Первый слайд презентации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №9» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Путь к успеху (подготовка к сдаче ЕГЭ по литературе) Выполнила: ученица 11А класса Саакян Рима Руководитель : Орлова С. В. Симферополь, 202 4
Слайд 2: Цель исследования
систематизировать подготовку к ЕГЭ по литературе и создать алгоритмы по теории литературы Объект исследования: ЕГЭ по литературе Предмет исследования: успешная подготовка к экзамену
Слайд 3: Задачи
Просмотреть демоверсию ЕГЭ по литературе 2024 года Ознакомиться с изменениями в кодификаторе Провести опрос среди учащихся Структурировать литературные темы по блокам Ознакомиться с требуемой литературоведческой теорией Структурировать теорию
Слайд 5
Л ИТЕРАТУРА, 1 1 класс 5/18 Демонстрационный вариант ЕГЭ 2023 г. Часть 1 Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–4, 5.1 или 5.2 (на выбор) и задание 6. Г о р о д н и ч и й. А, Степан Ильич! Скажите, ради Бога: куда вы запропастились? На что это похоже? Ч а с т н ы й п р и с т а в. Я был тут сейчас за воротами. Г о р о д н и ч и й. Ну, слушайте же, Степан Ильич! Чиновник-то из Петербурга приехал. Как вы там распорядились? Ч а с т н ы й п р и с т а в. Да так, как вы приказывали. Квартального Пуговицына я послал с десятскими подчищать тротуар. Г о р о д н и ч и й. А Держиморда где? Ч а с т н ы й п р и с т а в. Держиморда поехал на пожарной трубе. Г о р о д н и ч и й. А Прохоров пьян? Ч а с т н ы й п р и с т а в. Пьян. Г о р о д н и ч и й. Как же вы это так допустили? Ч а с т н ы й п р и с т а в. Да Бог его знает. Вчерашнего дня случилась за городом драка, – поехал туда для порядка, а возвратился пьян. Г о р о д н и ч и й. Послушайте ж, вы сделайте вот что: квартальный Пуговицын... он высокого роста, так пусть стоит для благоустройства на мосту. Да разметать наскоро старый забор, что возле сапожника, и поставить соломенную веху, чтоб было похоже на планировку. Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельности градоправителя. Ах, Боже мой! я и позабыл, что возле того забора навалено на сорок телег всякого сору. Что это за скверный город! только где-нибудь поставь какой-нибудь памятник или просто забор – чёрт их знает откудова и нанесут всякой дряни! ( Вздыхает.) Да если приезжий чиновник будет спрашивать службу: довольны ли? – чтобы говорили: «Всем довольны, ваше благородие»; а который будет недоволен, то ему после дам такого неудовольствия... О, ох, хо, хо, х! грешен, во многом грешен. ( Берёт вместо шляпы футляр.) Дай только, Боже, чтобы сошло с рук поскорее, а там-то я поставлю уж такую свечу, какой ещё никто не ставил: на каждую бестию купца наложу доставить по три пуда воску. О Боже мой, Боже мой! Едем, Пётр Иванович! ( Вместо шляпы хочет надеть бумажный футляр.) Ч а с т н ы й п р и с т а в. Антон Антонович, это коробка, а не шляпа. Г о р о д н и ч и й ( бросая коробку ). Коробка так коробка. Чёрт с ней! Да если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую назад тому пять лет была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что начала строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт представлял. А то, пожалуй, кто-нибудь, позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась. Да сказать Держиморде, чтобы не слишком давал воли кулакам своим; он, для порядка, всем ставит фонари под глазами – и правому и виноватому. Едем, едем, Пётр Иванович! ( Уходит и возвращается.) Да не выпускать солдат на улицу безо всего: эта дрянная гарниза 1 наденет только сверх рубашки мундир, а внизу ничего нет. Все уходят. (Н.В. Гоголь, «Ревизор») 1 Гарниза ( устаревшее, просторечное ) – гарнизонные солдаты, команда гарнизона (с оттенком пренебрежительности). Демонстрационны й в а риан т ЕГЭ 202 3 г. Л ИТЕРАТУРА, 1 1 класс 6/18 Ответами к заданиям 1–4 являются одно или два слова или последовательность цифр. Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Укажите жанр пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор». Ответ:. Укажите фамилию персонажа, вызвавшего переполох в городе N («Чиновник-то из Петербурга приехал»). Ответ:. Установите соответствие между образами чиновников и произведениями Н.