Первый слайд презентации: Литература
Знаком « ☼ » обозначены объекты, чаще всего встречающиеся в экзаменационных КИМах.
Автор неизвестен. Дата создания – к. X – н. XI вв. ( ок. 999 г.). Древнейшая известная книга на Руси. Найдена в 2000 г. на раскопках в Великом Новгороде (три вощеные дощечки).
Слайд 3: Слово о Законе и Благодати»
Автор – киевский миторополит Иларион. Написано в XI веке( ок. 1037-1050гг.). Одно из самых древних древнерусских произведений, дошедших до наших времен.
Слайд 4: Остромирово Евангелие»
Автор – дьякон Григорий. Время создания – XI век ( ок. 1056-1057 гг.) До 2000 года считалась самой древней книгой, дошедшей до сегодняшних дней. Древнейшая рукопись, точно датируемый рукописный памятник Руси.
Слайд 5: Сказание о Борисе и Глебе»
Автор – монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Время создания – XI век ( ок. 1020-1072 гг.). Сказание о первых русских святых, прославляющее братолюбие.
Слайд 6: Изборник Святослава»
Авторы – два переписчика (один – Иоанн-дьяк, имя второго неизвестно). Время создания – XI век ( ок. 1073 г.). Сборник нравоучительных суждений. Написано на больших листах пергамента.
Слайд 7: Начальный свод»
Автор – Иоанн – игумен Киево-Печерского монастыря. Время создания – XI век ( ок. 1093-1095). Основа для «Повести временных лет».
Слайд 8: Повесть временных лет»
Автор – летописец Нестор. Время создания – XII век ( ок. 1113 г.). Летопись подлежала многочисленному копированию и переписыванию. Самая древняя «копия» датируется XIV веком, написанная монахом Лаврентьевым. Копия была названа в его честь – Лаврентьевская летопись.
Слайд 9: Поучение Владимира Мономаха»
Автор – Владимир Мономах. Время написания – XI - XII вв. ( ок. 1053-1125 гг.). Идея – борьба с раздробленностью. Дает представление о том, каким должен быть настоящий князь.
Слайд 10: Хождение игумена Даниила в Святые места»
Автор – Даниил Паломник. Время создания – XII век ( ок. 1106-1108 гг.) Первое описание «хождений» (путешествий) в русской литературе.
Слайд 11: Слово о полку Игореве»
Автор неизвестен. Время создания – XII век ( ок. 1185 г.). Тема – неудачный поход князя Игоря Святославовича на половцев. Идея – единство всех князей во имя единства и благодати Руси.
Слайд 12: Моление», или «Слово Даниила Заточника»
Автор – Даниил Заточник. Время создания – н. XIII века ( ок. 1213-1236 гг.). Написан в форме обращения к князю Ярославу Всеволодовичу с просьбой о помощи. Первый опыт древнерусской публицистики.
Слайд 13: Киево-Печерский Патерик»
Автор – епископ Симон, монах Поликарп, монах Феодосий. Время создания – XIII век. Начало развития житийного жанра в литературе Древней Руси. Сборник рассказов и житий монахов Киево-Печерского монастыря.
Слайд 14: Житие Александра Невского»
Точный автор неизвестен. Время создания – к. XIII века. Тема – борьба с «немцами – немецкими и другими германоязычными рыцарями (шведами, датчанами и т.д.).
Слайд 15: Слово о погибели Русской земли»
Автор неизвестен. Время создания – XIII век. Самостоятельное произведение, но часто используется как вступление к «Житию Александра Невского».
Слайд 16: Повесть о разорении Рязани Батыем»
Автор неизвестен. Время создания – XIII-XIV века. Описание гибели Рязани и рязанского рода князей во время монголо-татарского нашествия. Мотив героической смерти.
Слайд 17: Повесть (Песня) о Шевкале », или «Повесть о Щелкане Дудентьевиче »
Автор неизвестен. Время создания – XIV век ( ок. 1327 г.). Описание восстания в Твери против ордынского наместника Шевкана ( Чол-хана ). Народная песня. Идея – надежда на освобождение от монголо-татарского ига.
Слайд 18: Задонщина »
Автор – рязанский боярин Софоний. Время создания – к. XIV- н. XV вв. Жанр – поэма. Тема – победа русского войска на Куликовом поле. Идея – гордость за объединение Русских земель с целью победы над врагом.
