Методика изучения лексикологии и фразеологии в школе — презентация
logo
Методика изучения лексикологии и фразеологии в школе
  • Методика изучения лексикологии и фразеологии в школе
  • Методика изучения лексикологии и фразеологии в школе
  • Методика изучения лексикологии и фразеологии в школе
  • Методика изучения лексикологии и фразеологии в школе
  • Образовательная цель - познакомить учащихся с лексической системой русского языка и лексикологическими понятиями
  • Практические задачи:
  • Этапы овладения над лексическими понятиями
  • Содержание курса изучения лексики в школе
  • Лексикологические понятия:
  • Методика изучения лексикологии и фразеологии в школе
  • Методика изучения лексикологии и фразеологии в школе
  • Принципы изучения лексических понятий
  • Методика изучения лексикологии и фразеологии в школе
  • Методика изучения лексикологии и фразеологии в школе
  • Принципы изучения лексических понятий
  • ПОРТФЕЛЬ (заимствованное слово)
  • ОШИБКА (исконно русское слово)
  • Методика изучения лексикологии и фразеологии в школе
  • Лексикографические понятия:
  • Словари синонимов
  • Словари антонимов
  • 5 класс Темы уроков (14 ч.)
  • 6 класс Темы уроков (20 ч.)
  • Фразеологические понятия
  • 6 класс
  • Лексикологические умения
  • Лексикологические умения
  • 1. Лексические ошибки
  • Методика изучения лексикологии и фразеологии в школе
  • 2. Лексико-стилистические ошибки
  • Лексические упражнения
  • ИГРА В СИНОНИМЫ
  • Лексические упражнения при изучении других разделов науки о языке
  • Методика изучения лексикологии и фразеологии в школе
  • Методика изучения лексикологии и фразеологии в школе
  • Фразеологические упражнения
  • Методика изучения лексикологии и фразеологии в школе
  • Методика изучения лексикологии и фразеологии в школе
  • Мини-викторина Узнай фразеологизм
  • Методика изучения лексикологии и фразеологии в школе
  • Угадай пословицу по графическому изображению.
  • Методика изучения лексикологии и фразеологии в школе
  • Узнайте фразеологизм
  • Методика изучения лексикологии и фразеологии в школе
  • На чем основан комический эффект стихотворения? Спишите. Определите значение фразеологизма. Объясните знаки препинания в предложении с прямой речью.
1/45

Первый слайд презентации: Методика изучения лексикологии и фразеологии в школе

Цель и задачи изучения лексикологии Содержание и принципы изучения курса Лексические упражнения

Изображение слайда

Слайд 2

Лексика в школьный курс русского языка введена в 1970 году. Изучение лексики в школе привело к созданию особой области методики преподавания русского языка – методики изучения лексики и фразеологии. Труды М.Т. Баранова, Л.П. Федоренко, Т.М. Пахновой, Т.А. Ладыженской, А.Н. Кондрашенковой,А.В. Прудниковой, А.Д. Дейкиной и других в 70-х годах привело к созданию данной области методической науки. Итог исследований в методике 70-80-х гг. ХХ столетия: монография М.Т. Баранов «Методика изучения лексики и фразеологии на уроках русского языка» (М., 1988).

Изображение слайда

Слайд 3

Необходимо разграничивать методику изучения лексики и фразеологии и методику обогащения словарного запаса учащихся. Объектом методики изучения лексики являются лексикологические понятия, а объектом методики обогащения словарного запаса обучающихся – словарный состав языка, слова.

Изображение слайда

Слайд 4

Целью методики лексикологии и фразеологии является освоение лексикологических и фразеологических понятий, а целью методики обогащения словарного запаса – количественное и качественное увеличение словарного запаса учащихся.

