Слайд 2
Практические методы (упражнения) –это методы формирования языковых, правописных и речевых умений. Для проверки сформированности УУД предназначены типовые задания
Слайд 3
Для проверки сформированности всех умений служат методы контроля (контрольные упражнения).
Слайд 4: Упражнение – это вид работы по образцу
Упражнение – это вид деятельности учащихся, ставящих их перед необходимостью многократного и вариативного применения полученных знаний.
Слайд 5
Упражнение состоит из двух частей : 1 – задание, которое может быть предтекстовым и послетекстовым; 2 – собственно языковой или неязыковой (таблицы, рисунки) материал для наблюдений. Упр. 448. Выпишите из текста слова с суффиксами – ушк - и - ишк -. Каково значение этих суффиксов? Ветхая избушка Внукам - шалунишкам Вся в снегу стоит. По колено снег, Бабушка-старушка Весел ребятишкам Из окна глядит. Быстрых санок бег. (А. Блок.)
Слайд 6
Задания могут быть одноцелевые и многоцелевые. В многоцелевых выделяются: 1) задание, связанное с изученным материалом; 2) задание – дополнительное, связанное с повторением; 3) задание, связанное с развитием речи.
Слайд 7
Упр. 451. Определите, от каких слов образованы данные слова и каким способом. Букварь, березовый, нехороший, заборчик, грибной, пригород, сыроватый, белизны. Определите, какой тип задания (одноцелевое или многоцелевое) предлагается в следующем упражнении:
Слайд 9
Распределение заданий в упражнении ( на изучаемый мат-л, на повторение, на развитие речи ). Упр. 384. Подберите к данным словам однокоренные слова с суффиксами, имеющими уменьшительно-ласкательное значение. Обозначьте суффиксы. Подчеркните непроверяемые гласные, а также сочетания согласных, между которыми буква Ь не пишется. Составьте с ними предложения. Стол, гвоздь, карандаш; сын, голос, ветер, диван,костюм, карман Тема: Суффикс.
Слайд 10: Определите, какие задания идут на изучаемый мат-л,, на повторение, на развитие речи в следующем упражнении:
Тема: Глагол как часть речи Упр. 251. Прочитайте и озаглавьте текст. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните глаголы как члены предложения. Выполните разбор указанных слов (по вариантам).
Слайд 11
Методы (упражнения) формирования умений и навыков учебно-языковые упражнения правопис-ные упражнения речевые упражнения
Слайд 12
1.Группы учебно-языковых упражнений Виды упражнения 1) Опознавательные (выделение отдельных языковых явлений); Доказательство принадлежности языкового явления к указываемому разряду. Узнавание в дидактическом материале изучаемого языкового явления. Подбор примеров. Система практических методов
Слайд 13
2) классифика - ционные (нахождение групп, разрядов языковых и речевых явлений); Определение основы группировки языковых явлений. Заполнение готовой таблицы примерами. Распределение языковых явлений на группы по данной основе. Группировка языковых явлений, данных вперемежку. Составление таблиц и заполнение их примерами. Нахождение и исправление ошибок в группировках.
Слайд 14
3) аналитические (полный разбор языковых или речевых явлений) Фонетический, морфемный, лексический, морфологический, синтаксический разборы (анализ)
Слайд 15
Найдите в тексте пять заимствованных слов. Пользуясь толковым словарем, найдите многозначные слова и подчеркните их. Вставьте пропущенные буквы. Распределите слова по колонкам таблицы Орх_дея, звер_бой, сырое_ка, пионы, под_син_вик, бархатц_,ф_алка Лекарственные Декоративные растения Грибы
Слайд 16
Подберите к устаревшим словам общеупотребительные Длань- Сусеки – Трактир – Лепота- Шуя- Выполните морфологический разбор выделенных слов.
Слайд 17
1. Определите, чем различаются данные слова по звуковому составу. Опишите эти звуки. Жарить – жалить, зверь – дверь, кон – конь 2. Укажите притяжательные прилагательные. На какой вопрос они отвечают?
Слайд 18
3. Найдите в первом абзаце текста дополнения, определения, обстоятельства и подчеркните их как члены предложения. 4. На какие три тематические группы можно распределить слова? Объясните значение незнакомых слов с помощью словаря. Би сс ектриса, ускорение, м е р и диан, генератор, инерция, му сс он, к о нтинент, ми лл иметр.
Слайд 19
2. Группы правописных упражнений 1) нахождение орфограмм и пунктуационно-смысловых отрезков; Нахождение в словах опознавательных признаков орфограмм, а в предложениях – пунктуационно-смысловых отрезков. 2. Называние всех орфограмм в словах или пунктуационно-смысловых отрезков в предложении. Упражнения
Слайд 20
2) правильное написание слов с изученными орфограммами и правильная расстановка знаков препинания; Специальные : 1. Списывание (простое и осложненное). 2. Диктант (диктант полный, с изменением формы слов и выборочный, диктант по памяти, или самодиктант) Неспециальные : творческий и свободный диктанты; изложение; сочинение; конструирование; подбор слов на одну смысловую тему.
Слайд 21
3) обоснование выбора орфограмм и знаков препинания; Орфографический разбор. 2.Пунктуационный разбор.
Слайд 22
4) нахождение и объяснение орфографических и пунктуационных ошибок. Послоговое чтение написанного. Нахождение ошибок по их условным обозначениям, сделанным учителем. Самостоятельное нахождение ошибок в словах.
