Первый слайд презентации: МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)
Выполнила: студентка группы ЗФ-409-101-3-5 Коробкова Надежда Сергеевна Научный руководитель: К.п.н., доцент кафедры СПП и ПМ Сошникова Наталья Григорьевна Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения у младших школьников с задержкой психического развития
Слайд 2
Цель исследования: теоретически изучить проблематику логопедической работы по преодолению нарушений чтения у младших школьников с задержкой психического развития и оценить ее эффективность в ходе экспериментального исследования. Предмет исследования: процесс преодоления нарушений чтения у младших школьников с задержкой психического развития. Объект исследования: нарушения чтения у младших школьников с задержкой психического развития.
Слайд 4
Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Оно помогает обогащаться знаниями, развивать познавательные и речевые способности ребенка, воспитывать нравственные качества и развивать эстетические чувства. С помощью чтения дети изучают большинство учебных предметов. Умение читать имеет важное значение как для развития речи, так и во многом предопределяет успехи ребѐнка в школе. Чтение и письмо – это сложный навык, объединяющий в единую систему деятельности внимание, восприятие, память, мышление.
Слайд 5: Для формирования навыков чтения у детей с ЗПР важна специальная подготовка:
формирование фонематического слуха и фонематических представлений, работа по развитию анализа и синтеза ; упражнения на формирование зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти, исправление произношения, преодоление трудностей в артикуляции, концентрацию внимания; работа по преодолению стойких ошибок в интонационном выделении предложений, так как дети с ЗПР не соблюдают пунктуационных интонаций; для развития техники чтения рекомендуется широкое использование разнообразных тренировочных упражнений (звукобуквенный анализ, упражнения с подставлением и заменой букв).
Слайд 6
Навык чтения – это комплекс умений понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, читать выразительно, ориентируясь на знаки препинания и содержание, не забывая и о темпе чтения. Рассмотрим данные компоненты навыка чтения. Способ чтения – важный компонент техники чтения, который влияет на другие ее стороны. Выделяют следующие способы чтения: а) непродуктивные – побуквенное чтение, отрывистое слоговое, чтение целыми словами и группами слов; б) продуктивное – плавное слоговое чтение, плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов.
Слайд 8
Задержка психического развития (ЗПР ) – это психолого- педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии. По данным разных авторов, в детской популяции выявляется от 6 до 11% детей с ЗПР различного генеза.
Слайд 9: Классификация задержки психического развития включает четыре основных формы:
задержка психического развития конституционального происхождения ; с оматогенного происхождения; психогенного происхождения; задержка церебрально-органического генеза
Слайд 10
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА (ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ) Цель констатирующего исследования – выявить наиболее типичные ошибки чтения у детей с задержкой психического развития и сравнить их с ошибками нормально развивающихся сверстников. Для решения задачи изучения процесса овладения чтением у учащихся с ЗПР нами было проведено экспериментальное обследование 18 учеников ГКОУ "Школа № 20" г. Оренбурга. В эксперименте участвовали 9 детей, которые по заключению ПМПК имели задержку психического развития различного генеза: 2 ребенка с задержкой психического развития соматогенного происхождения, 1 ребенок с задержкой психического развития церебрально-органического генеза, 6 детей – ЗПР конституционального происхождения. Контрольную группу составили нормально развивающиеся сверстники из 2 «Б» класса ГКОУ "Школа № 20» в количестве 9 человек.
