Первый слайд презентации: Лекция 9. Сенсорные нарушения. Дети с нарушениями слуха и зрения
Содержательный модуль 2. Научные, методологические, психолого-педагогические и педагогические основы инклюзивного Образования. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования детей с разными нарушениями в развитии Лекция 9. Сенсорные нарушения. Дети с нарушениями слуха и зрения Кузьмина Валерия Александровна, старший преподаватель кафедры СДО Института педагогики ФГБОУ ВО «ДонГУ»
Слайд 2
Сенсорная система - часть нервной системы, отвечает за восприятие. РЕЦЕПТОРЫ НЕРВЫ ОТДЕЛЫ ГОЛОВНОГО М.
Слайд 3
Сенсорные системы информируют ЦНС об особенностях движения, создают комплексное представление о положении тела
Слайд 5: ПЛАН
Сурдопедагогика как отрасль дефектологии 3 1 Медицинская и педагогическая классификации нарушений слуха 3 2 Особенности психического и речевого развития слабослышащих детей 3 3 Специальное обучение слабослышащих детей и обучение в массовой школе 3 4 Специальное образование глухих 3 5 Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с нарушенным слухом 3 6
Слайд 6
Сурдопедагогика — наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями слуха. Цель сурдопедагогики обеспечить возможность достижения максимальной самостоятельности и независимости в жизни людьми с НС.
Слайд 9: Глухота и тугоухость
Глухота — стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи даже на самом близком расстоянии от уха. Тугоухость — стойкое понижение слуха, при котором возможны самостоятельное накопление минимального речевого запаса на основе сохранившихся остатков слуха, восприятие обращенной речи на самом близком расстоянии от ушной раковины.
Слайд 10
ГЛУХИЕ ДЕТИ СЛАБО- СЛЫШАЩИЕ ДЕТИ дети, для которых в результате врожденной или приобретенной в раннем возрасте глухоты невозможно самостоятельное овладение словесной речью дети, у которых снижен слух, но на его основе возможно самостоятельное развитие речи. К ним относятся дети со снижением слуха от 20 до 75 дБ. Педагогическая классификация Р.М.Боскис
Слайд 11: Классификация детей с кохлеарной имплантацией
Долингвальные Прелингвальные Постлингвальные Критерии: время потери слуха, состояние речи, особенности слухоречевого поведения к моменту проведения КИ.
Слайд 13: Особенности психического и речевого развития СС детей
нарушено слуховое восприятие нарушено взаимодействие слухового анализатора и речедвигательного речевое недоразвитие обусловлено неполноценным слухом нарушение слуха ведет к общему нарушению познавательной деятельности бедность речевого запаса, искаженный характер речи своеобразие психического развития и формирования личностных качеств
Слайд 14
недостатки произношения; ограниченный запас слов; недостаточное усвоение звукового состава слова; неточное понимание и неправильное употребление слов; ограниченное понимание читаемого текста; Нарушения речи у СС детей недостатки грамматического строя речи: а) неправильное построение предложения; б) неправильное согласование предложения; ограниченное понимание устной речи.
Слайд 15: Специальное обучение детей с частичным нарушением слуха
общеобразовательная подготовка на цензовом уровне в соответствии с ГОС увеличена продолжительность обучения коррекционные курсы специальная система обучения языку полисенсорная основа обучения наглядно-действенные средства и приемы в сочетании со словесными
Слайд 16: Специальное обучение глухих детей
билингвистический подход bi — два, lingua — язык включение национального жестового языка наряду со словесным в систему главных средств педагогического воздействия
Слайд 17: Специальное обучение глухих детей
Коммуникационная система: обучения глухих на основе словесной речи развитие речи в условиях предметно-практической деятельности ; развитие мышления в связи с усвоением языка; специально организованная речевая среда.
Слайд 19: Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с нарушенным слухом
Слайд 21: ПЛАН
Причины зрительных нарушений. 2 Образование детей с нарушениями зрения. 4 Определение понятия «зрение». Строение зрительного анализатора. 3 1 Классификация детей с нарушениями зрения. Психологические особенности детей. 3 3
Слайд 22
ЗРЕНИЕ - это способность ощущать и воспринимать окружающую действительность посредством зрительного анализатора. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях. Орган зрения позволяет получить до 90% информации об окружающем мире.
Слайд 23
Наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения – тифлопедагогика. Основоположником тифлопедагогики является французский педагог Гаюи. Развитие отечественной тифлопедагогики связано с именами ученых М.И.Земцовой, Л.И.Солнцевой, Б.И.Коваленко. Автором рельефного письма является французский ученый, «великий слепой» – Луи Брайль.
