Слайд 2: План лекции
1. Понятие и сущность лоббизма 2. Методы и формы лоббизма 3. Модели лоббизма 4. Лоббизм в законодательных и исполнительных органах власти
Слайд 5: Теория групп интересов
А. Бентли «Процесс государственного управления. Изучение общественных давлений» Д. Трумэн «Процесс государственного управления: политические интересы и общественное мнение» Воропаев И.В. «Интересы выживания и интересы приращения ресурсов: особенности институционализации регионального лоббизма» Доспан С.О. «Лоббизм как многоаспектный феномен социально-политической системы»
Слайд 6: Деятельностный подход
Толстых П.А. «Субъектный статус лоббизма и GR » Болгова А.Н. «GR-менеджмент – инструмент цивилизованного лоббизма?» Васильев Т.В. «Лоббизм как форма политической деятельности: природа, функции, современные виды» Павлюк А.Н. «Лоббизм как социальная практика в современной России»
Слайд 7: Институциональный подход
Малько А.В., Исаков Н.В. Субочев В.В. «Правовая политика в урегулировании лоббизма» Крамченков С.И. Институционализация лоббизма в современной России Тенов Т.З. Лоббизм как политико-правовой институт
Слайд 8: Неоинституциональный подход
Быченков В.М. «Социальные институты в системе субъект-объектных отношений» Стоякин В.В. «Корпоративный лоббизм в законодательных и исполнительных органах региональной власти»
Слайд 9: Комплексный подход
Муращенков С.В. «Институт лоббизма в условиях трансформации политической системы современной России» Романова А.А. «Лоббизм в политической системе России: структурно-функциональный анализ»
Слайд 10
Форма лоббизма - способ выражения лоббистских действий вовне в зависимости от включенности субъекта лоббизма в систему властных отношений по критерию личного контакта между субъектом и объектом лоббизма по степени следования общепринятым правилам поведения в зависимости от характера коммуникации внутренняя внешняя прямая косвенная теневая полулегальная легальная контакт обмен / сделка давление
Слайд 11
Метод (технология) лоббизма - способ воздействия лоббистов на объекты лоббистской деятельности мягкие и жесткие социально-приемлемые, пограничные, криминальные традиционные и инновационные
Слайд 12
Модели лоббизма классические неклассические плюралистическая корпоративная смешанная англо-саксонская (США, Канада, Великобритания, Австралия) континентальная (ФРГ, Франция, Австрия, Норвегия) японская русская
Слайд 13
Нормативная база лоббизма Федеральный закон США «О регулировании лоббизма» 1946 г. Закон «О регистрации лоббистов» Канады 1988 г. Положение о регистрации союзов и их представителей при Бундестаге 1972 г. Положение о Социально-экономическом совете Национального собрания Французской республики 1958 г. Закон Иркутской области «О правотворчестве и нормативных правовых актах Иркутской области» 1992 г. Закон Красноярского края «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» 1995 г. Законопроект «О порядке продвижения интересов коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей в органах государственной власти и местного самоуправления» 2013 г.
ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть», ОАО « Лукойл » Общественная палата РФ, Торгово-промышленная палата РФ, Министерство обороны РФ Объекты лоббистской деятельности в законодательных органах власти РФ Депутаты ГД РФ, их объединения, члены СФ РФ, государственные служащие, работающие в различных структурах парламента
Последний слайд презентации: Лоббизм: Основные субъекты лоббизма в исполнительных органах власти РФ
Ассоциация российских банков, Торгово-промышленная палата, Российский союз промышленников и предпринимателей, Союз нефтегазопромышленников России, Московский английский клуб и др. Объекты лоббистской деятельности в исполнительных органах власти РФ Президент РФ, Главное государственно-правовое управление и экономическое управление Президента РФ, Администрация Президента РФ, департаменты Правительства РФ с экономической направленностью, иные отраслевые департаменты Правительства РФ