Слайд 2: Знать грамматику значит знать
форму, значение, употребление, речевую функцию. Главной целью обучения грамматик е является формирование грамматического навыка, как компонента речевых умений. Активный грамматический минимум отбирается для использования в продуктивных видах РД. 1) I ’ m going to play football. 2) I ’ m gonna play football. Пассивный служит для узнавания при чтении и аудировании. Отбор языкового материала строится с учетом принципа частотности и принципа образцовости (соответствие норме).
Слайд 3: Future Simple
1. формы I will go to the cinema. / I’ll go to the cinema. I will not go to the cinema. / I won’t go to the cinema. Will I go to the cinema? / Shall I go to the cinema? He will go to the cinema, won’t he? 2. з начение д ействие в будущем 3. употребление н еопределенное будущее I’ll go to Italy some day. н езапланированное будущее We have no bread. I’ll buy some. в ежливая просьба Will you open the window? предложение Shall we go to the club on Saturday? с огласие или отказ ОК, I’ll come with you. / No, I won’t help him. 4. р ечевая задача Мы научимся давать обещания что-то делать или что-то не делать. Скажи, о чем ты мечтаешь.
Слайд 4: Трудности в обучении грамматике
Межъязыковая интерференция, когда правила из РЯ механически переносятся на ИЯ 1) money, hair ; 2) He is taller than me. Трудности, вызванные внутриязыковой интерференцией В АЯ существуют грамматические явлени я, которые можно перепутать, особенно если они полностью или частично отсутствуют в РЯ (формы глагола, согласование времен). I learn English. I am learning English now. Я учу английский. I have been learning English for ten years. Н e said, “She will go soon”. Он сказал: «Она скоро уйдет ». He said she would go soon. Он сказал, что он a скоро уй дет.
Слайд 5: Подходы к обучению грамматике
1. ЭКСПЛИЦИТНЫЙ ПОДХОД (с объяснением правил ) 1.1 дедуктивный метод (от общего к частному) - изучается правило и грамматические термины - даются примеры - выполняются тренировочные упражнения Плюсы: реализует принципы сознательности и научности обеспечивает пошаговую отработку материала способствует формированию учебных умений и навыков, автономии учащихся Минусы: 1) возникают трудности понимания терминологии 2) грамматический навык существует изолированно.
Слайд 6
1.2 индуктивный метод (от частного к общему) - дается связный текст или набор предложений с новой грамматикой - дается задание («Прочитайте и определите как образуются степени сравнения прилагательных в АЯ») - ученики формулируют правило, корректируемое учителем выполняются тренировочные упражнения Плюсы: реализует принципы проблемного обучения стимулирует самостоятельное языковое наблюдение развивает языковую догадку способствует лучшему запоминанию материала Минусы: может занимать много времени не все языковые явления можно объяснить индуктивно неверно сформулированное правило может привести к устойчивым ошибкам
Слайд 7: 2. ИМПЛИЦИТНЫЙ (без объяснения правил) )
2.1 структурный метод - аудирование речевых образцов - проговаривание хором - вопросно-ответные упражнения - составление учебных диалогов Плюсы 1) длительная отработка каждой грамматической структуры 2) формируется динамический стереотип, то есть готовность употреблять готовую структуру в речи Минусы механическое монотонное повторение приводит к скуке и быстрому уставанию нет речевых упражнений все внимание направлено на отработку формы, при этом часто страдает содержание.
Слайд 8
2.2 коммуникативный метод строится на интенсивной методике работы с полилогом Полилог это текст, в котором все лексические и грамматические единицы объединены одним сюжетом. - слушание материала в речевой ситуации - имитация (с речевой задачей) - отработка однотипных фраз автоматизация в разных ситуациях общения Плюсы высокая степень мотивации речевая направленность отработки разнообразие речевых контекстов использования Минусы недооценка принципа сознательности требует большой подготовки со стороны учителя продолжительный по времени
Слайд 9: 3. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД
Позволяет сочетать разные подходы и методы с учетом особенностей обучения. Индуктивный метод лучше подходит вначале: это период формирования языковой догадки характер материала позволяет вывести правило из примеров нет необходимости загружать учеников терминами. В старшей школе используют дедуктивный метод: уровень языковой грамотности и учебных умений достаточно высок изучаемые грамматические структуры сложнее - делается акцент на развитие автономии учащихся
Слайд 10: Принципы обучения грамматике
1. Речевая направленность ( обучение через общение) 2. Функциональность (грамматические формы усваиваются в деятельности) 3. Ситуативность, ролевая организация урока 4. Новизна речевых ситуаций ( смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнера, условий общения) 5. Личностная ориентация общения 6. Коллективное взаимодействие (ученики активно общаются друг с другом, условием успеха каждого являются успехи остальных)
Слайд 11: Этапы формирования грамматического навыка
1. Презентация грамматического явления: Предъявление нового грамматического явления (Использование правил и инструкций) Показ его функционирования в речи Ознакомление с интонацией речевого образца 2. Автоматизация грамматического навыка : Организация тренировочных упражнений Организация условно-речевых упражнений Использование опор (вербальных, визуальных)
Слайд 12: Тренировочные упражнения
1. Восприятие - это упражнения на узнавание нового грамматического явления в знакомом контексте: О бъясните употребление Pres e nt Perfect Continuous 2. Имитация - это упражнения на воспроизведение речевого образца без изменений. Произнесите фразу громко, тихо, быстро, задумчиво. Повторите реплику, если вы с ней согласны. 3. Подстановка характеризуются тем, что в них происходит подстановка ЛЕ в какой-либо речевой образец. Например: – I / my friends/ my mum and dad / my brothers / we – watch TV / surf the net / go for a ride / work out in the gym – after school / in the evening / every day/ at the weekend Составьте предложения из слов /словосочетаний (are/ films/ in / a lot of / new / every / made / Hollywood/ year)
Слайд 13
4.Трансформация образца, то есть в изменение порядка слов, лица или времени глагола, числа существительного. Скажите про себя. (He goes to quests on Sundays) Say in the passive. ( The police caught the criminal at last) 5. Репродукция –это в оспроизведение грамматических форм самостоятельно и осмысленно. What have you done in your life? 6. Комбинирование Чтобы развить у учащихся способность, необходимую для связной осмысленной речи, нужно провести их через упражнения в комбинировании грамматических явлений. Have you ever been to this swimming pool? When did you go there last? When will you go there next? May I come with you?
Слайд 14: Правила работы над грамматикой :
1) правило одной трудности (нельзя одновременно брать и новую грамматику, и новую лексику); 2) на одном уроке усваивается только одна грамматическая структура (2-3 ее варианта ); Например: There is / are (отрицание и вопрос) 3) каждое последующее упражнение должно опираться на предыдущее; 4) цель обучения грамматики – практическая; урок может быть грамматическим только по материалу, по своей сути он должен быть речевым.
Слайд 15: Teaching grammar lexically (Hugh Dellar and Andrew Walkley )
Обучайте грамматике на основе реальных ситуаций. Не перегружайте грамматическую модель лексикой. Учите только тому, что вы говорите и слышите. Учите вероятному, а не возможному. Сосредоточьтесь на типичных фразах. Не изучайте изолированные структуры, отдавайте предпочтение разговору и тому как он развивается.
Слайд 16
Just because I am a man it doesn’t mean I can’t cook. Just because I like football it doesn’t mean I’m aggressive and rude. Just because she is blonde it doesn’t mean she is stupid. It was so hot I could hardly breathe. I was so angry I could hardly speak. He was so drunk he could hardly stand.