Первый слайд презентации
Моему всё время двойки ставят! Моя всё время плачет! Мой вас просто боится! Я буду жаловаться в департамент! Сколько можно! ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ КОММУНИКАЦИИ С РОДИТЕЛЬСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ г радусник родительского собрания н а основе уровней правды У. Шутца КОПИНГ- МЕХАНИЗМЫ В ПОВЕДЕНИИ РОДИТЕЛЯ
Слайд 3
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СЕМЬИ ДЕТЕЙ С ОВЗ НЕДОСТАТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ ДОВЕРИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СООБЩЕСТВА К ШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА БОЛЕВЫЕ ТОЧКИ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ «Легко достигнутое согласие не заслуживает доверия» Лао-Цзы
Слайд 4
Родители не рассматривают школу как важный этап в становлении успешности ребёнка, не считают время проведенное в школе и полученные там знания, объективным фактором влияющим на дальнейшую жизнь ученика - существует противоречие между образовательной успешностью ребенка в школе и его жизненным успехом. КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ 52 родителей удовлетворены качеством школьной подготовки их детей % ВЦИОМ. 2019 г. 46,8 родителей удовлетворены качеством школьной подготовки их детей % г. Москва. 2019 г. С 2010 г. оценка родителей по итоговому уровню подготовки детей в школе с учетом перспективы поступить в престижные высшие учебные заведения 4,1 и з 7 Всерос. Бушуев. 2023 г.
Слайд 5
ШКОЛА НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ОЖИДАНИЯМ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ родителей считают, что школьное образование не является гарантом материального благополучия их ребёнка. 73,2 % г. Екатеринбург. 2020 г. Родителей однозначно уверены в том, что школы, в которых учатся их дети - современные % ВЦИОМ. 2021 г. 19 Родителей считают, что в школе, где учатся их дети сложилась хорошая ситуация в решении проблем ВЦИОМ. 2023 г. 35 % родителей согласились с тем, что школа в полной мере соответствует их ожиданиям и надеждам на качественное образование. 13 % Всерос. Башманова. 2019 г.
Слайд 6
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ родителей считают необходимым наличие в школе высотехнологичного оборудования. 61,4 % Родителей считают необходимым увеличение количества молодых специалистов в школе % 26,3 Родителей считают необходимым изменение перечная учебных предметов, преподаваемых в школе. 32,8 % родителей выступает за увеличение интерактивных форм обучения в школе, где учатся их дети. 61,7 % Всерос. Тарханова, Райхельгауз. 2024 г. Всерос. Тарханова, Райхельгауз. 2024 г. Всерос. Тарханова, Райхельгауз. 2024 г. Всерос. Тарханова, Райхельгауз. 2024 г. ЗАПРОС НА СОВРЕМЕННОСТЬ
Слайд 7
22,32 КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ВСЕМУ ГОЛОВА» % От всех запросов родителей в исполнительные органы власти субъектов РФ, курирующих вопросы «Образования» Учебный процесс (г. Севастополь, Ленинградская, Калужская, Ульяновская области ) за период с 1 сентября 2023 до 31 августа 2024 года. родителей отмечают высокий уровень предметных и методических компетенций учителей 36 % г. Иркутск. 2024 г. р одителей, которые перевели своего ребёнка на домашнее обучение сделали это из-за трудностей в отношениях с учителем. 58 % Татарстан. 2020 г. «ПРЕТЕНЗИЯ» К УЧИТЕЛЮ р одителей, испытывает сложность в интерпретации современной системы оценивания. 43 % Г. Санкт-Петербург. 2022 г. С 2015 г. по 2021 г. общий уровень удовлетворённостью образования вырос на 1,2% (с 86,1 до 87,3) Росстат.
