Первый слайд презентации: Междисциплинарный подход в определении особых образовательных потребностей детей как ресурс создания адекватных условий обучения
Беленкова Лариса Юрьевна, канд. психол.наук, доцент кафедры педагогики и психологии
интеграция знаний внутри одной области знания взаимодействие с другими науками – биологическими, медицинскими, лингвистическими и др.
Слайд 3
Особые образовательные потребности Медико-биологические науки: возрастная физиология и др. Специальная педагогика C пециальная психология Методики обучения и воспитания детей с ОВЗ
Слайд 4
Взаимодействие трех составляющих особенности психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья структурно-уровневые характеристики самих особых образовательных потребностей специальные образовательные условия
Слайд 5: Особые образовательные потребности
это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых возможностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения ( В.И.Лубовский )
Слайд 6: Ресурсы психики человека
Слайд 8: Структура особых образовательных потребностей
Первый уровень потребностей Закономерности, общие для развития всех детей Второй уровень потребностей Закономерности, общие для развития детей со всеми типами нарушений Третий уровень потребностей Специфические закономерности Четвертый уровень потребностей Модально-специфические закономерности
Слайд 12: Общие условия (первый уровень)
наличие благоприятного психологического климата в общеобразовательной организации, доброжелательных отношений сотрудничества и взаимоуважения между всеми участниками образовательного процесса активная позиция семьи в процессе социализации ребенка, включение членов семьи в социально-педагогическую деятельность и их особое обучение.
Слайд 13: Общие условия (второй уровень)
максимально раннее начало целенаправленного коррекционно-педагогического процесса (с момента определения нарушения в развитии ребенка ); создание условий для профилактики вторичных нарушений в развитии ; расширение границ образовательного пространства за пределы образовательного учреждения ; организация сопровождения ребенка в образовательном пространстве на всех этапах жизни ;
Слайд 14: Специальные образовательные условия
применение особых форм организации социально-педагогической среды ( создание специальной инфраструктуры, обеспечение техническими средствами реабилитации и т.д.); наличие учебно-методического обеспечения и технического оснащения ; необходимое участие в образовательном процессе инклюзивного класса специального педагога соответствующего профиля ;
Слайд 15: Специальные образовательные условия
наличие адаптированных к особым образовательным потребностям конкретного учащегося образовательных программ ( общеобразовательных и коррекционно-развивающих ); учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, в применении специальных методов и средств обучения компенсации и коррекции (в том числе и технических ); создание адекватной среды жизнедеятельности как в условиях класса, школы, так и вне ее ;
Слайд 16: Общие условия (третий уровень )
потребность в обеспечении замедленного темпа познавательной деятельности; потребность в уменьшении интеллектуальной, эмоциональной и физической нагрузки в образовательном процессе;
Слайд 17: Условия
Формирование мотивации и положительного отношения к учению Замедленный темп преподнесения новых знаний Меньший объем « порций » преподносимых знаний, а также всех инструкций и высказываний педагогов Использование наиболее эффективных методов обучения (в том числе усиление наглядности в разных ее формах, включение практической деятельности )
Слайд 18: Условия
Максимальное ограничение посторонней стимуляции ; Контроль понимания детьми всего материала ; Учет сенсорных возможностей ребенка, использование специальных технических средств Медицинская помощь – лечебная и профилактическая
Слайд 19: Соотношение уровней
потребности первого и второго уровней позволяют определить стратегию психолого-педагогической деятельности при работе с детьми с ОВЗ потребности третьего и четвертого уровней дают возможность решать конкретные тактические задачи на каждом этапе обучения
Слайд 20: Особые образовательные потребности
не являются едиными и постоянными, проявляются в разной степени при каждом типе нарушения, разной степени его выраженности ; определяют возможные условия обучения : в условиях интеграции, в условиях инклюзивного обучения, в специальной школе, дистанционно и т.д.