Слайд 11
№ имя ученика Способ чтения ошибки п о в т о ры скорость чтения искажение слова аграмматизмы пропуск букв замены перестановки Экспериментальная группа 1 Мария Б. слог+слово 1 43 2 Вадим Г. слог+слово 2 1 1 1 35 3 Владислав М. слог+слово 1 1 1 1 36 4 Вадим П. слог+слово 1 1 38 5 Валерий Т. слог+слово 1 1 43 6 Владислав Т. слово+слог 1 44 7 Владимир Ш. слово 1 43 8 Чула Т. слово+слог 1 1 42 9 Анастасия Ю. слово 1 43 Итог: 6 5 5 1 2 Контрольная группа 1 Карина Г. слово 2 57 2 Владимир К. слово 73 3 Юлия М. слово 1 59 4 Владислав О. слово 1 58 5 Юрий Р. слог+слово 1 2 44 6 Алексей Ч. слово 1 52 7 Михаил Ш. слово 92 8 Игорь Е. слово 2 44 9 Александр Ф. слово 70 Итог: 1 4 1 - 4 Результаты констатирующего эксперимента оказались следующими Таблица 1 Техника чтения экспериментальной и контрольной групп
Слайд 12
Имя ученика Осознанность чтения Выразительность чтения вопросы уровень осознанности паузы интонирован ие голоса уровень выразительности 1 2 3 запятая точка Экспериментальная группа 1.Мария Б. + + - средний + + - средний 2.Вадим Г. - - - Низкий - - - низкий 3.Владислав М. + - - Низкий - - - низкий 4.Вадим П. - + - Низкий - - - низкий 5.Валерий Т. + + - средний - + - низкий 6.Владислав Т. + + - средний + + - средний 7.Владимир Ш. + + + высокий + + - средний 8.Чула Т. + + - средний + + - средний 9.Анастасия Ю. + + + высокий + + - средний Контрольная группа 1.Карина Г. + + - средний - + - низкий 2.Владимир К. + + + высокий + + - средний 3.Юлия М. + + + высокий + + + высокий 4.Владислав О. + + + высокий - + - низкий 5.Юрий Р. + + - средний + + - средний 6.Алексей Ч. + + - средний + + - средний 7.Михаил Ш. + + + высокий + + - средний 8.Игорь Е. + + - средний + + - средний 9.Александр Ф. + + + высокий + + + высокий Таблица 2 Осознанность и выразительность чтения экспериментальной и контрольной групп
Слайд 13
№ имя ученика способ чтения ошибки повторы скорость чтения искажения аграмматизмы Пропуск букв замены перестановки 1. Мария Б. слог+слово 45 2. Вадим Г. слог+слово 1 1 1 40 3. Владислав М. слово 40 4. Вадим П. слог+слово 42 5. Валерий Т. слово 49 6. Владислав Т. слог+слово 48 7. Владимир Ш. слово 49 8. Чула Т. слог+слово 1 1 47 9. Анастасия Ю. слово 49 Итог: 1 2 - - 2 Анализ результатов экспериментальной работы Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения у учащихся с ЗПР, которая была организована в ходе формирующего эксперимента, дала положительный результат. Таблица 3 Техника чтения экспериментальной группы после эксперимента
Слайд 14
Ошибки Экспериментальная группа До формирующего эксперимента После формирующего эксперимента Искажения 6 1 Аграмматизмы 5 2 Пропуск букв 5 0 Замены, перестановки 1 0 Повторы 2 2 Скорость чтения (в среднем) 27 45,4 Способ чтения Слог+слово – 7 Слово – 2 Слог+слово – 5 Слово – 4 Выразительность Низкий уровень – 4 Средний – 5 Высокий – 0 Низкий – 1 Средний – 5 Высокий – 3 Осознанность Низкий уровень – 3 Средний – 4 Высокий – 2 Низкий – 2 Средний -2 Высокий – 5 Таблица 5 Динамика сокращения количества ошибок в сравнительном плане среди учеников экспериментальной группы
Слайд 15
№ Имя ученика Осознанность чтения Выразительность чтения вопросы уровень осознан. паузы интонирова ние голоса уровень выразительно сти точка запятая 1. Мария Б. + + - средний + + + высокий 2. Вадим Г. + - - низкий + - - низкий 3. Владислав М. + + + высокий + + + высокий 4. Вадим П. + - - низкий + + - средний 5. Валерий Т. + + + высокий + + - средний 6. Владислав Т. + + + высокий + + - средний 7. Владимир Ш. + + + высокий + + - Средний 8. Чула Т. + + - средний + + - Средний 9. Анастасия Ю. + + + высокий + + + Высокий Таблица 4 Осознанность и выразительность процесса чтения экспериментальной группы после эксперимента
Слайд 16: ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная выпускная квалификационная работа была направлена на определение эффективнеости логопедической работы по преодолению нарушений чтения у младших школьников с задержкой психического развития. Изучение литературы по данному вопросу показало, что чтение является сложным психофизическим процессом. В своем становлении этот процесс проходит 4 ступени по Т.Г. Егорову. На протяжении всего этого процесса ученика сопровождает учитель начальных классов. Его роль в становлении навыка чтения очень велика, еще большую значимость она приобретает при работе с детьми с задержкой психического развития. ЗАКЛЮЧЕНИЕ