В. Гоголя: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ОБРАЗЫ ЧИНОВНИКОВ А) Ляпкин-Тяпкин Б) Башмачкин В) Иван Антонович кувшинное рыло 1) 2) 3) 4) ПРОИЗВЕДЕНИЯ «Мёртвые души» «Ночь перед Рождеством» «Ревизор» «Шинель» Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В Ответ: Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в тексте без пробелов, запятых и других дополнительных символов. В основе действия пьесы всегда лежит, требующий своего разрешения. Чтобы сообщить о месте и времени действия, психологическом состоянии героев, их жестах, интонации и проч., автор может использовать, то есть сопроводительные замечания к тексту пьесы, дающиеся, как правило, в скобках. Ответ:. 1 2 3 4 © 2023 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки 2023
Слайд 6
ЛИТЕРАТУРА, 11 класс 5/20 Демонстрационный вариант ЕГЭ 2024 г. Часть 1 Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–3, 4.1 или 4.2 (на выбор) и задание 5. Явление второе Те же, Дико ́ й и Борис. Д и к о й. Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом! Б о р и с. Праздник; что дома-то делать! Д и к о й. Найдёшь дело, как захочешь. Раз тебе сказал, два тебе сказал: «Не смей мне навстречу попадаться»; тебе всё неймется! Мало тебе места-то? Куда ни поди, тут ты и есть! Тьфу ты, проклятый! Что ты как столб стоишь- то! Тебе говорят аль нет? Б о р и с. Я и слушаю, что ж мне делать ещё! Д и к о й (посмотрев на Бориса). Провались ты! Я с тобой и говорить- то не хочу, с езуитом. (Уходя.) Вот навязался! (Плюёт и уходит.) Явление третье Кулигин, Борис, Кудряш и Шапкин. К у л и г и н. Что у вас, сударь, за дела с ним? Не поймём мы никак. Охота вам жить у него да брань переносить. Б о р и с. Уж какая охота, Кулигин! Неволя. К у л и г и н. Да какая же неволя, сударь, позвольте вас спросить. Коли можно, сударь, так скажите нам. Б о р и с. Отчего ж не сказать? Знали бабушку нашу, Анфису Михайловну? К у л и г и н. Ну, как не знать! К у д р я ш. Как не знать! Б о р и с. Батюшку она ведь невзлюбила за то, что он женился на благородной. По этому-то случаю батюшка с матушкой и жили в Москве. Матушка рассказывала, что она трёх дней не могла ужиться с родней, уж очень ей дико казалось. К у л и г и н. Еще бы не дико! Уж что говорить! Большую привычку нужно, сударь, иметь. Б о р и с. Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру; мы с сестрой сиротами и остались. Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам заплатил часть, какую следует, когда мы придём в совершеннолетие, только с условием. К у л и г и н. С каким же, сударь? Б о р и с. Если мы будем к нему почтительны. К у л и г и н. Это значит, сударь, что вам наследства вашего не видать никогда. Демонстрационный вариант ЕГЭ 2024 г. ЛИТЕРАТУРА, 11 класс 6/20 Б о р и с. Да нет, этого мало, Кулигин! Он прежде наломается над нами, наругается всячески, как его душе угодно, а кончит всё-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость. Да ещё станет рассказывать, что из милости дал, что и этого бы не следовало. К у д р я ш. Уж это у нас в купечестве такое заведение. Опять же, хоть бы вы и были к нему почтительны, не ́ што кто ему запретит сказать-то, что вы непочтительны? Б о р и с. Ну да. Уж он и теперь поговаривает иногда: «У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам? Чрез это я своих обидеть должен!» К у л и г и н. Значит, сударь, плохо ваше дело. (А.Н. Островский, «Гроза») Ответами к заданиям 1–3 являются одно-два слова или последовательность цифр. Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Укажите прозвище героини, близкой по духу Дикому. Ответ: Установите соответствие между персонажами, участвующими в данном фрагменте, и их репликами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПЕРСОНАЖИ А) Кулигин Б) Кудряш В) Дикой РЕПЛИКИ «Я свою голову дёшево не продам». «Я, маменька, из вашей воли ни на шаг». «Жестокие нравы… в нашем городе». «Захочу – помилую, захочу – раздавлю». Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ: А Б В 1 2 © 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки 2024
Слайд 8
