Первый слайд презентации
Методика обучения технике игры футболистов разных возрастных групп
Слайд 2
Техника футбола - совокупность специальных приемов, используемых в игре в различных сочетаниях для достижения поставленной цели. Техническая подготовка – это педагогический процесс, направленный на совершенное овладение техникой игры.
Слайд 3
Технические приемы - это средства ведения игры. От того, насколько полно владеет футболист всем многообразием этих средств, как умело и эффективно применяет их в рамках правил для решения конкретных тактических задач в вариативных условиях игровой деятельности. Искусное владение техникой - неотъемлемая часть всесторонней подготовки и гармоничного развития футболистов.
Слайд 4
Основными задачами технической подготовки являются: прочное освоение всего многообразия рациональной техники; обеспечение разносторонним владением техникой и умением сочетать в разной последовательности технические приемы, способы, разновидности; эффективное и надежное использование технических приемов в сложных условиях соревновательной деятельности.
Слайд 5
Классификация техники футбола - это распределение технических приемов на группы по общим (или сходным) специфическим признакам. По специфике игровой деятельности в технике выделяются два крупных раздела: техника полевого игрока; техника вратаря; Каждый раздел включает в себя подразделы: техника передвижения и техника владения мячом. Подразделы состоят из конкретных технических приемов, которые выполняются различными способами. Приемы и способы техники передвижений используются как полевыми игроками, так и вратарем. Отдельные приемы и способы имеют свои разновидности. Сохраняя общим, основной механизм действия, разновидности отличаются деталями. Условия выполнения различных приемов, способов и разновидностей делают технику футбола еще более многообразной.
Слайд 7
Техника футбола начинается с техники передвижения, которая является общим подразделом для полевого игрока и вратаря. Техника передвижения включает в себя следующую группу приемов: бег, прыжки, остановки, повороты. Приемы и способы техники передвижения находятся в тесной взаимосвязи с искусством владения мячом полевыми игроками и вратарем. Целесообразное и комплексное применение приемов техники передвижения позволяет эффективно решать многие тактические задачи (открывание для получения мяча и отвлечения противника, выбор позиции, закрывание игрока и т.д.). Техника передвижения
Слайд 9
Техника полевого игрока состоит из двух подразделов: техники передвижения; техники владения мячом. Полевые игроки используют все многообразие приемов, способов и разновидностей техники передвижения. Техника владения мячом включает следующую группу приемов: удары, остановки, ведение, обманные движения (финты), отбор мяча. Кроме того, в технику владения мячом входит специфический прием, выполняемый руками, - вбрасывание мяча из-за боковой линии. Функции игроков определяет только различия в количестве выполнения тех или иных приемов в процессе игры. Что касается качества выполнения, то все полевые игроки должны владеть стабильным навыком выполнения всех групп приемов.
Слайд 10: Весь процесс спортивной подготовки условно подразделяют на обучение и тренировку
Под о бучением принято понимать начальный этап овладения занимающимися определенной системой знаний, умений и навыков. Тренировка – это дальнейший этап спортивной подготовки, направленный на закрепление и совершенствование технических приемов, индивидуальных, групповых и командных технико - тактических действий, развитие физических и морально-волевых качеств.
Слайд 11: Общая схема процесса обучения подразделяется на три этапа, различающиеся как по педагогическим задачам, так и по методике обучения
Слайд 12: На этапе начального разучивания преследуется цель – обучить основам техники двигательного действия, которая решается частными задачами:
создать общее представление о двигательном действии; сформировать общий ритм двигательного акта; предупредить или устранить ненужные движения или грубые искажения техники действия.
Слайд 13: Основными методами на этапе начального разучивания являются:
объяснительный рассказ; простейшее инструктирование; натуральная демонстрация действия.
Слайд 14: Первоначальные объяснения техники не должны быть пространными: в общих чертах сообщается только о самых главных моментах. Перед словесным описанием приема или действия его нужно продемонстрировать в идеальном исполнении. Затем надо дать занимающимся «почувствовать» действие, и только после этого следует чередование демонстрации натурального показа с замедлением движения, выделением главных фаз для создания более четкого представления. После чего занимающиеся делают первые попытки опробования действия в целом, и если они оказываются удачными, то на этом завершается первый этап обучения
Слайд 15: На втором этапе обучения, или этапе углубленного разучивания, идет детализированное освоение основ техники. Основные задачи этапа:
уточнить технику действия по ее пространственным, временным и динамическим характеристикам ; усовершенствовать ритм действия, добиться свободного и слитного выполнения движения ; создать предпосылки для вариативного выполнения действия.
