Первый слайд презентации
Министерство образования и науки Республики Марий-Эл Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Марий Эл « Оршанский многопрофильный колледж им. И.К. Глушкова» ПМ. 04 Методическое обеспечение образовательного процесса Методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроках «Окружающий мир «Моё Отечество» в 3 классе в помощь учителю начальных классов Выпускная квалификационная работа студента Ивановой Инны Игоревны Курс-4 Группа - « нк » Специальность-44.02.02 Преподавание в начальных классах Научный руководитель: Григорьевых Татьяна Ивановна, Преподаватель гуманитарных дисциплин Оршанка 2018
Слайд 2
Вид дипломного исследования Исследовательская стратегия создания методического продукта
Слайд 3
Актуальность Все вышесказанное определяет актуальность исследования по теме: Методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроках «Окружающий мир «Моё Отечество» в помощь учителю начальных классов Проект – одна из форм организации учебной деятельности. В рамках предмета «Окружающий мир. Моё Отечество» метод проекта занимает особое место ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации образовательной программы начального общего образования
Слайд 4
Содержание Введение 1 Т еоретическое обоснование проблемы разработки методических рекомендаций в помощь учителю начальных классов по организации проектной деятельности на уроках Окружающий мир «Моё Отечество» в начальных классах 1.1. История в начальном школьном образовании как важный фактор становления исторического сознания гражданина России 1.1.1 Важность исторического образования в начальной школе 1.1.2 Цели и задачи изучения истории в начальной школе 1.1.3 Структура исторического образования в начальной школе 1.1.4 Особенности урока истории в системе современного начального образования
Слайд 5
Содержание 1.2. Организация проектной деятельности с младшими школьниками на уроках Окружающий мир «Мое Отечество» в современной общеобразовательной школе 1.2.1 Понятие о проектной деятельности 1.2.2 Классификация проектов 1.2.3 Структура и основные условия уроков проектной деятельности 1.2.4 Этапы работы методом проектного обучения 1.2.5 Значение учебных проектов младших школьников 1.3 Особенности психического развития младших школьников 1.4 Анализ общеобразовательной программы для 3 класса Окружающий мир «Моё Отечество» в дидактической системе «Школа 2100» 1.4.1 Тематическое планирование уроков Окружающий мир «Моё Отечество» в 3 классе 1.4.2 Планируемые результаты освоения программы Окружающий мир «Моё Отечество» в 3 классе 1.5 Технология составления методических рекомендаций. Технические требования к методическим рекомендация
Слайд 6
Содержание 2 Работа по созданию методических рекомендаций по организации проектной деятельности на уроках Окружающего мира «Моё отечество» в помощь учителю начальных классов 2.1 Методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроках Окружающего мира «Моё Отечество» в помощь учителю начальных классов 2.1.1 Введение 2.1.2 Реализация проектной методики на уроках Окружающего мира «Моё отечество» в 3 классе 2.1.3 Критерии оценки проектной деятельности учащихся 3 класса на уроках Окружающего мира «Моё отечество» 2.1.4 Примерные конспекты уроков Окружающий мир «Моё отечество » в 3 классе 2.2 Выводы и рекомендации Заключение Список использованных источников Приложение
Слайд 7
Научный аппарат исследования Объект исследования: методическая оснащенность процесса организации проектной деятельности младших школьников на учебных занятиях в общеобразовательной школе Предмет исследования: разработка методических рекомендаций «Проектная деятельность на уроках Окружающий мир «Моё Отечество» в 3 классе», включающие в себя: Введение Реализацию проектной методики на уроках Окружающего мира «Моё Отечество» Критерии оценки проектной деятельности учащихся 3 класса на уроках Окружающего мира «Моё Отечество» Пример технологии работы над проектом на уроках Окружающего мира «Моё Отечество» Примерные конспекты уроков Окружающего мира «Моё Отечество» в 3 классе. И отвечающие требованиям к структуре и содержанию такого рода документов Цель исследования: разработать методические рекомендации «Проектная деятельность на уроках Окружающий мир «Моё Отечество» в 3 классе», включающие в себя: Введение Реализацию проектной методики на уроках Окружающего мира «Моё Отечество» Критерии оценки проектной деятельности учащихся 3 класса на уроках Окружающего мира «Моё Отечество» Пример технологии работы над проектом на уроках Окружающего мира «Моё Отечество» Примерные конспекты уроков Окружающего мира «Моё Отечество» в 3 классе. И отвечающие требованиям к структуре и содержанию такого рода документов
