Слайд 3
Не могут найти себя в жизни Тяжело устанавливать прочные отношения с другими людьми Не всегда умеют нести личную ответственность Проблемы социализации НЕ ВСЕ ОНИ ВИДЕЛИ «МОДЕЛЬ СЕМЬИ» Именно замещающая семья должна стать для ребенка, оставшимся без попечения родителей, своеобразной «психологической» нишей, в которой он сможет пройти своего рода реабилитацию после стресса; в которой он обретет недостающие ему тепло, внимание, сочувствие, заботу, ласку, где сможет почувствовать свою нужность и ценность.
Слайд 4
«Это мой ребенок и я буду с ним идти дальше» Для того, чтобы замещающая семья успешно существовала, будущие родители должны быть психологически готовы к принятию ребенка, иметь знания о том: - как влияет «травма» на особенности развития приемного ребенка; - как понимать приемного ребенка, как строить отношения с ним; - как проходит период адаптации, как вести себя в кризисные моменты; - куда обратиться за помощью и поддержкой, и насколько важно поддерживать контакт с помогающими специалистами. «Надо было выбирать другого»
Слайд 5
Основополагающим фактором эффективности «вхождения ребенка в семью» является мотивация принятия ребенка. Мотивация любого вида деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению каких-либо действий Успешность или неуспешность существования опекунской семьи во многом зависит от мотива, которым руководствовались семьи, создавая ее.
Слайд 6
ОТСУТСТВИЕ СОБСТВЕННЫХ ДЕТЕЙ В ПОЛНОЙ СЕМЬЕ Когда усыновление является единственно возможным выходом для тех, кто не может иметь собственного ребенка, а свою дальнейшую жизнь без детей не видит. Очень вероятно, что детско-родительские отношения могут характеризоваться гиперопекой, большим количеством ожиданий от ребенка. Возможны проблемы в супружеских отношениях, связанные с отсутствием опыта воспитания детей, несогласия супругов друг с другом.
Слайд 7
ЧУВСТВО ОДИНОЧЕСТВА У ПРЕТЕНДЕНТА, ЕСЛИ СЕМЬЯ НЕПОЛНАЯ, ЖЕЛАНИЕ ИМЕТЬ РЯДОМ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА Одиночество от отсутствия партнера никуда не денется. Ребенок не заменит Вам мужа/жену. Ребенок функционально и психологически выполняет «роль супруга» НО! Если человек одинок, но у него высокая самооценка и он хочет, чтобы в его жизни появился ребенок, он чувствует, что может дать ему любовь и поддержку, что у него есть силы воспитать и сделать счастливым маленького человечка, то это выступает позитивной мотивацией усыновления.
Слайд 8
ПОТЕРЯ СОБСТВЕННОГО РЕБЕНКА Возлагают на приемного ребенка определенные ожидания, не учитывающие его индивидуальные психологические особенности. Если со дня смерти прошло меньше двух лет – точно стоит подождать еще. Для ребенка исполнять роль кого-то другого – неподъемная задача. Этот мотив может стать конструктивным, когда семья пережила горе. Родители должны четко осознать, что ребенок не обезболивающее утраты. Не они, а он в данной ситуации нуждается в их поддержке и любви. Именно в понимании того, что этот ребенок другой и нуждается в вас заключается условие успешного воспитания приемного ребенка.
Слайд 9
СОБСТВЕННЫЕ ДЕТИ ВЫРОСЛИ (СИНДРОМ “ПУСТОЕ ГНЕЗДО”) Состояние семьи, когда дети, подрастая, начинают создавать собственные семьи и уезжают от родителей. Родителям становится грустно, они говорят о том, что дом стал казаться пустым и холодным. ПОСТАРАЙТЕСЬ ОЦЕНИТЬ СВОИ РЕСУРСЫ И ВОЗМОЖНОСТИ !
