Первый слайд презентации: Методика изучения лексикологии и фразеологии в школе
Цель и задачи изучения лексикологии Содержание и принципы изучения курса Лексические упражнения
Слайд 2
Лексика в школьный курс русского языка введена в 1970 году. Изучение лексики в школе привело к созданию особой области методики преподавания русского языка – методики изучения лексики и фразеологии. Труды М.Т. Баранова, Л.П. Федоренко, Т.М. Пахновой, Т.А. Ладыженской, А.Н. Кондрашенковой,А.В. Прудниковой, А.Д. Дейкиной и других в 70-х годах привело к созданию данной области методической науки. Итог исследований в методике 70-80-х гг. ХХ столетия: монография М.Т. Баранов «Методика изучения лексики и фразеологии на уроках русского языка» (М., 1988).
Слайд 3
Необходимо разграничивать методику изучения лексики и фразеологии и методику обогащения словарного запаса учащихся. Объектом методики изучения лексики являются лексикологические понятия, а объектом методики обогащения словарного запаса обучающихся – словарный состав языка, слова.
Слайд 4
Целью методики лексикологии и фразеологии является освоение лексикологических и фразеологических понятий, а целью методики обогащения словарного запаса – количественное и качественное увеличение словарного запаса учащихся.
Слайд 5: Образовательная цель - познакомить учащихся с лексической системой русского языка и лексикологическими понятиями
Образовательные задачи: Дать представление о слове как основной (главной) единице языка. Показать связи лексического уровня с другими уровнями языка. Формировать лексико-семантический взгляд на слово ( слово - носитель лексического и грамматического значений ). Показать сферы употребления слова, основные источники пополнения словарного запаса русского языка
Слайд 6: Практические задачи:
показать слово как элемент словарной системы ; создать базу для овладения орфографическими умениями и навыками; сформировать основы для обогащения словарного запаса речи и работы по стилистике ; формировать потребность в обращении к словарю и умение пользоваться толковым словарем.
Слайд 7: Этапы овладения над лексическими понятиями
1 этап – пропедевтический (начальная школа). 2 этап – систематический (5 (6) классы ). 3 этап – аспектный (6-8 классы) 4 этап – функционально-стилевой (9 – 11 классы).
Слайд 8: Содержание курса изучения лексики в школе
Принципы отбора лексических понятий : Синхронный и системный принципы отбора понятий – понятия, раскрывающие словарную систему современного русского языка Исторический (диахронический) принцип отбора – понятия, рассматриваемые в исторической лексикологии.
Слайд 9: Лексикологические понятия:
1) понятия, входящие в лексическую парадигму на уровне семантики слова : слово, лексическое значение, прямое и переносное значение, однозначные и многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, эмоционально окрашенные слова. 5 класс
Слайд 10
2) понятия, связанные с употреблением слова в разных сферах применения языка (общеупотребительные и необщеупотребительные слова, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы) 5-6 классы
Слайд 11
3) понятия, связанные с развитием словарного запаса и происхождением слов русского языка (устаревшие слова, неологизмы, исконно русские слова, заимствованные слова) 6 класс
Слайд 12: Принципы изучения лексических понятий
Экстралингвистический (соотношение реалии и слова – рисунки, с подписями – устаревшие слова, заимствованные, без подписей – омонимы, антонимы); лексико-грамматический (принадлежность к части речи – омонимы; лук (овощ), лук- (оружие), слова с абстрактным значением);
Слайд 15: Принципы изучения лексических понятий
Системный (семантический ) – слова связаны с другими словами – многозначные слова и омонимы, синонимы и антонимы; синонимы и родственные слова). Контекстный (слово в тексте, в контексте); Диахронический (соотношение жизни (истории) слова в языке и истории народа – неологизмы, устаревшие слова)
Слайд 16: ПОРТФЕЛЬ (заимствованное слово)
Слово «портфель» образовано от двух французских слов: порте (носить) и фель (лист). Теперь вы, конечно, догадались, почему портфель назвали так: в нем носили листы бумаги, затем тетради, книги. А вообще-то в него можно положить что угодно, но от этого название, когда-то ему данное, уже не изменится. Все французские слова имеют ударение на последнем слоге. Поэтому ни в коем случае нельзя произносить это слово с ударением на первом слоге. Это будет грубой ошибкой.
