Первый слайд презентации
МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ Агрессивный контент интернета как предикт девиантного поведения подростков в реальной и виртуальной среде Студентка 2-го курса магистратуры Я ковенко Мария Андреевна Научный руководитель: Кандидат психологических наук, доцент Гордеева Алла Валериановна
Слайд 2
Потребности в еде, воде, отдыхе (могут быть реализованы с помощью интернет-сервисов) Потребности в безопасности (могут быть реализованы посредством анонимности Потребности в уважении (могут быть реализованы посредством социальных сетей) Потребности в принадлежности к группе, в общении (могут быть реализованы посредством социальных сетей, форумов и групп по интересам Потребности в самовыражении (могут быть реализованы посредством публикации творчества, собственных мыслей и идей)
Слайд 3
А грессивн ый контент интернета Кибербуллинг Издевательства, оскорбления и угрозы в адрес конкретных пользователей в комментариях, личных сообщениях и на интернет-форумах. Пропаганда насилия Контент, призывающий к агрессии, насилию и экстремизму, будь то группы в соцсетях, видеоролики или игры. Жестокий контент Графические материалы, демонстрирующие сцены насилия, травмы и страдания, зачастую с целью вызвать эмоциональную реакцию. Языковая агрессия Использование нецензурной лексики, оскорблений и грубых выражений в интернет-общении.
Слайд 4
Виртуальная среда как пространство для проявления девиантного поведения Анонимность Ощущение безнаказанности, сокрытие истинной личности снижает моральные барьеры для агрессии. Социальные сети Платформы для онлайн-общения становятся пространством для кибербуллинга, троллинга и распространения ненависти. Онлайн-игры Игры с сюжетами насилия и азарта способствуют формированию агрессивного и импульсивного поведения. Онлайн-дезингибиция Ослабление социальных норм и барьеров в интернете усиливает агрессивные проявления.
Слайд 5
Реальная среда и перенос девиантного поведения из виртуальной реальности Агрессивные установки Усвоение агрессивных мыслей и эмоций из виртуальной среды влияет на реальные установки и поведение. Повышенная возбудимость Физиологическое возбуждение, вызванное агрессивным контентом, сохраняется и провоцирует агрессивные действия в реальном мире. Ослабление моральных барьеров Снижение эмпатии и чувства вины в виртуальной среде ведет к более безответственному и девиантному поведению в реальной жизни.
Слайд 6
Цель рассмотрение агрессивного контента интернета как фактора девиантного поведения подростков в виртуальной и реальной жизни подростка Объект Девиантное поведение в реальной и виртуальной среде Предмет Агрессивный контент как предикт девиантного поведения подростков в реальной и виртуальной жизни
Слайд 7
Гипотезы исследования Существуют значимые различия в уровне проявления девиантного поведения в реальной и виртуальной жизни в подростковом возрасте; 1 2 Подростки, просматривающие агрессивный контент в интернете, имеют большую тенденцию к проявлению агрессивного и девиантного поведения в реальной жизни, чем в виртуальной 3 Подростки, не просматривающие агрессивный контент в интернете, имеют большую тенденцию к проявлению агрессивного и девиантного поведения в реальной жизни, чем в виртуальной 4 Существует степень различия девиантного поведения в зависимости от степени просмотра агрессивного контента
Слайд 8
Методы исследования Теоретические Анализ, синтез, систематизация и обобщение литературных источников по проблематике Психодиагностические - Анкета с целью выявления просмотра агрессивного-контента - Методика диагностики агрессии (опросник Басса- Дарки ) - Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина и П. А. Ковалева - Методика «Шкала враждебности» Кука- Медлей - Методика «Склонность к девиантному поведению» Э.В Леуса - Методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орел Статистические Дескриптивная статистика, t -критерий Стьюдента для зависимых и независимых выборок, дисперсионный анализ
Слайд 9
Теоретико-методологическое основание Положение В.В. Коврова, рассматривающего социальные сети, как способ легитимизации агрессивного контента: «С развитием интернета, на площадках такого рода все чаще можно встретить агрессивный контент, который вызывает обсуждения по поводу его легитимности и допустимости. Виртуальное пространство становится местом, где люди могут свободно выражать свои мнения, но при этом не всегда учитываются нормы приличия и этики» Положение Г.Н. Серебриной о влиянии агрессивного контента на формирование девиантного поведения личности: «постоянное воздействие на человека негативными изображениями и сценами насилия может привести к изменениям в его поведении и мировоззрении. Постоянное потребление агрессивного контента может способствовать развитию агрессии, насилия и других девиантных форм поведения» Положение М.Н. Черкасовой об агрессивном контенте, как несущем деструктивное влияние на личность: « Агрессивный контент, будь то на телевидении, в интернете или в других источниках массовой информации, способен оказывать разрушительное воздействие на психику человека и формирование его мировоззрения »