Слайд 19: Сказание о Мамаевом побоище»
Авторы неизвестны. Время создания – XV век. Описывает события победоносной Куликовской битвы.
Слайд 20: Троицкая летопись»
Автор – митрополит Киприан. Время создания – XV век (1408 г.). Летопись стала основой для последующего московского летописания. Идея – Москва – общерусский центр.
Слайд 21: Московский великокняжеский летописный свод»
Автор – митрополит Киприан. Время создания – к. XV век (1479 г.). Основа русского летописания XV-XVI вв.
Слайд 22: Житие Сергия Радонежского»
Автор – Епифаний Премудрый – монах Троице-Сергиева монастыря. Время создания – XIV-XV вв. Повышение роли и влияния церкви на жизнь людей. Вся жизнь преподобного стала учением для последователей.
Слайд 23: Просветитель»
Автор – Иосиф Волоцкий (Иван Санин). Время создания – XIV-XV вв. (до 1504 г.). Концентрация сущности идеологии иосифлян. Направлена против «ереси жидовствующей ».
Слайд 24: Хождение за три моря»
Автор – тверской купец Афанасий Никитин. Время создания – XV век ( ок. 1466-1472 гг.). Жанр – хождение ( хожение ). Впечатления об увиденных восточных странах в XV веке, изложенные простым языком.
Слайд 25: Послание»
Автор – монах Филофей. Время создания – XVI век (1510-1511-е гг.). Теория «Москва – третий Рим».
Слайд 26: Сказание о Магмет-салтане »
Автор – публицист Иван Семенович Пересветов. Время создания – 40-50-е гг. XVI века. Поддержка самодержавия, опирающегося на дворян, а не бояр.
Слайд 27: Великие Четьи-Минеи »
Собран под руководством митрополита Макария. Время создания – XVI век (1530-1541 гг.). Сборник религиозной литературы (поучения, сказания, жития и т.д.) с датами, когда их рекомендовалось читать. «Чтения ежемесячные».
Слайд 28: Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Автор – Ермолай-Еразм. Время создания – XVI век (1547 г.). Жанр – сказка. Основа – устные муромские предания.
Слайд 29: Русский хронограф»
Авторы неизвестны. Время создания – на рубеже XV-XVI вв. (1512 г.). Новый свод всемирной истории.
Слайд 30: Никоновская летопись»
Названа в честь патриарха Никона. Время создания – XVI век. Объединение большого объема местных летописей, сказаний и повестей.
Слайд 31: Лицевой свод»
Один из создателей – А. Ф. Адашев. Время создания – XVI век (1540-1570-е гг.). Основа – Никоновская летопись. Состоит из 10-ти томов. Иллюстрированная (16 тыс. миниатюр) информация о мировой и отечественной истории.
Слайд 32: Сказание о князьях Владимирских»
Сведения по авторам расходятся. Время создания – к. XV - XVI вв. Вымышленное происхождение рода московских князей. Идея – Москва – общерусский центр. Мономахов трон в Успенском соборе иллюстрирован сюжетами из «Сказания».
Слайд 33: История о великом князе Московском»
Автор – Андрей Курбский. Время создания – вторая половина XVI века. Написана после бегства в Литву. Тема – сохранение сословно-представительной монархии, осуждение царского деспотизма и произвола.
Слайд 34: Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским
Время переписки – сер. XVI века (1564-е гг.) Обсуждение проблемы путей развития России и политического устройства государства, самодержавии и деспотизме.
Слайд 35: Степенная книга»
Создана под руководством митрополита всея Руси Макария. Составитель – преемник митрополита Макария – Афанасий. Время создания – сер. XVI в. (1560-1563 гг.). Повествование о русской истории с древнейших времен до момента написания книги (1560-е гг.).
Слайд 36: Домострой»
А втор – протопоп Сильвестр. Время создания – сер. XVI века. Советы по ведению хозяйства и семейного быта, обязанности человека перед церковью и государем.
Слайд 37: Апостол»
Издатели – Иван Федоров и Петр Мстиславцев. Время создания – XVI век (1563-1564 гг.). Первая датированная русская напечатанная книга. Художественное превосходство над написанными книгами.
Слайд 38: Часослов»
Издатели – Иван Федоров и Петр Мстиславец. Время создания- XVI век (1565 г.). Сборник ежедневных молитв, служащий также для обучения грамматике. Вторая напечатанная книга.
