Первый слайд презентации: Моделирование расписания учебно-тренировочных занятий в условиях гармонизации законодательства
Слайд 2
До и во время модернизации подготовки спортивного резерва (до 2022 г.): До начала модернизации подготовки спортивного резерва у чебно-тренировочные занятия организовывались в академических часах, приравниваемые в тарификации к астрономическим часам с их дополнением короткими перерывами. Федеральные стандарты спортивной подготовки появились благодаря начавшейся модернизации подготовки спортивного резерва 2011-2013 гг. на базе типовых (примерные) учебно-тренировочных программ без каких-либо «…кардинальных изменений…» (Ю.Д. Нагорных, Форум «Россия – спортивная держава (Чебоксары, 2014). Нагрузка в типовых (примерных) учебно-тренировочных программах указывалась в академическом исчислении. Минспорт России в Отраслевом соглашении по работникам физической культуры и спорта на 2015-2017 гг. четко, ясно и однозначно допускал включение в норму часов тренерской работы коротких перерывов продолжительностью 15-20 минут ( абз. 2 п. 4.3.). 4. Законодательство о техническом регулировании (ч. 3 ст. 1 Закона № 184-ФЗ), распространяющего свое действие на федеральные стандарты спортивной подготовки, Закон № 52-ФЗ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, СанПиН о проведении занятий в зависимости от возрастных ограничений. 4. Термин «астрономический час» (60 минут), используется, когда необходимо отличить указанную величину от «академического часа». Показатели максимального объема учебно-тренировочной нагрузки, как и иные показатели, указанные в единицах времени, применяемые в федеральных стандартах спортивной подготовки, указаны в астрономических часах и являлись нормативными показателями, необходимыми для освоения программы спортивной подготовки. (п. 7 ст. 2 Закона № 107-ФЗ, ГОСТ 8.417-2002 - законодательство об исчислении времени)
Слайд 3
Для обеспечения непрерывности учебно-тренировочного процесса 1. Проводит учебно-тренировочный процесс в соответствии с учебно-тренировочным планом круглогодичной подготовки, рассчитанным исходя из астрономического часа (60 минут) (п. 3.2. приказа Минспорта России от 03.08.2022 № 634) 2. Федеральный центр подготовки спортивного резерва разработал «Организационно-методические рекомендации к примерным дополнительным образовательным программам спортивной подготовки по видам спорта» по 11 видам спорта. В каждом из проанализированных документов рекомендуется устанавливать продолжительность одного учебно-тренировочного занятия при реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки в астрономических часах (60 минут) (стр. 9). 3. Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания в официальных ответах на запрос о норме продолжительности учебно-тренировочного занятия, ссылается на приказ от 03.08.2022 № 634 Минспорта России, где предписывается рассчитывать норму учебно-тренировочного занятия исходя из астрономического часа (60 минут)
Слайд 4
1. В расписании (графике) учебно-тренировочных занятий указывается еженедельный график проведения занятий по группам подготовки, утвержденный приказом руководителя организации на календарный год, спортивный сезон, согласованный с тренерским советом в целях установления наиболее благоприятного режима учебно-тренировочного процесса, отдыха спортсменов. При составлении расписания продолжительность одного учебно-тренировочного занятия рассчитывается с учетом возрастных особенностей и этапа спортивной подготовки (п. 48 приказа Минспорта России от 30.10.2015 № 999). 2. Нормы учебной работы рассчитаны в астрономических часах, включающих короткие перерывы, динамические паузы - до 45 минут (п. 2 Примечаний к приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601, п. 2.2. приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536). Учебно-тренировочное занятие в академических часах, не включая время короткого перерыва 3. Законодательство о техническом регулировании ( ч. 3 ст. 1 Закона № 184-ФЗ), распространяющего свое действие на федеральные стандарты спортивной подготовки. 4. Спортивная подготовка осуществляется посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта ( пп. 15.1. Закона 329-ФЗ). 5. Правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (таблица 6.6.)