3 / 8 4 / 8 А. Н. Островский «Гроза» 2. Установите соответствие между тремя персонажами пьесы и их словами о грозе. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. A Б В ПЕРСОНАЖИ А) Варвара Б) Катерина В) Кулигин И Х С ЛО В А Ну чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цве- ток радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! Эко, братец ты мой, точно клубком туча-то вьется, ровно что в ней там живое ворочается. Я знаю, кого убьет…Меня убьет. Молитесь тогда за меня. Я и не знал(-а), что ты так грозы боишься. Я вот не боюсь. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 3. Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополни-тельных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте. Мы наблюдаем в приведенном фрагменте столкновение между Диким и Кулигиным, называемое. Герои спорят, обмениваясь. Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задание. Д и ко й. Ишь ты, замочило всего. (Кулигину.) Отстань ты от меня! Отстань! (С сердцем.) Глупый человек! Ку л и г и н. Савел Прокофьич, ведь от этого, ваше степенство, для всех вообще обывате- лей польза. Д и ко й. Поди ты прочь! Какая польза! Кому нужна эта польза? Ку л и г и н. Да хоть бы для вас, ваше степенство, Савел П р о ко ф ь и ч. Вот бы, сударь, на бульваре, на чистом месте, и поставить. А какой расход? Расход пустой: столбик ка- менный (показывает жестами размер каждой вещи), дощечку медную, такую круглую, да шпильку, вот шпильку прямую (показывает жестом), простую самую. Уж я все это прилажу, и цифры вырежу уже все сам. Теперь вы, ваше степенство, когда изволите гу- лять, или прочие, которые гуляющие, сейчас подойдете и видите <...> А то этакое место прекрасное, и вид, и все, а как будто пусто. У нас тоже, ваше степенство, и проезжие бы- вают, ходят туда наши виды смотреть, все-таки украшение — для глаз оно приятней. Д и ко й. Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором! Может, я с тобой и говорить-то не хочу. Ты должен был прежде узнать, в расположении ли я тебя слушать, дурака, или нет. Что я тебе — ровный, что ли? Ишь ты, какое дело нашел важное! Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать. Ку л и г и н. Кабы я со своим делом лез, ну, тогда был бы я виноват. А то я для общей пользы, ваше степенство. Ну, что значит, для общества каких-нибудь рублей десять! Больше, сударь, не понадобится. Д и к о й. А м о ж е т, т ы украсть х о чешь; кт о те б я знае т. Ку л и г и н. Коли я свои труды хочу даром положить, что же я могу украсть, ваше сте- пенство? Да меня здесь все знают; про меня никто дурно не скажет. Д и ко й. Ну, и пущай знают, а я тебя знать не хочу. Ку л и г и н. За что, сударь, Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите? Д и ко й. Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и конец! Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю. 1. Какое устройство предлагает установить на бульваре механик-самоучка Кулигин в первой части фрагмента?
Слайд 9
5 / 8 6 / 8 4. Выберите ОДНО из заданий (1 или 2) и укажите его номер. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргу- ментируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте ав- торской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво. Можно ли назвать Кулигина «маленьким человеком»? Критик Н. А. Добролюбов в статье «Луч света в тёмном царстве писал: «Все де- кламации Кулигина … могли бы быть выпущены без всякого ущерба для сущности дела». Опираясь на приведённый фрагмент, докажите или опровергните эту точку зре- ния. 5. Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием ав- тора), в котором представлены «маленькие люди», к которым причисляет себя и Кули- гин. В чём этих персонажей можно сопоставить? 6. Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Грустно-философское размышление о проблемах бытия — основная черта жанра , которая относится лирическому. Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание. В этом доме опустелом Лишь подобье тишины. Тень, оставленная телом, Бродит зыбко вдоль стены. Чуть струится в длинных шторах Дух тепла – бродячий дух. Переходит в скрип и шорох Недосказанное вслух. И спохватишься порою, И найдёшь в своей судьбе: Будто всё твоё с тобою, Да не весь ты при себе. Время сердца не обманет: Где ни странствуй, отлучась, Лишь сильней к себе потянет Та, оставленная, часть. ( А. Т. Прасолов, 1968) ) 7. Назовите классический лирический жанр (грустно-философское размышление о проблемах бытия), черты которого присутствуют в стихотворении А. Т. Прасолова.