Слайд 10
Выборка исследования 115 респондентов Возраст Учащиеся 13-15 лет Уровень образования Учащиеся 7-9 классов Пол Юноши и девушки Место получения образования МОУ «Шкала № 138 г. Донецка
Слайд 11
Подростки, просматривающие агрессивный контент Агрессивность и враждебность Басса- Дарки Отклоняющееся поведение А.Н. Орел
Слайд 12
Подростки, НЕ просматривающие агрессивный контент Агрессивность и враждебность Басса- Дарки Отклоняющееся поведение А.Н. Орел
Слайд 13
Просматривающие агрессинвый контент Не просматривающие агрессивный контент Эмпирическое значение Уровень значимости различий Физическая агрессия 1,71 1,09 2,976 Значимо на 1% Косвенная агрессия 1,81 1,52 1,269 Не значимо Раздражение 1,46 1,99 2,16 Значимо на 5% Негативизм 1,77 1,74 0,121 Не значимо Обида 1,96 1,61 1,437 Не значимо Подозрительность 1,63 1,28 1,761 Не значимо Вербальная агрессия 1,75 1,72 0,097 Не значимо Угрызение совести, чувство вины 2,17 1,62 1,989 Значимо на 5% Индекс враждебности 1,38 0,99 2,324 Значимо на 5% Индекс агрессивности 1,23 1,30 0,449 Не значимо Просматривающие агрессинвый контент Не просматривающие агрессивный контент Эмпирическое значение Уровень значимости различий Преодоление норм и правил 11,31 12,81 0,983 Не значимо Зависимое поведение 13,69 13,19 0,277 Не значимо Саморазрушающее поведение 6,83 9,38 2,428 Значимо на 5% Агрессия и насилие 9,56 13,16 2,381 Значимо на 5% Волевой контроль 14,83 13,84 0,579 Не значимо Делинквентное поведение 8,56 6,03 2,326 Значимо на 5% Агрессивность и враждебность Басса- Дарки Отклоняющееся поведение А.Н. Орел t -критерий Стьюдента
Слайд 14
SS df MS F P-Значение F критическое Делинквентное поведение 289,3491 1 289,349 20,639 0,001 3,961 Аддиктивное поведение 5,227904 1 5,227 0,246 0,621 Агрессивное поведение 884,0137 1 884,013 62,831 1,211 Аутоагрессивное поведение 6,271114 1 6,271 0,386 0,535 SS df MS F P-Значение F критическое Преодоление норм и правил 6869,453 1 6869,453 76,66 2,036 3,923 Зависимое поведение 183,913 1 183,913 0,934 0,335 Саморазрушающее поведение 219,041 1 219,041 4,077 0,045 Агрессия и насилие 12155,265 1 12155,265 151,233 1,067 Волевой контроль 670,252 1 670,252 9,661 0,002 Делинквентное поведение 2544,062 1 2544,062 54,127 3,007 Дисперсионный анализ Отклоняющееся поведение Э.В. Леуса Отклоняющееся поведение А.Н. Орел
Слайд 15
Существуют значимые различия в уровне проявления девиантного поведения в реальной и виртуальной жизни Подростки, просматривающие агрессивный контент в интернете, имеют большую тенденцию к проявлению агрессивного и девиантного поведения в реальной жизни, чем в виртуальной. Агрессивный контент влияет на склонность к делинквентному и агрессивному поведению Агрессивный контент влияет на склонность подростков к преодолению норм и правил, саморазрушающемуся поведению, агрессии и насилию, на склонность к снижению волевого контроля, а также на склонность к делинквентному поведению
Слайд 16
Гипотезы исследования 1 Существуют значимые различия в уровне проявления девиантного поведения в реальной и виртуальной жизни в подростковом возрасте; 2 Подростки, просматривающие агрессивный контент в интернете, имеют большую тенденцию к проявлению агрессивного и девиантного поведения в реальной жизни, чем в виртуальной 3 Подростки, не просматривающие агрессивный контент в интернете, имеют большую тенденцию к проявлению агрессивного и девиантного поведения в реальной жизни, чем в виртуальной 4 Существует степень различия девиантного поведения в зависимости от степени просмотра агрессивного контента Подтвердилась Подтвердилась Подтвердилась Не подтвердилась
Слайд 17
Заключение Агрессивный контент в интернете является серьезной угрозой для психического и социального благополучия подростков. Результаты научных исследований ясно показывают связь между потреблением такого контента и ростом девиантного поведения. Для решения этой проблемы требуется комплексный подход с участием родителей, педагогов, психологов, провайдеров интернет-услуг и государственных органов. Только сочетание образовательных, технологических и законодательных мер поможет защитить подрастающее поколение от негативного влияния агрессивного контента в сети.