Слайд 8
СЕМЬИ ДЕТЕЙ С ОВЗ Т енденция к росту семей, в которых воспитываются дети с ОВЗ, ставит перед школой новые методические вызовы по организации и обеспечению психолого-педагогического сопровождения таких родителей, которые в решении проблем больше всего ориентированы на собственный ресурс. 34,1 Родителей детей с ОВЗ полностью удовлетворены работой общеобразовательной организации в целом. Институт коррекционной педагогики. 2023 г. 53,3 не удовлетворены % 23,5 % Институт коррекционной педагогики. 2023 г. Родителей не удовлетворены психологической атмосферой взаимоотношений между учениками и преподавателями. Пользуются услугами специалистов психолого-педагогических центров и психологов для помощи в сложной жизненной ситуации 7 % Институт Коррекционной педагогики. 2023 г. 40,1 % родителей заявляют, что их дети нуждаются в дополнительных занятиях для повышения уровня подготовки… Феномен семьи как основного ресурса
Слайд 9
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Низкий уровень вовлечённости родителей в дела школы ведёт к завышенным ожиданиям от образовательного учреждения, которое, по мнению родителей, должно взять на себя всю полноту ответственности за обучение и воспитание ребёнка. Показатель зависит от возраста ребёнка и его успеваемости в школе. 61 Родителей-наставников, активно вовлечённых в жизнь ребёнка и школы на начальной ступени образования. % В старшем звене их 11% НИУ ВШЭ. 2019 г. 1/3 От общего числа всех родителей на всех ступенях образования – это родители-невидимки, практически не участвующие в жизни школы и ребёнка НИУ ВШЭ. 2019 г. на 20 % Разница в уровне доверия между родителями «успевающих» и «неуспевающих» детей Екатеринбург. 2020 г.
Слайд 10
КОМПЕТЕНТНОСТЬ Кризис семейного воспитания порождает тенденцию самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка, ведёт к утрате родительской компетентности, что для школы выливается в коммуникационные и организационно-педагогические барьеры взаимодействия. 62 % Родителей принимает участие в домашнем обучении своих детей НИУ ВШЭ. 2016 г. В Америке 93% 45 Родителей в качестве стратегии поиска педагогической информации о воспитании своего ребёнка выбирает педагога или воспитателя НИУ ВШЭ. 2016 г. 50 % % Родителей не посещали и не планируют посещать образовательные курсы для родителей НИУ ВШЭ. 2016 г. 86 % матерей используют гаджеты, чтобы отвлечь детей и заняться своими делами. 30 % Отцов и матерей считают, что можно делегировать чтение сказок умным колонкам. (Социологическое агентство «Вебер» и «Союзмультфильм» 2023 г.).
Слайд 11: ТРЕНДЫ
УСИЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПОДДЕРЖКЕ СЕМЬИ ТРЕНДЫ 2,83 трл. 2,88 трл. 2,84 трл. 2025 г. 2026 г. 2027 г. Динамика финансирования нацпроекта «Семья» ВОЗМОЖНОСТИ РИСКИ Демографический рост «Ловушка социального государства» Рост количества семей Рост лояльности государству Рост дефицита гос. бюджета Инфляция
Слайд 12: ТРЕНДЫ
ВОЗМОЖНОСТИ РИСКИ Разработка методик «Кадровый голод» Повышение квалификации Инклюзивное общество Специальная военная операция Экологическая обстановка ТРЕНДЫ УВЕЛИЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ + СОП 1,15 млн. Количество обучающихся с ОВЗ в РФ Минпрос. 2024 г. Динамика роста детей-инвалидов. Ростат. 2023 г.
