Слайд 2
«Музыка - единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою». (Авербах Бертольд. Немецкий писатель 19 века)
Слайд 3
Музыка (греч. musa — муза). Музыка — вид искусства, который воздействует на человека посредством звуковых образов, отражающих его различные переживания и окружающую жизнь. В отличие от пространственных искусств (живописи, скульптуры, архитектуры), музыка, наряду с хореографией, театром и кино, относится к временным искусствам. Одна из главных особенностей музыки в том, что она реально существует только в исполнении, в живом звучании.
Слайд 4: Особенности музыки
Музыка воздействует на человека посредством звуков. Музыка- временной вид искусства. Музыка в своем становлении и развитии прошла несколько этапов.
Слайд 5: Музыка Древних государств
Музыка берет свое начало и получает развитие в период Древних государств. Изобразительное искусство и литература древности дают представление о музыкальных инструментах и музыкантах. Все попытки воспроизведения музыки Древних государств, всего лишь догадки и предположения современных музыкантов.
Слайд 6: Виды музыки
1 Народная музыка 2 Духовная музыка 3 Индийская классическая музыка 4 Арабская классическая музыка 5 Европейская классическая музыка 6 Латиноамериканская музыка 7 Блюз 8 Джаз 9 Кантри 10 Шансон, романс, авторская песня 11 Электронная музыка 12 Рок-музыка 13 Ска, рокстеди, реггей 14 Поп 15 Рэп ( Хип-хоп )
Слайд 7: Народная музыка
(музыкальный фольклор), одна из главных ветвей западной музыки, стоящая наравне с музыкой популярной, классической и передаваемой в устной традиции. Народная музыка не записывается (и поэтому не сочиняется), ей обучаются по памяти, слушая игру или пение других музыкантов, и носителями ее являются не музыканты-профессионалы, а самоучки.
Слайд 9: Классическая музыка
В оценочном смысле классической называется музыка прошлого, выдержавшая испытание временем и имеющая аудиторию в современном обществе. В историческом смысле под классической понимают музыку второй половины XVIII века — начала XIX века (этот период традиционно соотносят с классицизмом). «академическая» музыка,
Слайд 10: Академическая музыка
Музыка, находящаяся в отношении преемственности прежде всего к сформировавшимся в Европе в XVII—XIX вв. музыкальным жанрам и формам (опера, симфония, соната и т. п.), мелодическим и гармоническим принципам и инструментальному составу.
Слайд 11: ЖАНРЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ
Соната (от латинского и итальянского " sonare ", "звучать") - музыкальное произведение для одного или нескольких инструментов, обычно в 3-х или 4-х частях (бывают сонаты и одночастные (Ф.Лист "По прочтении Данте") и пятичастные (И.Брамс соната ор.5). Чаще всего сонаты пишутся для фортепиано или для инструмента в сопровождении фортепиано. Увертюра - инструментальная оркестровая пьеса, служащая вступлением к музыкальным (и не только) произведениям. Увертюра может открывать оперу, балет, хоровые выступления, кинофильм, драматическую театральную постановку, инструментальные композиции и др. Термин "увертюра" происходит от французского ouverture, означающего открытие, начало, вступление. Также увертюра означает самостоятельное инструментальное концертное произведение. Оратория - крупномасштабное музыкальное произведение для певцов-солистов, хора, оркестра (и органа), сюжет которого, чаще всего, основан на библейских темах.
Слайд 12: ЖАНРЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ
Концерт ( итал. concerto ) - музыкальное произведение, обычно в трёх частях, в котором, как правило, один сольный инструмент (например, фортепиано или скрипка) сопровождается (противопоставляется) оркестром. Слово,вероятно, произошло от латинского " concertare ", означающее одновременно "на спор" или "работать вместе". Это двойное понятие конкуренции и сотрудничества лежит в основе данной музыкальной формы с самого её начала, хотя в разные периоды акцент изменялся от одного к другому. Симфония (от греч. "созвучие") - произведение для оркестра, состоящее из нескольких частей. Симфония - самая музыкальная форма среди концертной оркестровой музыки.
