Лекция 7. Обучение говорению — презентация
logo
Лекция 7. Обучение говорению
  • Лекция 7. Обучение говорению
  • Говорение как деятельность
  • Признаки говорения как вида речевой деятельности
  • Лекция 7. Обучение говорению
  • Лекция 7. Обучение говорению
  • Лекция 7. Обучение говорению
  • Психофизиологические механизмы говорения
  • 2. Механизм выбора.
  • 4. Механизм конструирования
  • Проблемы, возникающие при обучении говорению
  • Характеристика диалогического текста
  • Лекция 7. Обучение говорению
  • Лекция 7. Обучение говорению
  • Лекция 7. Обучение говорению
  • Упражнения для обучения диалогу
  • Лекция 7. Обучение говорению
  • Спасибо за внимание!
1/17

Первый слайд презентации: Лекция 7. Обучение говорению

Изображение слайда

Слайд 2: Говорение как деятельность

Говорение – это вид речевой деятельности, посредством которой (вместе с аудированием ) осуществляется устное вербальное общение. Обучение говорению как деятельности предполагает обучение выражению своих мыслей в устной форме. Говорение – сложное и многоаспектное явление: 1 ) оно выполняет функцию средства общения ; 2) это один из видов человеческой деятельности; 3) п родуктом говорения является высказывание.

Изображение слайда

Слайд 3: Признаки говорения как вида речевой деятельности

Мотивированност ь. Речь идет о мотивации коммуникативной, в основе которой лежит потребность двух типов: а ) потребность в общении ( общая мотивация) б ) потребность в совершении конкретного речевого поступка ( ситуативная мотивация). Активность. Обеспечивает инициативное речевое поведение, без которого невозможно общение.

Изображение слайда

Слайд 4

Целенаправленность. Говорящий всегда хочет добиться какой-то цели – убедить, поддержать, пожаловаться, высказать мнение и т.д. Это коммуникативные задачи. 4. Связь с деятельностью. Содержание говорения связано со сферами человеческой деятельности, которая стимулирует говорение. 5. Связь с мышлением. Мышление в процессе общения ограничено рамками коммуникации и связанных с ней проблем. Связь с личностью. Потребности определяют мотивированность, интересы и интеллект – содержательность, эмоции и темперамент – выразительность.

Изображение слайда

Слайд 5

7. Ситуативность. Говорение обусловлено ситуацией, которая может являться способом развития речевых умений, основой отбора речевого материала и т.д. Различают: 1) естественные и искусственные ситуации, 2) внеязыковые (иллюстрации) и языковые (описание) 3) микроситуации и макроситуации, 4) социально-статусные (продавец-покупатель) 5) ролевые (персонажи) 6) деятельностные (труд, исследование, организация праздника и т.д.)

Изображение слайда

Слайд 6

8. Эвристичность – непредсказуемость и спонтанность говорения. 9. С амостоятельность. Говорение протекает без воспроизведения готового текста, без опоры на записи, без обращения к РЯ. 10. При говорении важную роль играет синтагматичность – расчлененность высказывания на смысловые отрезки, разделенные паузами и оформленные интонационно.

Изображение слайда

Слайд 7: Психофизиологические механизмы говорения

Механизм репродукции Методисты делят речь на 2 вида: готову ю (автоматизированную) и новую (организуемую в момент говорения). Репродукция готовых блоков в английской диалогической речи достигает 25%. Чем выше уровень знаний, тем меньше повторяемых элементов. Репродукция бывает полной, частичной и репродукцией-трансформацией.

Изображение слайда

Слайд 8: 2. Механизм выбора

На выбор слов влияет коммуникативная цель, ситуативное окружение, отношения между говорящими, уровень образованности. Основой для выбора речевого образца является связь грамматической формы с её функцией в определенной речевой ситуации. 3. Механизм комбинирования Это процесс формирования словосочетаний и предложений на основе знакомых языковых компонентов. От способности комбинировать зависит беглость и новизна речи.

Изображение слайда

Слайд 9: 4. Механизм конструирования

Конструирование некоторых речевых единиц в процессе общения используется при затруднениях говорения как вспомогательный механизм. 5. Механизм упреждения, антиципации или вероятностного прогнозирования 6. Механизм дискурсивности позволяет оценивать степень достижения цели; воспринимать сигналы обратной связи (реплики собеседника и его невербальное поведение), оценивать их и спонтанно принимать решения.

Изображение слайда

Слайд 10: Проблемы, возникающие при обучении говорению

Боязнь совершить ошибку, стеснительность, чрезмерная самокритика. ( Mistakes are OK, everybody makes them) Не хватает языковых или речевых средств по обсуждаемой теме или проблеме. Ученики не всегда понимают речевую задачу. Один человек говорит – остальные молчат. При парных и групповых формах работы ученики переходят на родной язык и делают ошибки.

Изображение слайда

Слайд 11: Характеристика диалогического текста

1. Постоянная смена говорящего и слушающего считается  основной отличительной чертой диалога. 2. Эллиптичность, которая обусловлена наличием единой ситуации, контактностью собеседников, широким использованием невербальных элементов. Been there?      Any questions?

Изображение слайда

Слайд 12

3. Стремление к использованию избыточных языковых средств. 4. Спонтанность, которая предполагает наличие клише, разговорных формул, а также нечёткую «свободную» оформленность фраз. 5. Эмоциональность  и  экспрессивность проявляются в субъективно-оценочной окраске речи, в образности, в широком использовании невербальных средств и разговорных формул.

Изображение слайда

Слайд 13

Основными типами диалогов принято считать: бытовой/деловой разговор, интервью, дискуссию, полемику. Единицы диалога – реплики различной длины – от одной до нескольких фраз. Соединение двух реплик, характеризующихся структурной, интонационной и семантической законченностью, называется диалогическим единством. Оно и является исходной единицей обучения диалогической речи.

Изображение слайда

Слайд 14

В основу обучения могут быть положены единства, состоящие из двух компонентов: вопрос-ответ ; вопрос-контрвопрос ; сообщение и вызванный им вопрос ; сообщение и реплика-подхват, продолжающая или дополняющая высказанную мысль. How are you? – I’m fine, thanks. And you? Will you join us? – And where are you going? Ben is engaged! – When did that happen? The weather is awful! – Yes, it’s been raining all day.

Изображение слайда

Слайд 15: Упражнения для обучения диалогу

Типичным упражнением остаётся заучивание больших диалогов по теме. Для развития речи этого недостаточно. В общении ситуации меняются мгновенно, и нельзя заложить в память учащегося все диалоги, которые бы он в нужный момент воспроизводил. О сновные упражнения – это те, которые развивают умение быстро и разнообразно реагировать на сказанное и умение поддерживать беседу.

Изображение слайда

Слайд 16

Для обучения диалогу используют речевые упражнения первого уровня – это упражнения, в которых используются разные опоры. Различают   смысловые и функциональные опоры. Примерами смысловых о пор могут служить диалог-образец, план, ключевые слова, фразы и инструкции.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Лекция 7. Обучение говорению: Спасибо за внимание!

Изображение слайда

Похожие презентации

Ничего не найдено