Слайд 13: ТРЕНДЫ
РОСТ ЧИСЛА НЕДОВОЛЬНЫХ ШКОЛОЙ РОДИТЕЛЕЙ (ПЕРЕХОД НА ДОМАШНЕЕ ОБУЧЕНИЕ) ВОЗМОЖНОСТИ РИСКИ Внутренние изменения в школе Снижение уровня образования Клиентоцентричность Клиентоориентированность Проблемы социализации Конфликтность и тревожность 94 Нравится идея перевода ребёнка на домашнее обучение % 30 % Уже перевели ребёнка на домашнее обучение или хотя бы раз об этом задумывались «Лента.ру» 2024 17,9 тысч. 2016 г. 174,7 тысч. 2023 г. Московский городской педагогический университет. 2023 г. РОСТ КОЛИЧЕСТВА ДЕТЕЙ, КОТОРЫЕ ПЕРЕШЛИ НА ДОМАШНЕЕ ОБУЧЕНИЕ с 2016-2023 гг. ДО 2030 г.
Слайд 14: ТРЕНДЫ
УВЕЛИЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА АКТИВНЫХ И ВОВЛЕЧЕННЫХ В ЖИЗНЬ ШКОЛЫ РОДИТЕЛЕЙ ВОЗМОЖНОСТИ РИСКИ Рост доверия к школе Эффект родительского чата Рост качества образования Осознанное родительсвто Усиление социального давления Административная нагрузка С 2030 г. НЕОДНОРОДНОСТЬ КОНТИНГЕНТА ВОВЛЕЧЁНЫХ РОДИТЕЛЕЙ
Слайд 15: ТРЕНДЫ
43 ТРЕНДЫ ГИПЕРОПЕКА (ПЕРЕХОД К ЦИФРОВОЙ ГИПЕРОПЕКЕ) ВОЗМОЖНОСТИ РИСКИ ИНФАНТИЛИЗМ ДЕТЕЙ Отцов и матерей считают, что у них есть черты гиперопекающего родителя. Агентство «Вебер». 2023 г. % 55% матерей 96 Несовершеннолетних детей есть свой гаджет: телефон/планшет или умные часы. Агентство «Вебер». 2023 г. % 75 Родителей контролируют использование гаджетов своими детьми. Агентство «Вебер». 2023 г. % БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ 56 Детей в возрасте 4-6 лет уже есть свой смартфон или планшет, к 11-14 годам он есть у 97 % детей. Лаборатория Касперского. 2019 г. % 40 Родителей что хотели бы отслеживать геолокацию своего ребёнка, но не знают как это сделать. Лаборатория Касперского. 2019 г. % 1/3 Лаборатория Касперского. 2019 г. Хотели бы лучше контролировать своего ребёнка в сети, но у них нет на это времени.
Слайд 16
ПОКОЛЕНИЕ Y БЫТЬ НЕ ТАКИМ КАК ВСЕ И ЯРЧЕ ВЫДЕЛЯТЬСЯ НЕ СТРЕМЯТСЯ БЫТЬ ВЗРОСЛЫМИ МНОГОЗАДАЧНОСТЬ В КОММУНИКАЦИИ ЗАВЫШЕННЫЕ ОЖИДАНИЯ ОТ РАБОТЫ ПОДСТРАИВАЮТ УСВЛОИЯ РАБОТЫ ПОД СВОЮ ЖИЗНЬ ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ БОЛЬШОЙ ЗАПРОС НА ЭМПАТИЮ БЕСПРОИГРЫШНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ ДОВЕРИЕ И НАДЕЖДА НА ГОСУДАРСТВО
Слайд 18
ШАГИ К ДОВЕРИЮ ПРИЗНАКИ ДЕСТРУКТОРА «НЕДОВЕРИЕ» Люди: Скрывают слабости и ошибки; Не критикуют коллег; Неохотно обращаются за помощью; Быстро делают выводы о других; Не интересуются другим опытом; Много сил тратят на впечатление, а не на работу; Не высказывают недовольство; Ищут поводы отстраниться. ДОВЕРИЕ – отсутствие страха быть уязвимым во взаимодействии с другими людьми. ДОВЕРИЕ – это способность человека быть зависимым. ДОВЕРИЕ – это соблюдение всех установленных коммуникационных контрактов. ДОВЕРИЕ – это уверенность в чьей-либо добросовестности, искренности, в правильности его действий. Неумение формировать доверие – это главный деструктор учителя. Система доверия – часть организационной культуры коллектива. Обида – результат несоответствия ожиданий, которые всегда нужно вербализировать. «Культура ест стратегию на завтрак»
Слайд 19
РАМКА ДОВЕРИЯ ТРАНЗАКЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ Основанием к доверию может выступать общее пространство, совместная деятельность или общность интересов, принадлежность к одной и той же группе. ОБСТАНОВОЧНАЯ АФФЕРЕНТАЦИЯ УРОВНИ ДОВЕРИЯ Чётко установленные изнутри и понятые всеми участниками коллективом правила, оформленные в виде коммуникационного контракта. Выполнение и соблюдение правил, а также коммуникационных контрактов на уровне межличностного/межгруппового взаимодействия.
