Слайд 2
Исторические и культурные детали Русская литература второй половины XIX века напрямую связана с историческими процессами и общественной обстановкой в стране. Реформы Александра II позволили стране взять курс на демократизацию и развитие капитализма. Однако уже в 1870-е годы началась эпоха реакции, которая повлекла за собой закрытие революционных демократических журналов « Современник» и «Русское слово». С 1860-х годов начала расцветать идеология народничества, следствием которой стало убийство Александра II членами организации «Народная воля».
Слайд 3
С приходом Александра III к власти вновь введена жёсткая цензура, закрылся журнал «Отечественные записки» и в целом прекратили свою деятельность 15 журналов и газет. Таким образом, свобода слова была фактически ликвидирована. Именно на эти годы пришлось начало писательской деятельности А. П. Чехова. Народничество породило в конце 1860-х годов новую группу писателей, сменивших писателей-дворян. Они были разночинцами — выходцами из небогатых семей, воспитанных на произведениях Чернышевского и Добролюбова. Убийство императора-реформатора Александра II повлекло за собой возврат к консервативным идеям абсолютной монархии. Исторические и культурные детали
Слайд 4
Литературные движения Литература второй половины XIX века играла в общественной жизни страны огромную роль, так как позволяла завуалированно, с помощью вымышленных сюжетов и персонажей, обойти цензуру, сказать о том, о чём нельзя было говорить открыто. Получило развитие такое явление, как толстый журнал, в котором печатали преимущественно художественную литературу. Предметом основного интереса многих писателей этого времени стали общественные и политические процессы. Каждый журнал представлял определённые политические интересы : либеральный «Вестник Европы» ратовал за европеизацию России, за конституционные свободы и независимость суда; радикально-демократическая позиция была у «Современника» и «Отечественных записок».
Слайд 5
Ещё более радикальных взглядов придерживались создатели и авторы журнала «Русская мысль», а также почвеннические журналы «Время» и «Эпоха» братьев Достоевских. Литературные движения Крайне консервативными были «Московские ведомости» и « Русский Вестник», в последнем публиковались М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Н. С. Лесков, П. И. Мельников-Печерский. Новым явлением в публицистике стали сатирические журналы «Гудок », «Искра», «Свисток », которые высмеивали общественные пороки: взяточничество, казнокрадство, чинопочитание, злоупотребление властью.
Слайд 6
Появились иллюстрированные журналы для семейного чтения, в которых можно было найти научно-популярные статьи, художественные и исторические произведения, гравюры, очерки, репродукции. Редактор «Нивы» Адольф Маркс делал бесплатное приложение к своему изданию — собрание сочинений классиков и современных писателей. В 1899 году в еженедельнике Маркса напечатал свой роман «Воскресение» Л. Н. Толстой. Журнал стал самым богатым на подписчиков. Литературные движения Ещё одной вехой развития литературы становится книгоиздательское дело, направленное в первую очередь на просвещение народа. Одним из выдающихся издателей того времени считался Иван Дмитриевич Сытин. Он издавал большими тиражами собрания сочинений как А. С. Пушкина и Л. Н. Толстого, так и зарубежных писателей: М. Рида, А. Дюма, Ж. Верна, А. Конан Дойля и других. Деятельность писателей, журналистов, публицистов и издателей привела к важным изменениям в России: уровень образованности в стране значительно повысился.
Слайд 7
В конце первой трети XIX века на смену романтизму пришло новое литературное направление — реализм, который в литературоведении называют также критическим реализмом. Герои художественных произведений этого направления во многом похожи, они сочетают индивидуализм и типичность. Основной интерес писателей реализма был сосредоточен на атмосфере в обществе. В период конца 1860-х годов произошёл расцвет литературной критики — достаточно вспомнить труды Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, А. Григорьева. Были изданы такие шедевры русской литературы, как: роман И. А. Гончарова «Обломов »; романы И. С. Тургенева «Дворянское гнездо», «Отцы и дети»; драма А. Н. Островского «Гроза»; повести Ф. М. Достоевского «Записки из мёртвого дома», «Записки из подполья»; повесть Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»; первые главы романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
Слайд 8
1866–1881 годы — расцвет сатирической и народнической литературы. В этот период вышли : роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина »; романы Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», « Идиот», «Подросток», «Бесы» и «Братья Карамазовы »; произведения Н. С. Лескова «На ножах», «Соборяне», « Запеча́тленный ангел», «Очарованный странник »; романы М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы», « История одного города »; поэтические произведения Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова ; роман И. А. Гончарова «Обрыв »; поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Слайд 9
1880–1890-е годы — развитие малого жанра, появление новой романтической интонации, которая начала отступать от реализма, уводить от правды жизни писателей-шестидесятников. Это время расцвета творчества А. П. Чехова, Д. Н. Мамина-Сибиряка, время перелома в русской драматургии, начатого ещё А. Н. Островским, появления эстетических идей будущего культурного Возрождения, произошедшего в начале XX века. Некоторые герои произведений писателей второй половины XIX века поддаются типизации. У разных писателей появляются такие типы, как : «маленький человек» (Самсон Вырин, Башмачкин, Мармеладов, Макар Девушкин ), «лишний человек» (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов, Рудин ), «новый» герой (нигилист Базаров, «новые люди» Чернышевского ).
Слайд 10
Произведения русской литературы второй половины XIX века входят в золотой фонд мировой литературы. Имена Достоевского, Тургенева, Толстого, Чехова, Лескова известны и любимы во всём мире, их произведения считают высшим образцом искусства художественного слова.