Междисциплинарный подход в определении особых образовательных потребностей — презентация
logo
Междисциплинарный подход в определении особых образовательных потребностей
  • Междисциплинарный подход в определении особых образовательных потребностей детей как ресурс создания адекватных условий обучения
  • Две тенденции в междисциплинарных исследованиях
  • Междисциплинарный подход в определении особых образовательных потребностей
  • Междисциплинарный подход в определении особых образовательных потребностей
  • Особые образовательные потребности
  • Ресурсы психики человека
  • Принципы
  • Структура особых образовательных потребностей
  • Общие закономерности
  • Закономерности, общие для всех детей с ОВЗ:
  • Специфические закономерности психического развития детей с ОВЗ
  • Общие условия (первый уровень)
  • Общие условия (второй уровень)
  • Специальные образовательные условия
  • Специальные образовательные условия
  • Общие условия (третий уровень )
  • Условия
  • Условия
  • Соотношение уровней
  • Особые образовательные потребности
  • Междисциплинарный подход в определении особых образовательных потребностей
1/21

Беленкова Лариса Юрьевна, канд. психол.наук, доцент кафедры педагогики и психологии

Изображение слайда

интеграция знаний внутри одной области знания взаимодействие с другими науками – биологическими, медицинскими, лингвистическими и др.

Изображение слайда

Слайд 3

Особые образовательные потребности Медико-биологические науки: возрастная физиология и др. Специальная педагогика C пециальная психология Методики обучения и воспитания детей с ОВЗ

Изображение слайда

Слайд 4

Взаимодействие трех составляющих особенности психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья структурно-уровневые характеристики самих особых образовательных потребностей специальные образовательные условия

Изображение слайда

это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых возможностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения ( В.И.Лубовский )

Изображение слайда

Изображение слайда

Слайд 7: Принципы

Изображение слайда

Слайд 8: Структура особых образовательных потребностей

Первый уровень потребностей Закономерности, общие для развития всех детей Второй уровень потребностей Закономерности, общие для развития детей со всеми типами нарушений Третий уровень потребностей Специфические закономерности Четвертый уровень потребностей Модально-специфические закономерности

Изображение слайда

Слайд 9: Общие закономерности

Изображение слайда

Слайд 10: Закономерности, общие для всех детей с ОВЗ:

Изображение слайда

Слайд 11: Специфические закономерности психического развития детей с ОВЗ

Изображение слайда

Слайд 12: Общие условия (первый уровень)

наличие благоприятного психологического климата в общеобразовательной организации, доброжелательных отношений сотрудничества и взаимоуважения между всеми участниками образовательного процесса активная позиция семьи в процессе социализации ребенка, включение членов семьи в социально-педагогическую деятельность и их особое обучение.

Изображение слайда

Слайд 13: Общие условия (второй уровень)

максимально раннее начало целенаправленного коррекционно-педагогического процесса (с момента определения нарушения в развитии ребенка ); создание условий для профилактики вторичных нарушений в развитии ; расширение границ образовательного пространства за пределы образовательного учреждения ; организация сопровождения ребенка в образовательном пространстве на всех этапах жизни ;

Изображение слайда

Слайд 14: Специальные образовательные условия

применение особых форм организации социально-педагогической среды ( создание специальной инфраструктуры, обеспечение техническими средствами реабилитации и т.д.); наличие учебно-методического обеспечения и технического оснащения ; необходимое участие в образовательном процессе инклюзивного класса специального педагога соответствующего профиля ;

Изображение слайда

Слайд 15: Специальные образовательные условия

наличие адаптированных к особым образовательным потребностям конкретного учащегося образовательных программ ( общеобразовательных и коррекционно-развивающих ); учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, в применении специальных методов и средств обучения компенсации и коррекции (в том числе и технических ); создание адекватной среды жизнедеятельности как в условиях класса, школы, так и вне ее ;

Изображение слайда

Слайд 16: Общие условия (третий уровень )

потребность в обеспечении замедленного темпа познавательной деятельности; потребность в уменьшении интеллектуальной, эмоциональной и физической нагрузки в образовательном процессе;

Изображение слайда

Слайд 17: Условия

Формирование мотивации и положительного отношения к учению Замедленный темп преподнесения новых знаний Меньший объем « порций » преподносимых знаний, а также всех инструкций и высказываний педагогов Использование наиболее эффективных методов обучения (в том числе усиление наглядности в разных ее формах, включение практической деятельности )

Изображение слайда

Слайд 18: Условия

Максимальное ограничение посторонней стимуляции ; Контроль понимания детьми всего материала ; Учет сенсорных возможностей ребенка, использование специальных технических средств Медицинская помощь – лечебная и профилактическая

Изображение слайда

Слайд 19: Соотношение уровней

потребности первого и второго уровней позволяют определить стратегию психолого-педагогической деятельности при работе с детьми с ОВЗ потребности третьего и четвертого уровней дают возможность решать конкретные тактические задачи на каждом этапе обучения

Изображение слайда

Слайд 20: Особые образовательные потребности

не являются едиными и постоянными, проявляются в разной степени при каждом типе нарушения, разной степени его выраженности ; определяют возможные условия обучения : в условиях интеграции, в условиях инклюзивного обучения, в специальной школе, дистанционно и т.д.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Междисциплинарный подход в определении особых образовательных потребностей

Благодарю за внимание !

Изображение слайда

Похожие презентации