Лекция 3. Обучение лексике — презентация
logo
Лекция 3. Обучение лексике
  • Лекция 3. Обучение лексике
  • Что такое знать слово
  • Лекция 3. Обучение лексике
  • Типология лексических единиц
  • 8 типов лексических единиц
  • Лекция 3. Обучение лексике
  • Процессуальный компонент содержания
  • Работа над лексикой
  • Ознакомление ( семантизация )
  • Лекция 3. Обучение лексике
  • Первичное закрепление лексики
  • Лексические упражнения
  • Пример формирования лексического навыка
  • Функционально-смысловые таблицы речевого высказывания ( ФСТ) (Е.И.  Пассов, Е.Н.  Кузовлева )
  • Лекция 3. Обучение лексике
  • Порядок работы с ФСТ
  • Спасибо за внимание!
1/17

Первый слайд презентации: Лекция 3. Обучение лексике

Изображение слайда

Слайд 2: Что такое знать слово

Знать слово – это знать его формы : - звуковую, которая позволяет понять его и произнести - графическую, которая позволяет его написать и прочитать 2) знать его значение (значения) В английском языке объем полисемантических слов выше, чем в других языках. Например, есть фразовые глаголы – глагол + предлог / наречие (изменяющие значение глагола) to go – идти, ехать to go on – продолжать to go off – выстреливать, взрываться to go about – распространяться to go down – понижаться, тонуть

Изображение слайда

Слайд 3

3) Знать его употребление, то есть коннотации – ассоциации, которые вызывает слово, его оценочность, социальный подтекст. moist, damp, wet; = (влажный); pleasantly … управление (c интаксическое подчинение одного слова другому. (прямое /предложное) Например : climb _ a hill ( взбираться на …) listen to music ( слушать музыку …) I like to watch films online. / I like watching films online. I enjoy watching films online. коллокация – сочетаемость с другими словами. Например, take a photo, tell the truth, fast food, pay attention, catch a cold, break the news.

Изображение слайда

Слайд 4: Типология лексических единиц

Наиболее распространённой и легко применимой является типология, разработанная Н.В. Николаевым. Он предложил два критерия : соотношение формы и значения слова в РЯ и ИЯ с учётом возможной интерференции ( межъязыковая интерференция); характер самого слова в изучаемом языке ( внутриязыковая интерференция).

Изображение слайда

Слайд 5: 8 типов лексических единиц

1) Интернациональные и заимствованные слова, объём значения которых совпадает в РЯ и ИЯ: revolution, period, idea. 2) Производные и сложные слова, а также сочетания слов, компоненты которых знакомы учащимся: darkness, postman. 3) Корневые слова, объём значений которых при изучении в школе не противоречит объёму соответствующих слов в РЯ: apple, sky, boy. Основной приём их введения – наглядность. 4) Слова-реалии, специфичные по своему содержанию для ИЯ: Miss, Mr s, Ms, Madam.

Изображение слайда

Слайд 6

5) «Ложные» друзья переводчика – слова общего с родным языком корня, но с другим значением: magazine, master, hotel. 6) Словосочетания и сложные слова, отдельные части которых хотя и известны учащимся, но не сходны с компонентами соответствующих слов в РЯ : merry-go-round, fall in love. 7) Лексические единицы, объём значений которых шире объема значений таких слов в РЯ: get, go, have. 8) Лексические единицы, объём которых y же объёма таких слов в родном языке: leg, foot ; hand, arm.

Изображение слайда

Слайд 7: Процессуальный компонент содержания

связан с формированием лексических навыков, суть которых заключается : в способности мгновенно вызывать ЛЕ из памяти; в способности включать ЛЕ в речь. Они основаны на двух типах структурных отношений: синтагматические (линейные связи) – объединение слов в словосочетания и предложения (развиты у младших школьников: хороший – мальчик ) парадигматические (вертикальные связи) – уровень синонимов и антонимов, склонение и спряжение ( о ни появляются после 9-10 лет: хороший – плохой, лучше ). Именно они обеспечивают прочность запоминания и мгновенный вызов ЛЕ из памяти.

Изображение слайда

Слайд 8: Работа над лексикой

Выделяют 3 этапа работы над лексикой: ознакомление ( семантизация ) первичное закрепление автоматизация навыков, использование в речи. Подготовка учителя к введению лексики включает: анализ новых слов с целью определения трудностей (это может быть форма, значение или употребление); обоснование выбора способов семантизации ; составление комментария, если его нет в учебнике; подбор упражнений, их последовательность, их выполнение в классе или дома.

Изображение слайда

Слайд 9: Ознакомление ( семантизация )

Семантизацию, т.е. раскрытие значения слова, можно осуществить перев о дным и бесперев о дным способом Бесперев о дные способы: демонстрация предметов, жестов, действий, картин раскрытие значений слов на ИЯ, для чего используются : - дефиниция : А librarian is a person who works in a librar y. - перечисление : Dogs, cats, hamsters are animals. - синонимы, антонимы : A city is a big town. - догадка по к онтексту : Columbus discovered America in 1492 - этимологический анализ слова : a plant – to plant. - опора на родной язык : football, television.

