Первый слайд презентации: МОиВ
Методика обучения и воспитания 2 курс 2 семестр – зачет: 1) п рисутствие и работа на всех лекциях (11), 2) выполнение заданий на всех семинарах (13), 3) р езультаты тестирования. Группа vkontakte – Болина М.В. МОиВ Интерактивный подход (диалоговый, основанный на двусторонней связи м ежду обучающимся и учителем, компьютером и т.д.
Слайд 3: Методическое содержание урока ИЯ
Урок обладает всеми свойствами общего процесса обучения. Он представляет собой сложный комплекс учебных задач, которые учитель и ученики решают исходя из конкретной ситуации, условий работы группы или отдельного ученика. В основе урока должна лежать четкая методическая концепция. Все участники учебного процесса должны понимать зачем они выполняют каждое задание, какую цель имеет каждый этап урока.
Слайд 4: Характеристики урока ИЯ (концепция Е.И. Пассова )
Индивидуализация Приобретение знаний, социокультурное развитие, общение – все эти процессы носят личностный характер. Поэтому необходим учет и использование резервов личности обучаемых, то есть их личностного опыта, мировоззрения, контекста деятельности, интересов, эмоций и чувств, статуса личности в коллективе. Преподаватель, учитывая жизненные обстоятельства своих учеников, сложившиеся стереотипы, помогает формировать и развивать терпимость, активность, критичность, навыки социального поведения.
Слайд 5: 2. Речевая направленность урока
Общение – это такая активность взаимодействующих людей, в ходе которой они, воздействуя друг на друга при помощи знаков (в том числе языковых) организуют свою совместную деятельность. Любое общение (непосредственное и опосредованное) начинается с мотива и цели. Общение – не простой обмен информацией, а активное взаимодействие людей, «цель» которого чаще всего имеет «неязыковой» характер. Этот процесс должен отличаться взаимовлиянием и взаимопониманием его участников.
Слайд 6: традиционный урок урок-общение 1. мотив говорения
ученики говорят, потому что учитель требует и чтобы получить хорошую отметку правильно выполнить задание и говорить без ошибок определяется учителем или учебником ученики говорят и слушают, чтобы сообщить или узнать что-то новое и интересное реализовать личные потребности что-то узнать, поделиться информацией, согласовать действия, решить проблему и т.д. ученики выражают собственные мысли, желания, мнения и то, что они говорят, им понятно и интересно 2. цель говорения 3. содержание говорения
Слайд 7: т радиционный урок 4. средства общения
полные грамматически правильные предложения обсуждение проходит со всей группой, при этом, то, что говорит кто-либо из учеников не интересует никого, кроме учителя, который обращает внимание на то как говорится, а не что говорится урок-общение разные типы предложений, мимика, жесты, адекватные цели общения говорящие внимательно слушают друг друга, смотрят друг на друга, для них важно прежде всего что говорится, а не как это говорится 5. организация урока
Слайд 8: 3. ситуативность
Речь не бывает вне ситуации, иначе это не речь или речь только по форме, но не по сути. Любая ситуация определяется местом, временем, характерами участников общения, их ролям и, а также речевой задачей, которую они хотят решить в ходе общения. Ситуации, возникающие на уроке можно подразделить на реальные, проблемные и условные.
Слайд 9
Реальные ситуации ограничены ролями учителя и учеников. Проблемная ситуация возникает тогда, когда существует несколько различных точек зрения или, по крайней мере, две точки зрения, взаимоисключающие друг друга. Необходимо создать информационный пробел ( information gap ) Участвуя в решении проблемной задачи, ученики высказывают свою точку зрения, мотивируют свое согласие или несогласие с другими, учатся воспринимать и понимать чужую позицию и аргументировать свой выбор.
Слайд 10: Условные ситуации
лучше всего моделируют реальные ситуации общения, охватывают различные типы речевого поведения, обогащают социальный опыт за счет новых коммуникативных ролей. Чтобы создать условную ситуацию, надо представить её в реальном общении, к онкретизировать по месту, времени, речевой задаче и характерам участников. Условную ситуацию можно создать с помощью речевой установки, где определяются все параметры ситуации общения.
Слайд 11: 4. функциональность
1. The meeting is at seven. сообщение 2. Why was he late? запрос информации 3. I am sorry. извинение 4. Come to my place tonight. приглашение 5. Let’s help him with grammar. предложение 6. You should see your dentist. с овет 7. Do have another piece of cake. Just do it to please me. настоятельная просьба 8. Don’t go home alone. This road is dangerous. предупреждение
Слайд 12
9. My parents are always ordering me around! жалоба 10. Thank you for the trouble. благодарность 11. That’s a good point. похвала 12. How awful of him! критика 13. I think the weather is great today – cool and sunny. мнение 14. My boyfriend is more intelligent than yours. похвальба 15. Congratulations ! поздравление
Слайд 13: 5. Новизна
н овая ситуация (изменение места, времени, характеров, ролей) н овая речевая задача (описать события, рассказать о персонажах, оценить то, что происходит, сделать рекламу) н овый собеседник (разные пары, дифференцированное чтение) н овые формы общения (беседы, перевод, дискуссии, и нтервью, защита проектов, игры, драматизация, email, соцсети )
Слайд 14: Новые требования ФГОС
Деятельностный подход делает акцент на обучении деятельности: учебной, умственной, р ечевой. Предполагается комплексность цели, то есть включение в нее предметных, метапредметных и личностных результатов. Проблемный характер всех этапов урока, начиная с постановки темы. Рефлексия как самоконтроль осуществления учебных задач (обычно в конце урока).
Слайд 15: Цель урока
Деятельностный подход требует конкретизации цели урока. Цель формулируется как планируемый результат ( что узнаете и чему научитесь ). Сформулируйте коммуникативную цель урока: Fashion Christmas Home Daily program Shopping
Слайд 16: П роблемный характер обучения
Примеры: Проблемная постановка темы урока. Проблемное обучение грамматике. Проблемное обучение чтению. Проблемное обучение фонетике. Проблемное обучение письменной речи. П роблемный характер обучения
Слайд 17: Проблемная постановка темы урока
What date is it today? Do you like December? Why or why not? Most English people like December. Why? Do we celebrate Christmas in our country? When? So, today we are going to compare English and Russian traditions of celebrating Christmas.
Слайд 18: Пример создания проблемной ситуации
E ngland, Great Britain, t he United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland, the UK. Как вы думаете это одна страна или разные страны?
Слайд 20: Проблемная грамматическая ситуация
1. Let’s compare these two houses 2. Desks are made of wood. This box is made of plastic. Cheese is made of butter. Glass is made of sand. The dress is made of cotton. The salad is made of tomatoes and cucumbers.
Слайд 21: Проблемные речевые ситуации
All students must wear uniforms. Winter is the best season in the year. It’s silly to follow the fashion. Imagine that you are camping in the woods. Suddenly you hear a bear trying to get into your tent. You do not have a gun. What will you do ?
Слайд 22: Рефлексия
Что такое рефлексия ? - Это самоанализ деятельности обучающихся. Зачем она проводится? Чтобы обучение носило сознательный характер. Чтобы была обратная связь. Каково её содержание ? Что ты узнал и чему научился ? Что было трудно и почему? Что было непонятно и почему? Что было интересно и почему?
Последний слайд презентации: МОиВ: Анализ урока ИЯ
Цель урока (= планируемый результат). Адекватность упражнений и заданий цели урока. Последовательность упражнений. Речевая ценность урока. Комплексность урока (аспекты языка и виды речевой деятельности). Роль учителя на уроке. Ученики на уроке. Реализация цели. Рефлексия.