Слайд 39: Повесть о Ерше Ершовиче »
Фольклор. Время создания – к. XVI – н. XVII века (1597,1620-1640-е гг.). Одно из самых популярных сатирических произведений того времени. Притча о судопроизводстве.
Слайд 40: Повесть о Шемякином суде»
Автор – народ. Время создания – XVII век. Жанр – русская народная повесть-сказка. Высмеивание судебных порядков и продажность судей.
Слайд 41: Сказание»
Автор – Авраамий Палицин. Время создания – нач. XVII века. Взгляд на Смуту «изнутри». Защита интересов крепостных крестьян.
Слайд 42: Летописная книга»
Автор – князь И. М. Катырев-Ростовский. Время создания – нач. XVII века (1626 г.). Описание Смутного времени.
Слайд 43: Временник»
Автор – Иван Тимофеев. Время создания – к. XVI- н. XVII вв. Описание событий Смутного времени в России.
Слайд 44: Вести-Куранты»
Издательство Посольского приказа. Время создания – нач. XVII в. (с 1621 г.). Выписки из иностранных источниках о событиях, происходящих в мире. Первая рукописная российская газета. Создавалась для чтения царской семьи.
Слайд 45: Букварь»
Автор – Василий Бурцев. Время создания – пер. пол. XVII в. (1634 г.). Один из самых известных в то время печатных учебников. Стоил 1 копейку.
Слайд 46: Грамматика»
Автор – Мелетий Смотрицкий. Время создания – пер. пол. XVII в. (1648 г.). Использовался для обучения грамматики вместе с некоторыми религиозными книгами.
Слайд 47: Вертоград многоцветный» и « Рифмологион »
Автор – Симеон Полоцкий. Время создания – конец XVII века (1670-е гг.). Сборники стихотворений. Стихотворения – прообразы оды, обличавшие пороки и показывающие положительные примеры. Первые в России драматургические произведения и профессиональные стихотворения.
Слайд 48: Беседы о правлении»
Автор – хорват Юрий Крижанич, прибывший в Россию. Время создания – вторая половина XVII в. Писал о политическом строе, о том, какими качествами должен обладать правитель.
Слайд 49: Житие протопопа Аввакума»
Автор – протопоп Аввакум. Время создания – к. XVII века (1672 г.). Написано от первого лица. Автобиография, написанная с чувством духовного превосходства над другими.
Слайд 50: Синопсис»
Автор – архимандрит Киево-Печерского монастыря Иннокентий Гизель. Время создания – 70-е гг. XVII в. (1674 г.). Краткий сборник всей русской истории. До XIX века использовался в школах как учебник по истории.
Слайд 51: Букварь» Истомина
Автор – монах московского Чудова монастыря Карион Истомин. Время создания – конец XVII в. (1692 г.). Букварь был составлен для царевича Алексея – сына Петра I. Первое пробное издание книги для обучения с использованием наглядного метода.
Слайд 52: Букварь словенскими, греческими, римскими письмены учатися хотящим»
Автор – преподаватель Славяно-греко-латинской академии Федор Поликарпов. Время создания – нач. XVIII в. (1701 г.). Первый изданный в Москве многоязычный букварь.
Слайд 53: Арифметика, сиречь наука численная»
Автор – Леонтий Магницкий. Время создания – нач. XVIII в. (1703 г.). Первый напечатанный русский учебник по арифметике. Более полувека использовалась в школах как учебник.
Слайд 54: Ведомости»
Ежедневная газета. Время создания – нач. XVIII в. (1703 г.). Газета заменила «Вести-Куранты» и стала первой печатной российской газетой для широкой публики.
Слайд 55: Атлас Российский»
Автор – географ И. К. Кириллов. Время создания – середина XVIII в. (1745 г.). Работы по изучению природных условий, полезных ископаемых и картографированию государства.
Слайд 56: Описание земли Камчатки»
Автор – С. П. Крашенинников. Время создания – сер. XVIII в. (1755 г.). Описание Камчатских земель.
Слайд 57: Духовный регламент» и «Правда воли монаршей»
Автор – Феофан Прокопович. Время создания – пер. пол. XVIII в. (1721 г. и 1722 г.). Законодательные акты. «Духовный регламент» - правовой статус церкви. «Правда воли монаршей» - воля монарха – единственный юридический источник закона.