Изображение слайда

Слайд 5: Образовательная цель - познакомить учащихся с лексической системой русского языка и лексикологическими понятиями

Образовательные задачи: Дать представление о слове как основной (главной) единице языка. Показать связи лексического уровня с другими уровнями языка. Формировать лексико-семантический взгляд на слово ( слово - носитель лексического и грамматического значений ). Показать сферы употребления слова, основные источники пополнения словарного запаса русского языка

Изображение слайда

Слайд 6: Практические задачи:

показать слово как элемент словарной системы ; создать базу для овладения орфографическими умениями и навыками; сформировать основы для обогащения словарного запаса речи и работы по стилистике ; формировать потребность в обращении к словарю и умение пользоваться толковым словарем.

Изображение слайда

Слайд 7: Этапы овладения над лексическими понятиями

1 этап – пропедевтический (начальная школа). 2 этап – систематический (5 (6) классы ). 3 этап – аспектный (6-8 классы) 4 этап – функционально-стилевой (9 – 11 классы).

Изображение слайда

Слайд 8: Содержание курса изучения лексики в школе

Принципы отбора лексических понятий : Синхронный и системный принципы отбора понятий – понятия, раскрывающие словарную систему современного русского языка Исторический (диахронический) принцип отбора – понятия, рассматриваемые в исторической лексикологии.

Изображение слайда

Слайд 9: Лексикологические понятия:

1) понятия, входящие в лексическую парадигму на уровне семантики слова : слово, лексическое значение, прямое и переносное значение, однозначные и многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, эмоционально окрашенные слова. 5 класс

Изображение слайда

Слайд 10

2) понятия, связанные с употреблением слова в разных сферах применения языка (общеупотребительные и необщеупотребительные слова, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы) 5-6 классы

Изображение слайда

Слайд 11

3) понятия, связанные с развитием словарного запаса и происхождением слов русского языка (устаревшие слова, неологизмы, исконно русские слова, заимствованные слова) 6 класс

Изображение слайда

Слайд 12: Принципы изучения лексических понятий

Экстралингвистический (соотношение реалии и слова – рисунки, с подписями – устаревшие слова, заимствованные, без подписей – омонимы, антонимы); лексико-грамматический (принадлежность к части речи – омонимы; лук (овощ), лук- (оружие), слова с абстрактным значением);

Изображение слайда

Слайд 13

Изображение слайда

Слайд 14

Изображение слайда

Слайд 15: Принципы изучения лексических понятий

Системный (семантический ) – слова связаны с другими словами – многозначные слова и омонимы, синонимы и антонимы; синонимы и родственные слова). Контекстный (слово в тексте, в контексте); Диахронический (соотношение жизни (истории) слова в языке и истории народа – неологизмы, устаревшие слова)

Изображение слайда

Слайд 16: ПОРТФЕЛЬ (заимствованное слово)

Слово «портфель» образовано от двух французских слов: порте (носить) и фель (лист). Теперь вы, конечно, догадались, почему портфель назвали так: в нем носили листы бумаги, затем тетради, книги. А вообще-то в него можно положить что угодно, но от этого название, когда-то ему данное, уже не изменится. Все французские слова имеют ударение на последнем слоге. Поэтому ни в коем случае нельзя произносить это слово с ударением на первом слоге. Это будет грубой ошибкой.

Изображение слайда

Слайд 17: ОШИБКА (исконно русское слово)

Слово « ошибка » образовалось от слов «сшибать», «отшибить ».В них легко выделить корень –шиб-, означающий «бросок», «удар». В некоторых народных говорах и сейчас слово ошибаться означает «нанести удар мимо цели». Таким образом, ошибка буквально понималась как промах, неточное попадание при ударе.

Изображение слайда

Слайд 18

О лексических понятиях на уроках сообщается следующее: определение понятия, цель использования явления в речи, способ отражения явления в толковом словаре, пример использования в художественных произведениях.

Изображение слайда

Слайд 19: Лексикографические понятия:

Словарь, толковый словарь, словарная статья, способы толкования лексического значения слова, лексикологические пометы (уст., пренебр.,перен.)

Изображение слайда

Слайд 20: Словари синонимов

Малый – маленький, минимальный, ничтожный, карликовый, крохотный. Вечный – бессмертный, неумирающий, неуходящий, непреходящий, неувядающий, неувядаемый, нетленный, немеркнущий, негасимый, незакатный (высок.), неизбывный (высок.).

