Первый слайд презентации: Монотипия- первое знакомство с миром эстампа. Из опыта работы
Темник Елена Валерьевна, педагог высшей категории ГБУДОСО Каменск-Уральского ДХШ N 2 им.В.М.Седова. 2025г.
Слайд 2: Одинокое дерево. Монотипия тушь. Евдокимова Мария 14 лет
Монотипия — древняя и весьма многогранная разновидность графики. Она кардинально отличается от других видов эстампа уникальностью созданного изображения. Монотипия — (от греческих слов mono — «один» и typos — «отпечаток») Произведениям, выполненным в технике монотипии, присущи плавность и мягкость очертаний форм.
Слайд 3: Giovanni Benedetto Castiglione
История монотипии насчитывает почти 400 лет. История монотипии насчитывает почти 400 лет. Она долгое время значительно уступала по популярности тиражным печатным техникам и долгое время не признавалась, являлась вспомогательным приёмом.
Слайд 4: У монотипии был один, по мнению подавляющего большинства художников, серьезный недостаток. Монотипия — (от греческих слов mono — «один» и typos — «отпечаток»). Оттиск можно было получить только в единственном экземпляре
Видения дочерей Альбиона. Уильям Блейк
Слайд 5: Пейзаж с тропинкой ведущей к роще. Эдгар Дега
К монотипии в своем творчестве обращались: Камиль Писарро, Эдгар Дега, Анри Матисс, Поль Гоген, а так же, в XX столетия свои яркие монотипии, создавали Елизавета Кругликова, Марк Шагал и другие мастера.
Слайд 6: Елизавета Кругликова 14 июля 1914г. на бульваре Сен-Мишель (фрагмент)
В ХХ веке так же значительно возрос интерес к монотипии со стороны непрофессиональных художников. Современные психологи часто используют всевозможные манеры монотипии в сеансах арт-терапии. С помощью этой старинной печатной техники профессиональные врачи снимают эмоциональное напряжение, развивают воображение и творческое мышление
Слайд 7: Дом у моря Александр Шевченко
Существует разделение видов монотипии по следующим параметрам: •цветовому решению (моно- и полихромная); •способу рисования (путем нанесения изображения на чистую форму или посредством удаления излишков краски с основы); •типу печатной формы (на стекле, пластике, дереве, металле); •типу основы для оттиска (бумага, картон, холст); •по используемым художественным материалам
Слайд 8: Процесс создания монотипии
Процесс создания монотипии довольно прост и зачастую не требует использования печатного станка. Для изготовления формы любой гладкий фрагмент неабсорбирующего материала Нанести изображение на поверхность можно множеством способов и материалов. Чаще всего художники выбирают масляные или любые другие небыстро сохнущие краски. Инструменты также могут варьироваться от кистей разной ширины и жёсткости до тампонов, губок, кусочков пластика и так далее. Рисунок можно также создать, полностью закрасив пластину, а затем удалив краску в отдельных местах. Когда рисунок готов, на него кладут лист бумаги. Отпечаток можно получить и просто прижимая бумагу к форме рукой
Слайд 9: Процесс создания монотипии
Подобный метод печати подразумевает получение лишь одного оттиска. Тем не менее, в некоторых случаях есть возможность сделать второй отпечаток с оставшегося на поверхности красочного слоя. Называют подобные оттиски «призрачными» или «фантомными», тонально такие листы сильно отличаются от оригинала, но бывают более тонкими и нюансовыми по состоянию и не менее ценными. «Дождливый день», дуотипия Елисеев Владимир, 14 лет
Слайд 10: Монотипия тушью
Монотипия тушью. Монотипия игра. Имеет целью включить детей в процесс работы просто предлагая им пофантазировать и создать небольшие opus (ы) отталкиваясь от случайного пятна. Для работы используем колер из туши двух цветов: черной и синей. Краску предлагается наносить спонтанно на стекло с помощью кисти. Делаем порядка 5–10 отпечатываний После высыхания дорабатываем детали с помощью линеров черного и белого цвета. «Веселая рыба» Монотипия тушью. Евдокимова Мария,14 лет.
