Первый слайд презентации: Методические рекомендации по подготовке учеников к олимпиадам
Учитель физики МОАУ «Лицей № 4» г. Оренбурга Хафизова Е.Н.
Слайд 2: Принципы при подготовке учащихся к олимпиаде
Анализ результатов прошедших олимпиад. 4 Принцип самостоятельности. 1 Принцип активности знаний. 2 Принцип опережающего уровня сложности. 3 Напутственное слово учителя. 5 Принцип «ненасилия над психикой». 5
Слайд 3
1. Принцип самостоятельности. Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой и картой при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач.
Слайд 4
2. Принцип активности знаний. Внеурочная деятельность по предмету: факультативы, лектории, экскурсии, фотоконкурсы. Призовые места в районных и областных олимпиадах, участие в семинарах, конкурсах. Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.
Слайд 5
3. Принцип опережающего уровня сложности. Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.
Слайд 6
4. Анализ результатов прошедших олимпиад. При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.
Слайд 7
5. Напутственное слово учителя. На последнем занятии перед олимпиадой необходимо поговорить с учащимися о тактике выполнения заданий на самой олимпиаде, настроить. «Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях, результат зависит только от тебя». За два дня лучше отказаться от решения заданий, чтобы не привести к психологическому утомлению организма и, как следствие, притуплению творческого потенциала. Вовремя этой паузы накапливаются резервы и желание добиться успеха на олимпиаде.
Слайд 8
6. Принцип «ненасилия над психикой ». Заключается в том, что нельзя ставить цель «Только победа». Результаты, которые будут достигнуты, зависят от работоспособности, интеллектуального развития, желания победить. Очень важно учитывать, что при подготовке принцип «чем больше сложных заданий, тем лучше» неразумен. Лучше придерживаться «золотой» середины, чтобы не отбить желание у учащихся заниматься. Неприемлем принцип «административного давления» с целью удержать ученика, заставить его участвовать в олимпиаде по предмету. Это не принесет должного результата.
Слайд 9
2. Практический блок Процесс подготовки включает следующие этапы: 1. Определение контингента учащихся, имеющих высокую мотивацию к изучению предмета. Делать это нужно как можно раньше, лучше с 5-6 класса. Ученику ваш предмет должен быть интересен, иначе вся работа будет бесполезной. Это могут быть не самые сильные ученики, но интересующиеся определённой областью знаний. 2. Создание для учащихся развивающей среды, которая включает их работу на элективных курсах, курсах по выбору, кружках, курсах дистанционного обучения, индивидуальных и групповых консультаций, использование ЭОР. 3. Систематическая работа с банком олимпиадных заданий. Задания собираются в течение многих лет, классифицируются по уровню сложности. Важно не только решать олимпиадный материал, но и анализировать все данные детям работы. Каждая ошибка должна быть понятна ребѐнку и не должна повториться в будущем.
Слайд 11: Найти и не потерять
Для 7-8 классов: I. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОТБОРА ОЛИМПИЙЦЕВ II. ДЖЕНТЛЬМЕНСКИЙ НАБОР ОЛИМПИАДНИКА III. ОРИГИНАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ рождественскаяфизика.рф /odarennie.html https://xn--80aaehfbdnibse7ai3audo8byp.xn--p1ai/odarennie.html Для 9-11 классов Задачи региональных, окружных и заключительных туров ВсОШ http://4ipho.ru/
Слайд 12: Нашли, дальше что?
Профильный класс занимается по программе повышенной сложности ( 4 0% рыдают, 50 % плачут кровавыми слезами, 10 % становятся олимпиадниками ). Организовать самостоятельную подготовку школьника. Дать ему материалы. Как отвечать на возникшие вопросы? Направить в школу для волшебников на профильные курсы: сетевая школа МФТИ ЗФТШ Фоксфорд и т.д.
Слайд 13: Так что же это за материалы такие
Сайт подготовки национальных команд Российской Федерации — создан для подготовки к международным олимпиадам. Однако, содержит архивы заданий и авторских решений для муниципального, регионального и заключительного этапов всероссийской олимпиады школьников и олимпиады им. Дж. Максвелла. http://4ipho.ru/
Слайд 14: Московские и питерские олимпиады
http://mosphys.olimpiada.ru/ http://olympiads.mccme.ru/mfo/ http://genphys.phys.msu.ru/ol/ https://physolymp.spb.ru/
Слайд 15: Перечневые олимпиады
ВООШ https://sesc.nsu.ru/vsesib/phys.html Покори Воробьёвы горы https://pvg.mk.ru/ Ломоносов http://olymp.msu.ru/ Физтех https://olymp.mipt.ru/ Росатом https://mephi.ru/entrant/events/olimpiads/rosatom/ Олимпиада «Курчатов » http://olimpiadakurchatov.ru/ Интернет-олимпиада ИТМО http://distolymp2.spbu.ru/olymp/ Турнир имени М. В. Ломоносова http://turlom.olimpiada.ru/
Слайд 17: Региональные ресурсы
Центр выявления и поддержки одаренных детей "Гагарин", Оренбургская область, https://orengagarin.ru/mevosh-2023-2024
Слайд 18: Всероссийские ресурсы
ЗФТШ МФТИ https://mipt.ru/abiturs/school/#1 http://www.school.mipt.ru / Физтех-регионам https://os.mipt.ru/#/phys/ Фоксфорд https:// foxford.ru/levels/olympiads Онлайн-курсы Образовательного центра Сириус
Слайд 19: Авторские сайты и Youtube
Сайт Аполонского http://masterfiziki.ru/ Сайт Яковлева https://mathus.ru/index.php Каналы Ютуба : Абитуриенты МФТИ Александр Аполонский Математика и физика с Асхатом Башаровым Физика с ma penkin