Лексические нормы Задание №6 ЕГЭ — презентация
logo
Лексические нормы Задание №6 ЕГЭ
  • Лексические нормы Задание №6 ЕГЭ
  • Лексические нормы Задание №6 ЕГЭ
  • Лексические нормы Задание №6 ЕГЭ
  • Лексические нормы Задание №6 ЕГЭ
  • Лексические нормы Задание №6 ЕГЭ
  • Лексические нормы Задание №6 ЕГЭ
  • Лексические нормы Задание №6 ЕГЭ
  • Лексические нормы Задание №6 ЕГЭ
  • Лексические нормы Задание №6 ЕГЭ
  • Лексические нормы Задание №6 ЕГЭ
  • Лексические нормы Задание №6 ЕГЭ
  • Лексические нормы Задание №6 ЕГЭ
  • Лексические нормы Задание №6 ЕГЭ
  • Образцы задания № 6 ЕГЭ
  • ПОВСЕДНЕВНУЮ
  • Лексические нормы Задание №6 ЕГЭ
  • - ПЕРЕДАЮТ
  • Лексические нормы Задание №6 ЕГЭ
  • - ДАЛЬНЕЙШЕЙ
1/19

Первый слайд презентации: Лексические нормы Задание №6 ЕГЭ

Изображение слайда

Слайд 2

Формулировка задания 6 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,  исключив   лишнее  слово. Выпишите это слово. Посев семян хвойных пород необходимо проводить в очень оптимальные сроки, когда почва влажная и температура её верхних слоёв достигает 6 8 °С для кедра и 8 10 °С для ели и пихты. Ответ:  очень (слово "очень" можно употреблять с качественными прилагательными, поскольку оно обозначает степень, относительные же прилагательные не имеют степени, потому не могут соседствовать со словами вроде "очень", "слишком" и др.) ИЛИ Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,  заменив неверно  употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Для каждого человека в самых трудных обстоятельствах главное – сохранить твёрдость духа, то есть совершить победу над самим собой. Ответ:  одержать (в словосочетании "совершить победу" нарушена лексическая сочетаемость)

Изображение слайда

Слайд 3

Алгоритм выполнения задания 6 1.  Прочитайте предложение, определите значение каждого слова; 2.  Найди смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки). 3.  Распознай ошибку, укажи ее вид (не смешивать со средствами выразительности). 4.  Если это ошибка, исправь ее.

Изображение слайда

Слайд 4

Тип ошибки Примеры Плеоназм Главная суть, предчувствовать заранее, необычный феномен, первая премьера. Тавтология Проливной ливень, редактор редактирует, писатель пишет, спросить вопрос. Нарушение лексической сочетаемости Он выполнил подвиг (совершил подвиг). Пьеса играет большое значение (имеет значение или играет роль). После выхода книги он заслужил известность (приобрел известность/заслужил уважение). Ошибки в употреблении фразеологизмов (устойчивых выражений) Антон любит мастерить, у него серебряные руки (устойчивое выражение - золотые руки). Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов. Этот аппарат своей конструкцией не был похож ни на один доселе известный самолёт (до сих пор). Алогизм (соединение несовместимых понятий) Новый спектакль обречен на успех (обречен на провал). Он мой заклятый друг (заклятый враг/лучший друг). Из-за хорошей погоды мы пошли гулять в парк (благодаря хорошей погоде). Неточный подбор синонима Теннис культивируется в нашем городе с конца прошлого века (развивается в городе). Употребление паронимов Каменистые ступеньки (каменные), высотная гора (высокая).

Изображение слайда

Слайд 5

Плеоназмы  - словосочетания, в которых значение одного компонента целиком входит в значение другого. май месяц период времени коллеги по работе хронометраж времени прейскурант цен библиотека книг биография жизни основной костяк главная суть памятные сувениры народный фольклор выгодные преимущества первый дебют большой мегаполис огромная масса горячий кипяток мемориальный памятник необычный феномен главный лейтмотив внутренний интерьер местные аборигены глубокая бездна наружная внешность своя автобиография впервые познакомиться очень прекрасный/огромный, успели вовремя продолжай дальше смело рисковал заранее планировали промахнулся мимо сразу вдруг дефекты и недочеты коррективы и поправки и др.

