Первый слайд презентации
Лекция 2 Русский язык как учебный предмет в разных типах образовательных организаций
Слайд 2
понятие учебного предмета в современной школе; судьба учебного предмета - история вопроса, особый статус предмета «русский язык», функции, место русского языка по ФГОС ООО, СОО; формы существования учебного предмета План лекции
Слайд 3
Современная школа стала многовариантной: общеобразовательная школа, лицей, гимназия, школа-лаборатория, школа с углубленным изучением языка, частная образовательная школа. Широко развит институт репититорства, тьюторства. Степановская средняя школа, Оренбургский район
Слайд 4
Учебный предмет – это дидактически обоснованная система знаний и умений, выражающих основное содержание какой-либо науки.
Слайд 5
Русский язык как учебный предмет – это приспособленная к изучению научная дисциплина.
Слайд 6
Основу предмета «русский язык» составляет русистика – наука о русском языке.
Слайд 7
Русский язык как учебный предмет был введен в учебные планы указом императрицы Екатерины II 5 августа 1786 г.
Слайд 9
Русский язык как учебный предмет исключался из школьных учебных планов: 1804 – 1828; 1923 – 1932. Роль русского языка была снижена в эти периоды. Резко уменьшено число часов на русский язык в 70-х гг. XIX в.
Слайд 10
Русский язык вернулся в учебные планы и программы в 1932 году. Однако процент изучения русского языка в национальных республиках был низкий, как и уровень знания и владения им. Как обязательный стал внедряться в республиках Советского Союза согласно постановлению ЦК ВКП от 13 марта 1938 г.
Слайд 12
Официально русский язык был введен в начальной школе во всех школах ( трехлетнее образование было обязательным ). Для этого было 3 основные причины: Русский язык в СССР стал средством общения для многонациональной страны, а также «способствовал хозяйственному и культурному росту народов». Необходимо было совершенствовать знания трудящихся в национальных республиках ради роста их профессионализма. Знание русского языка обеспечивало условия воинской службы всем гражданам СССР.
Слайд 13
Русский язык не изучался в старших классах с 70-х гг. XX века. Возвращен предмет в старшие классы в начале XXI века.
Слайд 14: Современность – начало ХХ I века
ФГОС (НОО, ООО, СОО) – это основной документ, регламентирующий деятельность педагогических работников, в том числе учителей русского языка. Он представляет собой совокупность обязательных требований к основному общему образованию, включая требования к результатам обучения
Слайд 15: ФГОС ООО 2010 г
Предметная область « Филология » включала Русский язык. Родной язык», Литература. Родная литература», Иностранный язык. Второй иностранный язык».
Слайд 16: ФГОС ООО в 2015 г. внесены изменения. ФГОС ООО 2021 г
Произошло обособление предметной области «Русский язык и литература» как от предметной области « Иностранный язык. Второй иностранный язык », так и от предметной области «Родной язык и родная литература». В настоящее время учебный предмет «русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература».
Слайд 17: ФГОС СОО 2022 г
Предметная область Филология включала единый предмет «Русский язык и литература» и единый предмет «Родной (нерусский) язык и литература».
Слайд 19
Русский язык в школе изучается с I – XI классы как государственный. В настоящее время русский язык является обязательным учебным предметом и обязательным является государственный экзамен по русскому языку в IX и XI классах
Слайд 20
При этом важно помнить, что предмет «Родной язык» в основном общем образовании с русским языком обучения теперь изучается при наличии возможностей общего образования и по заявлению обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся.
Слайд 21: Количество часов на предмет
Учебным планом на изучение русского языка в 5 – 9 классах отводится 714 часов, 10-11 классы – 136 часов 5 класс – 170 часов, 6 класс – 204 часа, 7 класс – 136 часов, 8 – 9 классы – 102 часа. 10-11 классы – 68 часов
Слайд 22
ФГОС основного общего образования включил в учебные планы новый предмет – « Родной язык» или «Государственный язык республики Российской Федерации». Разработаны программа и учебники по родному (русскому) языку.
Слайд 23
Предмет «Родной язык и(или) государственный язык республики Российской Федерации» в образовательной организации с русским языком обучения теперь изучается при наличии возможностей ОО и по заявлению обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся.
Слайд 25
Особый статус русского языка как учебного предмета обеспечен рядом факторов: 1) социально-общественные функции русского языка
Слайд 29
- язык межэтнического общения (114 млн. – признают вторым языком); средство консолидации и единения народов России;
Слайд 34
2) Огромный воспитательный, мировоззренческий и образовательный потенциал русского языка Язык – духовная среда существования
Слайд 35
«Родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному – значит вместе и развивать духовные способности учащихся»; Ф.И. Буслаев «основательное изучение родного языка раскрывает все нравственные силы учащегося».
Слайд 36
«Нет ни одного предмета, в котором бы так тесно и гармонично соединялось преподавание с воспитанием, как в обучении отечественному языку» ( Ф.И. Буслаев О преподавании отечественного языка», 1844 )
Слайд 37
основа патриотического, нравственного, эстетического воспитания учащихся; средство приобщения к культурному опыту человечества, основа формирования этических норм поведения. Метапредметные образовательные функции родного языка:
Слайд 38
Русский язык - канал развития интеллекта, мышления, воображения, творческого и духовного развития личности; основа самореализации личности, способности к учебной деятельности; основной канал социализации личности.
Слайд 39
3) Функции русского языка как учебного предмета предмет изучения и обучения ему средство изучения остальных предметов
Слайд 40
Формы существования учебного предмета «русский язык» общеобразовательная углубленная 5 - 9, 10 – 11 классы гимназий, школ с углубленным изучением предметов; лицеев; 10 -11 классы общеобразовательных организаций: факультативы, элективные курсы, спецкурсы 5 -11 классы общеобразовательных организаций До 2022 г. Результаты были представлены в четырех видах: « Выпускник на базовом уровне научится » и курсивом « Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться » ; « Выпускник на углубленном уровне научится » и курсивом « Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться ».
Слайд 41
Помимо этих двух форм существования учебного предмета после введения профильной школы процесс обучения разделен на базовый профильный