Первый слайд презентации: Лекция 3. Профессиональная деятельность и личность педагога инклюзивного образования. Профессиональная компетентность педагога инклюзивного образования
Кузьмина В.А., ст.преподаватель кафедры СДО Дисциплина «Основы инклюзивной педагогики»
Слайд 2: Вопросы:
Сферы профессиональной деятельности педагога системы инклюзивного образования. Профессиональные и личностные качества педагога в инклюзивном специальном образовании. 1 Компетентностный подход в подготовке специалистов ИО. Инклюзивная компетентность. 2 Soft - skills и профессиональная компетентность педагога: теоретические основы и механизмы формирования. 3
Слайд 3: Умения, которыми должен обладать педагог ИО, широки и многообразны:
учебно-познавательные (работа с литературой, наблюдение за ребенком, моделирование педагогического процесса, выбор оптимальных путей коррекционно-воспитательного воздействия и др.); учебно-организационные (перспективное и календарное планирование, проведение индивидуальных и групповых занятий, создание оборудования, обеспечение комплексности воздействия и определение в этом комплексе своего реального участия и т.д.); учебно-педагогические (анализ каждого случая, выбор адекватных средств обучения, коррекции и т.п.).
Слайд 4: Современная система специального образования содержит набор следующих соответствующих педагогических специальностей:
тифлопедагогика – с получением квалификации педагога слепых и слабовидящих (тифлопедагог): сурдопедагогика – с получением квалификации педагога глухих и слабослышащих (сурдопедагог); олигофренопедагогика – с получением квалификации педагога для работы с лицами, имеющими различные виды и формы нарушений умственного развития, от незначительных до самых тяжелых ( олигофренопедагог ); логопедия – с получением квалификации логопеда; специальная дошкольная педагогика – с квалификацией педагога для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Для обеспечения лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности психологическим сопровождением готовятся психологи по специальности " Специальная психология ".
Слайд 5: Педагогическая деонтология
понимание педагогом психологии родителей ребенка с ОВЗ терпеливость, тактичность и доброжелательность необходимо быть осторожным в оценке тяжести и особенно механизмов нарушений, прогноза, учитывать внешние проявления ОВЗ, их сущность
Слайд 6: Сферы профессиональной компетентности педагога инклюзивного образования:
профилактическая работа педагогическая диагностика консультирование педагогическое просвещение социально-педагогическая практика студентов преподавание в вузе или среднем специальном педагогическом учебном заведении, научно-исследовательская работа в области инклюзивной педагогики
Слайд 7
способность к рефлексии Я-концепция педагогическая зоркость чувство юмора хорошее здоровье, отсутствие противопоказаний профессиональная порядочность и честность социальная активность толерантность доброта любовь к детям оптимизм ответственность
Слайд 8: Компетентностный подход в подготовке специалистов-дефектологов/педагогов инклюзивного образования
Федеральные государственные образовательные стандарты по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» универсальные общепрофессиональные профессиональные компетентности
Слайд 9: Сущность компетентностного подхода в образовании (по О.Е. Лебедеву)
Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
Слайд 10: Компетенция, компетентность, профессиональная компетентность
Компетенция, как структурный элемент профессионального профиля педагога, рассматривается как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Профессиональная компетентность педагога – это совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной деятельности, способность квалифицированно решать педагогические задачи в процессе учебной, познавательной, воспитательной и других видах деятельности совместно с учащимися и для учащихся.
Слайд 12: Инклюзивная компетентность
«интегративное личностное образование, обусловливающее способность осуществлять профессиональные функции в процессе инклюзивного обучения, учитывая разные образовательные потребности учащихся и обеспечивая включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду общеобразовательного учреждения, создавая условия для его развития и саморазвития» ( Хафизуллина, 2008) КОМПОНЕНТЫ ИК КОГНИТИВНЫЙ ОПЕРАЦИОННЫЙ РЕФЛЕКСИВНЫЙ МОТИВАЦИОННЫЙ
Слайд 13: Педагог новой формации
фундаментальность образования методологическая компетентность компетенции, обусловленные структурой адаптированных основных образовательных программ компетенции в области целеполагания, технологии достижения и оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения адаптированных основных образовательных программ компетенции, обеспечивающиесоздание специальных условий образования детей с ОВЗ
Слайд 14: SOFT SKILLS: «мягкие навыки»
это личные качества, которые позволяют эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми комплекс неспециализированных, надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность труда и являются сквозными, то есть не связанными с конкретной предметной областью личностный ресурс педагога — один из главных факторов, влияющих на развитие детей
Слайд 16: 4 типа soft skills :
1. Социальные компетенции : комунникативность, эмоциональный интеллект (умение различать эмоции и мотивы других людей), гибкость и принятие критики, ораторские способности. 2. Лидерские компетенции : умения принимать решения, сформировать команду, разрешать конфликты, ответственность, наставничество. 3. Интеллектуальные компетенции : аналитический склад ума, умение видеть и решать проблему, обучаемость, креативность. 4. Волевые компетенции : ориентированность на результат, тайм-менеджмент, стрессоустойчивость, готовность к рутинной работе.