Слайд 10
ЖАЛОСТЬ Жалость не может заменить любовь и родительские чувства, зато имеет тенденцию быстро перерастать в неприязнь, потому что жалеть всю жизнь невозможно. заняться благотворительностью пойти работать волонтером в детский дом
Слайд 11
ЖЕЛАНИЕ ИМЕТЬ БОЛЬШУЮ И ДРУЖНУЮ СЕМЬЮ Если у приемных родителей есть силы, желание и возможности воспитывать более двух детей, то, безусловно, эта мотивация носит позитивный характер. НО! Желание иметь большую семью может носить как позитивный, так и негативный характер. Если это желание вызвано какими-то прагматическими целями (например, использование детей в качестве рабочей силы или для получения льгот), то это деструктивный мотив усыновления, по которому создавать семью не стоит.
Слайд 12
СТРЕМЛЕНИЕ ПОЛУЧИТЬ МАТЕРИАЛЬНЫЕ ВЫГОДЫ Для некоторых финансовая сторона выступает достаточно сильным стимулом. Если думать только о материальных выгодах, легко забыть о ребенке, о его чувствах и ощущениях, а таким образом семью не построишь.
Слайд 13
СПАСТИ РАСПАДАЮЩИЙСЯ БРАК Появление ребенка в семье, где нет взаимопонимания, способно ускорить распад семьи с самыми негативными последствиями для супругов и ребенка. Ребенок окажется в центре скандалов. Он может быть их поводом, причиной или просто свидетелем. Если принять в семью ребенка хочет только один из супругов, а второй идет у него на поводу, то это не принесет радости ни супругам, ни ребенку. Часто такие семьи приходят к разводу.
Слайд 14
СТРАХ ОСТАТЬСЯ ОДНОМУ В СТАРОСТИ В данном случае, принятие в семью ребенка младше 12-14 лет может стать проблемой из-за большой разницы в возрасте. Помимо того, большинство детей имеют нарушение привязанностей и прочие отклонения, и родители могут потратить много усилий на установление контакта и все-таки остаться в старости одинокими. А многие приемные родители по состоянию здоровья уже не в состоянии уделить столько времени и вниманию ребенку, сколько ему необходимо.
Слайд 15: МОТИВ В ПРОДОЛЖЕНИИ РОДА
Эта потребность заключена глубоко в подсознании каждого из нас и в определенный момент дает о себе знать. Если для вас важно именно это – чтобы было с кем поговорить, чтобы было, кому передать накопленные опыт и собственную мудрость, – скорее всего, это данный мотив.
Слайд 16: ОБРЕТЕНИЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ”
Нерешенная личностная проблема в дальнейшем может быть причиной установления патологических взаимоотношений с ребенком, что, в свою очередь, негативно скажется на его личностном развитии. Этот мотив подразумевает потерю смысла жизни, что может быть обусловлено различными причинами.
Слайд 17: РОДСТВЕННАЯ ОПЕКА
Не всегда родственники оказываются готовы к принятию ребенка. Часто возникают трудности в воспитании ребенка, если опекунами являются бабушка или дедушка. 60% возвратов детей – внуки подросткового возраста, с воспитанием которых бабушки не смогли справиться.
Слайд 18: ЖЕЛАНИЕ "ОТРАБОТАТЬ ГРЕХ ЗА СДЕЛАННЫЕ В МОЛОДОСТИ АБОРТЫ"
Испытывать чувство вины за сделанные в молодости ошибки и готова на принесение "жертв", чтобы отработать вину. Воспитание ребенка рассматривается как своего рода наказание Руководствуясь таким мотивом, женщина не может адекватно оценить поведение ребенка, а, следовательно, верно построить свои отношения с ним.
Слайд 19: ПРОБЛЕМЫ С СОБСТВЕННЫМИ ДЕТЬМИ. ИСПРАВИТЬ ПОЛОЖЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ ПРИЕМНОГО
Причина таких нарушенных отношений обычно лежит в неспособности к воспитанию самого родителя. Появление же приемного ребенка в семье, только усугубит проблему. Враждебные отношения между детьми могут перерасти в неконтролируемые и полностью дестабилизировать ситуацию в семье.