Изображение слайда

Слайд 21: Словари антонимов

Вечный – временный. Бессмертный – смертный.

Изображение слайда

Слайд 22: 5 класс Темы уроков (14 ч.)

1. Лексикология как раздел лингвистики. Лексическое значение слова. 2. Основные способы толкования слов. 3. Однозначные и многозначные слова. 4. Прямое и переносное значение слова. 5. Тематические группы слов. Обозначение родовых и видовых понятий. 6. Синонимы. 7. Антонимы. 8. Омонимы. 9.Паронимы. 10. Разные виды словарей. Толковые словари 11. Лексический анализ слова. 12 Повторение темы "Лексикология. 13. Повторение темы "Лексикология". Практикум. 14. Контрольная работа по теме "Лексикология«.

Изображение слайда

Слайд 23: 6 класс Темы уроков (20 ч.)

Лексика русского языка (повторение) Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Лексика русского языка с точки зрения принадлежности к активному и пассивному запасу: неологизмы, устаревшие слова (историзмы и архаизмы). Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: общеупотре- бительная лексика и слова ограниченной сферы употребления (диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы — слова, используемые в речи отдельных групп людей: школьников, студентов, музыкантов, актёров, спортсменов). Стилистическая окраска слова: стилистически нейтральная, высокая и сниженная лексика. Разговорная лексика Лексические средства выразительности Эпитет. Метафора. Олицентворение Лексический анализ слова Лексические словари.

Изображение слайда

Слайд 24: Фразеологические понятия

Фразеологизмы; синтаксическая роль фразеологизма, синонимия фразеологизмов, источники фразеологизмов, способ отражения фразеологизмов в толковом словаре.

Изображение слайда

Слайд 25: 6 класс

1. Фразеологизмы. Их признаки и значение 2. Фразеологизмы. Источники фразеологизмов 3. Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные 4. Фразеологизмы и их роль в тексте

Изображение слайда

Слайд 26: Лексикологические умения

определять лексическое значение слова при помощи толкового словаря и без помощи; находить слова с указанным значением (принцип кроссворда); подбирать лексические явления (синонимы, антонимы, многозначные слова); проводить лексический разбор слова;

Изображение слайда

Слайд 27: Лексикологические умения

составлять тематические и лексико-грамматические группировки слов; определять стилистическую роль слова; находить и исправлять лексичесике ошибки; составлять предложения со словами в указанном значении. Лексикологические умения

Изображение слайда

Слайд 28: 1. Лексические ошибки

1. Собственно лексические ошибки : употребление одного слова вместо другого (обратно – опять); употребление в неточном или несвойственном значении (сотрудник – соучастник); нарушение лексической сочетаемости (пожилая лошадь)

Изображение слайда

Слайд 29

плеоназм: протянул ладонь руки; тавтология: дети различают отличия; нарушение родо-видовой отнесенности слов (я люблю кино, подругу, деревню).

Изображение слайда

Слайд 30: 2. Лексико-стилистические ошибки

смешение нейтральных и книжных слов; употребление слов без учета эмоционально-экспрессивной окраски.

Изображение слайда

Слайд 31: Лексические упражнения

Нахождение изучаемого явлений среди слов по образцу, без него. Подбор примеров (по памяти, по печатным источникам). Нахождение лексических ошибок. Группировка изучаемых явлений. Лексический разбор. Определение роли слова в тексте.

Изображение слайда

Слайд 32: ИГРА В СИНОНИМЫ

Я то же, что и ураган, но только гость восточных стран. На море я гроза для шхун, а называюсь я… Пока начнется новый акт, мы называем все… На время что-то прекратив, мы объявляем… В борьбе, в труде устали слишком – дают уставшим… тайфун антракт перерыв передышку

Изображение слайда

Слайд 33: Лексические упражнения при изучении других разделов науки о языке

Лексико-грамматические упражнения : корни- коренья, учителя – учители. Лексико-стилистические упражнения : составьте со словами словосочетания прил +сущ. : шоколадный, каштановый, карий, коричневый, кофейный.