Слайд 8
Задачи исследования: 1) изучить и систематизировать доступную информацию по проблеме организации проектной деятельности младших школьников, реализуемой в рамках урочной деятельности по предмету Окружающий мир «Моё Отечество» в школе и в рассмотрении ее по частным вопросам: История в начальном школьном образовании как важный фактор становления исторического сознания гражданина России; Проектная деятельность на уроках «Мое Отечество» для 3 класса Особенности психического развития младших школьников; Анализ общеобразовательной программы для 3 класса «Окружающий мир. Моё Отечество» в дидактической системе «Школа 2100»; Технология составления методических рекомендаций. Технические требования к методическим рекомендация Научный аппарат исследования
Слайд 9
2) разработать методические рекомендации «Проектная деятельность на уроках Окружающий мир «Моё Отечество» в 3 классе», включающие в себя: Введение. Реализацию проектной методики на уроках Окружающего мира «Моё Отечество» Критерии оценки проектной деятельности учащихся 3 класса на уроках Окружающего мира «Моё Отечество» Пример технологии работы над проектом на уроках Окружающего мира «Моё Отечество» Примерные конспекты уроков Окружающего мира «Моё Отечество» в 3 классе И отвечающие требованиям к структуре и содержанию такого рода документов 3) сформулировать выводы и разработать рекомендации на основе материалов исследования 4) оформить материалы исследования в соответствии с современными требованиями к исследовательским проектам теоретического характера; подготовить текст и электронную презентацию для защиты; защитить дипломную работу Научный аппарат исследования
Слайд 10
1.Основной метод исследования: исследовательская стратегия создания методического продукта 2.Частные методы исследования: - Теоретические методы: - научный анализ теоретических источников; - теоретическое моделирование - способы организации умственной деятельности (мыслительные операции: анализ, синтез, систематизация, обобщение, конкретизация, абстрагирование; умозаключения: индукция, дедукция.) 3.Эмперический метод: - Практическое моделирование Методы исследования
Слайд 11
Этапы исследования 1. Подготовительный этап (сентябрь - декабрь 2017) определение актуальности проблемы; разработать методические рекомендации «Проектная деятельность на уроках Окружающий мир «Моё Отечество» в 3 классе», включающие в себя: Введение. Реализацию проектной методики на уроках Окружающего мира «Моё Отечество» Критерии оценки проектной деятельности учащихся 3 класса на уроках Окружающего мира «Моё Отечество» Пример технологии работы над проектом на уроках Окружающего мира «Моё Отечество» Примерные конспекты уроков Окружающего мира «Моё Отечество» в 3 классе. И отвечающие требованиям к структуре и содержанию такого рода документов; определение научного аппарата исследования;
Слайд 12
Этапы исследования 2. Исполнительный этап (январь – март 2018) разработка конспектов уроков «Моё Отечество» для 3 класса с применением метода проектной деятельности проведение уроков окружающего мира «Моё Отечество» в 3 классе с применением проектной деятельности и создание детьми проекта разработка методических рекомендаций в помощь учителю начальных классов «Проектная деятельность на уроках «Мое Отечество» в 3 классе» 3. Завершающий этап (апрель - июнь 2018) оформление текста дипломной работы и приложения; формулирование выводов и рекомендаций; рецензирование: отзыв научного руководителя; подготовка выступления, оформление слайдов к защите ВКР; защита ВКР
Слайд 14
Основные теоретические понятия Цель и задачи изучения истории в школе: Цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества
Слайд 15