Слайд 24: Строение зрительного анализатора
1) периферический (рецепторный, воспринимающий) отдел 2) проводящие пути 3) центральный (корковый) отдел
Слайд 25: Причины зрительных нарушений
Органические нарушения Функциональные нарушения
Слайд 26
Врожденная патология Приобретенная патология Генетические факторы : наследственная передача некоторых дефектов зрения: микрофтальм – уменьшение размера одного или обоих глаз и значительное понижение зрения; анофтальм – врожденное безглазие. катаракта – помутнение хрусталика; астигматизм – аномалии рефракции, т.е. преломляющей способности глаза; нарушение обмена веществ (при фенилкетонурии ); воздействие на плод инфекций. Осложнения детских инфекций: корь, скарлатина, дифтерия; осложнения общих инфекций: сифилиса, оспы, туберкулеза глаз; глаукома (заболевание, связанное с повышением внутриглазного давления и изменениями в тканях глаза); внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния ; травмы головы; атрофия зрительного нерва, сетчатки (нарушение питания, гибель клеток); нейроинфекции – менингит, энцефалит. Органические нарушения
Слайд 29
Функциональные нарушения НАРУШЕНИЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НОРМ И ПРАВИЛ: Недостаточная освещенность; Чрезмерные зрительные нагрузки – длительное чтение книг, просмотр телевизора, работа с компьютером; Несоблюдение правил работы с книгой: чтение лежа, в движущемся транспорте, при плохом освещении
Слайд 31: КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
СЛЕПЫЕ ДЕТИ (НЕЗРЯЧИЕ) Дети с полным отсутствием зрительных ощущений, сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением (с максимальной остротой зрения 0,04 на лучше видящем глазу с применением очков). СЛАБО ВИДЯЩИЕ ДЕТИ Составляют относительно большую группу. К ним относятся дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4, а также с другими нарушениями: сужение поля зрения, патология цветоощущения, косоглазие.
Слайд 32: КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
СЛЕПЫЕ (НЕЗРЯЧИЕ) ДЕТИ КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ СЛЕПОРОЖДЕННЫЕ (отсутствуют зрительные представления) ОСЛЕПШИЕ (зрительные представления остались в их памяти) Чем позже ребенок потерял зрение, тем легче ребенок вспоминает образ предмета (явления) по словесному описанию.
Слайд 33: СЛЕПОТА
АБСОЛЮТНАЯ (ТОТАЛЬНАЯ) отсутствует светоощущение и цветоразличие. ПРАКТИЧЕСКАЯ сохраняется светоощущение или остаточное зрение, позволяющее различать контуры, силуэты предметов непосредственно перед глазами. Большинство слепых имеют остаточное зрение.
Слайд 34: КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 дети с нарушением поля зрения дети с патологией цветоощущения, косоглазием СЛАБО ВИДЯЩИЕ ДЕТИ
Слайд 35: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ
ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ОГРАНИЧЕНИЕ В ОБЩЕНИИ ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ ТРУДНОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ, ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ ИСКАЖЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Слайд 36: ОБУЧЕНИЕ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ
СЛУХОВОЙ КОЖНЫЙ ВИБРАЦИОННЫЙ ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ ОПОРА НА СОХРАННЫЕ АНАЛИЗАТОРЫ «ШЕСТОЕ» ЧУВСТВО (ТЕПЛОВОЕ)
Слайд 37: ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ
ШКОЛА III ВИДА УВЕЛИЧЕНИЕ СРОКА ОБУЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТИФЛОПРИБОРОВ ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ ПО СИСТЕМЕ БРАЙЛЯ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ОСЯЗАНИЯ, ОРИЕНТИРОВКЕ В ПРОСТРАНСТВЕ ОБУЧЕНИЕ ПРОВОДИТ ТИФЛОПЕДАГОГ ОБУЧЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПЕЦИАЛЬНОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА (РЕЛЬЕФНОГО)
Слайд 38: СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ
Азбука для незрячих (рельефный шрифт Брайля Настольный прибор для письма по Брайлю
Слайд 39: ОБУЧЕНИЕ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ
ОПТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОСВЕЩЕНИЯ ОПОРА НА ОСТАТОЧНОЕ ЗРЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ:
Слайд 40: ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ
ШКОЛА IV ВИДА Увеличение срока обучения Используются специальные оптические средства для фронтального обучения: эпи- и диапроекторы Обучение по специальным учебным пособиям с крупным шрифтом В помещениях создается повышенная освещенность Обучение проводит тифлопедагог Используются специальные оптические индивидуальные средства: очки телескопические и гиперокулярные, лупы – ручные, стационарные
Последний слайд презентации: Лекция 9. Сенсорные нарушения. Дети с нарушениями слуха и зрения: Литературные источники
Хитрюк В.В. Основы дефектологии. Учеб. пособие. – Минск: Изд-во Гревцова, 2009. – 280 с. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. –М., 1991. Основы специальной психологии /Под ред. Л.В.Кузнецовой.-М.,2005. Специальная дошкольная педагогика /Под ред. Е.А.Стребелевой.- М., 2001. Специальная педагогика /Под ред. Н.М.Назаровой. –М.,2000.