Слайд 2: Школьный музей -
структурное подразделение образовательного учреждения как составная часть социального института по сохранению историко-культурного и природного наследия
Слайд 3: Школьный музей -
результат поисковой, исследовательской и краеведческой работы, которая учит «смотреть» вокруг себя и «видеть», получать знания из самой жизни; - большие возможности для организации самостоятельной исследовательской и, что особенно важно, творческой работы учащихся; эффективная форма организации и подачи учебного материала, позволяющая с наибольшей отдачей использовать иллюстрированный материал по всем разделам школьной программы; - центр патриотической работы
Слайд 4
Музеи школы выступают как своеобразная часть музейной сети страны, где учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Собранные ими экспонаты входят в состав музейного и архивного фонда России. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.
Слайд 5: Особенностями школьного музея являются:
наличие постоянной аудитории; возможность использования коллекции музея в организации и проведении системных учебных занятий ( как урочных, так и факультативных); большая, чем в другом музее, музейных коллекций для посетителей; участие детей в ответственном деле сохранения истории для будущих поколений; возможность проверить себя в будущей профессии; наличие места для организации творческого созидательного досуга детей; комфортная атмосфера для ведения диалога (учителя с учеником, посетителя с музейным предметом при посредничестве музейного педагога, современника с прошлым и т.п.)
Слайд 6: направления деятельности школьных музеев:
Поисково-исследовательское Учащиеся овладевают различными приемами и навыками профессиональной музейной деятельности. Учащиеся постигают азы исследовательской деятельности (учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предложений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования). В итоге у детей формируется аналитический подход и решения многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации Образовательно-воспитательное Цель: передача знаний посетителям музея и идейно-нравственное воздействие на них посредством личного участия в работе музея; Ребенок выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель. Образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности
Слайд 7: Обязательными условиями для создания МУЗЕЯ являются наличие:
музейного актива из числа обучающихся, занимающийся по образовательным музееведческой, краеведческой и пр. направленности с привлечением педагогов, родителей и местных жителей; музейного собрания, составляющего фонд музея; помещения и оборудования для хранения и экспонирования музейных предметов (фондохранилище и экспозиционно-выставочный зал)
Слайд 8: Нормативно-правовое обеспечение деятельности музеев ОО:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ). 2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». 3. Стратегия развития деятельности музеев в Российской Федерации на период до 2030 года. 4. Организация и деятельность школьного музея регламентируется Письмом Министерства образования России № 28-51-181/16 от 12.03.2003г. «О деятельности музеев образовательных учреждений» и Приложением к письму
Слайд 9
5. Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений ( Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. № 06-11) Правовое положение музеев в РФ определяет Федеральный закон №54-ФЗ от 26 мая 1996г. «О музейном фонде и музеях РФ»
Слайд 10: Нормативно-правовое обеспечение деятельности музеев ОО:
6. Приказ директора об открытии школьного музея и назначении руководителя школьного музея 7. Устав (Положение о школьном музее, утвержденное директором ОО) 8. План работы музея (т екущий и перспективный планы работы музея ) - составная часть учебно-воспитательного плана ОО
Слайд 11: УЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
1. Акты приема и выдачи экспонатов 2. Книга поступлений основного фонда музейных предметов на постоянное хранение 3. Журналы учета работы музея (книга учета проводимых мероприятий, книга учета проводимых экскурсий) 4. Книга отзывов о работе школьного музея 5. Учетная карточка музея, акт обследования музея, свидетельство музея, для зарегистрированных музеев до 2013г. – паспорт музея 6. Буклеты, путеводители, учетные карточки экспонатов, разработки (тексты) экскурсий и мероприятий, портфолио достижений музея и т. д.
Слайд 12: Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992г
Общероссийский музейный фонд провозглашен национальным культурным достоянием наряду с библиотечным, архивным, кино-, фото-, фонофондами ; Ценность, порядок сохранения, функционирования и развитие этих фондов обеспечивается государством.