Слайд 21
МЫ НЕ СООБЩАЕМ ДРУГ ДРУГУ ПРАВДЫ, ПРИДУМЫВАЯ ЭВФЕМИЗМЫ И РАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЪЯСНЕНИЯ, УМАЛЧИВАЯ ИЛИ ОБМАНЫВАЯ ; ОТСУТСТВИЕ ПРЕДПОСЫЛОК К ПРАВДИВЫМ ОТНОШЕНИЯМ ПОРОЖДАЕТ БАРЬЕРЫ В КОММУНИКАЦИИ И КОНФЛИКТЫ. ПРАВДИВО ГОВОРИТЬ О СВОИХ ЧУВСТВАХ В ОТНОШЕНИИ СИТУАЦИИ ИЛИ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА – ЭТО ПРОЯВЛЕНИЕ СЛАБОСТИ ; Одна капля лжи портит океан доверия… ПРАВДУ ЛЮДИ ПЕРЕСТАЛИ ГОВОРИТЬ ЧУВСТВАХ… О СВОИХ
Слайд 22
ПРАВДА ТРЕБУЕТ ВЫСОКОГО УРОВНЯ САМО-ОСОЗНАНИЯ и САМО-РАСКРЫТИЯ НАМ ЧАСТО МЕШАЕТ ОТКРЫВАТЬСЯ РИСК МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ – СТРАХ РАЗОЧАРОВАТЬ ОКРУЖАЮЩИХ СВОИМИ ВЫСКАЗЫВАНИЯМИ И ДЕЙСТВИЯМИ; МЫ ЧАСТО НЕ МОЖЕМ РАЗОБРАТЬСЯ В СВОИХ ЧУВСТВАХ, УСТАНОВИТЬ ИХ ПОДЛИННУЮ ПРИЧИНУ/НЫ (СУЩЕСТВУЕТ ПРОБЛЕМА БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО); СТРАХ ЧАСТО ПЕРЕРАСТАЕТ В АГРЕССИЮ И ВЫЯСНЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ. СОТРУДНИЧЕСТВО – ЧУЖДЫЙ ЧЕЛОВЕКУ ТИП ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Мы всегда оцениваем потенциальный ущерб для своего имиджа
Слайд 23
ИСКАЖЁННОЕ ПОНИМАНИЕ ПРАВДЫ ЕСЛИ БЫ Я ГОВОРИЛ ЛЮДЯМ ВСЁ, ЧТО Я О НИХ ДУМАЮ, СКОРЕЕ ВСЕГО Я БЫ НИГДЕ НЕ РАБОТАЛ, НИ С КЕМ НЕ ДРУЖИЛ И Т.Д. ГОВОРИТЬ, ЧТО КТО-ТО КЕМ-ТО В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ – ЭТО ПЕРЕХОДИТЬ НА ЛИЧНОСТИ. ЭТО ПАВДОЙ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ…
Слайд 24
