Первый слайд презентации
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (1905-1914 гг.) После русско-японской войны происходит сближение между: Россией и Германией Францией и Великобританией июль 1905 г. - Бьеркский договор Николай II предложил Вильгельму отсрочить вступление договора в силу до окончательного прояснения позиции Франции
Слайд 2
КОЛОНИАЛЬНЫЕ ВОЙНЫ 1898 г. - Фашодский кризис 1898 г. - Испано-американская война 1899-1902 гг. - Англо-бурская война
Слайд 3
МАРОККАНСКИЕ КРИЗИСЫ 1905 г. - первый кризис Вызван требованием Франции предоставить наиболее благоприятные условия для ведения торговли в Марокко Канцлер Германии Вильгельм поддержал марокканцев, что привело к международной конференции в Альфисиросе. Германия оказалась в изоляции (Россия поддержала сторону Франции)
Слайд 4
МАРОККАНСКИЕ КРИЗИСЫ 1911 г. - второй кризис Вспыхнуло народное восстание, подавленное французскими войсками. Германская канонерская лодка "Пантера" вмешалась, защищая германских подданных. Ситуация чуть не привела к войне между Францией и Германией. Франция получила протекторат над Марокко
Слайд 5
БОСНИЙСКИЙ КРИЗИС (1909 г.) Что случилось: Австро-Венгрия аннексирует Боснию и Герцеговину Россия вынуждена признать аннексию (дипломатическая Цусима) 1912 г. - Создание Балканского союза (Болгария, Сербия, Черногория, Греция)
Слайд 6
БАЛКАНСКИЕ ВОЙНЫ 1912-1913 гг. - первая война Борьба против протектората Турции Турция теряет балканские владения 1913 гг. - вторая война Конфликт между славянскими государствами Бухарестский мирный договор
Слайд 8
СКЛАДЫВАНИЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ БЛОКОВ АНТАНТА ТРОЙСТВЕННЫЙ СОЮЗ 1880-е - русско-французские соглашения 1890-е - англо-французское соглашение 1907 г. - русско-английское соглашение 1882 г. Германия Италия Австро-Венгрия
Слайд 9
ПРИЧИНЫ ВОЙНЫ Конкуренция за господство между ведущими европейскими державами Стремление государств сохранить и увеличить территории Использование войны как отвлекающего фактора от внутренних проблем
Слайд 11
ПЛАНЫ СТОРОН АНТАНТА ТРОЙСТВЕННЫЙ СОЮЗ Сдерживание врага на двух фронтах План Шлиффена - молниеносная война
Слайд 12
В июне 1914 г. в боснийском г. Сараево член заговорщической сербской организации «Черная рука» студент Г. Принцип убил наследника австрийского престола Франца Фердинанда. Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум - начало войны “САРАЕВСКОЕ УБИЙСТВО”
Слайд 13
ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВОЙНУ ПРИЧИНЫ УЧАСТИЯ РОССИИ: Россия - гарант независимости Сербии Для выполнения союзнических соглашений объявляется всеобщая мобилизация Это вызывает протест Германии - обострение отношений, Германия объявляет войну России
Слайд 15
ВОСТОЧНО-ПРУССКАЯ ОПЕРАЦИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Сначала развивалась успешно для русской армии. Германия вынуждена перебросить часть войск с Западного фронта. Позволило франко-английской армии выиграть битву на реке Марна и предотвратило падение Парижа
Слайд 16
БИТВА ПРИ ГУМБИННЕНЕ (АВГУСТ 1914 Г.) ХАРАКТЕРИСТИКА Первое крупное сражение Германскому командованию пришлось срочно перебрасывать в Восточную Пруссию дополнительные воинские подразделения, сняв их с фронта во Франции Надежда на скорую победу Победа русского оружия
Слайд 17