Слайд 58: Книга о скудости и богатстве»
Автор – Иван Тихонович Посошков. Время создания – пер. пол. XVIII в. (1724 г.). Экономический труд, отражающий оригинальные идеи, близкие к взглядам протекционизма и меркантилизма.
Слайд 59: Всякая всячина»
Автор – Екатерина II (не указывала свое имя). Время создания – вторая пол. XVIII в. (с 1769 по 1770 гг.). Жанр – сатирический журнал. Тема – человеческие слабости, не пороки (женское непостоянство, расточительство и т.д.).
Слайд 60: Трутень»
Автор – представитель русского Просвещения Н. И. Новиков. Время создания – вторая пол. XVIII в. (с 1769 по 1770 гг.). Подвергал насмешкам журнал «Всякая всячина», из-за чего вскоре был закрыт.
Слайд 61: Живописец»
Автор – Н. И. Новиков. Время создания – вторая пол. XVIII в. (с 1772 по 1773 гг.). Начинает издаваться вместо журнала «Трутень» после его закрытия. Основа – «исправление нравов». Тема – осуждение политического строя, крепостничества, сословных предрассудков.
Слайд 62: Древняя Российская Вивлиофлика »
Автор – Н. И. Новиков. Время создания – вторая пол. XVIII в. (с 1773 по 1775 гг.). Состоит из 10-ти томов. Памятник древнерусской литературы.
Слайд 63: Ода «Вольность»
Автор – А. Н. Радищев. Время создания – конец XVIII в. (1781-1783 гг.). Автор поддерживает народное восстание и суд над царем.
Слайд 64: Путешествие из Петербурга в Москву»
Автор – А. Н. Радищев. Время создания – конец XVIII в. (1790 г.). Допущено к печати из-за недосмотра по цензуре. Включило в себя всю оду «Вольность». Ключевое произведение Радищева. Тема – осуждение крепостничества и самодержавного строя. Через некоторое время произведение запретили, уничтожили почти все экземпляры, а Радищева отправили в ссылку.
Слайд 65: Классицизм
Классицизм – направление второй половины 18-го века в литературе и искусстве, для которого характерны высокая гражданская тематика, обращение к образцам античной культуры. Российские классицисты – А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, М. М. Херасков, Я. Б. Княжнина, Г. В. Державин. Трагедии А. П. Сумарокова – « Хорев », «Ярополк и Димиза », «Дмитрий Самозванец». Трагедия Я. Б. Княжниной «Вадим Храбрый». Ода – один из главных жанров классицизма. Ода стала основным жанром М. В. Ломоносова и Г. В. Державина.
Слайд 66: Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года
Автор – М. В. Ломоносов. Время создания – сер. XVIII в. (1747 г.). Тема – прославление великой императрицы Елизаветы ( Елисаветы ) Петровны.
Слайд 67: Телемахида »
Автор – В. К. Тредиаковский. Время создания – вторая половина XVIII в. (1766 г.). Жанр – эпическая поэма.
Слайд 68: Ода « Фелица »
Автор – Г. В. Державин. Время создания – к. XVIII в. (1782 г.). Сочетание оды и сатиры.
Слайд 69: Бригадир»
Автор – Д. И. Фонвизин. Время создания – 1769 г. Жанр – комедия. Направление – художественно-реалистическое. Долго не ставили в театре из-за цензуры. Проблематика воспитания является центральной в пьесе.
Слайд 70: Недоросль»
Автор – Д. И. Фонвизин. Время создания - 1781 г. Жанр – комедия. Направление – художественно-реалистическое. Центральная проблема пьесы – невоспитанность, невежество, окружающее людей.
Слайд 71: Бедная Лиза»
Автор – Н. М. Карамзин. Время создания – 1792 г. Жанр – роман. Направление – сентиментализм. Проблемы – соц. неравенство, противопоставление «город-деревня», проблема «маленького» человека.
Слайд 72: Баллада «Людмила»
Автор – В. А. Жуковский. Время создания – начало XIX в. (1808 г.). Направление – романтизм. Жуковский считается «отцом» русского реализма.
Слайд 73: Баллада «Светлана»
Автор – В. А. Жуковский. Время создания – начало XIX в. (1812 г.). Направление – романтизм. Баллады Жуковского стали эталонами нового для русской литературы стиля – романтизма.