ИСКАЖЁННОЕ ПОНИМАНИЕ ПРАВДЫ ЕСЛИ Я БУДУ ОБДУМАННО СООБЩАТЬ ПРАВДУ О ЛЮДЯХ, БУДУ ТАКТИЧНЫМ И ДЕЛИКАТНЫМ, Я МОГУ ИЗБЕЖАТЬ ПОСЛЕДСТВИЙ… БЫТЬ ТАКТИЧНЫМ – ЭТО СМЯГЧАТЬ ПРАВДУ, ЧТОБЫ ОНА НЕ БЫЛА ТАКЖЕ ЯСНА СЛУШАТЕЛЮ, КАК САМОМУ ГОВОРЯЩЕМУ…
Слайд 25
НАСТОЯЩАЯ ПРАВДА не ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО Я О ВАС ГОВОРЮ и КАК я это ДЕЛАЮ …
Слайд 26
НАСТОЯЩАЯ ПРАВДА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО Я ЧУВСТВУЮ И ДАЖЕ НЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ВАМ, А ПО ОТНОШЕНИЮ К СЕБЕ
Слайд 27
УРОВНИ ПРАВДЫ УРОВЕНЬ -1 САМООБМАН ПОДСОЗНАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ – ВСЁ, ЧТО Я РЕШАЮ НЕ ЗНАТЬ САМ, И, ТАКИМ ОБРАЗОМ, О ЧЁМ Я НЕ МОГУ СКАЗАТЬ ВАМ. НА УРОВНЕ УМЕНИЯ СЛУШАТЬ: «Я не знал, что вы хотите со мной поговорить» ЧТО Я ДЕЛАЮ/ГОВОРЮ «Я не хочу, чтобы вы говорили со мной» ЧТО Я ХОЧУ НА САМОМ ДЕЛЕ Я СТАРАЮСЬ НЕ ОСОЗНОВАТЬ ВАШИ ПЕРВЫЕ ШАГИ, ПОТОМУ, ЧТО НЕ ХОЧУ С ВАМИ ОБЩАТЬСЯ. « Я НЕ ЗНАЛ О ПРОБЛЕМЕ » – ЭТО НЕ ТО, ЧТО ХОЧЕТ УСЛЫШАТЬ РОДИТЕЛЬ, КОТОРЫЙ ПРИШЁЛ ЕЁ РЕШАТЬ.
Слайд 28
Я ЗНАЮ ЧТО-ТО ВАЖНОЕ, НЕ РАССКАЗЫВАЮ ВАМ ОБ ЭТОМ. Я РАЦИОНАЛИЗИРУЮ : «ЭТО НЕ ТАКТИЧНО», «ЭТО НЕ БУДЕТ ПОЛЕЗНО», «МНЕ АУКНЕТСЯ», «ОН/ОНА ВСЁ РАВНО НИЧЕГО С ЭТИМ НЕ ПОДЕЛАЕТ», «Я МОГУ ОШИБАТЬСЯ», «Я НЕ ХОЧУ НИКОГО ОБИЖАТЬ» УРОВНИ ПРАВДЫ ЧТО Я ХОЧУ НА САМОМ ДЕЛЕ УРОВЕНЬ 0 УМАЛЧИВАНИЕ НА УРОВНЕ УМЕНИЯ СЛУШАТЬ: Я ОСОЗНАЮ, ЧТО НЕ ХОЧУ УСЛЫШАТЬ ВАС, ПОЭТОМУ ПРЕДНАМЕРЕННО ВАС НЕ СЛУШАЮ. ЧТО Я ДЕЛАЮ/ГОВОРЮ «Я вас не слушаю» «Я не хочу вас слушать» « Я НЕ ХОЧУ ОБ ЭТОМ ГОВОРИТЬ » – ЭТО НЕ ТО, ЧТО ХОЧЕТ УСЛЫШАТЬ РОДИТЕЛЬ, КОТОРЫЙ ПРИШЁЛ РАЗГОВАРИВАТЬ.
