Первый слайд презентации
Методика преподавания математики в начальной школе как наука и учебный предмет
Слайд 2: Значение математики
Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит. М.В. Ломоносов Вдохновение нужно в поэзии, как в геометрии. А.С. Пушкин Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным. Блез Паскаль
Слайд 3: План
1. Предмет, содержание и система построения курса «Методика преподавания математики». 2. Взаимосвязь курса «Методика преподавания математики» с математикой, педагогикой, психологией, физиологией и другими методиками. 3. Научно-исследовательская работа студентов в процессе изучения курса методики преподавания математики.
Слайд 4: Методика обучения математике как наука
система знаний, закономерность развития; наличие цели; наличие проблемы; наличие объекта и предмета исследования.
Слайд 5
Методика преподавания математики - дисциплина, которая занимается разработкой целей, содержания, средств, форм и методов обучения математике в учебных заведениях различных типов. Учебный курс методики преподавания математики состоит из двух частей: общая методика; частная методика.
Слайд 6
В общей методике рассматриваются конкретные факты с учетом специфики математики как учебного предмета. Частная методика представляет собой применение общей методики к изучению конкретных тем школьного курса математики.
Слайд 7
Методика преподавания математики (МПМ) - наука, предметом которой является обучение математике, причём в широком смысле: обучение математике на всех уровнях, начиная с дошкольных учреждений и кончая высшей школой. Математика как учебный предмет в начальной школе представляет собой элементы арифметики целых неотрицательных чисел и основных величин, элементы алгебры и геометрии.
Слайд 8
Методика преподавания математики - это наука о математике как о научном предмете и закономерностях обучения математике учащихся различных возрастных групп, в своих исследованиях данная наука опирается на различные психолого-педагогические, математические основы и обобщения практического опыта работы учителей математиков.
Слайд 9: Цель методики обучения математике
Подготовка учителя начальных классов способного реализовать на практике современные требования к обучению младших школьников математике, воспитанию и развитию их в процессе обучения математике.
Слайд 10: Задачи методики обучения математике
Интеграция специальных (предметных), психолого-педагогических и методических знаний. Готовность учителей к самостоятельной творческой работе по различным концепциям обучения. Готовность учителей к воспитанию личности ребенка в процессе обучения, развитию его способностей, формированию умения и желания учиться, приобретать опыт общения и сотрудничества.
Слайд 11: Проблемы методики обучения математике
Выражаются в трех вопросах: «Зачем обучать?», т.е. с какой целью обучать детей математике? «Чему обучать?», т.е. каким должно быть содержание математического образования в соответствии с поставленными целями? «Как учить?»
Слайд 12
«Как учить?», т.е. а) в какой последовательности расположить вопросы содержания, чтобы учащиеся могли сознательно усваивать их, эффективно продвигаясь в своем развитии; б) какие способы организации деятельности учеников следует применять для того, чтобы они эффективно усваивали отобранное содержание (т.е. какие методы, приемы, средства и формы обучения способствуют эффективному усвоению содержания учебного предмета); в) как обучать детей с учетом их психологических особенностей (т.е. как в процессе обучения математике наиболее полно и правильно использовать закономерности восприятия, памяти, мышления, внимания младших школьников).
Слайд 13
Объектом исследования методики обучения математике является процесс обучения математике, в котором можно выделить четыре основных компонента: цель, содержание, деятельность учителя и деятельность учащихся (они образуют систему). Предметом исследования может являться любой из компонентов системы, также те взаимосвязи и соотношения, которые существуют между ними.
Слайд 15: Интеграция курса методики обучения математике
Действия учителя при обучении математике интегрируют в себе знания: математические: содержание математических понятий, законов, свойств, способов действия; психолого-педагогические: психологические закономерности развития ребенка и усвоения им знаний, умений и навыков; методические: закономерности процесса обучения и воспитания, нашедшие отражение в дидактических принципах и разных подходах к построению процесса обучения и воспитания.
Слайд 16: Начальный курс математики в современном школьном обучении
Цель обучения математике в начальных классах сформулирована следующим образом: развитие математической речи, мышления; умение оперировать знаково-символическими средствами; овладение системой математических понятий, общих способов действий; овладение первоначальными представлениями о ведущем математическом методе познания реальной действительности - математическом моделировании.
Слайд 17
При разработке системы современного обучения младших школьников математике необходимо учитывать: специфику предмета; возрастные особенности учащихся; возможности существующих образовательных информационных технологий.
Слайд 18: Содержание начального курса математики
числа и величины; арифметические действия; текстовые задачи; геометрические фигуры, пространственные отношения; величины; работа с данными.
