Слайд 2: план
1. ГЛАВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ: МОРАЛЬ, ЭТИКА, НРАВСТВЕННОСТЬ 2.МОРАЛЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ; МОРАЛЬ И ПРАВО 3. РОЛЬ МОРАЛИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА 4. СТРУКТУРА МОРАЛИ 5. «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МОРАЛИ».
Слайд 3
(от лат. moralis — нравственный) – особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определенным нормам общения и взаимодействия.
Слайд 4: 1. Главные понятия темы: мораль, этика, нравственность
! Мораль ( от лат. moralis, м ores- нравственный, относящийся к нраву, характер) – совокупность особых духовных правил, регулирующих поведение человека С ПОЗИЦИИ ПОНИМАНИЯ ДОБРА И ЗЛА, его отношение к другим людям, самому себе, а также к окружающей среде. !Этика – наука, изучающая место и роль морали, ее природу и внутреннюю структуру, происхождение и развитие нравственности 1. Главные понятия темы: мораль, этика, нравственность
Слайд 5
Термин «мораль» впервые встречается во II веке в трудах древнеримского философа, юриста, политика Марк Тулий Цицерон Какие нормы современной морали вы знаете ?
Слайд 7
СООТНОШЕНИЕ МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ ПОНЯТИЕ «МОРАЛЬ» ПОНЯТИЕ !«НРАВСТВЕННОСТЬ» Результат размышления людей о своей жизни, о хорошем и плохом в ней, о добром и злом в делах и поступках, выраженный в принципах, идеалах и нормах, регулирующих поведение людей. (Мир должного) Совокупность людских нравов, та часть общества, которая связана с делами, обычаями, и нравами, практическим поведением людей. (Мир сущего)
Слайд 8
2. МОРАЛЬ – СИСТЕМА ОСОБЫХ ПРАВИЛ – МОРАЛЬНЫХ НОРМ МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ Устанавливают границу ( меру возможного), помогают человеку правильно оценивать свои и и чужие поступки Оценивают поступки с помощью особых моральных понятий- категорий
Слайд 9
Ориентирует людей на идеальные нормы. Смысл конкретной жизненной ситуации уникален. Главные категории- добро и зло, совесть, идеал, смысл жизни Прямое принуждение исключено-добровольно Поддерживается силой общественного мнения Поддерживает порядок, исходя из реальности Открывается на типичном, стандартном Главные категории- законное и незаконное, правомерное и неправомерное Поддерживается силой государства - обязательно Формально определено ! ОТЛИЧИЕ МОРАЛИ ОТ ПРАВА Мораль Право
Слайд 10
Контроль выполнения моральных норм – частное дело каждой личности и соответствующих обществ, определенную роль играет общественное мнение.
Слайд 11
МОРАЛЬ Регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни Является жизненным ориентиром для человека, стремящегося к самосовершенствованию Формирует нравственный облик личности Обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей. 3. РОЛЬ МОРАЛИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Слайд 12: Функции морали
1. регулятивная 2. ценностно-ориентировочная 3. воспитательная 4. мотивирующая
Слайд 13
4. СТРУКТУРА МОРАЛИ Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, « стыковка» личных и общественных интересов гарантированы только том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.
Слайд 14
Моральные требования и представления : нормы поведения( «не лги», «не укради», «не убий»« почитай старших»...) Моральные качества : доброжелательность, справедливость, мудрость и т.д. Нравственные принципы ( коллективизм-индивидуализм; эгоизм- альтруизм ….. Категории морали( долг, совесть); М оральные ценности ( смысл жизни; свобода; счастье; справедливость…..) 4. ! СТРУКТУРА МОРАЛИ
Слайд 15
ПРИНЦИПЫ МОРАЛИ. Принцип Сущность принципа !Гуманизм Моральная автономия личности !Альтруизм !Патриотизм. !Толерантность Человеколюбие, отказ от всех форм насилия над личностью, признание естественных прав человека, равенство всех людей Человек сам осуществляет выбор нравственных принципов и способов своей деятельности и несет за него ответственность Сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага. П p инцип, вы pa ж a ющий ч y в c тв o любви к Po дин e, з a б o т y o ee инт epecax и г o т o вн oc ть к ee з a щит e Терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам,, принятие других культур, способов проявления человеческой индивидуальности
Слайд 16
КАТЕГОРИИ МОРАЛИ Любовь ДОБРО Все, что способствует улучшению жиз - ни, совершенствова - нию личности, природы и общества. ДОЛГ Превращение требования морали в личную задачу данного конкретного человека СОВЕСТЬ Способность личности осуществлять самоконтроль, формулировать и выполнять нравственные обязанности, производить самооценку совершаемых поступков ВЫСШЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ДОБРА Мир
Слайд 17
«Не делай людям того, что не желаешь себе» «Не делай другим того, что сам считаешь злом» « И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». 5. !«ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МОРАЛИ».
