Первый слайд презентации: Мировые культуры и межкультурные коммуникации
Лекция 4Б
Слайд 4: 1. Периодизация средневековья
Средневековье – период со времени падения Римской империи в 476 году до падения Византийской империи, просуществовавшей с 395 по 1453 год. Временные границы для обозначения средневековья условны, идеология средневековья формировалась раньше (например, Никейский церковный собор 325 года). Для европейской культуры с V по XV века, древнерусский период датируем примерно с X века.
Слайд 5: 2. Локализация составляющих средневековой культуры
Для идеологии характерен теоцентризм, центральное положение богословия; Западноевропейская традиция связана с латынью и католичеством; Восточноевропейская традиция связана с византийской культурой, греческим и славянскими языками, древнерусской культурой. Следствие разделения христианства на Западную и Восточную церкви в 1054 году.
Слайд 6: 3. Раннее христианство и западно-европейское средневековье
Основные идеологические смыслы западноевропейского средневековья: Апофатическая и катафатическая теология; Причащение как основное таинство; Lingua Latina ; Вселенские церковные соборы; «Церковь воинствующая»; Патристика и схоластика; Теодицея и доказательства бытия Бога; ТЕОЦЕНТРИЗМ МИРОВОЗЗРЕНИЯ. Социальные формы богословия – патристика и схоластика
Слайд 7: Догматы христианства утверждались в дискуссиях на Вселенских Соборах, несогласные с решениями Соборов церкви становились самостоятельными (Автокефальными)
Основное направление христианства, традиционно исповедуемое на территории России – православие. Православные церкви дохалкидонской традиции, не принявшие решения IV Вселенского собора, который проходил в 451 г. в Халкидоне (пригороде Константинополя) – Эфиопская православная ( Тэвахэдо, около 36 млн. человек), Армянская Апостольская, Коптская, Эритрейская, Сирийская и Маланкарская (Индийская ортодоксальная) церкви. Разные направления: разделение на православие и католичество в 1054 г., появления протестантизма, лютеранства в 1517 году.
Слайд 8: На фото слева: облачение священника Эфиопской Православной Церкви - Тэвахэдо
На фото справа – краткая информация об истории и современной деятельности Эфиопской Православной Церкви.
Слайд 9: 4. Основные направления в христианстве по количеству последователей
Разделение на западную (католичество) и восточную (православную) христианские церкви произошло в 1054 году. Католичество самая массовая христианская конфессия, имеющая наибольшее количество христианских последователей в современном мире. С 1517 года в результате Реформации католицизма, которую возглавил Мартин Лютер, появилось новое направление в христианском богословии, богослужебной и бытовой практике – протестантизм, существующий в настоящее время в разных формах и представленный различными течениями. В христианстве существует множество течений, самостоятельных церквей, наиболее многочисленные из них католичество и православие.
Слайд 10: 5. Формы средневекового богословия – патристика и схоластика. А. Патристика
Патристика – учение отцов церкви. Особо почитаемые – Василий Великий (330-379), Григорий Богослов ( Назианзин, ум.389), Иоанн Златоуст (ум.407). Патристика сформировала канон, то есть отделила боговдохновенные тексты (Библию как Ветхий Завет и Новый Завет) от апокрифических текстов (небиблейские раннехристианские и позднеиудейские тексты на библейские сюжеты) и агиографии (жанра литературы, который посвящён житиям святых). В учении отцов церкви антропологические и этические проблемы решаются в контексте богословских и онтологических размышлений. Такова, например, философия каппадокийцев (византийских философов) Василия Великого, Григория Нисского и западноевропейского мыслителя Августина Аврелия. Основные идеи и представители.
Слайд 11: Схоластика
Схоластика (название происходит от слова «школа») – направление в богословской (философской) мысли средневековья, которое развивает идеи «учителей церкви», внесших значительный вклад в теологию. Схоластика решала проблемы доказательства бытия Бога, присутствия зла в мире и теодицеи (оправдания Бога за присутствие зла в мире). Основные темы
Слайд 12: Б. Схоластика
Онтологическое доказательство определяет Бога как беспричинную причину бытия, первую причину, самодостаточную сущность, саму себя производящую ( causa sui ) – это Бог. Космологическое доказательство – Бог как нефизическая сущность, производящая существование физических объектов. Кинетическое доказательство – Бог как недвижимый двигатель. Если всё в мире постоянно движется, то что-то произвело первое движение – это Бог как источник движения. Телеологическое доказательство указывает на то, что всё в мире целесообразно, закономерно, значит, цель вложена Творцом. Моральное доказательство – это доказательство от степени совершенства, знание о добре и зле. Доказательства бытия Бога. Фома Аквинский, «Сумма теологии». Примером схоластических дискуссий является также дискуссия номиналистов и реалистов об универсалиях (самодостаточных сущностях наподобие «идей» в онтологии Платона).
