай, срам какой! Царский сын да пошёл воровать. - А что же, когда ваша птица летала, наш сад разоряла? - А ты бы пришел ко мне, по совести попросил, я бы ее так отдал, из уважения к твоему родителю, царю Берендею. А теперь по всем городам пущу нехорошую славу про вас. 25. Трудная задача -...Ну да ладно, сослужишь мне службу, я тебя прощу. В таком-то царстве у царя Кусмана есть конь златогривый. Приведи его ко мне, тогда отдам тебе Жар-птицу с клеткой. 26. Решение - Два раза задачу решает Иван-царевич; на третий раз задачу решает волк и привозит Елену Прекрасную. 27. Узнавание - Волк трижды обращается то Жар-птицей, то конем, то Еленой, трижды цари обманываются, потом узнают волка, и он убегает от них. Волшебные предметы и царевна - у Ивана-царевича. Далее по сюжету идёт функция 17 - клеймение. Братья лишили Ивана жизни. Волк добывает через ворона мертвую и живую воду и спасает его
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой ФУНКЦИИ СКАЗКИ
Слайд 45: Иван-царевич и Серый волк 28. Обличение - Иван-царевич ожил. - Ох, крепко же я спал!.. - Крепко ты спал, - говорит серый волк. - Кабы не я, совсем бы не проснулся. Родные братья тебя убили и всю добычу твою увезли. Садись на меня скорей! 29. Новый облик - Нет 30. Наказание - В олк расправился с братьями. 31. Свадьба - А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить-поживать да горя не знать
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой ФУНКЦИИ СКАЗКИ
Слайд 46: Для чего нужна структура сказок В.Я. Проппа? Структура с функциями - это сюжет, готовая «рыба», костяк, план будущей сказки. Наполняем структуру элементами из нашей практики «на карандаш по семи элементам»: 1. выбираем из сказочного словаря главного героя и цель его пути в тридесятое царство, 2. выбираем волшебных героев-дарителей (дружественных или враждебных) и волшебные предметы - помощники, 3. наделяем сказку поэтичными сказочными устойчивыми оборотами (зачин, повторы, концовка) и т.д. Сказочный словарь вдохновит на новые идеи, новые волшебные средства
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой ФУНКЦИИ СКАЗКИ
Слайд 47: Мономиф - это вечная история, которая повторяется в мифах и сказках всех народов во все времена. Книга Дж. Кэмпбелла «Тысячеликий герой» вдохновила Джорджа Лукаса на создание киносаги «Звёздные войны» Схема «Путь героя» Путешествие героя — это описанная американским ученым Дж.Кэмпбеллом схема повествования, прослеживаемая в драматургии, сторителлинге, мифе, сказке как поздней форме мифа, религиозных обрядах и психологическом развитии человека. Следуя по этой схеме, можно создать скелет для любой истории
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой 3. ПУТЬ ГЕРОЯ ПО ДЖОЗЕФУ КЭМПБЕЛЛУ
Слайд 48: Кристофер Воглер выделил основное из книги Дж. Кэмпбелла «Трансформация, героя», упростил язык, и составил получившую широкую известность 7-страничную инструкцию для голливудских сценаристов «Практическое руководство по многоликому герою», затем написал свою книгу о путешествии героя. Схема Путь (путешествие) героя по К. Воглеру: №1 — Обыденный мир. Герой, обеспокоенный, неустроенный или неосведомленный, изображается сочувственно, чтобы слушатель мог примерить на себя его ситуацию или его выбор. Герой показан на фоне обстоятельств, наследственности и личной истории. В жизни героя присутствуют какие-то полюса, увлекающие его в противоположные стороны и создающие напряжение. (начальная ситуаци я)
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой 4. ПУТЕШЕСТВИЕ ГЕРОЯ по Кристоферу Воглеру
Слайд 49: Мономиф - это вечная история, которая повторяется в мифах и сказках всех народов во все времена. Схема «Путь героя». №2 — Зов к странствиям. Что-то резко меняет положение дел : воздействие внешней силы или чего-то, вызревшего внутри, и герою надо как-то встречать перемены. (2. Запрет - приказ, вредительство; 3. нарушение запрета - выполнение приказа) №3 — Отвержение зова. Герой страшится неизвестности и пытается, пусть и недолго, уклониться от приключения. Другой вариант: об опасностях и неизвестности впереди говорит другой персонаж. (9. посредничество/сообщение беды) №4 — Встреча с наставником. Герой встречает бывалого путешественника по мирам, и тот обучает героя, дает ему какой-то предмет или совет, которые помогут в дальнейших странствиях. Или герой находи источник храбрости и мудрости в себе самом. Дальше помогать герою наставник не может. Герой рано или поздно должен в одиночку столкнуться с неизвестным. Иногда мудрому старику или старухе приходится поддать герою под зад, чтобы приключение началось. (12. встреча с дарителем, 14. получение волшебного средства ) №5 — Преодоление первого порога. В конце первого акта герой покидает обыденный мир и вступает в новую страну или в новую ситуацию с незнакомыми правилами и ценностями. С этого мгновения герой уверен в избранном пути — и обратного хода нет. (15. пространственное перемещение между двумя царствами)
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой 4. ПУТЕШЕСТВИЕ ГЕРОЯ по Кристоферу Воглеру
