Первый слайд презентации: Мультимедийная разработка открытого урока преподавателя, концертмейстера ДШИ «Камертон » структурного подразделения МАОУ «СОШ №4» Индиры Арынгазиевны Аргеневой
Слайд 2
Класс : средние и старшие классы отделения музыкального искусства. Тема : «Неисчерпаемый источник вдохновения. Каприс №24 Н.Паганини»
Слайд 3
Цель урока : расширить знания учащихся о жанре вариаций на примере вариаций разных композиторов на тему Каприса №24 Н.Паганини
Слайд 4
Задачи урока: Образовательные: познакомить учащихся с общей характеристикой вариаций и развитием этого жанра на примере вариаций на тему Каприса №24 Н.Паганини. Развивающие: развивать познавательный интерес, умения обобщать, анализировать, сравнивать. Воспитательные: воспитать эстетический, музыкальный вкус, интерес к инструментальной музыке
Слайд 5
Музыкальный материал : Паганини Н. «Каприс №24» op.1 (для скрипки соло); Брамс И. «Вариации на тему Паганини», этюды для фортепиано, op.35; Рахманинов С. «Рапсодия на тему Паганини» (для фортепиано с оркестром); Лютославский В. «Вариации на тему Паганини» (для двух фортепиано); Блахер Б.«Вариации на тему Паганини» (для оркестра); Уэббер Эндрю Ллойд «23 Вариации на тему Паганини» (для виолончели и рок-оркестра); Нечепоренко П.«Вариации на тему Паганини» (для балалайки-соло); Лендле В. «Вариации на тему Паганини» (для классической гитары); Рок-Синдром «Вариации на тему 24-го Каприса Паганини» (для электрогитары); Гарсон М. «Джазовые вариации на тему 24-го Каприса» (для фортепиано и кларнета) Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, презентация к уроку.
Слайд 6
Первый этап открытого урока. Организационный момент (1 мин.). Задача этого этапа: психологическая подготовка к общению и предстоящему занятию, позитивный настрой на последующую деятельность.
Слайд 7
Второй этап открытого урока. Актуализация знаний учащихся (5 мин.). Цель: определить опорные знания и умения, необходимые для приобретения новых знаний.
Слайд 8
Что такое вариации? Вариации – это музыкальная форма, состоящая из темы и её нескольких видоизменённых воспроизведений (вариаций).
Слайд 9
Какие изменения может претерпеть тема в ходе варьирования? может измениться её ритм, темп, ладовое наклонение, фактура, отдельные обороты тембр и оркестровка (если речь идет о вариациях для оркестра)
Слайд 10
Тема вариаций оригинальная (специально написанная композитором) заимствованная (из народной музыки или музыки других авторов) Как классифицируются темы вариаций?
Слайд 11
Третий этап открытого урока. Введение нового материала с использованием презентации (25 мин.). Цель: овладеть знаниями по истории развития жанра вариаций на примере вариаций разных композиторов на тему Каприса №24 Н.Паганини.
Слайд 12: Мелодия Каприса №24 Никколо Паганини оказалась необычайно популярной в качестве темы, на которую разными композиторами создано множество вариаций
Портрет Паганини (неизвестный автор из Италии, XIX век) итальянский скрипач, гитарист и композитор, один из величайших виртуозов в истории мирового музыкального искусства А что вы знаете об авторе этого Каприса – Никколо Паганини?
Слайд 13
Послушайте Каприс №24 в исполнении скрипки соло Знаете ли вы, что означает «исполнение соло»? это исполнение без аккомпанемента
Слайд 14
Определите, в какой форме написан Каприс №24? в форме вариаций на оригинальную тему Действительно, Каприс №24 является циклом миниатюрных вариаций на тему, близкую стремительной тарантелле. Знаете ли вы, что такое «тарантелла»? это итальянский народный танец в быстром темпе, живой и страстный по характеру Леон Перро Тарантелла Антон Ромако Танец
Слайд 15
В 1862-1863 гг. «Вариации на тему Паганини» написал Иоганнес Брамс (1833-1897) - немецкий композитор и пианист, один из главных представителей периода романтизма. Давайте послушаем их. В исполнении какого музыкального инструмента прозвучали вариации? фортепиано соло Портрет Брамса (автор неизвестный)
Слайд 16
«Рапсодия на тему Паганини» для фортепиано с оркестром – одно из лучших произведений русского композитора, пианиста-виртуоза и дирижёра Сергея Рахманинова (1873-1943). Знаете ли вы, что означает термин «рапсодия»? это инструментальное или вокальное произведение, написанное в свободном, импровизационном стиле Сергей Рахманинов
Слайд 17
Среди многочисленных авторов вариаций на тему Каприса №24, Витольд Лютославский (1913-1994) – польский композитор и дирижёр. Послушайте его виртуозные «Вариации на тему Паганини» для фортепианного дуэта. Знаете ли вы, что означает слово «дуэт»? музыкальное сочинение для двух инструментов В.Лютославский
Слайд 18
Борис Блахер (1903-1975) – композитор яркой судьбы и яркой музыки, представитель неоклассицизма. Сейчас мы услышим «Вариации на тему Паганини» этого композитора. Написаны они для симфонического оркестра. Знаете ли вы, что означает слово «оркестр» ? это большой коллектив музыкантов-инструменталистов Борис Блахер
Слайд 19
Есть имя, которое на первый взгляд кажется неожиданным в ряду авторов вариаций на тему Паганини - Эндрю Ллойд Уэббер (1948), автор знаменитой рок-оперы “Иисус Христос-суперзвезда”. На тему Каприса №24 по просьбе своего брата-виолончелиста Джулиана он написал «23 вариации» для виолончели и рок-ансамбля. Эндрю Ллойд Уэббер
Слайд 20
Попробуйте угадать в исполнении какого музыкального инструмента прозвучат эти вариации на тему 24-го Каприса Паганини. балалайка Правильно, автор этого произведения советский и российский балалаечник, дирижёр и педагог Павел Нечепоренко (1916-2009).