Слайд 13: ЧАСТЬ II
Общая характеристика материальной культуры, храмовой и замковой архитектуры
Слайд 14: Материальная культура европейского христианского средневековья
Самая крупная форма изобразительного искусства, архитектура, обогатила культуру двумя новыми архитектурными стилями. Это романский стиль, преобладавший в X – XII века, и готический XIII – XV веков. Основным строительным материалом романского стиля был камень с частичным использованием кирпича и дерева. Внешние формы романского стиля были заимствованы из средневековой греческой, то есть византийской архитектуры, и соединились с местными европейскими строительными приёмами того времени. В романском стиле строились крепостные сооружения и здания крепостного характера: монастырские комплексы, замки, городские укрепления, и, конечно же, церкви и соборы. Для романских храмов характерны узкие арочные проёмы и аркады, ордеров в античном стиле в средневековой архитектуре нет, как элемент используется капитель, отдалённо напоминающая коринфскую. Для западноевропейских храмов характерно присутствие скульптуры, образующей архитектурную орнаментацию. До нашего времени сохранилось не так уж много сооружений романского зодчества. Романские зодчие отказались от деревянных перекрытий, заменив их каменными сводами, и устойчивость здания обеспечивали массивные стены. Романский и готический стили
Слайд 15: 1. Романский стиль. А. Храмовая архитектура
Принцип строительства храмов во всех христианских конфессиях – ориентация по сторонам света.
Слайд 16: Пример собора в романском стиле. Шпайер. Вид на Имперский Собор со смотровой площадки Технического музея
Строительство начал римо -германский император Конрад II около 1030 (25?) года. Продолжил его сын Генрих III и закончил его внук Генрих IV.
Слайд 17: Большой имперский собор Девы Марии и Святого Стефана строили пять поколений мастеров
В XI веке население Шпайера – около 500 человек. Здесь прошли более 50 гофтагов и рейсхтагов, в крипте похоронены 4 императора и 4 короля.
Слайд 20: Романский стиль
П римеры: соборы в Отэне и Пуатье, замки Бретани, стены города Каркассона во Франции, соборы в Майнце, Вормсе и Шпайере в Германии, церкви на севере Италии. На фото: интерьер собора в городе Шпайер, собор в течение веков строился, реконструировался и перестраивался. 1030 -1853
Слайд 21: Б. Пример замковой архитектуры романской эпохи
Неккарштайнах. Замок Хинтербург 1100
Слайд 23: Замок Хинтербург
Блиггер II фон Штайнах (1152-1210), миннезингер, автор « Песни о Нибелунгах» (?). Придумал герб с арфой, сейчас в геральдике города Неккарштанах.
Слайд 25: Хинтербург
Вид на стену замка с башни замка, которая считается более новой пристройкой.
Слайд 29: Неккарштайнах
Жилой замок династии Штайнах. Сейчас частная территория, посетителей не пускают.
Слайд 30: Как эпоха романтизма XIX века представляла романскую эпоху: замок Нойшванштайн, основал Людвиг II в 1869 году
Архитекторы: К. Жанк, Э. Ридель, Г. фон Долман, Дж. Гофман.
Слайд 31: 2. Готика. Примеры готических соборов
Позднее в храмовой архитектуре появляется новый стиль – готика. Слово «готика» произошло от итальянского слова gotico, буквально означающего «готский», то есть название германского племени готов. Это художественный стиль, являющийся символом средневекового искусства в Западной, Центральной и, частично, Восточной Европы. Возникновение и развитие этого стиля связано с ростом и богатством монастырей, экономическим процветанием европейских городов, ставших крупными центрами торговли и ремёсел. Основной тип готических сооружений – это собор, строившийся не только как самое крупное здание города, но и центр общественной жизни. Для готического стиля характерна лёгкая, экономичная, прочная конструкция, позволяющая хорошо освещать внутреннее пространство. Для готической архитектуры характерны огромные оконные проёмы, и такого типа каркасная система нуждалась в укреплении. Так появились характерные подпорные элементы: контрфорсы (устои), поперечные стенки и аркбутаны – наклонные полуарки. Именно они придавали зданию ажурность как одну из главных черт готического стиля. Наиболее массивной частью храма был главный фасад с двумя башнями. Бывали и исключения, например, Нотр -Дам-де-Страсбург имеет одну несимметричную башню. Основные принципы и виды
Слайд 32: Готика
На фото: Нотр -Дам-де-Страсбург, фрагмент стены с аркбутанами (наружными подпорками в виде полуарок).