Слайд 29
Я ПРЕДВИЖУ, ЧТО НА МЕНЯ НАПАДУТ И ОБВИНЯТ, И ПОЭТОМУ Я ВАС СЛУШАЮ ДОСТАТОЧНО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОПРОВЕРГНУТЬ ВАШИ СЛОВА И ПРИГОТОВИТЬСЯ К ЗАЩИТЕ… УРОВНИ ПРАВДЫ ЧТО Я ХОЧУ НА САМОМ ДЕЛЕ УРОВЕНЬ 1 НА УРОВНЕ УМЕНИЯ СЛУШАТЬ: ЧТО Я ДЕЛАЮ/ГОВОРЮ «ВЫ… (… ничтожество) » Я ВЫРАЖАЮ СВОЕ МНЕНИЕ О ВАС И ДАЖЕ ПЕРЕХОЖУ НА ЛИЧНОСТИ И КРИТИКУЮ. «Я не являюсь тем, кем вы назвали меня» «Я хочу опровергнуть ваши слова и защититься» « А ЧТО СДЕЛАЛИ ВЫ? » – ЭТО НЕ ТО, ЧТО ХОЧЕТ УСЛЫШАТЬ РОДИТЕЛЬ, КОТОРЫЙ ПРИШЁЛ УЗНАТЬ О ВАШИХ ДЕЙСТВИЯХ
Слайд 30
УРОВНИ ПРАВДЫ ЧТО Я ХОЧУ НА САМОМ ДЕЛЕ УРОВЕНЬ 2 НА УРОВНЕ УМЕНИЯ СЛУШАТЬ: ЧТО Я ДЕЛАЮ/ГОВОРЮ « Я СДЕЛАЛ ВСЁ, ЧТО В МОИХ СИЛАХ, А ВЫ… » – ЭТО НЕ ТО, ЧТО ХОЧЕТ УСЛЫШАТЬ РОДИТЕЛЬ, КОТОРЫЙ ПРИШЁЛ СЛУШАТЬ О РЕБЁНКЕ, А НЕ О СЕБЕ… «ПО ОТНОШЕНИЮ К ВАМ Я ЧУВСТВУЮ… (…неприязнь)» «Вы не правы» Я ПЕРЕВОЖУ ФОКУС С ТОГО, ЧТО ДЕЛАЕТЕ ВЫ, НА ТО, ЧТО ЧУВСТВУЮ Я ПО ОТНОШЕНИЮ К ВАМ. МНЕ НЕ НРАВИТСЯ ТО, ЧТО ВЫ ГОВОРИТЕ, И ПОЭТОМУ Я ПОПЫТАЮСЬ ОПОЗОРИТЬ ВАС, ДАЖЕ НЕМНОГО ИСКАЗИТЬ ФАКТЫ И АТАКОВАТЬ ВАС… «Я хочу атаковать вас и опозорить»
Слайд 31
УРОВНИ ПРАВДЫ ЧТО Я ХОЧУ НА САМОМ ДЕЛЕ УРОВЕНЬ 3 НА УРОВНЕ УМЕНИЯ СЛУШАТЬ: ЧТО Я ДЕЛАЮ/ГОВОРЮ « ВСЁ ТАК ПОТОМУ, ЧТО ВЫ… » – ЭТО НЕ ТО, ЧТО ХОЧЕТ УСЛЫШАТЬ РОДИТЕЛЬ, ОН НЕ ХОЧЕТ БЫТЬ ПРИЧИНОЙ НЕУДАЧ СВОЕГО РЕБЁНКА. Я ПЕРЕБИВАЮ ВАС, ПОТОМУ, ЧТО НЕ ХОЧУ ВАС УСЛЫШАТЬ. Я ХОЧУ, ЧТОБЫ ВЫ УСЛЫШАЛИ МЕНЯ. Я ХОЧУ УБЕДИТЬ ВАС, ЧТО Я ПРАВ, А ВЫ НЕТ… «Вы не правы, а я прав» «Я слушаю вас, только чтобы найти подходяще место для контратаки» Я ОПИСЫВАЮ ВАШЕ ДЕЙСТВИЕ, КОТОРОЕ СЛУЖИТ ОСНОВОЙ МОЕГО ЧУВСТВА – ОНО ОБЪЯСНЯЕТ И ОПРАВДЫВАЕТ МЕНЯ. «ПОТОМУ ЧТО ВЫ… (мало уделяете этому внимания)»
Слайд 32