Основные теоретические понятия Урок - является основной формой организации учебного занятия. Урок истории (обществознания) в условиях введения ФГОС чаще всего организуется в виде индивидуальных и групповых форм работы. Одной из особенностей урока истории (обществознания) по ФГОС, является использование компьютерной техники и информационных технологий, что повышает эффективность процесса обучения благодаря его интерфиксации, индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности
Слайд 16
Основные теоретические понятия Джон Дьюи Американский философ, педагог Родоначальник метода проектов Виктор Николаевич Шульгин русский и советский педагог - экспериментатор, основоположник метода проекта в СССР Уильям Херд Килпатрик, американский педагог, ученик Дью, основоположник метода проектов
Слайд 18
Основные теоретические понятия Евгения Семёновна По́лат доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией дистанционного обучения
Слайд 19
Основные теоретические понятия Творческие Практико - ориентированные Информационные И сследовательские Ролевые, игровые Типы проектов
Слайд 23
Основные теоретические понятия № п / п Название раздела Всего Уроки Практические занятия 1 Твои родные и твоя Родина в потоке времени 5 2 2 2 Времена Древней Руси 5 2 1 3 Времена Московского государства 6 2 1 4 Времена Российской империи 4 2 2 5 Времена Советской России и СССР 5 2 2 7 Современная Россия 11 2 1 Итого 36 часов Тематический план 3 класс
Слайд 24
Методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроках Окружающего мира «Моё Отечество» в 3 классе в помощь учителю начальных классов Цель: оказать методическую помощь учителям начальных классов по организации проектной деятельности в рамках уроков Окружающий мир «Моё Отечество», направленной на формирование у учащихся знаний об истории своей страны через живое, активное, личностное восприятие, которые будут расширяться в дальнейшем
Слайд 25
Реализация проектной методики на уроках Окружающего мира «Моё Отечество»
Слайд 26
Методические рекомендации по применению метода проектов на уроках Окружающий мир «Моё отечество» в 3 классе 1. Старайтесь подходить ко всему творчески. 2. Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат. 3. Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности. 4. В процессе работы не забывайте о воспитании школьника. 5. Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать. 6. Не c ледует полагаться на то, что дети уже обладают определенными б a зовыми навыками и знаниями, помогайте им осваивать новое. 7. Помните о главном пед a гогическом результате – не делайте за ученика то, что он может c делать самостоятельно. 8. Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями. 9. C тарайтесь формиров a ть н a выки c амостоятельного решения проблем исследования. 10. Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию. 11. Помогайте детям научиться управлять процессом собственного исследования. 12. Очень важен этап рефлексии проекта, не следует о нем забывать. 13. Старайтесь выбирать проекты, которые можно реализовать на одном уроке, связанной одной темой, с изучением конкретных знаний. 14. Важно помнить, что на уроке, учащиеся могут выполнить только не большие проекты, поэтому следует выбирать краткосрочные проекты
Слайд 27
Критерии оценки проектной деятельности учащихся 3 класса на уроках Окружающего мира «Моё Отечество» Критерии – позволяют оценить значимость предполагаемого проекта с точки зрения основных тенденций, целей и направлений развития и на разных уровнях его организацию
Слайд 28
Примерные конспекты уроков Окружающий мир «Моё Отечество» в 3 классе «Вставай страна огромная» «Власть народа» «Кто в государстве самый главный?» «Народы России» «Наш общий дом»
Слайд 29
Урок 20 «Вставай страна огромная» Творческий проект: «ГЕРОЙ ВОЙНЫ В МОЕЙ СЕМЬЕ»
Слайд 30
Урок 20 «Вставай страна огромная» «Вставай страна огромная» Информационный проект: «Вставай страна огромная»
Слайд 32
Урок 24 «Кто в государстве самый главный» Роелво-игоровой проект: «ВЫБОРЫ»
Слайд 34
Урок 25 «Народы России» Творческий проект: « РЕЦЕПТЫ БЛЮД КУХНИ РАЗНЫХ НАРОДОВ РОССИИ»
Слайд 35
Урок 26 «Наш общий дом» Информационный проект: « НАРОДЫ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА»
Слайд 36