Слайд 50: Мономиф - это вечная история, которая повторяется в мифах и сказках всех народов во все времена. Схема «Путь героя» №6 — Испытания, союзники, враги. Герой проходит проверку и отбирает союзников в волшебном мире. ( 15.Пространственное перемещение между двумя царствами, встреча с новыми дарителями - животными и Бабой Ягой) №7 — Приближение к сокрытой пещере. Герой и приобретенные им союзники готовятся к большим переменам в волшебном мире. Иногда герой просто погружается в мир своих сновидений чтобы сразиться с собственными страхами и одолеть их. (15. Пространственное перемещение к дубу с яйцом) №8 — Главное испытание. Примерно в середине истории герой попадает в центральную область волшебного мира и встречается со смертью или противостоит величайшему из своих страхов. Жизнь преображается в момент встречи со смертью. (17. клеймение) Это критический момент в любой истории: испытание, когда герой как будто умирает и возрождается. Здесь главный источник магии героического мифа. Слушателя, читателя или зрителя уже научили отождествлять себя с героем. И теперь предлагают вместе с ним пережить момент смертельной опасности
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой 4. ПУТЕШЕСТВИЕ ГЕРОЯ по Кристоферу Воглеру
Слайд 51: Мономиф - это вечная история, которая повторяется в мифах и сказках всех народов во все времена. Схема «Путь героя» №9 — Награда. Герой завладевает сокровищем, которое завоевал противостоянием со смертью. Здесь может быть триумф, но остается опасность лишиться сокровища. Нередко герой разрешает конфликт с отцом или со своим давним врагом. Также герой на этом этапе нередко примиряется с женщиной. Часто она и есть сокровище, именно ее герой отправлялся завоевать или спасти, и в этот момент в истории нередко следует любовная сцена или бракосочетание. (18. победа героя, 19. ликвидация беды/недостачи) №10 — Обратный путь. Где-то в четвертой четверти истории герою приходится покинуть волшебный мир, чтобы доставить сокровище к себе домой. Нередко здесь происходит погоня, подчеркивающая срочность миссии героя и ее опасность. (20. возвращение) №11 — Возрождение. В кульминации истории герой вновь подвергается суровому испытанию на пороге дома. Он очищается последним жертвоприношением, еще одной гибелью и возрождением на более высоком уровне. В этом жертвоприношении наконец разрешается конфликт полярных противоположностей, заданный вначале. Герой возвращается из волшебного мира, преображенный пережитым. (29. новый облик - трансфигурация)
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой 4. ПУТЕШЕСТВИЕ ГЕРОЯ по Кристоферу Воглеру
Слайд 52: Мономиф - это вечная история, которая повторяется в мифах и сказках всех народов во все времена. Схема «Путь героя» №12 — Возвращение с эликсиром. Герой возвращается домой или продолжает путь, сохраняя при себе какую-то часть сокровища, способную преображать мир подобно тому, как преобразился сам герой. Однако, если герой не добыл эликсир или еще какое-то благо для всего человечества, то он обречен проходить все приключения снова, пока не добьется своего. Иногда благо, добытое героем, — это завоеванное сокровище, или любовь, или уникальный опыт, или просто знание о том, что особенный мир существует и оттуда можно вернуться живым. Иногда же это просто возвращение домой с запасом увлекательных историй. ( 31. свадьба) Как у любой формулы, в схеме есть ловушки. От слишком жесткого следования схеме мифа может получится неживая структура. Героический миф — это скелет, который нужно прикрыть деталями индивидуальной истории, а структура сама по себе не должна привлекать внимания. Порядок стадий, который здесь дан, — лишь один из многих возможный вариантов; этапы можно убирать, добавлять и перемешивать, действенность формулы от этого не уменьшится. Важны ценности, заданные мифом
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой 4. ПУТЕШЕСТВИЕ ГЕРОЯ по Кристоферу Воглеру
Слайд 53
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой 4. ПУТЕШЕСТВИЕ ГЕРОЯ по Кристоферу Воглеру
Слайд 54
Курс волшебных сказок писателя Оксаны Сусоровой 5. Особенности теорий сюжетов трёх мастеров Владимир Яковлевич Пропп (1895 - 1970) советский филолог, фольклорист, профессор Ленинградского университета Джозеф Кэмпбелл (1904 - 1987) американский исследователь мифологии, автор трудов по сравнительной мифологии и религиоведению Кристофер Воглер (род. в 1949 г.) голливудский продюсер, наиболее известный как автор руководства для сценаристов «The Writer’s Journey: Mythic Structure for writers» Книга «Морфология волшебной сказки» Книга «Тысячеликий герой» «Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино» Общее в трёх теориях - рассказывают о структуре и помогают автору выстроить сюжет сказки (произведения) Теория Проппа - про структуры и формулы. Его задачей было классифицировать функции (действия) волшебных сказок. Автора интересуют только действия, но не то, что они означают с точки зрения психологии. Теория Кэмпбэлла - про психологическую трансформацию героя. Смысл пути героя - в символическом взрослении, адаптации. Это универсальный тренажер перехода из состояния А в состояние В. Поэтому путь героя есть во всех культурах, т.к. во всех культурах людям приходится взрослеть, меняться, а истории героев, мифы и сказки помогают в этом Теория Воглера - теория Кэмпбелла более доступным языком. Путь писателя разбирает описанный Кэмпбеллом путь героя для современной сказки (истории) в кино и литературе