Слайд 16: Основным методом является метод целостного упражнения с избирательной отработкой деталей техники. Расчленение действия должно играть роль вспомогательного фактора, когда необходимо сконцентрировать внимание на особо важном моменте действия или фазе приема. В целом отработка техники двигательного действия на рассматриваемом этапе носит все более индивидуальный характер, что требует внимательного изучения особенностей строения тела и индивидуальной координационной подготовленности занимающихся
Слайд 17: На третьем этапе обучения, или этапе закрепления и дальнейшего совершенствования, идет обучение совершенному владению двигательными действиями (техническими приемами) в условиях их практического применения, для чего решаются следующие задачи :
закрепить навык ; расширить диапазон вариативности его выполнения в различных условиях ; завершить индивидуализацию в технике выполнения действия.
Слайд 18: Закрепление навыка должно происходить также в процессе целостного воспроизведения. Тренер должен твердо помнить о том, что к совершенствованию технического навыка владения мячом на этом этапе подготовки не должно быть раздельного подхода: совершенствование техники и физических качеств выступают в единстве и в прямой зависимости друг от друга
Слайд 19: Критериями «техники» (технического мастерства) спортсменов называют: - объем техники - разносторонность техники - эффективность техники - рациональность техники -надежность техники
Слайд 20
Объем техники определяется совокупностью технических приемов, которыми владеет спортсмен. В практической работе тренер должен по возможности научить своих подопечных всему техническому арсеналу. К реализации этого арсенала следует стремиться не только на тренировках, но и на соревнованиях. Увеличение соревновательного объема техники достигается посредством постоянного разучивания новых приемов и совершенствования уже освоенных в различных ситуациях. Технические приемы, которыми владеет юный спортсмен, могут быть освоены на уровне двигательных умений или двигательных навыков. Владение на уровне навыка является основной высокой эффективности применения технических приемов в стрессовой ситуации соревновательной деятельности
Слайд 21
Разносторонность (вариативность) техники определяется способностью спортсмена к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной борьбы. Техника является разносторонней, если спортсмен владеет техническими приемами из различных групп технических элементов, выполняет их разными способами и вариантами в различных условиях тренировки и соревнований. Эффективность техники - это степень соответствия техники конкретного спортсмена избранному критерию оптимальности. Такими критериями могут выступать: биомеханический эталон или модель, которые определяются с помощью современной техники и компьютеров; стандартная техника, отражающая наиболее рациональный способ выполнения действия ведущими спортсменами; спортивный результат.
Слайд 22
Рациональность техники означает наилучший для большинства людей в определенный возрастной или квалификационной группе спортсменов вариант техники. Надежность техники понимается как стабильность выполнения технических приемов в стандартных условиях (на тренировке) и их устойчивость в усложненных условиях (разные погодные условия, несколько другие инвентарь и оборудование, условия соревнования). Способность спортсмена к выполнению эффективных приемов и действий в сложных условиях является основным показателем стабильности и во многом определяет уровень технической подготовленности в целом.
Слайд 23: В.Н. Платонов к критериям технической подготовленности добавляет экономичность техники и минимальную тактическую информативность техники для соперника
Экономичность техники характеризуется рациональным использованием энергии при выполнении приемов и действий, целесообразным использованием времени и пространства. При прочих равных условиях лучшим является тот вариант двигательных действий, который сопровождается минимальными энергозатратами, наименьшим напряжением психических возможностей футболиста. Минимальная тактическая информативность техники для соперника является важным показателем результативности в спортивных играх. Совершенной здесь может быть только та техника, которая позволяет маскировать тактические замыслы и действовать неожиданно. Поэтому высокий уровень технической подготовленности предусматривает наличие способности спортсмена к выполнению таких движений, которые, с одной стороны, достаточно эффективны для достижения цели, а с другой - не имеют четко выраженных информативных деталей, открывающих тактический замысел спортсмена
Слайд 24: В футболе удары по мячу являются в основном средством ведения игры. Они выполняются ногой и головой различными способами
Слайд 25: Несмотря на все многообразие ударов по мячу ногой, системно - структурный подход к анализу их техники позволяет выделить основные фазы движений, которые являются общими для многих способов
Предварительная фаза – разбег; Подготовительная фаза - замах ударной и постановка опорной ноги; Рабочая фаза — ударное движение и проводка; Завершающая фаза - принятие исходного положения для следующего движения.