ВОСТОЧНО-ПРУССКАЯ ОПЕРАЦИЯ КОМАНДУЮЩИЕ Ранненкампф Воспользовавшись бездействием П. К. Ренненкампфа, немцы смогли окружить 2-ю армию генерала Самсонова. Самсонов
Слайд 18
ГАЛИЦИЙСКАЯ ОПЕРАЦИЯ (АВГУСТ -СЕНТЯБРЬ 1914 г) ХАРАКТЕРИСТИКА Русское командование Юго-Западного фронта планировало окружить и уничтожить основные силы австро-венгерской армии Русские заняли Галицию и часть австрийской Польши, создали угрозу вторжения в Венгрию и Силезию. Австро-венгерские войска вынуждены были ослабить натиск на Сербию
Слайд 19
БИТВА НА МАРНЕ ХАРАКТЕРИСТИКА Крупное сражение между немецкими и англо-французскими войсками на реке Марна в ходе Первой мировой войны, закончившееся поражением немецкой армии. Быстрой победы не будет
Слайд 20
РОЖДЕСТВЕНСКИЕ БРАТАНИЯ Солдаты воюющих сторон не понимали целей кровопролития, что создало основу для уникального явления рождественских перемирий Это стало символом мира и человечности на фоне страшных событий войны
Слайд 21
ПРАКТИКА Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. СОБЫТИЯ А) взятие крепости Измаил Б) создание Антанты В) восстание Хлопка Г) битва на реке Воже ГОДЫ 1) 1378 г. 2) 1481 г. 3) 1603 г. 4) 1790 г. 5) 1881 г. 6) 1907 г. ОТВЕТ 4631
Слайд 22
ПРАКТИКА Прочтите отрывок из циркуляра департамента полиции. «2 сентября 1914 г. В переживаемый ныне нашим отечеством исторический момент, объединивший, по-видимому, людей всех политических партий, наблюдается почти полное отсутствие революционных эксцессов. Было бы ошибочно, однако, заключать из этого, что революционное движение в России прекратилось. Наоборот, изучение революционного движения в проявлениях последнего перед войной времени указывает, что движение приостановилось, — ибо естественно, оно было бы не только не популярно теперь, но и вызвало бы колоссальный взрыв контрреволюции, — и приостановилось с тем именно, чтобы даже при благоприятном окончании для нас войны напрячь все усилия для новых безумных попыток достигнуть ниспровержения установленного Основными Законами образа правления в России. Из изложенного явствует, что все розыскные органы империи, деятельность коих объединяется Департаментом полиции, настоящее время должны использовать для всемерного подготовления к подавлению внутренней смуты, чтобы предупредить своевременно все выступления в этом отношении разрушительных антигосударственных сил». Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Департамент полиции отмечает, что с момента начала войны революционные настроения резко пошли на спад. 2) В документе указано на падение авторитета революционеров. 3) Автор документа уверен, что, если война закончится победой, революционное движение исчезнет. 4) В документе отмечено, что до конца войны возрождения «революционной смуты» ожидать не следует. 5) Союзниками России в войне, о которой идёт речь, были Франция и Англия. 6) РСДРП (б) в этот период выступала в поддержку действий правительства России. ОТВЕТ 125
Слайд 23
ПРАКТИКА Укажите название войны, которую иллюстрирует данный плакат. Используя изображение, приведите одно любое обоснование вашего ответа. ОТВЕТ 1) Название войны — Первая мировая война; 2) Обоснование, например: на плакате есть подпись «Вильгельм» — это последний германский император, он же изображён на плакате на фоне карты Европы. Германия была инициатором Первой мировой войны.