Изображение слайда

Слайд 6

Тавтология  (разновидность плеоназмов) - неоправданное употребление однокоренных слов. заданное задание гостеприимно приняли соединить воедино организовать организацию долгого долголетия бездонная бездна вновь возобновил учащиеся выполнили характерные черты характера к недостаткам книги можно отнести недостаточное количество иллюстраций;

Изображение слайда

Слайд 7

Лексическая сочетаемость слов  – это способность слов соединяться друг с другом. Примеры нарушения лексической сочетаемости: сделать решение (принять решение); играть значение (иметь значение, играть роль); роман дал автору славу (принес славу); дать поддержку (оказать поддержку), одержать первенство (одержать победу или завоевать первенство); делать поступки (совершать поступки); в поле внимания (в поле зрения или в центре внимания); приобрести уважение окружающих (заслужить уважение); ученый сделал гипотезу (выдвинул) табун рыб (табун лошадей или косяк рыб); …

Изображение слайда

Слайд 8

Фразеологизм  – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (манна небесная, зарубить на носу ). Фразеологические ошибки  - это искажение формы фразеологизма или употребление их в несвойственном им значении. Он вставлял ему прутья (палки) в колеса; она держит его в ежовых варежках (рукавицах); Иванушка рос не по дням, а по ночам (по часам); Ему досталась львиная часть (доля); довели меня до белого колена (каления); пока суть (суд) да дело;... пора тебе взяться за свой ум (взяться за ум); Вы обратились не по правильному адресу (по адресу); эта работа выеденного гроша не стоит (выеденного яйца или ломаного гроша); нельзя все делать сложа рукава (спустя рукава или сложа руки);

Изображение слайда

Слайд 9

Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов, употребление слов иной стилевой окраски, просторечий. Устаревшие слова в зависимости от причин устаревания делятся на две группы: Историзмы  - это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т.д ) Архаизмы  – слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, лицедей - актер). ***Историзмы и архаизмы употребляются в текстах, в которых речь идет о прошлом (художественная литература, исторические исследования). Неологизмы  – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (спутник, ноутбук). Диалектизм  - лексическая единица, употребление которой ограничено определенной территорией. Заимствованные слова  – слова, пришедшие в язык из других языков.

Изображение слайда

Слайд 10

Примеры ошибок : Она пошла к врачу, потому что у нее болели очи (вместо глаза ) Лиза была домработницей (служанкой) у Фамусова Практиканты, облаченные в средства защиты, приступили к работе (одетые ) Покоряет человеческая теплота, заботливая внимательность, с которыми здесь привечают друзей (встречают ) Чичиков за свои махинации был сокращен с работы. Чичиков сумел всех объегорить (обмануть ) « Тихий Дон» - интересная книжица (книга ). Учёные научно-исследовательского института в ближайшее время должны покумекать над новыми машинами для расфасовки чая (подумать ). После окончания лицея Пушкин был принят на работу в Коллегию иностранных дел (поступил на службу). В сочинении мне охота написать о любимом герое; Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю (свеклы ); Его представили этаким полиглотом: он и физик, и математик, и поэт. (Полиглот – человек, владеющий многими языками - Лексическая ошибка связана с непониманием значения заимствованного слова «полиглот».

Изображение слайда

Слайд 11

Алогизм  - тип логической (речевой) ошибки, состоящей из нарушений логических связей в тексте, сочетание противоречащих друг другу понятий. Примеры алогизмов:   художественного приема. Благодаря плохой погоде мы не поехали на экскурсию (из-за плохой погоды). Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от обыкновенного рябчика. (Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от клюва обыкновенного рябчика); Будучи под давлением своих товарищей, герой стал активным членом общества и добровольно участвовал в сходках (нельзя под давлением добровольно участвовать). *В литературных произведениях алогизмы часто используются в качестве художественного приема.

Изображение слайда

Слайд 12

Употребление паронимов Паронимы  – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (длинный и длительный, горный и гористый, водный и водяной, эффектный и эффективный) Смотри презентацию «Паронимы»

Изображение слайда

Слайд 13

Изображение слайда

Слайд 14: Образцы задания № 6 ЕГЭ

Задание 1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Художественность состоит в том, чтобы каждое слово было не только у места, — чтобы оно было необходимо, неизбежно и чтоб как можно было меньше слов, когда изображают повседневную обыденность.

Изображение слайда

Слайд 15: ПОВСЕДНЕВНУЮ

ОБЫ́ДЕННЫЙ  и ( устар. )  ОБЫДЁННЫЙ, - ая, - ое. Повседневный, обыкновенный, заурядный.  Обыденное явление.  □  Мои мысли отрывались на несколько часов от обыденных семейных забот.  Чернышевский, История одной девушки.  Какое значение может иногда женщина вложить в самую пустую, самую обыденную фразу.   Куприн, Прапорщик армейский.

Изображение слайда

Слайд 16

Задание 2. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Сорта новых культур более устойчивы, то есть они лучше трансформируют потомству такие свойства, как урожайность, величина плода, вкусовые качества.

Изображение слайда

Слайд 17: ПЕРЕДАЮТ

Изображение слайда

Слайд 18

Задание 3. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшей эволюции в области спортивной работы.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Лексические нормы Задание №6 ЕГЭ: ДАЛЬНЕЙШЕЙ

3. перен.  То, что должно или может произойти, наступить вслед за настоящим, дальнейший ход каких-л. событий.  Перспектива отдыха.  □  Я понял, что меня продержат здесь до открытия навигации, после чего отправят в Восточную Сибирь.

Изображение слайда

Похожие презентации

Ничего не найдено