Слайд 19
Десяток Сотня Тысяча Многоз. числа Доли и дроби Величины Геом. матер. Текст. задачи Арифм. дейст. Алгебраический материал
Слайд 20: Особенности начального курса математики
материал вводится концентрически; курс является интегрированным, т.к. элементы алгебры и геометрии не отдельный раздел курса, он органично связаны с арифметическим материалом; вопросы теории и практики органично связаны между собой; в курсе отслеживаются связи между понятиями, свойствами, закономерностями; каждое понятие получает свое развитие; сходные и связанные между собой вопросы рассматриваются в сравнении.
Слайд 21: Связь МПМ в НШ с другими науками
Философия : МОМ в НШ опирается на диалектико-материалистическую теорию познания, а также подходы – системный. Педагогика : МОМ в НШ использует педагогические понятия, принципы, концепции, подходы – всё это общие педагогические положения, закономерности. Математика : содержание школьного курса математики определяется уровнем развития самой науки математики. Математика дает теоретические основы. Например: одной из основ математической науки является теория множеств. Понятие «натуральное число» формируется из теории множеств.
Слайд 22: Связь МПМ в НШ с другими науками
Психология : общая, педагогическая, возрастная (построение учебного занятия на психологических закономерностях); теория развивающего обучения Л.С. Выготского, системно-деятельностный подход Логика : исключительно важна для выработки у учащихся основных правил научного мышления (анализ, синтез и т.д.), для понимания материала, для более осознанного запоминания материала (логические задания уже вводятся в программы, учебники)
Слайд 23
Учебно-методические комплексы и учебники по математике для начальной школы
Слайд 24: Система Эльконина-Давыдова
Система развивающего обучения. Научный руководитель: Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов Автор учебника математики: Э.И. Александрова
Слайд 25: Система Занкова
Развивающая система Л.В. Занкова. Научный руководитель: Л.В. Занков Автор учебника математики: И.И. Аргинская
Слайд 26: УМК «Школа России»
Традиционная система обучения. Научный руководитель: А.А. Плешаков Автор учебника математики: Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. и др.
Слайд 27: УМК «Гармония»
Традиционная система обучения. Научный руководитель: Н.Б. Истомина Автор учебника математики: Н.Б. Истомина
Слайд 28: УМК «Начальная школа XXI века»
Традиционная система обучения. Научный руководитель: Н.Ф.Виноградова Автор учебника математики: В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва.
Слайд 29: УМК «Школа 2100»
Традиционная система обучения. Научный руководитель: Л.Г. Петерсон Автор учебника математики: Т.Е. Демидова, С. Козлова
Слайд 30: Организация обучения математике
Урок – это целостный, логически законченный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем представлены в сложном взаимодействии все основные компоненты учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация.
Слайд 31: Структура урока
Внешняя структура урока – это этапы урока, на которых решаются те или иные дидактические задачи: проверка домашнего задания, работа над новым материалом, закрепление нового материала и т.д. Внутренняя структура урока – это определенная система заданий, в процессе выполнения которых ученик овладевает знаниями, умениями, навыками, продвигаясь в своем развитии.
Слайд 32: Учебное задание
Учебные задания являются основным средством организации учебной деятельности школьников. В них находят отражение цели, содержание, методы (приемы) и формы обучения. Через учебные задания реализуются мотивационные, развивающие, дидактические и контролирующие функции обучения.
Слайд 33: Типология уроков
1. Уроки «открытия» нового знания (урок ознакомления с новым материалом). 2. Уроки отработки умений и рефлексии (урок закрепления изученного). 3. Уроки общеметодологической направленности (урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний). 4. Уроки развивающего контроля (урок проверки и коррекции знаний и умений). 5. Комбинированный урок
Слайд 34: Деятельность учителя при подготовке к уроку
1. Какие понятия, свойства, правила, вычислительные приемы рассматриваются на данном уроке? 2. Что я сам o них знаю? 3. С какими из |них дети знакомятся впервые? С какими уже знакомы? Кoгда oни познакомились c ними?( Haйдите эти страницы в учебниках и изучите содержание тех заданий, которые учащиеся выполняли после знакомства с этими понятиями, свойствами, способами действий.)
Слайд 35
4. Какова фyнкция учебных заданий данного урока (обучающая, развивающая, контролирующая) ? Какие знания, умения, навыки, приемы умственных действий формируются в процессе их выполнения? 5. Какова дидактическая цель данного урока? 6. Какие задания, предложенные в учебнике, по Вашему мнению, можно исключить из урока? Какими заданиями можно дополнить? Какие преобразовать? Деятельность учителя при подготовке к уроку
Слайд 36: Деятельность учителя при подготовке к уроку
7. Как можно организовать продуктивную, развивающую деятельность школьников, направленную на актуализацию знаний, на восприятие материала, его осознание и усвоение? Какие методические приемы и формы организации деятельности учащихся, известные Вам из педагогики, можно для этого использовать? 8. Какие трудности могут возникнуть у детей при выполнении каждого задания, какие ошибки они могут допустить в процессе их выполнения; как вы организуете их деятельность для предупреждения или исправлению ошибок?