Слайд 10
7 / 8 8 / 8 8. Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны. звукопись сарказм сравнение гипербола инверсия 9. Выберите ОДНО из заданий (1 или 2) и укажите его номер. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускай- те фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы. Какую «часть» себя оставляет лирический герой в опустелом доме? 2. Как прием звукописи помогает создать настроение в стихотворении А. Т. Прасо- лова? 10. Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), в котором со- здан образ родного дома. В чём сходно (или различно) изображение данной темы в этом произведении и в стихотворении А. Т. Прасолова? 11. Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочине- ний (1−5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов). Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно. Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений). Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения. Продумывайте композицию сочинения. Избегайте фактических, логических, речевых ошибок. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи. Какие нравственные вопросы решает автор «Слова о полку Игореве» в своём про- изведении? Что свидетельствует о недолговечности власти кабаних и диких? (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».) Каким образом выражена авторская позиция в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»? Урок нравственной красоты и благородства (на примере произведений одного из писателей: А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, А. И. Куприна). Как особенности композиции помогают раскрыть идею произведения? (на приме- ре 1−2 произведений отечественной или зарубежной литературы)
Слайд 12
Результаты опроса 10-11 классы Затруднения в выполнении 4 задания Затруднения в выполнении 5 задания Затруднения в выполнении 9 задания Затруднения в выполнении 10 задания Затруднения в выполнении 11 задания
Слайд 14: Организация времени
Составить график и заниматься в определенное время Распределить по группам (по сложности, по объёму, по срокам) Правило 45 минут 1 неделя – 1 вариант
Слайд 16: Темы задания №10 ФИПИ
мотив предназначения поэта мотив любви взаимоотношение человека и природы патриотическая тема картины зимы, весны, лета, осени и т.д.
Слайд 17: Создание таблицы по лирике
Для облегчения пути подготовки к экзамену следует создать таблицу, которая будет включать в себя следующие аспекты: Тему Подтему Название стихотворения Необходимые строки Инициалы автора
Слайд 18: Темы таблицы
Любовь Патриотизм Природа Философская лирика Поэт и поэзия Дружба Детство
Слайд 19: Словарь лит. терминов
Направления литературы Роды литературы Жанры Виды романов Тематическая разновидность лирики Композиция произведения. Её виды Изобразительно-выразительные средства Теория стихосложения
Слайд 21
Во многих лирических произведениях отечественной литературы показана связь между жизнью природы и миром человеческой души. Так, ярким примером может послужить стихотворение С. А. Есенина "Клён ты мой опавший". Лирический герой сравнивает себя с клёном: "Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий, Не дойду до дома с дружеской попойки." Клён становится символом духовного кризиса героя. Дерево олицетворяет его слабость не только физическую, но и моральную: ему тяжело осознавать, насколько он изменился, ведь сам себе казался он таким же клёном, "только не опавшим, а во всю зелёным" В стихотворении Пастернака "Сосны" природа также становится отражением человеческой души. Об этом свидетельствуют и морской пейзаж, ведь вода смывает все печали; и двойственное существование героев: они ещё живут физически, но духовно уже покинули мир, что символизируют запахи лимона и ладана. Таким образом, в обоих произведениях природа становится "убежищем" для героев, где они могут расслабиться и обрести покой. С ОСНЫ В траве, меж диких бальзаминов, Ромашек и лесных купав, Лежим мы, руки запрокинув И к небу головы задрав. Трава на просеке сосновой Непроходима и густа. Мы переглянемся и снова Меняем позы и места. И вот, бессмертные на время, Мы к лику сосен причтены И от болезней, эпидемий И смерти освобождены. С намеренным однообразьем, Как мазь, густая синева Ложится зайчиками наземь И пачкает нам рукава. Мы делим отдых краснолесья, Под копошенье мураша Сосновою снотворной смесью Лимона с ладаном дыша. И так неистовы на синем Разбеги огненных стволов, И мы так долго рук не вынем Из-под заломленных голов, И столько широты во взоре, И так покорны все извне, Что где-то за стволами море Мерещится все время мне. Там волны выше этих веток И, сваливаясь с валуна, Обрушивают град креветок Со взбаламученного дна. А вечерами за буксиром На пробках тянется заря И отливает рыбьим жиром И мглистой дымкой янтаря. Смеркается, и постепенно Луна хоронит все следы Под белой магией пены И черной магией воды. А волны все шумней и выше, И публика на поплавке Толпится у столба с афишей, Неразличимой вдалеке. Применение на практике сочинение (задание №10)
Слайд 22: Заключение
Работа над проектом «Путь к успеху (подготовка к сдаче ЕГЭ по литературе)» привела к следующим результатам : Была проведена работа по распределению рабочего времени и выработаны рекомендации. Была создана таблица – алгоритм по разделу «лирика» Был подготовлен словарь литературных терминов для оптимизации знаний по теории литературы.