Слайд 18
«… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». «... поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» (Кант И., Соч., т. 4, ч. 1, М., 1965, с. 260) КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ И. КАНТА
Слайд 19: Человек лишь то, что он сам из себя делает. Ж.-П. Сартр 1905-1989 французский философ
Слайд 20: Вопросы для устного ответа : 1) Что такое объективные обязанности? 2) Что такое моральный долг? 3) Что такое общественный долг?
Слайд 21: Януш Корчак (22.07.1878, Варшава — 06.08.1942, Треблинка) польский педагог, доктор, писатель
Слайд 22: Подвиг человечности
История Януша Корчака начинается с конца. С подвига, о котором знают все: ведёт отряд детей из своего приюта на поезд, увозящий их в Треблинку. Комендант СС предлагает ему остаться — одному, без детей.
Слайд 23: Подвиг человечности
1 сентября 1939 года начинается Вторая Мировая война. Немецкие войска вторгаются в Польшу. Корчак осознавал, что для нацистов дети евреев были даже не людьми второго сорта. Они были отбросами, подлежащими уничтожению. В условиях оккупации, оказавшись без помощи меценатов, эмигрировавших в Европу, слабеющий и стареющий доктор продолжал делать все для того, чтобы добыть пропитание для своих воспитанников. Осенью того же года дети вместе с Корчаком вынуждены были покинуть Дом сирот и переселиться в Варшавское гетто. Доктор оказался в тюрьме, наивно полагая, что он имеет право жаловаться нацистскому начальству на бесчинства их подчиненных. Это произошло после того, как на въезде в гетто у учителей были отобраны мешки с картошкой, которые он достал для своих маленьких воспитанников. Тем не менее уважение к нему, как к врачу и педагогу сыграло свою роль и через месяц он был отпущен из тюрьмы обратно в гетто. Добывать пропитание становилось все труднее. В 1941 году Корчак понял, что помимо поиска еды ему необходимо думать о том, как облегчить страдания слабеющих и умирающих детей.
Слайд 24: Подвиг человечности
Конец июня 1942 года стал финальной точкой, той самой - в никуда. Именно тогда стало известно, что детей Корчака депортируют. Куда - неизвестно, а именно это означало, что они получают “билет в один конец”. Даже в этих неимоверно сложных условиях, сам с трудом держась на ногах, доктор продолжает лечить и воспитывать обреченных детей. 6 августа 1942 года 192 ребенка из Дома Сирот получают направление в лагерь “Треблинка”. Всем известно, что это лагерь смерти. Авторитет Корчака, как педагога был настолько огромен, что в момент погрузки один из немецких офицеров протянул ему “лист жизни”, даруя право остаться в гетто. В ответ Корчак зашел в вагон за своими детьми, громко захлопнув дверь
Слайд 25: Подвиг человечности
Когда дети выходили из вагона - это было не просто шествие, а настоящий марш. Марш против бесчеловечности и бандитизма. Дети построенные четверками, восемь педагогов по краям и во главе улыбающийся Януш Корчак, который нес на руках слабых малышей. Он улыбался потому, что дети - великие психологи и их невероятно сложно обмануть. Но на час, на полчаса, на 10 минут он мог избавить их от страха смерти. Дети пели, в этот момент они были ангелами смерти. До последнего момента, до входа в газовую камеру, Януш Корчак продолжал улыбаться и рассказывать сказку своим воспитанниками. Невозможно преуменьшить подвиг настоящего человека, педагога, врача. Невозможно не задуматься на миг, что душевная сила и красота проявляется в тех подвигах, которые не расцениваются, как таковые. Это был не красивый жест. Это было желание идти до конца в своей любви к людям, к детям. Именно его книги мне кажутся самыми живыми и настоящими. Их хочется читать... и, главное, слышать. Мне хотелось бы закончить строками из дневника Старого доктора, написанными незадолго до последнего пути в Треблинку: Боже, ты дал мне жить, как я хотел, и даешь умереть, выбрав свою судьбу и не теряя себя.