Слайд 13: Закон РФ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26 мая 1996г
Формы собственности на музейные предметы: государственная муниципальная частная
Слайд 14
Государственная часть МФ: - Федеральные музеи - Субъектов РФ -Муниципальные музеи до 01.01.1997г. -предметы, приобретенные за счет федеральных средств Негосударственная часть МФ Муниципальные музеи после 01.01.1997г. Частные, Ведомственные (школьные, вузовские, предприятий)
Слайд 15
3. Федеральный закон от 03.07.2016г. №357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» Статья 6. Музейные предметы и музейные коллекции, в том числе включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, независимо от того, в чьей собственности или во владении они находятся, подлежат государственному учету.
Слайд 16
Федеральный закон от 03.07.2016г. №357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» Статья 1. Музеи, иные организации, физические лица, в собственности, во владении или в пользовании которых находятся музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, обязаны обеспечить в порядке, установленном едиными правилами организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры (далее - единые правила): - физическую сохранность музейных предметов и музейных коллекций, а также проведение реставрационных работ лицами, прошедшими в федеральном органе исполнительной власти в сфере культуры аттестацию на право их проведения в отношении музейных предметов и музейных коллекций в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры; - безопасность музейных предметов и музейных коллекций, включая наличие присвоенных им учетных обозначений и охранной маркировки музейных предметов и музейных коллекций; - учет музейных предметов и музейных коллекций, ведение и сохранность учетной документации, связанной с этими музейными предметами и музейными коллекциями.
Слайд 17
Федеральный закон от 03.07.2016г. №357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» Статья 2. 2. Музейные предметы и музейные коллекции, не зарегистрированные на день вступления в силу настоящего Федерального закона в государственном каталоге государственными и муниципальными музеями, иными государственными и муниципальными организациями, в пользовании которых они находятся, но зарегистрированные в книгах поступлений основного фонда музеев (главных инвентарных книгах музеев) этих музеев и организаций, признаются включенными в состав Музейного фонда Российской Федерации со дня их регистрации в книгах поступлений основного фонда музеев (главных инвентарных книгах музеев) этих музеев и организаций.
Слайд 18: Учет музейных предметов
осуществляет руководитель музея в Книге поступлений с Инструкцией по учету и хранению музейных ценностей. Алгоритм учета музейных предметов Акт приема-передачи в ПП Регистрация музейных предметов в КП ПОЛЕВАЯ ОПИСЬ Регистрация музейных предметов в КП
Слайд 19: КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЕЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ:
естественнонаучные исторические литературные музыкальные мемориальные комплексные краеведческие монографические театральные технические сельскохозяйственные художественные
Слайд 20: Жанры музеев:
1. Музей-экспозиция (выставка) 2. Музей-мастерская (студия) 3. Музей-лаборатория 4. Музей-клуб, музей-театр 5. Музей-адаптационный центр 6. Музей-экскурсионное бюро 7. Музей-игротека 8. Музейное кафе 9. Музей-ярмарка
Слайд 21: ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ:
I ЭТАП: ( научное проектирование экспозиции) 1. Выработка идейного замысла и определение общей темы, которой должка быть посвящена экспозиция (определение темы музея ) (экспозиция «Мир русской деревни»; «История села»)
Слайд 22: 2.Разработка тематической структуры экспозиции (т.е. деление будущей экспозиции на разделы, темы, экспозиционные комплексы)