Слайд 21
Еще два взгляда на Каприс №24 – немецкого классического гитариста Вольфганга Лендле и лидера нижегородской heavy metal группы «Рок-Синдром» Сергея Горбунова (электрогитара). Вольфганг Лендле Сергей Горбунов
Слайд 22
В завершении урока давайте послушаем «Джазовые вариации на тему 24-го Каприса» в аранжировке американского пианиста Майка Гарсона. Определите, дуэт каких инструментов звучит? кларнет и фортепиано
Слайд 23
Четвертый этап открытого урока. Применение знаний в новой ситуации (4 мин.). Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний на уровне применения их в разнообразных ситуациях, обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.
Слайд 24
2 3 9 1 о р к е с т р г а к 12 8 15 11 в а р и а ц и и х 7 р а п с о д и я ф 13 т м и о ж о д 5 б а л а л а й к а п л а р и р н а о з 10 т а р а н т е л л а 6 и ч е и 4 к л а р н е т п ж о о и ё м в а р п н о о з 14 п а г а н и н и т о р Разгадайте кроссворд по пройденному материалу По горизонтали: 1.Коллектив музыкантов-инструменталистов. 4. Деревянный духовой музыкальный инструмент. 5. Русский народный щипковый муз.инструмент. 7.Произведение в импровизационном стиле. 10.Итальянский народный танец в быстром темпе. 11. Музыкальная форма, суть которой в изменяемых повторах темы. 14. Итальянский скрипач-виртуоз, композитор. По вертикали: 2. Русский композитор, выдающийся пианист-виртуоз. 3. Специалист по игре на скрипке. 6. Автор музыкальных произведений. 8. Род профессионального музыкального искусства. 9. Струнный щипковый музыкальный инструмент. 12.Исполнение без аккомпанемента. 13. Руководитель художественного коллектива. 15. Клавишный струнный музыкальный инструмент.
Слайд 25
Пятый этап открытого урока. Обобщение и систематизация новых знаний (2 мин.). Цель: обеспечить формирование целостной системы знаний учащихся, установление внутрипредметных и межпредметных знаний.
Слайд 26
В звучании каких музыкальных инструментов вы услышали вариации на тему Каприса №24 Никколо Паганини? фортепиано, балалайка, гитара, электрогитара, кларнет, виолончель, симфонический оркестр, рок-оркестр Музыканты каких стилей обращались к теме Каприса Н.Паганини? классика, джаз, рок, металл и др. Какие из прозвучавших на занятии вариаций вам больше всего понравились, запомнились? Как вы думаете, есть ли будущее у жанра вариаций?
Слайд 27
Шестой этап открытого урока. Домашнее задание (1 мин.). Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Слайд 28
Домашнее задание: Самостоятельно составить музыкальный кроссворд, ключевым словом которого будет слово «Вариации». Новые понятия, термины, авторы обязательно должны войти в кроссворд.
Слайд 29
Седьмой этап открытого урока. Рефлексия (2 мин.). Цель: совместный анализ успешности достижения цели урока. Реализация рефлексивного алгоритма: «Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой), «МЫ» (комфортно ли было работать в малой группе, какие затруднения были в общении), «ДЕЛО» (достиг ли цели занятия, какие затруднения возникли).
Последний слайд презентации: Мультимедийная разработка открытого урока преподавателя, концертмейстера ДШИ
Использованные ресурсы: Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах.-М., 1984; Способин И.В. Музыкальная форма. М: Музыка, 1984; Тибальди-Кьеза М. Паганини. М., 1986; Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками.-С-Пб.:Композитор, 2010; Великий и коварный гений Паганини http://belcanto.ru/12102502.html Гений музыки – Николо Паганини http://tragemata.com/news/genij-muzyki-nikolo-paganini.html Каприс Паганини http://gromadin.com/texts/podborki/podborki-video/2456 Лютославский Витольд http://www.meloman.ru/?id=4166 Музыкальные жанры. Вариации. А.Майкапар http://art.1september.ru/view_article.php?id=201001003 Никколо Паганини http://www.classic-music.ru/paganini.html Рахманинов, Рапсодия на тему Паганини http://dirigent.ru/o-proizvedenijah/428-rahmaninov-rapsodija.html 24 Каприса великого мастера h ttp://music.tonnel.ru/index.php?l=music&alb=36895 24 Каприса Паганини в исполнении Графа Муржи http://www.belcanto.ru/12102502.html