Слайд 17: ОШИБКА (исконно русское слово)
Слово « ошибка » образовалось от слов «сшибать», «отшибить ».В них легко выделить корень –шиб-, означающий «бросок», «удар». В некоторых народных говорах и сейчас слово ошибаться означает «нанести удар мимо цели». Таким образом, ошибка буквально понималась как промах, неточное попадание при ударе.
Слайд 18
О лексических понятиях на уроках сообщается следующее: определение понятия, цель использования явления в речи, способ отражения явления в толковом словаре, пример использования в художественных произведениях.
Слайд 19: Лексикографические понятия:
Словарь, толковый словарь, словарная статья, способы толкования лексического значения слова, лексикологические пометы (уст., пренебр.,перен.)
Слайд 20: Словари синонимов
Малый – маленький, минимальный, ничтожный, карликовый, крохотный. Вечный – бессмертный, неумирающий, неуходящий, непреходящий, неувядающий, неувядаемый, нетленный, немеркнущий, негасимый, незакатный (высок.), неизбывный (высок.).
Слайд 22: 5 класс Темы уроков (14 ч.)
1. Лексикология как раздел лингвистики. Лексическое значение слова. 2. Основные способы толкования слов. 3. Однозначные и многозначные слова. 4. Прямое и переносное значение слова. 5. Тематические группы слов. Обозначение родовых и видовых понятий. 6. Синонимы. 7. Антонимы. 8. Омонимы. 9.Паронимы. 10. Разные виды словарей. Толковые словари 11. Лексический анализ слова. 12 Повторение темы "Лексикология. 13. Повторение темы "Лексикология". Практикум. 14. Контрольная работа по теме "Лексикология«.
Слайд 23: 6 класс Темы уроков (20 ч.)
Лексика русского языка (повторение) Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Лексика русского языка с точки зрения принадлежности к активному и пассивному запасу: неологизмы, устаревшие слова (историзмы и архаизмы). Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: общеупотре- бительная лексика и слова ограниченной сферы употребления (диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы — слова, используемые в речи отдельных групп людей: школьников, студентов, музыкантов, актёров, спортсменов). Стилистическая окраска слова: стилистически нейтральная, высокая и сниженная лексика. Разговорная лексика Лексические средства выразительности Эпитет. Метафора. Олицентворение Лексический анализ слова Лексические словари.
Слайд 24: Фразеологические понятия
Фразеологизмы; синтаксическая роль фразеологизма, синонимия фразеологизмов, источники фразеологизмов, способ отражения фразеологизмов в толковом словаре.
Слайд 25: 6 класс
1. Фразеологизмы. Их признаки и значение 2. Фразеологизмы. Источники фразеологизмов 3. Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные 4. Фразеологизмы и их роль в тексте
Слайд 26: Лексикологические умения
определять лексическое значение слова при помощи толкового словаря и без помощи; находить слова с указанным значением (принцип кроссворда); подбирать лексические явления (синонимы, антонимы, многозначные слова); проводить лексический разбор слова;
Слайд 27: Лексикологические умения
составлять тематические и лексико-грамматические группировки слов; определять стилистическую роль слова; находить и исправлять лексичесике ошибки; составлять предложения со словами в указанном значении. Лексикологические умения
Слайд 28: 1. Лексические ошибки
1. Собственно лексические ошибки : употребление одного слова вместо другого (обратно – опять); употребление в неточном или несвойственном значении (сотрудник – соучастник); нарушение лексической сочетаемости (пожилая лошадь)
Слайд 29
плеоназм: протянул ладонь руки; тавтология: дети различают отличия; нарушение родо-видовой отнесенности слов (я люблю кино, подругу, деревню).
Слайд 30: 2. Лексико-стилистические ошибки
смешение нейтральных и книжных слов; употребление слов без учета эмоционально-экспрессивной окраски.
Слайд 31: Лексические упражнения
Нахождение изучаемого явлений среди слов по образцу, без него. Подбор примеров (по памяти, по печатным источникам). Нахождение лексических ошибок. Группировка изучаемых явлений. Лексический разбор. Определение роли слова в тексте.