Слайд 24
ПРАКТИКА В 1914 году началась Первая мировая война. Укажите: а) повод для начала войны б) причину начала войны, связанную с ситуацией в международных отношениях в) причину начала войны, связанную с колониями ОТВЕТ а) убийство сербским террористом Принципом австрийского наследника престола Франца Фердинанда в Сараево б) накануне войны Европа раскололась на 2 противоборствующих блока - Антанта (Россия, Великобритания, Франция) и Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) в) участие Германии в колонизации Африки и ее стремление получить место в ряду колониальных держав
Слайд 25
ПРАКТИКА В 1914 году шла Восточно-Прусская операция. Укажите: а) причину неудачи русских войск, связанную с ситуацией на Западном фронте б) причину неудачи русских войск, связанную с изначальными планами действий русского командования в) причину неудачи русских войск, связанную с организацией их действий ОТВЕТ а) наступление русских войск в Восточную Пруссию было недостаточно подготовленным, так как союзник России, Франция, просила о помощи, чтобы сдержать наступление немцев на Западном фронте б) наступление русских войск было рассчитано на противостояние относительно небольшим силам Германии в Восточной Пруссии. Однако в ходе операции немцы перебросили значительные подкрепления в этот регион с западного фронта, благодаря чему добились преимущества в) 1-я и 2-я русские армии действовали несогласованно и плохо координировали свои действия. В результате они оказались на довольно большом удалении друг от друга и когда 2-я армия Самсонова была окружена, 1-я не смогла прийти ей на помощь
Слайд 27
КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Одно из крупнейших сражений на Восточном фронте в ходе Первой мировой войны В марте весь Юго-Западный фронт перешел в общее наступление и русские войска продвинулись на 20-25 км, овладев рядом карпатских перевалов. Крепость Перемышль капитулировала Срыв планов Австро-Венгрии
Слайд 28
ВТОРАЯ БИТВА НА ИПРЕ ХАРАКТЕРИСТИКА Германия впервые применяет химическое оружие В качестве отравляющего вещества был использован хлор
Слайд 29
ОСОВЕЦКАЯ ОПЕРАЦИЯ 6 августа 1915 г. - осада немцами крепости Осовец, начинают газовую атаку Немцы контратаки не ожидали, но «мертвецы» поднялись из могил. Остальное довершила русская артиллерия.
Слайд 30
В ЭТО ВРЕМЯ В РОССИИ ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ КОМИТЕТЫ К весне 1915 г. проблема снабжения русского фронта стала особенно острой (снарядный голод) 25 июля 1915 г. - первый съезд ВПК Успешность деятельности ВПК оказалось не столь продуктивной, как ожидалось
Слайд 31
ПРОГРЕССИВНЫЙ БЛОК – объединение ряда фракций IV Государственной думы и Государственного совета, созданное в 1915 г. на фоне роста общественного недовольства и ставившее целью создания правительства, ответственного перед Думой.. идею создания правительства "народного доверия" выдвинули представители партии кадетов
Слайд 32
В ЭТО ВРЕМЯ В РОССИИ РЕАКЦИЯ НИКОЛАЯ II “министерская чехарда” - постоянная смена министров “распутинщина” - приближение Распутина ко двору, слухи о его влиянии на политику Попытка решить нарастающий кризис убийством Распутина
Слайд 33
В ЭТО ВРЕМЯ В РОССИИ НАРАСТАНИЕ КРИЗИСА Финансовый кризис Проблемы с поставками продовольствия в города Рост преступности
Слайд 35
БРУСИЛОВСКИЙ ПРОРЫВ ХАРАКТЕРИСТИКА А.А. Брусилов принял решение рассредоточить наступательные действия Прорвана оборона австрийских войск, значительное продвижение вперед Наступление остановлено, т.к. армия не получает поддержки союзников
Слайд 36
ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ “Верденская мясорубка” Битва на Сомме Одно из крупнейших сражений. Франция отразила наступление Германии Первое применение танков. Инициатива перешла в руки Антанты
Слайд 37
ПРАКТИКА Прочтите отрывок из выступления депутата IV Государственной Думы. «И, господа, общественный подъём тогда не прошёл даром: наша армия получила то, что ей было нужно, и во второй год войны страна перешла с тем же подъёмом, как и в первый. Какая, господа, разница, теперь, на 27-м месяце войны, разница, которую особенно замечаю я, проведший несколько месяцев этого времени за границей. Мы теперь перед новыми трудностями, и трудности эти не менее сложны и серьёзны, не менее глубоки, чем те, перед которыми мы стояли весной прошлого года. Правительству понадобились героические средства для того, чтобы бороться с общим расстройством народного хозяйства. Мы сами те же, что прежде. Мы те же на 27-м месяце войны, какими были на 10-м и какими были на первом. Мы по-прежнему стремимся к полной победе, по-прежнему готовы нести необходимые жертвы и по-прежнему хотим поддерживать национальное единение. Но я скажу открыто: есть разница в положении. Мы потеряли веру в то, что эта власть может нас привести к победе... (голоса: "Верно"), ибо по отношению к этой власти и попытки исправления, и попытки улучшения, которые мы тут предпринимали, не оказались удачными». Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Речь произнесена осенью 1916 г. 2) Автор заявляет, что он и те, к кому он обращается, стремятся к победе. 3) Автор уверен, что правительство делает всё возможное, чтобы достичь победы. 4) Автор ведёт речь о правительстве Николая II. 5) Автор считает, что действующая власть не способна привести страну к победе. 6) Приведён отрывок из выступления В.И. Ленина. ОТВЕТ 1245