Слайд 17: Пять ключевых навыков, на которые обращаем особое внимание:
Навык эффективного общения (как личного, так и в переписке). Учимся слушать, убеждать и аргументировать, строим и поддерживаем отношения с родителями, ведем “переговоры”, проводим презентаций, публичные выступления. Умение работать в команде. Проявляем эмпатию, нацеленность на результат, умение слышать коллег. Это прежде всего влияет на общие показатели образовательного учреждения. Понимание влияния технологий на работу. Способность гибко реагировать на новые требования, например, цифровизацию образовательного процесса. Способность мыслить критически и не бояться высказывать свое мнение. Проявляем способности к системному мышлению, креативному мышлению, структурному мышлению, способности искать и анализировать информацию, принимать решения. Умение управлять собой. Учимся управлять эмоциями, управлять стрессом, собственным развитием, рефлексия, использование обратной связи. Всё то, что сейчас принято называть эмоциональным интеллектом.
Слайд 18: Общие правила развития soft skills :
Берем пример с тех, у кого эти навыки видим; находим для себя таких людей целенаправленно. Будем примером для детей сами, тренируемся вместе с ними: так, если мы умеем находить правильный выход в конфликтных и стрессовых ситуациях, ребенок усваивает линию нашего поведения — учится гибкости, спокойствию, умению находить компромиссы. Хобби и творческие занятия развивают все виды компетенций soft skills. Спорт развивает волевые компетенции, а командный спорт учит, в том числе, работать в коллективе. Музыка и рисование развивает оба полушария мозга и дает толчок всем интеллектуальным компетенциям. Проектная работа в команде
Слайд 19: Система методов развития навыков soft skills
Развитие в процессе работы Посещение тренингов и мастер - классов Обучение у других Саморазвитие Развитие в процессе выполнения новых задач Фоновые задания Командная работа Публичные выступления и презентации Активное участие в общественной жизни
Последний слайд презентации: Лекция 3. Профессиональная деятельность и личность педагога инклюзивного
ЛИТЕРАТУРА: Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: Учебное пособие/ Сост. Н. В. Новоторцева. – 4–е изд., перераб. и доп. – СПб.: КАРО, 2006. – 144 с. Неретина Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. Учебно-методический комплекс / Т. Г. Неретина. – Москва: Флинта, 2014. – 376 с. Орлова Е.А. Специальная педагогика: Учебник для бакалавров / Л.В. Мардахаев, Е.А. Орлова, Д.И. Чемоданова. – М.: Юрайт, 2012. – 447 c. Васильева О. Развитие soft skills педагога, через использование инновационных методик https://infourok.ru/razvitie-soft-skills-pedagoga-cherez-ispolzovanie-innovacionnyh-metodik-4438551.html Чурилина И.Н. Soft Skills и компетенции: профиль педагога дополнительного образования http://baseold.anichkov.ru/files/gzrdo/news/2019-2020/2019-029-23/2019-09-2324-churilina_1.pdf#:~:text=(по%20О.Е.%20Лебедеву).%20–%20Компетентностный,процесса%20и%20оценки%20образовательных%20результатов «Тот, кто хорошо владеет молотком, склонен думать, что вокруг него сплошные гвозди…» URL:https://4brain.ru/blog/softskills/4BRAIN Интернет источник Южный Федеральный университет и Центр карьеры ЮФУ http://softskills.sfedu.ru/ 1. Составить конспект лекции (краткий, опорный). Фото высылать не нужно. 2. Разработать модель проф.комптентности педагога ИО 3. Пройдите тест « Soft skills современного педагога». Проанализируйте свои ответы, сделайте вывод о развитии у себя «мягких навыков» (задание б/о). Работу (модель) нужно выслать в одном файле на эл.почту. Не забывайте подписывать тему письма! Пример: Иванова М.П., О-НО-23А/Б, ОИП ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на 22.09.22):