УРОВНИ ПРАВДЫ ЧТО Я ХОЧУ НА САМОМ ДЕЛЕ УРОВЕНЬ 4 НА УРОВНЕ УМЕНИЯ СЛУШАТЬ: ЧТО Я ДЕЛАЮ/ГОВОРЮ « ВЫ ПРАВДА ДУМАЕТЕ, ЧТО Я… » – ЭТО ТО, ЧТО ХОЧЕТ УСЛЫШАТЬ РОДИТЕЛЬ, ОН ХОЧЕТ БЫТЬ ПОНЯТЫМ. «МНЕ КАЖЕТСЯ, ВЫ СЧИТАЕТЕ МЕНЯ… (…некомпетентным)» Я ОБОБЩАЮ И ПРЕДСТАВЛЯЮ, ЧТО ВЫ БУДТО БЫ СЧИТАЕТЕ МЕНЯ НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫМ, НЕКОМПЕТЕНТНЫМ ИЛИ НЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМ. «Я слушаю, пока не пойму смысл ваших слов» «Я хочу понять, что я понимаю ваши слова» Я ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ХОЧУ ПОНЯТЬ ВАШИ СЛОВА. Я ПРОШУ ВАС ПРОЯСНИТЬ ИЛИ КОНКРЕТИТИЗОВАТЬ, ЕСЛИ Я НЕ ПОНИМАЮ.
Слайд 33
УРОВНИ ПРАВДЫ ЧТО Я ХОЧУ НА САМОМ ДЕЛЕ УРОВЕНЬ 5 НА УРОВНЕ УМЕНИЯ СЛУШАТЬ: ЧТО Я ДЕЛАЮ/ГОВОРЮ « Я ХОЧУ ЗНАТЬ, ЧТО ВАС БЕСПОКОИТ… » – ЭТО ТО, ЧТО ХОЧЕТ УСЛЫШАТЬ РОДИТЕЛЬ, ОН ХОЧЕТ БЫТЬ ПОНЯТЫМ. «Я БОСЮСЬ, ЧТО Я… (…некомпетентен)» Я РАСПОЗНАЮ СВОИ СТРАХИ ( НЕЗНАЧИМОСТЬ, НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ ИЛИ НЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ) О СЕБЕ, ПОНИМАЮ, ЧТО ИМЕННО ТАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ, ДО ЭТОГО Я ОПИСЫВАЛ ЭТИ ЧУВСТВА ВАМ, А НЕ СЕБЕ. МОИ НЕГАТИВНЫЕ ЧУВСТВА СВЯЗАНЫ СО МНОЙ, А НЕ С ВАМИ. «Я боюсь, что не правильно понимаю вас, и поэтому я слушаю» «Я хочу понять, что вы говорите, и что вы чувствуете» Я ХОЧУ УСЛЫШАТЬ НЕ ТОЛЬКО СЛОВА, НО И МУЗЫКУ
Слайд 34
НАПРИМЕР ОДНА РОДИТЕЛЬНИЦА ПОСТОЯННО ЗВОНИТ/ПИШЕТ ПОСЛЕ 18:00 УРОВЕНЬ 5 (Я БОЮСЬ, ЧТО) – ОНА ПРАВА, А Я НЕЗНАЧИМЫЙ ЧЕЛОВЕК. УРОВЕНЬ -1 – НЕ ЗНАЮ, ЧТО ЭТО МОЖЕТ МЕНЯ ЗАДЕТЬ. УРОВЕНЬ 0 – НОШУ В СЕБЕ. УРОВЕНЬ 1 (ВЫ…) – Я СЧИТАЮ ЕЁ БЕСПЕЧНОЙ И НЕВОСПИТАННОЙ. УРОВЕНЬ 2 (Я ЧУВСТВУЮ…) – МНЕ НЕ НРАВИТСЯ ЭТА НЕВОСПИТАННОСТЬ. УРОВЕНЬ 3 (ПОТОМУ ЧТО…) – ОНА ПОСТОЯННО ЭТО ДЕЛАЕТ. УРОВЕНЬ 4 (ВЫ СЧИТАЕТЕ МЕНЯ) – ОНА НЕ СЧИТАЕТ МЕНЯ ВАЖНЫМ.