Слайд 38
ПРАКТИКА Прочтите отрывок из воспоминаний. «Двухлетний тяжёлый опыт войны не прошёл даром: мы многому научились, а дорого обошедшиеся нам недочёты были учтены. Значительное число старших начальников, оказавшихся неподготовленными к ведению боя в современных условиях, вынуждены были оставить свои посты: жизнь выдвинула ряд способных военачальников. Однако протекционизм, свивший себе гнездо во всех отраслях русской жизни, по-прежнему сплошь и рядом выдвигал на командные посты лиц далеко не достойных. Шаблон, рутина, боязнь нарушить принцип старшинства всё ещё царили, особенно в высших штабах. …Двухлетняя война не могла не расшатать нравственные устои армии. Нравы огрубели; чувство законности было в значительной мере утеряно. Постоянные реквизиции — неизбежное следствие каждой войны — поколебали понятие о собственности. Всё это создавало благоприятную почву для разжигания в массах низменных страстей, но, повторяю, необходимо было, чтобы искра, зажёгшая пожар, была бы брошена извне. …Становилось всё более и более ясным, что там, в Петербурге, неблагополучно. Беспрерывная смена министров, непрекращающиеся конфликты между правительством и Думой, всё растущее количество петиций и обращений к Государю различных общественных организаций, требовавших общественного контроля, наконец, тревожные слухи о нравственном облике окружавших Государя лиц, — всё это не могло не волновать тех, кому дороги были Россия и армия». Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Государь, о котором идёт речь в тексте, Николай I. 2) В тексте упоминается представительный законодательный орган Российской империи. 3) Воспоминания относятся к событиям второй половины ХIХ века. 4) Автор воспоминаний рассуждает о Первой мировой войне. 5) Россия вышла из войны, заключив сепаратный мир. 6) В тексте речь идёт о Крымской войне. ОТВЕТ 245
Слайд 39
ПРАКТИКА Заполните пропуск в предложении: «События, обозначенные на схеме, произошли в тысяча девятьсот ________ году». Ответ запишите словом (сочетанием слов). ОТВЕТ пятнадцатом Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «2», в период, когда произошли события, отражённые на схеме. ОТВЕТ Петроград
Слайд 40
ПРАКТИКА Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое дважды пропущено в этом тексте. «После взятия 9 августа крепости Ковно 10-я германская армия под командованием генерала Эйхгорна наступала, стремясь обойти ближайший крупный город _______, который находился всего около 100 км от Ковно, с севера и окружить силы 10-й русской армии генерала Е. А. Радкевича. Натиск германских войск заставил русское командование усилить этот участок фронта тремя корпусами. Удержав район _______, русские войска во встречных боях, продолжавшихся до начала сентября, нанесли противнику большой урон». ОТВЕТ Вильно
Слайд 41
ПРАКТИКА Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Цифрой «1» на схеме обозначен Кёнигсберг. 2) В ходе событий, обозначенных на схеме стрелками, войска противника захватили Люблин. 3) Государство, территория которого обозначена на схеме цифрой «4», вступило в войну на стороне России. 4) В год, к которому относятся обозначенные на схеме боевые действия, Николай II стал Верховным главнокомандующим Русской армией. 5) Город, обозначенный на схеме цифрой «3», в настоящее время входит в состав Российской Федерации. 6) Государство, территория которого обозначена на схеме цифрой «5», вступило в войну на стороне России. ОТВЕТ 2345
Слайд 42
ПРАКТИКА Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия (названия) «Прогрессивный блок». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное название применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия. ОТВЕТ 1) Смысл понятия: объединение ряда фракций IV Государственной думы и Государственного совета, созданное в 1915 г. на фоне роста общественного недовольства и ставившее целью создания правительства, ответственного перед Думой 2) Факт: идею создания правительства «народного доверия» выдвинули представители партии кадетов Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «Антанта». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное название применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия. ОТВЕТ 1) Смысл понятия: – военно-политический блок России, Великобритании и Франции, созданный в качестве противовеса Тройственному союзу 2) Факт: был сформирован в 1904-1907 гг.
