Лекция 1 — презентация
logo
Лекция 1
  • Лекция 1
  • Лекция 1
  • Лекция 1
  • Лекция 1
  • Лекция 1
  • Лекция 1
  • Лекция 1
  • Лекция 1
  • Лекция 1
  • Лекция 1
  • Лекция 1
  • Лекция 1
  • Лекция 1
  • Лекция 1
  • Лекция 1
  • Лекция 1
  • Лекция 1
  • Лекция 1
  • Лекция 1
  • Лекция 1
  • Лекция 1
  • Лекция 1
  • Лекция 1
  • Лекция 1
  • Лекция 1
  • Лекция 1
  • Лекция 1
  • Лекция 1
  • Лекция 1
  • Лекция 1
1/30

Первый слайд презентации: Лекция 1

Тема: Понятие, цели, задачи и необходимость разработки схем землеустройства Вопросы: Роль землеустройства в межотраслевом распределении земельного фонда. Организация рационального использования земель и их охраны в народном хозяйстве. Состав земельного фонда, категория земель.

Изображение слайда

Слайд 2

1. Роль землеустройства в межотраслевом распределении земельного фонда Роль землеустройства в межотраслевом распределении земельного фонда в организации и охране земли в народном хозяйстве является основной задачей дисциплины. Вопросы планирования рационального использования земель и их охраны в схемах землеустройства различного уровня (республики, области, края, района) изучались целым рядом институтов системы РАН, РАСХН, учеными и специалистами научно-исследовательских, проектно-изыскательских и производственных организаций Роснедвижимости ( Росземкадастра ), Министерства сельского хозяйства, других министерств и ведомств. Вместе с тем, данные вопросы рассматривались применительно к условиям плановой экономики, когда существовавшая система планирования использования и охраны земель была ориентирована на централизованное распределение земельных ресурсов. При этом роль землеустройства сводилась, главным образом, к межотраслевому перераспределению земель, зачастую без учета экономических интересов непосредственных производителей продукции и качества земли.

Изображение слайда

Слайд 3

К отраслевым (ведомственным) функциям землеустройства, которые зависят от характера отрасли экономики, специализации и особенностей производства, относятся: создание организационно-территориальных условий для эффективного хозяйствования в сельскохозяйственной и несельскохозяйственной сферах; образование новых и упорядочение существующих землепользований и землевладений; создание условий для консолидации и компактного размещения земельных участков с учетом экологических требований, обеспечивающих устойчивые и оптимальные межотраслевые экономические связи и кооперацию производства. К отраслевым функциям также относятся изыскание таких земель для потребностей несельскохозяйственного производства (промышленности, транспорта и др.), которые в минимальной степени затрагивали бы интересы сельскохозяйственного производства и изъятие ценных земель, а также земель, имеющих природоохранное значение.

Изображение слайда

Слайд 4

При территориальном (межхозяйственном) землеустройстве создаются условия для функционирования всех отраслей экономики, осуществляется формирование рациональной системы устойчивого землепользования сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения. На основе территориального (межхозяйственного) землеустройства производится формирование земельных участков для предоставления гражданам и юридическим лицам при их обороте, а также обеспечивается бесспорное закрепление в натуре границ земельных участков, муниципальных и других административно-территориальных образований, специальных земельных фондов, территорий с особым правовым режимом использования и обремененных правами иных лиц.

Изображение слайда

Слайд 5

Внутрихозяйственное землеустройство проводится в границах конкретных сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, общин (родов) коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в целях обеспечения эффективного ведения сельскохозяйственного производства на основе организации угодий и севооборотов, кормовых угодий, разработки мероприятий по внедрению почвозащитных, природоохранных, мелиоративных и других мероприятий, а также создания благоприятной экологической среды и улучшения природных ландшафтов, наряду с максимальным удовлетворением экономических интересов.