Слайд 11: Монотипия тушью
Королева. Монотипия тушью Алексеенко Александра,13 лет Убегающий кролик. Монотипия тушью Шашурина Елисаета,13 лет
Слайд 12: Букет. Дегтярева Полина,13 лет 2024г
Печать оттиска гуашевыми красками. Знакомый материал не вызывает у детей растерянности, а выбор темы задания как правило дает возможность смело импровизировать. Первый этап работы: - рисуем варианты композиционных схем. - зеркальный линейный эскиз «в размер» кладем под стекло - наносим рисунок красками на стекло - для печати работ в технике монотипии берется в два раза больше предполагаемого оттиска. - оттиск делаем на влажную бумагу руками. - сушим оттиски под прессом Монотипия гуашью
Слайд 13: Фиалки. Крысова Арина, 13 лет
Букет. Егоров Владимир,13 лет Монотипия гуашью
Слайд 15: Монотипия гуашью
Бумага для печати первых работ в технике монотипии берется в два раза больше предполагаемого оттиска. При печати получаются большие изоляционные поля, которые позволяют и доработать оттиск в любом направлении и скорректировать кривизну ориентации. Бумага для печати гуашевого оттиска должна быть равномерно влажной, но не мокрой. Если в процессе работы на стекле красочный слой подсыхает- увлажняем его с помощью распылителя. Готовые оттиски подсушиваем на горизонтальной плоскости, а затем досушиваем под прессом. После полного высыхания дорисовываем детали. В процессе работы над деталировкой и прорисовкой стараемся «учиться у материала», а не перерисовывать, не перекрывать пятна оттиска.
Слайд 16: Монотипия гуашью
«Автопортрет», монотипия, гуашь Полянская Елена,14 лет «Современная дама», монотипия, гуашь Владимир,14 лет
Слайд 17: Монотипия гуашью
«Мужской портрет», монотипия, гуашь, Бахтеев Константин, 13 лет «Наряд с манистами »», монотипия, гуашь, Белаш Наталья, 14 лет
Слайд 18: Монотипия гуашью
«Молодой самурай», Русских Диана,13 лет «Почтенный самурай», Хисматуллина Виолетта,13 лет
Слайд 19: Монотипия гуашью
«Озадачен самурай» Исакова Милена,13 лет «Доблестный самурай», Поспелова Полина,13 лет
Слайд 20: Монотипия гуашью
«Кикимора», Егоров Владимир,13 лет «Леший», Губина Надежда, 13 лет
Слайд 22: Дуотипия»
«Дуотипия». -Краска наносится на стекло тонким ровным слоем валиком -На красочный слой выкладывается два листа не плотной бумаги. Первый на котором будет напечатан оттиск, а второй с предварительно сделанным зеркально линейным рисунком будущей композиции. -Следуя задуманной композиции делается оттиск с помощью не только карандаша и ручек, но и пальцев, ластика, различной толщины палочек. В этой технике можно попробовать сделать два упражнения. В одном цвете (монохром), для понимания как сила давления и толщина красочного слоя, влияют на характер оттиска. Второе упражнение можно выполнить в цвете. Здесь печать ведется в несколько этапов. Каждый цвет раскатывается на стекло отдельно и спечатывается на лист поэтапно, переходя от светлых к более темным цветам. Тут так же возможна работа различными инструментами.
Слайд 27: Лесная дева», дуотипия Крысова Арина
В процессе знакомства с различными видами монотипии дети очень экологично погружаются в особую атмосферу мира эстампа, начинают понимать и осваивать маленькую частичку его технических особенностей, а это позволяет с большей легкостью переходить к другим более сложным техникам печатной графики.