Слайд 74: Горе от ума»
Автор – А. С. Грибоедов. Время создания – пер. пол. XIX в. (1823 г.). Завершение развития русского классицизма. В пьесе сочетается комедия с чертами реализма. Комедия была написана за один год. Впервые была напечатана в 1862 году из-за цензуры, до этого была переписана много раз. Многие актрисы долго отказывались играть роль Софьи из-за «неприличного» (в рамках того времени) разговора ночью с Молчалиным.
Слайд 75: А. С. Пушкин (1799-1837)
Роман в стихах «Евгений Онегин» (1833), названный В. Г. Белинским «Энциклопедия русской жизни»; Историческая драма «Борис Годунов» (1825); Повесть «Капитанская дочка» (1841); Повесть «Дубровский» (1833). Ранний Пушкин – романтизм и сентиментализм. А. С. Пушкин считается одним из «отцов» русского реализма.
Слайд 76: М. Ю. Лермонтов (1814-1841)
Стихотворение «На смерть поэта» (1837), посвященное гибели А. С. Пушкина. Стихотворения «Родина» (1841), «Бородино» (1837); ☼ Поэмы «Мцыри» (1838) и «Демон» (1829-1839); ☼ Роман «Герой нашего времени» (1838). Стиль - реализм; Пьеса «Маскарад» (1835). Ранний Лермонтов – любовная лирика. Со временем появляется гражданская тематика. Творчество Лермонтова = романтизм + реализм.
Слайд 77: Н. В. Гоголь (1809-1852)
Повесть «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1829-1832), пропитанная украинский фольклором; ☼ Сборники «Петербургские повести» (1830-1840) и «Миргород» (1835); ☼ Комедия «Ревизор» (1836); ☼ Поэма «Мертвые души» (1835). Процесс укрепления позиций реализма. Неоконченная поэма «Мертвые души» сочетает в себе сатиру и лирику, реализм и гротеск. Сборник «Миргород» является негласным продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки». «Петербургские повести»: «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего», «Нос», «Шинель», «Коляска».
Слайд 78: И. С. Тургенев (1818-1883)
Сборник рассказов «Записки охотника» (1852) рассказывает о жизни в русской деревне; Роман «Дворянское гнездо» (1858) показывает жизнь помещиков в усадьбе; ☼ Роман «Отцы и дети» (1862) показывает конфликт поколений, рассказывает о «модном» среди молодежи XIX века течении «нигилизм». Тургенев печатается в журнале «Современник».
Слайд 79: И. А. Гончаров (1812-1891)
☼ Романы «Обломов» (1847), «Обрыв» (1869) и «Обыкновенная история» (1846) показывают судьбу русского дворянства. Считается, что романы образуют трилогию, объединяясь общей проблематикой: столкновение двух укладов жизни, однообразие помещичьей жизни, крепостничество и эгоизм.
Слайд 80: Л. Н. Толстой (1828-1910)
Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» (1852-1857) является автобиографичной; Кавказские (50-е гг.) и Севастопольские рассказы (1855); ☼ Исторический роман-эпопея «Война и мир» (1863-1869) отображает события войны 1812 года. Сам Толстой принимал участие в боевых действиях, что позволило ему достоверно отобразить все происходившее; ☼ Роман «Анна Каренина» (1874-1876) рассказывает о семейной драме на фоне остросоциальных проблем общества второй половины XIX века; Роман «Воскресение» (1889-1899);
Слайд 81: А. Н. Островский (1823-1886)
☼ Пьесы «Свои люди – сочтемся» (1849), «Гроза» (1859), «Доходное место» (1857), «Свадьба Бальзаминова » (1861), «Бесприданница» (1878). Является ярким представителем драматургии второй половины XIX века. Малый театр – место, где были поставлены все пьесы Островского.
Слайд 82: А. В. Сухово-Кобылин (1817-1903)
Трилогия «Свадьба Кречинского» (1854), «Дело» (1861), «Смерть Тарелкина » (1869). Драматург второй половины XIX века. «Свадьба Кречинского» - комедия. «Дело» - драма, автобиографическое произведение. «Смерть Тарелкина » - комедия-шутка.
Слайд 83: М. Е. Салтыков-Щедрин (1826-1889)
☼ Сатирический роман «История одного города» (1869); Роман «Господа Головлёвы» (1875) рассказывает о лжи, царившей в дворянской семье, которая приведет к распаду всего семейства. Считается одним из лучших произведений Салтыкова-Щедрина.