Слайд 33: Готика
Основным декоративным убранством готических соборов была скульптура на главном фасаде и в интерьере. Вместо характерных для романского стиля росписей в готике развилось искусство витражей на окнах. Витражи выполнялись из небольших кусочков разноцветного стекла, запаянного в металлический свинцовый переплёт, и льющийся из окон разноцветный свет освещал мрачновато-лаконичные стены готических храмов. Специфика строительного дела этой эпохи заключалась в том, что архитекторы не имели заранее разработанных проектов, представляя образ будущего собора в целом и направляя работы в этом направлении. Другой особенностью было использование ручного труда, отсутствие машинной техники, что предопределяло медленные темпы строительства. Например, начало строительства Собора Парижской богоматери, Нотр -Дам-де-Пари, относится к середине XII века, когда на месте галло -римского храма в западной части острова Ситэ епископ Морис де Сюлли заложил первый камень собора. Строительство собора продолжалось и возобновлялось в течение веков, вплоть до XIX века, и Нотр -Дам-де-Пари не был в этом смысле исключительным случаем. Технологии
Слайд 34: Готика
На фото: фрагмент фасада собора Парижской богоматери на фоне безупречно лазоревого Парижского неба. Собор строился, начиная с XII века.
Слайд 35: Основатель – Морис де Сюлли. Мастера Жан де Шелль, Пьер де Монтрей, 1160
Эжен Виолле - ле -Дюк, Жан-Батист Ласса - руководители реставрации Нотр-Дам в 19 веке
Слайд 36: Готика
Готические соборы строились 50, 100 и более лет, что воспитывало многовековые цеховые традиции и преемственность поколений. Всемирную известность имеют соборы Парижа, Реймса, замки Куси, Шантильи, Пьерфон во Франции, соборы Кёльна, Нюрнберга, Гейдельберга, Аахена в Германии, соборы в Вене, Праге, Флоренции, Сиене, дворец Дожей в Венеции, архитектура стран Прибалтики. В развитии готики есть три основных стиля: ранняя готика, более лаконичная, зрелая готика, более сложная и детальная, и так называемая «пламенеющая» готика, изобилующая декором с устремлённой вверх перспективой и напоминающая огонь. Примером пламенеющей готики является Кёльнский собор. Материальная культура европейского христианского средневековья, и в первую очередь шедевры храмовой архитектуры, до сих пор восхищают своей красотой и изобретательностью конструкций, не зря французский писатель В. Гюго называл готику «каменной симфонией». Периоды и стили
Слайд 37: Собор в Кёльне. Строился в 1248-1437, 1842-1880
Один из первых архитекторов – мастер Герхард фон Риле.
Слайд 38: Церковь Святого Духа в Гейдельберге
1398-1515. На фото справа – витраж. На фото слева – вид с верхней галереи. В 1693г. Священник И.Д. Шмидтманн уговорил французскую армию, осадившую собор, выпустить запертых местных жителей, но жертв и разрушений избежать не удалось.
Слайд 39: Общий характер средневековья
Феодализм; Сословное общество; Рыцарство, лирическая поэзия, замки и соборы. Эпоха феодализма
Слайд 41: 1. Примеры древнерусских храмов
Софийский собор Новгородского Кремля. Создан в 1045-1050х годах, самый ранний из древнерусских храмов, сохранившийся на территории России в первозданном виде.
Слайд 42: Примеры православных храмов домонгольского периода на северо-западе
Слева: Старая Ладога, Успенский собор XI века, западная сторона. Старая Ладога, Георгиевский собор, 11 80 год ( XII век), юго-восточная сторона. Крестово-купольный тип конструкции позволял возводить храмы за один строительный сезон.
Слайд 43: 2. Этика социального служения и воинского долга в православии
А. Этика социального служения. Кирилл и Мефодий, создатели славянской письменности.
Слайд 44: Княгиня Ольга – первая русская правительница, принявшая христианство. Основала г. Псков в 903 году
Основатели городов изображаются на иконах с храмом в руках.
Слайд 45: Иосиф Волоцкий (1439 – 1515)
Покровитель православного предпринимательства.
Слайд 46: Лука Войно-Ясенецкий, святитель Крымский (1877 – 1961)
Священник и хирург – пример социального и духовного служения в годы советской власти.
Слайд 47: Юристы Иван Ковшаров (1878 – 1922) и Юрий Новицкий (1882 – 1922)
Служение профессии, служение обществу. На фото – икона юристам – святым мученикам И. Ковшарову и Ю. Новицкому в Никольском морском соборе Кронштадта.
Слайд 48: 2Б. Этика воинской доблести в православной традиции
На фото: фреска, изображающего Св. Георгия, в церкви Георгия-Победоносца в Старой Ладоге ( XII в.). Святой Георгий – покровитель воинов.
Слайд 49: В. Васнецов, картина «Три богатыря», 1898 г
Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич – былинные богатыри. Мощи Ильи Муромца находятся в Киево-Печерской Лавре.
Слайд 50: Александр Невский (1221 – 1263) – полководец, видный политический деятель
Фёдор Ушаков (1745 – 1817) – флотоводец, адмирал, победитель.
Слайд 51: Полковые священники – капелланы – служители и духовные, и военные
На фото – награды полковых священников за участие в отечественных войнах в экспозиции Государственного музея истории религии на Почтамтской ул., 14.
Слайд 53: В блокадном Ленинграде, в осаждённой Москве священники вели активную патриотическую деятельность
На фото: экспозиция Государственного музея истории религии на Почтамтской ул., 14.