Изображение слайда

Слайд 6

С учетом изложенного, землеустройство должно обеспечивать: •получение информации о количественном, качественном состоянии, использовании и оценке качества земель, используемой для разработки землеустроительной документации, ведения государственного земельного кадастра, мониторинга земель, государственного контроля за использованием и охраной земель и осуществления иных функций государственного управления земельными ресурсами; определение перспектив распределения земель и их рационального использования и охраны; •создание оптимальных организационно-территориальных условий землевладений и землепользований, что особенно важно на стадии формирования новой земельной собственности при создании значительного количества акционерных обществ, товариществ, кооперативов, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, садоводческих, дачных, огородно-потребительских обществ и др.;

Изображение слайда

Слайд 7

•бесспорное определение и опознание на местности положения границ объектов землеустройства (межевых знаков и граничных линий), легкое их восстановление в случаях утраты или межевых споров, определение площадей земельных участков с соответствующей точностью; •взаимное приспособление территории и производства. Землеустройство должно служить главным механизмом образования землевладений (землепользований) любой формы хозяйствования. Без проведения землеустройства, составления проекта, его рассмотрения, согласования и утверждения, подготовки документов и регистрации прав на землю нельзя начинать производство, как сельскохозяйственное, так и несельскохозяйственное.

Изображение слайда

Слайд 8

Соблюдение приоритета экологических требований над экономической целесообразностью использования земель при проведении землеустройства должно исходить из условий, обеспечивающих реализацию этого принципа, а именно: - соблюдение требований земельного, водного, лесного законодательства и законодательства по охране окружающей среды; - первоочередного решения природоохранных задач, что требует исключения из рассмотрения любого варианта перераспределения земель и организации территории, наносящего ущерб окружающей среде; - максимального учета природных, эколого-хозяйственных свойств территорий и экологической устойчивости отдельных их частей при реорганизации сельскохозяйственных организаций; приоритета природоохранного землепользования, установление территорий с особыми природоохранными, заповедными и рекреационными режимами;

Изображение слайда

Слайд 9

- обеспечение оптимального состава, соотношения и размещения угодий, уровня интенсивности использования земель; обеспечение сохранения устойчивых и агроэкологически правильно расположенных элементов организации территории (дорог, лесополос, мелиоративной сети и т. д.); - в основу проектов землеустройства должна быть положена агроэкологическая оценка территории и эколого-технологический принцип зонирования территорий; - загрязненные, зараженные и деградированные земельные участки должны быть изъяты из сельскохозяйственного использования, законсервированы и не включаться в перераспределение; экологические требования определяются, исходя из учета действующих экологических факторов, и обеспечиваются на основе соответствующих стандартов, норм и нормативов.

Изображение слайда

Слайд 10

2. Организация рационального использования земель и их охраны в народном хозяйстве. Для рационального использования земельных ресурсов страны в частности применяется дисциплина «Землеустройство». Рациональное использование земли – это использование, которое максимально соответствует социально-экономическим интересам народного хозяйства и обеспечивает наибольшую эффективность в достижение цели для которых она предоставлена и также оптимальное взаимодействие с другими природными факторами. Охрана земель – комплекс организационно-хозяйственных, технических, мелиоративных, экономических и правовых мероприятий по устранению процессов ухудшающих состояние земли. Рациональное использование и охрана земель реализуются через научно обоснованные землеустроительные проекты.

Изображение слайда

Слайд 11

Землеустройство имеет целью наиболее эффективно распределить землю, недвижимость между различными отношениями народного хозяйства для предоставления земельного участка в сельскохозяйственных и не сельскохозяйственных отраслях. В соответствии со статьей 14 Федерального закона «О землеустройстве», планирование и организация рационального использования и охраны земель проводится в целях совершенствования распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель и их охраны в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

Изображение слайда

Слайд 12

До 1991 года в Российской Федерации функционировала сравнительно четкая система землеустроительного обеспечения планирования использования и охраны земельных ресурсов на союзном, республиканском, региональном, районном и хозяйственном уровнях. Эта система включала разработку: - прогнозов, общесоюзных и региональных программ использования и - охраны земель; - схем использования и охраны земельных ресурсов и схем - землеустройства на союзном, республиканском, региональном, областном и районном уровнях; - проектов межхозяйственного землеустройства; - проектов внутрихозяйственного землеустройства; - рабочих проектов на отдельные участки и мероприятия.