Слайд 44
ОТРЕЧЕНИЕ НИКОЛАЯ II (2 марта 1917 г.) СОБЫТИЯ Начало волнений в Петрограде Правительство не оценило всю серьезность ситуации Николай отрекается от престола за себя и своего сына
Слайд 45
ПРОДОЛЖЕНИЕ ВОЙНЫ СОБЫТИЯ 18 апреля - Нота Милюкова (участие в войне до победного конца) Америка вступает в войну на стороне Антанты Летом российская армия предпринимает наступление (безуспешно) Октябрь - переход власти к большевикам (требуют выхода из войны)
Слайд 46
ВЫХОД РОССИИ ИЗ ВОЙНЫ Брестский сепаратный мир (3 марта 1918 г.) От России отторгались западные земли в пользу Германии Передача Черноморского флота центральным державам Россия признавала независимость Украины Компенсация Германии 6 млрд.марок
Слайд 47
ЗАВЕРШЕНИЕ ВОЙНЫ 29 сентября - выход из войны Болгарии 30 октября- выход из войны Турции 3 ноября - выход из войны Австро-Венгрии 11 ноября - Компьенское перемирие
Слайд 48
ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЙНЫ ГИБЕЛЬ 4 ИМПЕРИЙ: Российской, Германской, Австро-Венгерской, Османской Польша, Финляндия, Чехословакия, Эстония НОВЫЕ ГОСУДАРСТВА: СКЛАДЫВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ДЛЯ НОВОЙ ВОЙНЫ
Слайд 49
ПРАКТИКА Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. СОБЫТИЯ А) Поляновский мирный договор Б) Кючук-Кайнарджийский мир В) Фридрихсгамский мир Г) Брестский мир ГОДЫ 1) 1774 г. 2) 1918 г. 3) 1921 г. 4) 1634 г. 5) 1809 г. 6) 1667 г. ОТВЕТ 4152
Слайд 50
ПРАКТИКА 2 марта 1917 г. Николай II отрекся от престола Укажите: а) причину отречения, связанную с ходом Первой мировой войны б) причину отречения, связанную с ситуацией в Петрограде в феврале 1917 г. в) политическое последствие отречения ОТВЕТ а) военные неудачи и кризис снабжения армии привели в начале 1917 г. к нарастанию протестных настроений в обществе, активизации антимонархических и оппозиционных сил, падению престижа царской власти и лично царя б) император был лишён достоверной информации о ситуации в Петрограде после 23 февраля 1917 г., он не мог адекватно оценить политический риск и последствия принимаемых им решений в изоляции от центра власти и правительства, а недееспособность оставшихся верными императору частей и соединений и стремительное распространение забастовки сделали невозможным возвращение Николая II в Петроград в) падение монархии и установление власти Временного правительства
Слайд 51
ПРАКТИКА 3 марта 1918 года Россия вышла из Первой Мировой войны по сепаратному Брестскому миру. Укажите: А) внешнеполитическое последствие данного решения для страны Б) последствие для экономического развития В) последствия заключения мира для политического развития страны ОТВЕТ А) страны Антанты из - за нарушений Россией союзнических обязательств осуществили на ее территорию интервенцию Б) т. к. Россия утратила густонаселенные плодородные территории и уплатила Германии компенсацию это привело к экономическому кризису В) левые эсеры не поддержали таких условий мира и вышли из правительства, вскоре в государстве была установлена однопартийная система
Последний слайд презентации: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (1905-1914 гг.) После русско-японской войны происходит
ПРАКТИКА Итоги Первой мировой войны привели к внутриполитическим изменениям в странах-участницах. Приведите аргументы в подтверждение данной точки зрения для России и европейского государства ОТВЕТ Россия: Участие России в Первой мировой войне стало одной из причин экономического и политического кризиса, обернулось ростом антивоенных настроений; итогом, нарастания кризисных явлений стало отречение императора Николая II от престола и ликвидация монархии в России. Германия: Участие Германии в Первой мировой войне стало одной из причин экономического и политического кризиса, обернулось ростом антивоенных настроений; итогом, нарастания кризисных явлений стала Ноябрьская революция, отречение императора Вильгельма II от престола, ликвидация монархии в Германии и установление Веймарской республики.