Изображение слайда

Слайд 10

К перев о дным ( внеконтекстным ) приёмам относятся: 1) дословный перевод (для слов, значения которых полностью совпадает в РЯ и в ИЯ); 2) перевод-толкование на РЯ (для слов-реалий, не имеющих аналогов в РЯ): grand – тысяча долларов ; bob – шиллинг. Достоинства и недостатки: Бесперев о дные способы развивают догадку, увеличивают практику в языке, создают опоры для запоминания. Но они требуют больше времени, чем перев о дные, и не всегда обеспечивают точность понимания. Перев о дный способ экономит время, о н универсален, но увеличивает возможность межъязыковой интерференции.

Изображение слайда

Слайд 11: Первичное закрепление лексики

Формирование лексического навыка гораздо важнее семантизации. Исследования показали, что основная доля полученной информации теряется в первые дни её получения. Полученная информация ненадолго закрепляется в памяти, потому что не установился контакт её с другими системами речевых связей. Первичное закрепление ЛЕ направлено на встраивание новой лексики в уже имеющуюся лексическую систему.

Изображение слайда

Слайд 12: Лексические упражнения

1. На уровне слова ( озаглавить, подобрать синонимы, антонимы, расположить слова по определенному принципу или признаку, найти лишнее слово) 2. На уровне словосочетания (соединить слова так, чтобы получились пословицы, идиомы; подобрать к существительному как можно больше прилагательных или глаголов) 3.На уровне предложения и сверхфразового единства (закончить предложения, соединить фразы в один текст, прокомментировать пословицу, сравнить героев, составить рассказ, описать картинку и т.д.)

Изображение слайда

Слайд 13: Пример формирования лексического навыка

Учитель вводит слова в микроконтексте. Учитель проверяет понимание ЛЕ Ученики повторяют речевые образцы и отдельные ЛЕ. Ученики читают ЛЕ, сочетания и фразы в учебнике. Ученики выполняют подстановочные упражнения. Ученики читают текст, в котором использованы ЛЕ. Ученики отвечают на вопросы учителя по тексту. Ученики употребляют ЛЕ в собственных фразах. Ученики высказываются в микроситуац ии.

Изображение слайда

Слайд 14: Функционально-смысловые таблицы речевого высказывания ( ФСТ) (Е.И.  Пассов, Е.Н.  Кузовлева )

Работа с ФСТ помогает усвоить более 20 ЛЕ за одно занятие Весь материал, представленный в ФСТ, состоит, как правило, из логической цепочки связанных между собой, объединенных единым содержанием предложений, где определена цель высказывания. Поэтому, знакомясь с новыми словами ученики сразу используют их для выражения своих мыслей. ФСТ позволяют сразу усваивать все компоненты структуры лексического навыка говорения : звуковую форму ЛЕ, операцию по выбору, операцию по сочетанию и решение речевой задачи.

Изображение слайда

Слайд 15

What is summer ? самое теплое время года, время отдыха когда мы не ходим в школу, когда у нас нет домашних заданий, когда мы можем делать что хотим It’s the warmest season of the year It’s time for rest It’s the time when we don’t go to school It’s the time when there is no homework It’s the time when we can do everything we want What may the weather be like in summer? очень жаркой и сухой солнце светит ярко дожди и ливни грозы с молниями и градом и радугой после дождя It may be very hot and dry The sun may shine very brightly There may be rains and showers There may be thunderstorms with lightning and hail There may be a rainbow after rain What do people wear in summer ? предпочитают легкую одежду, носят сарафаны, надевают шорты и футболки, любят носить сандалии и кроссовки, соломенные шляпы банданы и бейсболки They prefer light clothes They wear sundresses They put on short s and T-shirts They like to wear sandals and trainers They may wear straw hats, bandanas, baseball caps What sports and activities are popular in summer? Загорать на пляже и плавать в реках и озерах, плавать в море с аквалангом и с трубкой, ходить в походы в горах, кататься на лодке или яхте по озеру или по морю, ездить на велосипеде за городом. sunbathing on the beach and swimming in lakes and rivers scuba diving and snorkeling in the sea going hiking in the mountains boating or yachting on the lake or in the sea cycling in the country Why do you like summer ? потому что каникулы я гуляю целый день провожу много времени с друзьями путешествую по стране и заграницей у меня день рождения в июле because we have vacations because I am out all day long because I have a lot of time to spend with my friends because I can travel about the country and abroad because I have a birthday in July

Изображение слайда

Слайд 16: Порядок работы с ФСТ

Урок начинается с речевой зарядки, в процессе которой ставится проблема для обсуждения. Затем начинается работа по таблице. Звучат вопросы или незавершенные фразы по первой графе (по горизонтали). Ученик, соглашаясь или нет, произносит слова, которые соответствуют его точке зрения После проработки всех горизонталей учитель предлагает за 2-3 минуты подготовить свои высказывания уже по вертикальным графам, выбирая подходящий вариант. После трех – четырех рассказов таблицы закрываются или предлагается другая таблица и выполняются речевые упражнения, типа: докажи, объясни, убеди, посоветуй. Лучшим способом усвоить лексику в контексте остается постоянное чтение оригинальной литературы.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Лекция 3. Обучение лексике: Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Изображение слайда

Похожие презентации

Ничего не найдено