Слайд 84: Ф. М. Достоевский (1821-1881)
☼ Психологические романы «Преступление и наказание» (1866), «Братья Карамазовы» (1878), «Бедные люди» (1845), « Идиот » (1869). Ф. М. Достоевский – общепризнанный мастер своего жанра – психологического романа. Изображает душевные катастрофы в совершенно обыденно обстановке, показывая всю глубину натуры человека.
Слайд 85: А. П. Чехов (1860-1904)
☼ Рассказы «Тоска» (1886), «Хамелеон» (1884), «Человек в футляре» (1898), «Дама с собачкой» (1899), «Чайка» (1895). ☼ Пьесы «Три сестры» (1900) и «Вишневый сад» (1903). А. П. Чехов – мастер короткого слова. «Краткость – сестра таланта». У Чехова было более 50-ти псевдонимов: Антоша Чехонте, Улисс, Лаэрт, Шиллер Шекспирович Гете и многие другие.
Слайд 86: Н. А. Некрасов
☼ Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876); В своей поэзии Н. А. Некрасов показывал читателю величие простого крестьянина, его нищету и глубину горя. Поэзия – гражданский долг Некрасова. Издавал журналы «Современник» и «Отечественные записки». В «Современнике» впервые были напечатаны трилогия Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность», многие рассказы И. С. Тургенева, произведения Гончарова, Герцена, Белинского, Чернышевского и многих других.
Слайд 87: Лирика второй половины XIX века
Представители – Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, А. Н. Майков. Основные темы – русская природа, любовь. Особенность – поэзия с гражданским звучанием.
Слайд 88: Максим Горький (1868-1936)
Роман «Мать» (1906) – повествование о жизни семьи рабочих; Поэма «Песнь о Буревестнике» (1901); ☼ Автобиографическая трилогия «Детство» (1913); Драмы «В людях» (1916) и «Мои университеты» (1923); ☼ Пьесы «На дне» (1901-1902) и « Васса Железнова» (1910 ); Роман «Жизнь Клима Самгина» (1927-1937). Свой талант в литературе Гоголь считал службой политической борьбе. Настоящее имя Максима Горького – Алексей Максимович Пешков.
Слайд 89: В. Г. Короленко (1853-1921) Л. Н. Андреев (1871-1912)
Драма «История моего современника» (1906-1922); Драма «В дурном обществе» (1881-1884). Рассказ «Красный смех» (1904); «Рассказ о семи повешенных» (1908).
Слайд 90: А. И. Куприн (1870-1838) И. А. Бунин (1870-1953)
☼ Повесть «Олеся» (1898); Повесть «Яма» (1909-1915); ☼ Повесть «Гранатовый браслет » (1911). Рассказ «Антоновские яблоки» (1900); Повесть «Деревня» (1909-1910).
Слайд 91: Символизм
Символизм – литературное направление, сформировавшееся в 1890-1900 гг. Символизм – одно из направлений Серебряного века в русской литературе. I группа символистов: Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, Ф. Сологуб. II группа символистов: А. А. Блок, А. Белый, В. И. Иванов.
Слайд 92: А. А. Блок (1880-1921)
Цикл «стихи о прекрасной даме» (1903) – отражение лучших черт поэзии Серебряного века. Поэма «Двенадцать» (1918) – первая поэма об Октябрьской революции. Многозначная поэма заняла особое место в русской литературе. Блок приветствовал Октябрьскую революцию, но ему сложно приходилось жить в «новом мире».
Слайд 93: Акмеизм
Акмеизм – новое литературное направление, выделившееся из символизма. Акмеизм (от греч. Akme ) – высшая точка расцвета, острие. Представители: Н. С. Гумилёв, ранний О. Э. Мандельштам, ранняя А. А. Ахматова.
Последний слайд презентации: Литература: Футуризм
Футуризм (от лат. futurum - будущее) – авангардное направление в литературе, возникшее в 1913 году. Особенность : эксперименты с поэтической формой и словами. Футуризм оказал сильное влияние на дальнейшее развитие русской литературы. Представители : В. В. Маяковский, А. Е. Кручёных, братья Бурлюки, И. Северянин, В. Хлебников, Б. Л. Пастернак.