Слайд 23
Упр. Запишите текст. Выделите изученные орфограммы. Найдите все глагольные орфограммы в словах пословицы. Объясните правописание слов с чередующимися гласными в корне. Запишите,вставляя пропущенные буквы, объясните графически их правописание.
Слайд 24
Обозначьте условия слитного или раздельного написания НЕ с существительными. Объясните постановку знаков препинания в выделенных предложениях, составьте их схемы.
Слайд 25
1) некоммуника - тивные ( нормативные ); Имитация, или подражание. Образование форм слова. Составление словосочетаний и предложений. Переконструирование. Составление словосочетаний и предложений со словами в определенном значении. Подбор синонимов к данному слову. Подбор слов на одну и ту же смысловую тему. Лексический эксперимент. 3. Группы речевых упражнений
Слайд 26
2) коммуникативные (связаны с работой над текстом). Осмысление темы будущего текста. Собирание материалов к сочинению на заданную тему. Систематизация собранных материалов. Составление плана. Составление рабочих материалов. Подбор языковых средств. Создание текста на заданную тему: пересказ (изложение) и сочинение. Редактирование учащимися написанного текста
Слайд 27
1. Составьте предложение, в котором имя прилагательное будет являться сказуемым. 2. Посоревнуйтесь с автором: опишите осень при помощи прилагательных. 3. Подберите фразеологизмы-синонимы 4. Составьте словосочетания на тему… 5. Прочитайте текст и озаглавьте его. 5. Продолжите текст по данному началу. 6. Напишите сочинение в форме электронного письма другу или сообщения на форуме по интересам
Слайд 28: Определите, к какой группе относятся данные задания (учебно-языковые, правописные, речевые )
Найдите второстепенные члены предложения. Подчеркните их. Выполните морфологический разбор любого местоимения. Вставьте пропущенные буквы в словах. Обозначьте условия выбора орфограммы. Вставьте пропущенные знаки препинания. Определите тип речи. Перескажите сжато текст.
Слайд 29: Какие упражнения отражены в этих заданиях? В многоцелевом задании могут быть разные виды: языковые, речевые, правописные
Упр. 55.Прочитайте и озаглавьте текст. Определите его основную мысль и стиль. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Выпишите все диалектные варианты слова мычит.
Слайд 30
Типовые задания, формирующие УУД Задания, направленные на личностные результаты Задания, направленные на регулятивные УУД Задания, направленные на познаватель-ные УУД Задания, направленные на коммуникатив-ные УУД Задания для определения достижения личностные, метапредметные, предметные результатов
Слайд 31
«Составь самостоятельно инструкцию (алгоритм): «Как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении». 1. Найти и подчеркнуть …2. Посчитать … 3. если … 4. найти границы … 5. Выделить … 6. Поставить … Сравни свою инструкцию с той, которая дана в конце учебника на с.140-141. Пользуйся инструкцией при выполнении следующих упражнений.» УУД - извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.
Слайд 32
в форме вопроса (открытые, закрытые) с выбором ответа на основе краткого ответа на основе развернутого ответа Учебные задания :
Слайд 35: Учебник под ред. А.Д Шмелева 7 класс
Задание 97. Жанр – Обсуждение в чате
Слайд 36: Поисковые задачи
Чем отличается выражение держать в ежовых рукавицах от выражения держать в меховых рукавицах ? В автобусе Вас спрашивают: «Вы сходите на следующей остановке?» А у Вас возник вопрос, может надо сказать: «Выходите?» Как бы Вы задали вопрос в этом случае? Почему?
Слайд 37: Проектная задача (проектное задание, проблемный вопрос)
– это система (набор) заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта». Виды проектных задач: предметные, межпредметные, одновозрастные, разновозрастные .
Слайд 38
Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действий, средств, приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным.
Слайд 39: Цель проектной задачи
– формирование развернутых способов учебного сотрудничества; - выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них квазиреальную (модельную) ситуацию.
Слайд 44: Игровые упражнения (задания)
Составьте слова из слова винегрет (венгр, ринг, регент ).Кто больше? Составьте из этих слов словосочетания, выделите морфемы в словах, сосчитайте звуки в словах
Слайд 45
Секретные агенты Великие знатоки Членов Предложения Добрые бабушки Письмо с необитаемого острова На корабликах Болонки Точка и Тире – частные детективы. Хитрая Ира Аукцион Кто больше?
Слайд 46
1) методы проверки учебно-языковых умений : задания на нахождение изученных языковых явлений, на распознавание их, выделение из числа других языковых единиц; задания, связанные с подбором и анализом примеров, их классификацией и группировкой; задания на полный разбор языкового явления. Методы контроля за сформированностью умений и навыков
Слайд 47
2) методы контроля за сформированностью правописных умений : 1) методы проверки умения обнаруживать орфограмму: графическое обозначение орфограммы в словах, правильное называние орфограммы в словах; 2) методы контроля за сформированностью умения правильно писать слова и расставлять знаки препинания: контрольное списывание, контрольный диктант, контрольные изложение и сочинение.
Слайд 48: 3) методы контроля за сформированностью речевых умений :
методы за сформированностью речевых некоммуникативных умений: составление словосочетаний, предложений по схемам, произнесение слов ; методы контроля за формированием связной речи: контрольные творческий диктант, свободный диктант, диктант с продолжением, сочинение и изложение.