Рекомендации Учителям начальных классов: - развивать интерес к изучению истории России; - вовлекать студентов и обучающихся в проектную деятельность; - воспитывать уважение к предмету Окружающий мир «Моё Отечество»; - использовать в своей профессиональной и практической деятельности разработанную нами серию уроков Окружающий мир «Моё Отечество»; - использовать данные методические рекомендации в работе при планировании и проведения урока с использованием метода проектов; - формировать у учащихся культуру умственного труда, приучая детей к исследовательской деятельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом; - проводить семинары, мастер-классы, открытые уроки, применяя проектную технологию для учителей школы, района республики; -способствовать самостоятельной творческой работе учащихся; -воспитывать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей; -вовлекать учащихся в активные формы деятельности в обстановке информационно-насыщенной работы в области истории
Слайд 37
Рекомендации Студентам учреждений профессионального образования и обучающимся общеобразовательных учреждений: -активно включаться в работу по проектной деятельности с целью личностного обогащения и познания истории, культуры, традиций своей страны; - продолжать научно-исследовательскую работу по направлению естествознание Родителям : - принимать активное участие совместно с детьми в создании проектов на заданные темы; - способствовать формированию положительного отношения к урокам Окружающий мир «Моё Отечество»
Слайд 38
Заключение Использование проектной деятельности при обучении в современной школе становится все более актуальным. Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Ценностью работы считается качественное построение уроков Окружающий мир «Моё Отечество» с использованием метода проекта, в ходе которых создаются исследовательские проекты, творческие проекты, которые позволяют активизировать познавательную деятельность, развивать творческие способности обучающихся
Слайд 39
Список использованных источников Аношкина, В.Л., Резванов, С.В. «Образование. Инновация. Будущее». [Текст] М. 2001. Бердяев, Н. А. «Смысл истории». [Текст] М. 1990. – 176 с. Вахрушев, А. А., Данилов, Д. Д., «Окружающий мир. 3 класс. Учебник в 2-х частях. Обитатели земли. Мое Отечество. ФГОС». [Текст] М. 2013.- 288 с. - ISBN: 5-85939-185-4 Вяземский, Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. [Текст] М. 1999. Дубравина, И.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие. [Текст] М. Академия, 2002 Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе [Текст]/ Н.В. Иванова// Журнал «Начальная школа.- 2004. - №2. – С. 55-59. Кальней, В. А., Матвеева, Т. М., Мищенко, Е. А., Шишов, Е. С. Структура и содержание проектной деятельности [Текст]/ В.А. Кальней // Журнал «Стандарты и мониторинг в образовании». - 2004. - № 4. – С. 21-26. Конышева, Н. М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы [Текст]/ Н.М. Конышева// Журнал «Начальная школа». - 2006. -.№1. – С. 17-27. Краля, Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся [Текст]: учебно-методическое пособие/ Н.А.Краля – М.: Омск: издательство Омгу, 2005. – 59 с. Матулис, Т.Н. Методика преподавания истории. [Текст] М. 1978
Слайд 40
Список использованных источников 11. Матяш, Н.В. Хохлова, М.В. Творческие проекты в младшей школе [Текст] /Под ред. В.Д. Симоненко. - Издательство: Брянск, 1999. – 379 с. – ISBN 5- 45611-023-8 12. Новикова, Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности//Народное образование. [Текст] М. 2000.-№7. 13. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе информационно – коммуникативных средств. – М. НИИ школьных технологий. [Текст] М. 2005 г. 14. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. [Текст] 6-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2008.-80с.- ISBN: 5-89145400-6 15. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст] /И. Д. Чечель //Журнал «Директор школы». – 1998. – №3. С. 11-16. 16. Великая Отечественная Война [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/ 17. История создания проектов [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://soc-work.ru/ 18. Каллендарно тематический план по окружающему миру «Моё Отечество» 3 класс [ Электронный ресурс ]. - М.: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/10/05/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-po-0 19. Классификация проектов [ Электронный ресурс ]. –М.: http://pedagogie.ru/klasifikacija-proektov.html 20. Критерии оценивания [Электронный ресурс]. - Режим доступа http:do.gendocs.ru/