Слайд 29: Свобода - это возможность и способность делать сознательный выбор, поступать по своему усмотрению и нести полную ответственность за последствия своих поступков
Слайд 30: Ответственность - способность действовать сознательно, всегда понимать, как отзовутся твои действия на других, предвидеть возможные последствия каждого своего шага
Слайд 31: Устно! Ситуация для анализа №1 - индивидуально. В выходной день ты с друзьями собираешься в поездку на концерт любимой группы. Ты долго ждал этого момента. Оплачены билеты. Заказан транспорт. Но накануне ты узнаешь, что у родителей изменен график работы, и тебе нужно побыть с престарелой больной бабушкой. Задание. 1. Прочитайте ситуацию. 2. Определите проблему выбора. 3. Определите варианты решения проблемы с точки зрения - свободы - ответственности 4. К какому решению, взвесив все «за» и «против» вы пришли? Помните, что вы делаете моральный выбор! Рекомендации к защите. При защите следуйте пунктам 1-4
Слайд 32: Устно! Ситуация для анализа №2 - индивидуально. Гуляя вечером по парку с друзьями, чьим мнением ты очень дорожишь, один из друзей предложил с целью позабавиться подрисовать краской из баллончика портреты на аллее героев. Все согласились. Как поступишь ты? Задание. 1. Прочитайте ситуацию. 2. Определите проблему выбора. 3. Определите варианты решения проблемы с точки зрения - свободы - ответственности 4. К какому решению, взвесив все «за» и «против» вы пришли? Помните, что вы делаете моральный выбор! Рекомендации к защите. При защите следуйте пунктам 1-4
Слайд 33: Устно! Ситуация для анализа №3 - групповое. На уроке во время объяснения учителя, один из одноклассников, чтобы сорвать урок взорвал петарду. Учитель нервничает. Просит виновного признаться в содеянном проступке. Ты знаешь, кто это сделал, но боишься за последствия. Как поступить в такой ситуации? Задание. 1. Прочитайте ситуацию. 2. Определите проблему выбора. 3. Определите варианты решения проблемы с точки зрения - свободы; - ответственности. 4.К какому решению, взвесив все «за» и «против» вы пришли? Помните, что вы делаете моральный выбор! 5. Определите, кто будет выступать от вашей группы. Рекомендации к защите. При защите следуйте пунктам 1-4
Слайд 34: Устно! Ситуация для анализа №4 - групповое. Команда вашего класса выступает на туристическом слете. Но во время соревнований один из участников команды повреждает ногу и не может продолжить дальнейшее участие. Физорг класса выбирает в качестве замены именно тебя. Но вы знаете, что впереди препятствие «Бревно над пропастью», а ты боишься высоты. Как ты поступишь в этой ситуации? Задание. 1. Прочитайте ситуацию. 2. Определите проблему выбора. 3. Определите варианты решения проблемы с точки зрения - свободы; - ответственности. 4. К какому решению, взвесив все «за» и «против» вы пришли? Помните, что вы делаете моральный выбор! 5. Определите, кто будет выступать от вашей группы. Рекомендации к защите. При защите следуйте пунктам 1-4
Слайд 35: Человек лишь то, что он сам из себя делает. Ж.-П. Сартр 1905-1989 французский философ
Слайд 36: Выбрать любое из данных высказываний и написать мини эссе по плану: 1. Дайте своё объяснение смысла высказывания. 2. Согласны ли вы с мнением автора или нет. 3. аргументируйте свою точку зрения 3 аргументами
«Настоящая ответственность бывает только личной, человек краснеет один» (Ф. Искандер). «Идеалы подобны звездам в небе: мы никогда не можем их достичь, но, как мореходы в плавании, ориентируемся по ним в жизни» (П. Бауст ). «Нравственность – это разум сердца» (Гегель). Человек, не бывший в сложных жизненных переделках, еще не знает силы своего «Я» (И.С. Кон). «Мораль начинается там, где кончаются разговоры» (А. Швейцер ). «Даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все-таки выбираю» (Ж-П. Сартр).