Слайд 20: ЖЕЛАНИЕ САМОУТВЕРДИТЬСЯ. СОВЕРШИТЬ “ПОДВИГ”
Чаще всего, родители предъявляют к ребенку завышенные требования, ждут, чтоб он соответствовал, и, конечно, ни о каком безусловном принятии ребенка речь не идет. “БЫТЬ НЕ ХУЖЕ, ЧЕМ ДРУГИЕ” Подумайте еще раз о себе, а не о том, что о вас думают другие, не о том, что вам говорят подруги и родственники.
Слайд 21: РЕБЕНОК - ПАРТНЕР ДЛЯ ОБЩЕНИЯ
Руководствуются желанием приобрести своему ребенку компаньона, а в будущем человека, который будет за ним ухаживать. Приемный ребенок требует не меньше ухода, терпения и внимания, поскольку, зачастую сам имеет нарушенное развитие.
Слайд 22
Мотивы, связанные с потерей 1. Отсутствие собственных детей в полной семье. Самое важное для супругов – осознать потерю (потеря родительства). (Приемный ребенок не замена). 2. Свои дети выросли (синдром пустого гнезда). Правильно оценить ресурсы, приемные дети – другие! 3. Чувство одиночества (поиск смысла жизни). Функционально – роль супруга. Неоправданные ожидания. Не один, а одинок! (самодостаточность). 4. Страх остаться одному в старости. Младше 12-14 лет – непонимание, нехватка ресурсов. Старше – несформированная привязанность. 5. Потеря собственного ребенка. Ребенок – не средство!
Слайд 23
Мотивы, направленные на удовлетворение собственных мотивов за счет приемного ребенка. Ребенок – средство! 1. Расчет на улучшение материального положения. 2. Желание самоутвердиться. Совершить подвиг. Завышенные требования к ребенку. Ожидание благодарности. 3. Проблемы с собственными детьми. Исправить положение с помощью приемного. Усугубит проблему. Враждебность между детьми. 4. Приёмный ребёнок как партнёр для общения с собственным ребёнком. Приемный ребенок сам нуждается в помощи. Не сможет быть ресурсом для кровного. 5. Спасти брак. Угодить супругу. Распад семьи, скандалы, непринятие. Решение должно быть обоюдным! 6. Желание «Быть как все». Чужое решение.
Слайд 24
Желание помочь ребенку 1. Жалость. Быстро перерастает в неприязнь, приводит к манипуляциям. 2. Передать свои знания, умения, помочь социализироваться. Если хочется чего-то дать, спросите, а готов ли он это принять? 3. Желание вырвать ребенка из системы. Подарить семью. Когда хочется кого-то спасти, спросите себя, а чего я жду взамен? Какой процент, что я это получу?
Слайд 25
Идея-фикс (неосознанная мотивация) 1. Всегда хотел большую семью. Оценить ресурсы! 2. Желание иметь ребенка другого пола. Теряется «личность» ребенка. Как второстепенный мотив +. 3. Просто хочу! Всегда хотел! ?????
Слайд 26: ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
МОТИВЫ ПРИНЯТИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЮ отсутствие собственных детей в полной семье мотив в продолжении рода чувство одиночества у претендента, если семья неполная “обретение смысла жизни” потеря собственного ребенка родственная опека собственные дети выросли (синдром “пустое гнездо”) желание "отработать грех за сделанные в молодости аборты" жалость проблемы с собственными детьми. исправить положение с помощью приемного. желание иметь большую и дружную семью желание самоутвердиться. совершить “подвиг” стремление получить материальные выгоды “быть не хуже, чем другие” спасти распадающийся брак ребенок - партнер для общения страх остаться одному в старости