Слайд 35
ОТ ТОГО, НАСКОЛЬ Я, НА САМОМ ДЕЛЕ, ЧУВСТВУЮ СВОЮ НЕЗНАЧИМОСТЬ, СПОР С РОДИТЕЛЬНИЦЕЙ О ВРЕМЕНИ ЗВОНКА ОБРЕЧЁН ПРОДОЛЖАТЬСЯ ЦЕЛУЮ ВЕЧНОСТЬ, ПОТОМУ, ЧТО СУТЬ ПРОБЛЕМЫ НЕ В ЭТОМ.
Слайд 36
ОТКРЫТОСТЬ МОЖНО ВОЗВЕСТИ ДО АБСУРДА ПРОБЛЕМА ЕСЛИ Я ПЫТАЮСЬ РЕШИТЬ, СЛЕДУЕТ МНЕ ЧТО-ТО ГОВОРИТЬ ИЛИ НЕТ, ТОГДА МНЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СЛЕДУЕТ ЕСТЬ ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ, В КОТОРЫХ ОТКРЫТОСТЬ НЕУМЕСТНА ИЛИ ДАЖЕ НЕ ВОСТРЕБОВАННА
Слайд 37
ПРОБЛЕМА КОПИНГ – действия, предпринимаемые человеком, чтобы справиться со стрессом. ПЕРЕЧЕНЬ ТИПОВЫХ КОПИНГ-МЕХАНИЗМОВ: Человек отрицающий ( Отрицание ); Человек-жертва ( Проекция ); Человек-критик ( Вытеснение ); Человек-самообвинитель ( Мазохист ); Человек-помощник ( Самоидентификация ); Человек-требующий ( Компенсация )
Слайд 39
ЧЕЛОВЕК-ЖЕРТВА ВСЁ ИНТЕПРЕТИРУЮ КАК НАПАДЕНИЕ ИЛИ КРИТИКУ, ОСКОРБЛЯЮСЬ И ОБИЖАЮСЬ.
Слайд 40
ЧЕЛОВЕК-КРИТИК КОММЕНТИРУЮ ВСЁ, ЧТО НЕ ИДЕАЛЬНО, УКАЗЫВАЮ НА ЛЮБЫЕ ОШИБКИ.
Слайд 41
ЧЕЛОВЕК-САМООБВИНИТЕЛЬ БЕРУ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВСЁ ПРОИСХОДЯЩЕЕ.
Слайд 44
ПРОЕКТИРУЕМ ЗАПОЛНИТЬ ПУСТЫЕ ПОЛЯ ФРАЗАМИ И РЕПЛИКАМИ, ПОДХОДЯЩИМИ К ТОМУ ИЛИ ИНОМУ УРОВНЮ ПРАВДЫ (УСЛОВНО НАЗОВЁМ ЭТИ ФРАЗЫ «ЗАПРЕТНЫМИ» - ОТКАЗ ОТ ИХ ПРОИЗНОШЕНИЯ МИНИМИЗИРУЕТ РИСК КОНФЛИКТА)