Слайд 41
Список использованных источников 21. Критерии оценивания ученических проектов [ Электронный ресурс ]. - М.: http://festival.1september.ru/articles/526848/ 22. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников [ Электронный ресурс ]. - М.: https://infourok.ru/organizaciya-issledovatelskoy-i-proektnoy-deyatelnosti-shkolnikov-1344350.html 23. Рабочая программа по окружающему миру «Моё Отечество» 3 класс [ Электронный ресурс ]. - https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2014/11/23/rabochaya-programma-po-okruzhayushchemu-miru-dlya-3 24. Реализация проектной методики [ Электронный ресурс ]. –– М.: http://do.gendocs.ru/docs/index-187838.html 25. Метод проектов [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://distant.ioso.ru/ 26. Метод проектов [ Электронный ресурс ]. – М.: http://zdorovie.distancionnoe.edusite.ru/p8aa1.htm 27. Методические рекомендации [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://do.gendocs.ru/ 28. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования [ Электронный ресурс ]. - https://infourok.ru/planiruemie-rezultati-osvoeniya-osnovnoy-obrazovatelnoy-programmi-srednego-obschego-obrazovaniya-794580.html 29. Типы проектов [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://tvorcheskie-proekty.ru/ 30. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт [ Электронный ресурс ]. –М.: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223 31. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт проектов [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.fgosvo.ru/
Слайд 42
Научная значимость исследования Теоретическая значимость дипломной работы заключается: - в систематизации доступной информации по проблеме методики организации проектной деятельности на уроках окружающего мира «Мое отечество» в начальных классах в ее частных вопросах: История в начальном школьном образовании как важный фактор становления исторического сознания гражданина России Проектная деятельность на уроках «Мое Отечество» для 3 класса Особенности психического развития младших школьников Анализ общеобразовательной программы для 3 класса «Окружающий мир. Моё Отечество» в дидактической системе «Школа 2100» Технология составления методических рекомендаций. Технические требования к методическим рекомендация. То есть в составлении нового научного текста, который может быть опубликован в научно-теоретических изданиях: сборниках, журналах - в разработке и оформлению методических рекомендаций по проблеме методики организации проектной деятельности на уроках окружающего мира «Мое отечество» в начальных классах, которые также могут быть представлены в разных печатных изданиях
Слайд 43
Научная значимость исследования Практическая значимость заключается: - в разработке методических рекомендаций «Проектная деятельность на уроках Моё отечество в 3 классе» в разработке конспектов уроков по истории в 3 классе и возможности проведения по им уроков другими учителями в формулированных автором выводах и разработанных им соответствующих рекомендаций различными заинтересованными лицами в овладении автором ВКР знаниями, умениями и навыками по планированию и осуществлению научного психолого-педагогического исследования, а также по оформлению его материалов в соответствии с современными требованиями к оформлению психолого-педагогическому исследованию
Последний слайд презентации: Министерство образования и науки Республики Марий-Эл Государственное бюджетное
Министерство образования и науки Республики Марий-Эл Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Марий Эл « Оршанский многопрофильный колледж им. И.К. Глушкова» ПМ. 04 Методическое обеспечение образовательного процесса Методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроках «Окружающий мир «Моё Отечество» в помощь учителю начальных классов Выпускная квалификационная работа студента Ивановой Инны Игоревны Курс-4 Группа - « нк » Специальность-44.02.02 Преподавание в начальных классах Научный руководитель: Григорьевых Татьяна Ивановна, Преподаватель гуманитарных дисциплин Оршанка 2018