Изображение слайда

Слайд 13

Схемы использования и охраны земельных ресурсов и схемы землеустройства являлись основными предплановыми и предпроектными землеустроительными разработками. В зависимости от объекта они подразделялись на генеральные (по стране в целом), республиканские и региональные. В схемах землеустройства на область (край, АССР), административный район разрабатывались наиболее эффективные направления использования и охраны земель в связи с необходимостью дальнейшего развития агропромышленного комплекса и других отраслей народного хозяйства, предложения по формированию новых видов землевладений и землепользовании, обосновывались принципиальные предложения по организации территории. Разработанные в схемах землеустройства предложения по использованию и охране земель реализуются через проекты территориального и внутрихозяйственного землеустройства.

Изображение слайда

Слайд 14

В соответствии со статьей 14 Закона «О землеустройстве» работы по планированию и организации рационального использования земель и их охраны могут быть следующими: - разработка предложений о рациональном использовании земель и их охране; - природно-сельскохозяйственное районирование земель; определение земель, в границах которых гражданам и юридическим лицам могут быть предоставлены земельные участки; определение земель, которые могут быть включены в специальные земельные фонды; - определение земель, отнесенных к категориям и видам, установленным законодательством Российской Федерации.

Изображение слайда

Слайд 15

Для решения вопросов планирования и рационального использования и охраны земель составляются: - генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации; - схемы землеустройства территорий субъектов Российской Федерации; - схемы землеустройства административных районов и других муниципальных образований; - схемы использования и охраны земель; - схемы природно-сельскохозяйственного районирования земель.

Изображение слайда

Слайд 16

В свою очередь, в состав схем использования и охраны земель могут входить: схемы размещения и установления границ особо охраняемых природных территорий; схемы размещения территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока; схемы зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан; схемы формирования целевых фондов земель (земельных фондов); другие схемы, связанные с использованием и охраной земель, определением земель, отнесенных к категориям и видам, установленным законодательством Российской Федерации.

Изображение слайда

Слайд 17

3. Состав земельного фонда, категория земель, распределение земель по угодьям и формам собственности. Государственный земельный фонд как объект хозяйствования Земельный фонд как объект хозяйствования характеризуется следующими показателями: • распределением земель по целевому назначению (категориям); • распределением земель по видам и формам собственности; • распределением по землевладениям, землепользованиям и земельным участкам; • классификацией земель по угодьям. Важнейшей формой организации использования Государственного земельного фонда является распределение земель по категориям. Оно проводится на основе зонирования территории и определения доминирующих факторов производительного потенциала земли. При этом каждый земельный участок относится к одной из категорий, тем самым определяются цели, задачи и правовой режим его хозяйственного использования.

Изображение слайда

Слайд 18

Земельным законодательством предусмотрены следующие категории земель: 1.Земли сельскохозяйственного назначения 2. Земли населенных пунктов. 3. Земли промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения. 4. Земли особо охраняемых территорий и объектов. 5. Земли лесного фонда. 6. Земли водного фонда. 7. Земли запаса.

Изображение слайда

Слайд 19

Состав земельного фонда и категории земель Земля в пределах государственных границ (включая занятую водой) составляет территориальную основу суверенитета государства и образует его земельный фонд. Этот фонд делится на земли различного целевого назначения, распределяется по землевладельцам и землепользователям. В различных сферах деятельности земли используются по-разному, поэтому земельный фонд подразделяют на категории земель, которые различают по двум признакам: основному целевому назначению, и правовому режиму использования и охраны. Категория земель – это часть земельного фонда, выделяемая по основному целевому назначению и имеющая определенный правовой режим использования и охраны. Целевое назначение – это установленный законодательством порядок, условия и предел использования земель для конкретных целей. В соответствии с земельным законодательством РФ все земли страны по основному целевому назначению делятся на 7 категорий, каждая из которых имеет определенный правовой режим использования и охраны.