Изображение слайда

Слайд 34

Лексико-орфографические упражнения : компания - кампания, лук-луг, пруд – прут, бе…граничный, бе…предельный, бе…крайний, бе…брежный, ра…кидать, ра…сеять, ра…сыпать.

Изображение слайда

Слайд 35

Лексико-орфоэпические упражнения : замок, пора, мука, парить, вести, полка. Редактирование. Тестовые задания. Дидактические игры (Секретные агенты, Переводчик, Аукцион, Кроссворды, Кто больше,

Изображение слайда

Слайд 36: Фразеологические упражнения

Задание 1.  Замените цифры буквами алфавита и прочитайте фразеологизмы, запишите их в тетрадь. 1) 1, 15, 15, 10, 2, 1, 13, 16, 3, 1 / 12, 13, 33, 20, 31, 3 // 2) 33, 2, 13, 16, 12, 16 / 18, 1, 9, 5, 16, 18, 1 // 3) 20, 1, 19, 12, 1, 20, 30 / 12, 1, 26, 20, 1, 15, 29 / 10, 9 / 16, 4, 15, 33 // 4) 20, 1, 15, 20, 1, 13, 16, 3, 29 / 14, 21, 12, 10 // 5) 19, 10, 15, 33, 33 / 17, 20, 10, 24, 1 // При помощи фразеологического словаря выясните значение и происхождение записанных устойчивых сочетаний слов, определите их стилистическую принадлежность.

Изображение слайда

Слайд 37

Задание 2.  Подберите синонимы к данным фразеологизмам, выделите в записанных словах орфограммы: 1) «проверяемая безударная гласная в корне», подберите проверочные слова; 2) «непроверяемая гласная в корне». Дать по рукам – вбивать клин – вертеть хвостом – вставать на дыбы – с гулькин нос – делать большие глаза – задирать нос – и в ус не дует – кровь из носу – много воды утекло – бежать сломя голову –попасть в переплет – валяться в ногах вольный казак – в пух и прах разодетый – (глядеть) во все глаза – (алмаз) чистой воды – (жить) как за каменной стеной – (беречь) как зеницу ока -

Изображение слайда

Слайд 38

Задание 3.  Словарный диктант. Объясните значение фразеологизма одним словом. Душа нараспашку – душа не на месте – из ряда вон выходящий – как маков цвет – средней руки – медный лоб – большого сердца – ветреная голова – Слова каких частей речи вы записали? Объясните правописание  н, нн  в записанных словах.

Изображение слайда

Слайд 39: Мини-викторина Узнай фразеологизм

На всех парусах

Изображение слайда

Слайд 40

Наломать дров

Изображение слайда

Слайд 41: Угадай пословицу по графическому изображению

1

Изображение слайда

Слайд 42

4

Изображение слайда

Слайд 43: Узнайте фразеологизм

В старину на Руси «путём» называли не только дорогу, но и различные должности при дворе князя. Бояре всеми правдами, а нередко и неправдами старались заполучить у князя путь — должность. О тех же, кому это не удавалось, пренебрежительно отзывались —... человек. Ответ:

Изображение слайда

Слайд 44

Работа с фразеологизмами, определение их эстетических функций Глеб у доски повесил нос, Краснеет до корней волос. Он в этот час, как говорится, Готов сквозь землю провалиться. О чем же думал он вчера, Когда баклуши бил с утра? Ю. Коринец Задание: Выпиши фразеологизмы Глеб у доски повесил нос, Краснеет до корней волос. Он в этот час, как говорится, Готов сквозь землю провалиться. О чем же думал он вчера, Когда баклуши бил с утра? Ю. Коринец

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Методика изучения лексикологии и фразеологии в школе: На чем основан комический эффект стихотворения? Спишите. Определите значение фразеологизма. Объясните знаки препинания в предложении с прямой речью

О калоше Мне сказали: «Ваш Алеша На уроке сел в калошу!» Я смеюсь: Ведь это ложь, - Нет таких больших калош!

Изображение слайда

Похожие презентации

Ничего не найдено