Слайд 5
Продолжительность учебных занятий в организациях среднего профессионального и организаций высшего образования Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 6 апреля 2021 г. N 245 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры" …16. Величина зачетной единицы устанавливается образовательной организацией самостоятельно в астрономических или академических часах (при величине академического часа 40 или 45 минут )… Приказ Министерства просвещения РФ от 24 августа 2022 г. N 762 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования" 28. …. Для всех видов учебных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
Слайд 6: Учебно-тренировочное занятие
Короткий перерыв от 40 до 15 минут Практическая часть от 20 до 45 минут Учебно-тренировочное занятие Возраст Продолжительность практической части, мин Короткий перерыв, мин Продолжительность учебно-тренировочного занятия, мин от 1,5 до 3 лет* 10 50 60 от 3 до 4 лет* 15 45 от 4 до 5 лет 20 40 от 5 до 6 лет 25 35 от 6 до 7 лет 30 30 7 лет (сентябрь-декабрь) 35 25 7 лет (январь-май) 40 20 8-17 классы и далее 45 15 * - вопрос требует дополнительного изучения, т.к. с 2006 по 2014 гг. занятия разрешалось начинать с 4 лет.
Слайд 7: Модель расписания учебно-тренировочного занятия независимо от этапа спортивной подготовки
Короткий перерыв от 15 до 40 мин Практическая часть от 45 до 20 мин Практическая часть от 45 до 20 мин Короткий перерыв от 15 до 40 мин
Слайд 8: Моделирование расписания учебно-тренировочных занятий по этапам спортивной подготовки
15 мин 45 мин 45 мин 15 мин 15 мин 45 мин 45 мин 15 мин 15 мин 45 мин
Слайд 9: Виды (формы) организации учебно-тренировочного процесса
Групповые и индивидуальные учебно-тренировочные занятия; Теоретические учебно-тренировочные занятия; Учебно-тренировочные мероприятия (сборы); Физкультурные мероприятия, спортивные соревнования; Инструкторская и судейская практика; Медико-восстановительные мероприятия; Контрольное тестирование (промежуточная аттестация); Система спортивного отбора и спортивной ориентации; Самостоятельная работа по индивидуальным планам Виды (формы) организации учебно-тренировочного процесса устанавливаются: дополнительной общеразвивающей программой в области физической культуры и спорта или дополнительной образовательной программой спортивной подготовки
Слайд 10: Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного занятия
1. Продолжительность одного учебно-тренировочного занятия не должна превышать : - на этапе начальной подготовки - 2 часов; - на учебно-тренировочном этапе - 3 часов; - на этапе совершенствования спортивного мастерства - 4 часов; - на этапе высшего спортивного мастерства - 4 часов. При проведении более одного учебно-тренировочного занятия в один день суммарная продолжительность занятий не должна превышать двукратный максимальный объем учебно-тренировочного занятия на этапе спортивной подготовки или по возрастной группе обучающихся, относящейся к этапу спортивной подготовки. Исключение: учебно-тренировочные занятия, целью которых является длительное прохождение участков местности (например, походы, тестирование функционального состояния и т.п.)
Слайд 11: Модель расписания учебно-тренировочных занятий
В зависимости от специфики вида спорта и периода подготовки (переходный, подготовительный, соревновательный), начиная с учебно-тренировочного этапа, недельная тренировочная нагрузка может увеличиваться или уменьшаться в пределах годового учебно-тренировочного плана, определенного для данного этапа спортивной подготовки. Расписание, начиная с учебно-тренировочного этапа, имеет гибкую модель в отличие от расписания учебно-тренировочных занятий на спортивно-оздоровительный и начальной подготовки. В настоящее время для спортивно-оздоровительного и начального этапа спортивной подготовки отсутствуют разъяснения о реализации учебно-тренировочного процесса, предполагающих изменение как в большую, так и в меньшую сторону недельной нагрузки в связи с участием обучающихся в: спортивных соревнованиях, учебно-тренировочных мероприятиях (сборах).
Последний слайд презентации: Моделирование расписания учебно-тренировочных занятий в условиях гармонизации: Моделирование расписания учебно-тренировочных занятий, начиная с учебно-тренировочного этапа
15 мин 45 мин 45 мин 15 мин 15 мин 45 мин 45 мин 15 мин 15 мин 45 мин 45 мин 45 мин 45 мин 45 мин 15 мин 15 мин* 15 мин* 15 мин* 15 мин Вывод: 1. Организовать суммарный учет времени учебно-тренировочного процесса нарастающим итогом, где ежемесячно учитывать фактически выполненную нагрузку. 2. Тарифицировать нормируемую часть рабочего времени в неделю. 3. Проработать вариант введения нормируемой части рабочего времени в пределах годовой нормы по аналогии с СПО (720 часов), вузами (до 900 час в зависимости от должности). 4. В положениях о документах планирования установить расчётное время УТЗ. * - на этапам ССМ и ВСМ высвобождается 30 минут, которые можно направить на различные виды (формы) организации учебно- тренировочного процесса