Изображение слайда

Слайд 20

Земли сельскохозяйственного назначения — это земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Это основное средство производства продуктов питания, кормов для скота, органического сырья. Такие земли подлежат охране с целью сохранения их площади, предотвращения негативных процессов и повышения плодородия почв и занимают важнейшее место в составе земельного фонда страны. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью. Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются сельскохозяйственным предприятиям, организациям для ведения сельскохозяйственного производства, научно-исследовательских и учебных целей, а также гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота. Земли этой категории являются главным средством производства сельского хозяйства (основное средство производства продуктов питания, кормов для скота, сырья), имеют особый правовой режим и подлежат особой охране, направленной на сохранение плодородия, площади, предотвращения их деградации. Структура сельскохозяйственных угодий зависит от зональных особенностей и имеет значительные различия по экономическим районам.

Изображение слайда

Слайд 21

Земли населенных пунктов — это земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. Главное назначение таких земель — обслуживание нужд населенных пунктов; они находятся в ведении соответствующих администраций. Площадь земель данной категории уменьшается в результате проводившихся работ по разграничению земель в соответствии с законодательством (исключение из состава земель НП участков, находящихся в ведении городских и сельских администраций и расположенных за чертой поселений). На сложившиеся тенденции повлияли также работы по уточнению границ городских и сельских населенных пунктов.

Изображение слайда

Слайд 22

Земельным кодексом Российской Федерации (ст. 85) установлено, что в состав земель населенных пунктов входят следующие территориальные зоны: • жилые; • общественно-деловые; • производственные; • инженерных и транспортных инфраструктур; • рекреационные; • сельскохозяйственного использования; • специального назначения; • военных объектов; • иные территориальные зоны.

Изображение слайда

Слайд 23

В соответствии с действующим законодательством землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских и сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. В состав земель населенных пунктов входят как сельскохозяйственные, так и несельскохозяйственные угодья.

Изображение слайда

Слайд 24

Земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения. К данной категории относятся земли, которые расположены за чертой поселений и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Их плодородие не имеет существенного значения, важны лишь их геологические и архитектурно-планировочные качества.

Изображение слайда

Слайд 25

К землям водного фонда относятся земли: 1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; 2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. Земли водного фонда могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых и других потребностей населения, а также для водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных нужд. Причиной увеличения площади земель данной категории явилась передача земель, занятых крупными водоемами, водными объектами, болотами, из категории земель запаса в водный фонд.

Изображение слайда

Слайд 26

К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое и оздоровительное значение. К ним относятся государственные природные заповедники, национальные и природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты. Около половины площади земель данной категории занято лесами и кустарниками. Для земель этой категории установлен режим особой охраны.

Изображение слайда

Слайд 27

К землям лесного фонда относятся лесные (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.). За последние годы сложилась тенденция увеличения площади лесного фонда за счет передачи участков леса, находящихся в пользовании сельскохозяйственных предприятий, возврата земель лесного фонда, предоставленных для нужд промышленности, изменения границ населенных пунктов и включения участков леса, находящихся ранее на территории поселений, в категорию земель лесного фонда.

Изображение слайда

Слайд 28

Земли запаса — это земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам и юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения. Земельный фонд страны состоит из землевладений и землепользований. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию.

Изображение слайда

Слайд 29

В землеустройстве термины землевладение и землепользование обычно используют в смысле объекта землеустройства — участка земли, имеющего территориальные границы, закрепленные в натуре межевыми знаками, и определенный правовой статус, установленный земельным законодательством на основе документов, выданных государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству. Таким образом, землепользование – земельный участок, часть поверхности земли, имеющий площадь, фиксированные границы и другие характеристики, отражаемые в документах земельного кадастра и государственной регистрации, находящийся в собственности, владении, пользовании или аренде. Правовой статус данного земельного участка включает целевое назначение, разрешенное использование и форму законного владения.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Лекция 1

Самостоятельно рассмотреть: - распределение земель по угодьям и формам собственности за несколько лет в Калужской области.

Изображение слайда

Похожие презентации

Ничего не найдено