раздел экспозиции: «Быт крестьян в начале XX века»; темы раздела: «Костюмы крестьян Воронежской губернии XIX-XX века» «Ковры и ковровые изделия» «Народные средства передвижения и предметы упряжи» «Игрушка в жизни крестьянских детей» «Холодное и огнестрельное оружие» «Ювелирные украшения» «Расписные и резные деревянные предметы» «Гончарное производство» «Образцы узорных тканей и вышивки» «Предметы религиозного культа и первобытных верований» «Традиционные музыкальные инструменты»
Слайд 23: Тематический план
Тема Имеющиеся экспонаты Какие экспонаты необходимы дополнительно
Слайд 24
3.Организация поисково-исследовательской работы, сбор материала для музея (не менее 50 подлинных музейных предметов)
Слайд 25: 4.Составление тематико-экспозиционного плана
В нем точно определяется место для каждого экспоната, включая тексты (тема, перечень вопросов, род экспоната, содержание экспоната, место в экспозиции) Схема тематико-экспозиционного плана:. Название темы Экспозиционные комплексы Экспонаты ( подлинники и их воспроизведения, вспомогательные материалы) Место комплекса в экспозиции (стенд, витрина)
Слайд 26: Образец заполнения ТЭП
«Наше село в годы войны» I. Наши земляки - участники войны 1. Фотографии 2. Письма (витрина) 3. Ордена (витрина) 4. Списки участников войны (стенд) II. Состояние сельского хозяйства 1. Орудия труда (витрина) 2. Фотографии с/х работ (на подставке) III.Труженики колхоза в помощь фронту 1. Газеты 2. Фотографии передовиков 3. Награды, грамоты (на стенде, в витрине)
Слайд 27
5. Комплектование фондов (основной и научно-вспомогательный) школьного музея, учет и хранение .
Слайд 28
II этап: Художественное проектирование – обеспечение образного, пластического воплощения темы( цвет стендов, этикетажа, стен, штор и т.д.) 6.Оформление экспозиции
Слайд 29: III этап : Техническое проектирование – фиксация места каждого экспоната, текста и технических средств
Слайд 30: ОБРАЗЦЫ ЭКСПОЗИЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ
1 - Витрина горизонтальная передвижная на подиуме. Ножки витрины можно располагать с наклоном 2 - Турникет вертикальный, крепится стержнем к стене 3 - Турникет горизонтальный, крепится на кронштейне
Слайд 31
Напольная односторонняя демонстрационная система «Стенд-книга» с десятью двусторонними перелистываемыми рамками Напольная одностороння демонстрационная система «Стенд-книга» с двадцатью двусторонними перелистываемыми рамками
Слайд 32
Профессиональная горизонтальная музейная витрина на ножках с колпаком из гнутого стекла закрываемым на замок Профессиональная витрина с колпаком из гнутого стекла, на деревянных ножках
Слайд 33
Профессиональная горизонтальная музейная витрина на тумбе с распашными дверцами для скрытого хранения и прямым колпаком закрываемым на замок
Слайд 34
Настенные профильные витрины с распашными дверками и верхним модулем со съёмными табличками для надписей
Слайд 35: Профессиональные музейные вертикальные витрины полного обзора с полками, имеющими бесступенчатую регулировку по высоте
Слайд 36
Настенный скрытый рельс «Базовый» Настенные системы подвеса картин очень просты в использовании. Они позволяют создавать многорядовую подвеску картин, постеров и фотографий
Слайд 37: ПОРЯДОК РАЗМЕЩЕНИЯ ЭКСПОНАТОВ
1.Крупные экспонаты, фотографии, рисунки, схемы – в верхней части, выше уровня глаз 2.Мелкие предметы – на уровне глаз 3. Важные по содержанию экспонаты – на лучшей экспозиционной площади (Подлиннику - центральное место)
Слайд 39: ТРЕБОВАНИЯ К ШКОЛЬНОМУ МУЗЕЮ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
1. Частичная или полная смена экспозиции 2. Расширение тематики поисково – исследовательской работы 3. Формирование единого культурно – образовательного пространства села, города 4. Внедрение современных информационных технологий 5. Сохранение культурного наследия Воронежской области как источника духовных сил общества и сохранения памяти 6. Стимулирование работы руководителей школьных музеев и самих музеев