Слайд 32: ИГРА В СИНОНИМЫ
Я то же, что и ураган, но только гость восточных стран. На море я гроза для шхун, а называюсь я… Пока начнется новый акт, мы называем все… На время что-то прекратив, мы объявляем… В борьбе, в труде устали слишком – дают уставшим… тайфун антракт перерыв передышку
Слайд 33: Лексические упражнения при изучении других разделов науки о языке
Лексико-грамматические упражнения : корни- коренья, учителя – учители. Лексико-стилистические упражнения : составьте со словами словосочетания прил +сущ. : шоколадный, каштановый, карий, коричневый, кофейный.
Слайд 34
Лексико-орфографические упражнения : компания - кампания, лук-луг, пруд – прут, бе…граничный, бе…предельный, бе…крайний, бе…брежный, ра…кидать, ра…сеять, ра…сыпать.
Слайд 35
Лексико-орфоэпические упражнения : замок, пора, мука, парить, вести, полка. Редактирование. Тестовые задания. Дидактические игры (Секретные агенты, Переводчик, Аукцион, Кроссворды, Кто больше,
Слайд 36: Фразеологические упражнения
Задание 1. Замените цифры буквами алфавита и прочитайте фразеологизмы, запишите их в тетрадь. 1) 1, 15, 15, 10, 2, 1, 13, 16, 3, 1 / 12, 13, 33, 20, 31, 3 // 2) 33, 2, 13, 16, 12, 16 / 18, 1, 9, 5, 16, 18, 1 // 3) 20, 1, 19, 12, 1, 20, 30 / 12, 1, 26, 20, 1, 15, 29 / 10, 9 / 16, 4, 15, 33 // 4) 20, 1, 15, 20, 1, 13, 16, 3, 29 / 14, 21, 12, 10 // 5) 19, 10, 15, 33, 33 / 17, 20, 10, 24, 1 // При помощи фразеологического словаря выясните значение и происхождение записанных устойчивых сочетаний слов, определите их стилистическую принадлежность.
Слайд 37
Задание 2. Подберите синонимы к данным фразеологизмам, выделите в записанных словах орфограммы: 1) «проверяемая безударная гласная в корне», подберите проверочные слова; 2) «непроверяемая гласная в корне». Дать по рукам – вбивать клин – вертеть хвостом – вставать на дыбы – с гулькин нос – делать большие глаза – задирать нос – и в ус не дует – кровь из носу – много воды утекло – бежать сломя голову –попасть в переплет – валяться в ногах вольный казак – в пух и прах разодетый – (глядеть) во все глаза – (алмаз) чистой воды – (жить) как за каменной стеной – (беречь) как зеницу ока -
Слайд 38
Задание 3. Словарный диктант. Объясните значение фразеологизма одним словом. Душа нараспашку – душа не на месте – из ряда вон выходящий – как маков цвет – средней руки – медный лоб – большого сердца – ветреная голова – Слова каких частей речи вы записали? Объясните правописание н, нн в записанных словах.
Слайд 43: Узнайте фразеологизм
В старину на Руси «путём» называли не только дорогу, но и различные должности при дворе князя. Бояре всеми правдами, а нередко и неправдами старались заполучить у князя путь — должность. О тех же, кому это не удавалось, пренебрежительно отзывались —... человек. Ответ:
Слайд 44
Работа с фразеологизмами, определение их эстетических функций Глеб у доски повесил нос, Краснеет до корней волос. Он в этот час, как говорится, Готов сквозь землю провалиться. О чем же думал он вчера, Когда баклуши бил с утра? Ю. Коринец Задание: Выпиши фразеологизмы Глеб у доски повесил нос, Краснеет до корней волос. Он в этот час, как говорится, Готов сквозь землю провалиться. О чем же думал он вчера, Когда баклуши бил с утра? Ю. Коринец
Последний слайд презентации: Методика изучения лексикологии и фразеологии в школе: На чем основан комический эффект стихотворения? Спишите. Определите значение фразеологизма. Объясните знаки препинания в предложении с прямой речью
О калоше Мне сказали: «Ваш Алеша На уроке сел в калошу!» Я смеюсь: Ведь это ложь, - Нет таких больших калош!