Слайд 13: ЖАНРЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ
Струнный квартет - музыкальное произведение для четырех струнных инструментов. Этот термин также означает группу из четырех человек, которые играют произведение для четырех струнных инструментов. Практически всегда струнный квартет состоит из 2-х скрипок, альта и виолончели. Баланс между этим составом инструментов является совершенным, другие струнные инструменты, к примеру контрабас, не используются из-за его громкого и тяжелого звука. Данная музыкальная форма является самой популярной в камерной музыке, большинство крупных композиторов писали струнные квартеты.
Слайд 14: Музыкальные формы
Сонатная форма - музыкальная форма, состоящая из трёх основных разделов, где в первом разделе ( экспозиции ) противопоставляются главная и побочная партии, во втором ( разработке ) эти темы развиваются, в третьем ( репризе ) повторяется экспозиция с тональными (и, возможно, иными) изменениями.
Слайд 15: Музыкальные формы
Вариацио́нная фо́рма, или вариации, тема с вариациями, вариационный цикл, — музыкальная форма, состоящая из темы и её нескольких (не менее двух) изменённых воспроизведений (вариаций). Это одна из старейших музыкальных форм (известна с XIII века ).
Слайд 16: Музыкальные формы
Рондо (от фр. rondeau — «круг», «движение по кругу») — музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее 3-х) проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами. Является наиболее распространённой музыкальной формой с рефреном. В обобщённом виде схема формы такова: A — B — A — C — A — … — A
Слайд 17: Музыкальные формы
Музыкальный цикл — ряд отдельных музыкальных произведений или музыкальных альбомов, концертов и т. п., посвящённых какой-либо теме или образу.
Слайд 18: Музыкальный язык
Ритм в теории музыки — соотношения длительностей звуков (нот) в их последовательности. Ритм может быть: спокойный, медленный, нервный быстрый и т.д.
Слайд 19: Музыкальный язык
Мелодическое движение в своем развитии принимает разнообразные формы. Рисунок мелодического движения складывается из его различных направлений. Основные из них: восходящее движение; нисходящее движение; волнообразное движение, образующееся от последовательно чередующихся восходящего и нисходящего направлений; горизонтальное движение на повторяющемся звуке.
Слайд 20: Музыкальный язык
Гармо́ния (др. греч. — связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность) — комплекс понятий теории музыки. Гармоничной называется (в том числе и в обиходной речи) приятная для слуха и логически постигаемая разумом слаженность звуков (музыкально-эстетическое понятие). В научной перспективе это представление приводит к композиционно-техническому пониманию гармонии как объединения звуков в созвучия и их закономерного последования. Гармония как научная и учебно-практическая дисциплина изучает звуковысотную организацию музыки. Минорная – грустная, или мажорная – радостная, светлая
Слайд 21: Разбор музыкального произведения
Почему я выбрал именно это произведения? Художественный образ данного произведения его эмоциональное влияние. История создания музыкального произведения. Сведения о композиторе. Какое место данное произведение занимает в его творчестве? Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю или направлению. Основные средства создания музыкального художественного образа: ритм, мелодия, гармония. Принадлежность к музыкальному жанру по функциональному признаку, месту исполнения, типу создания, способу исполнения. Принадлежность к музыкальной форме, одно-, двух- и трехчастная, сонатная, рондо, вариация, цикл. Связь музыкального произведения с другими видами искусств.
Слайд 22: Художественный образ в музыке
Послушайте музыкальное произведение Придумайте название к композиции Нарисуйте композицию, соответствующую на ваш взгляд художественному образу данной музыки. Обоснуйте выбор изобразительных приемов с опорой на выразительные средства в данной музыкальной композиции (устно)
Слайд 23: Прочтите отрывок из произведения А.С.Пушкина
Владимир велел заложить маленькие сани в одну лошадь, и один без кучера отправился в Жадрино, куда часа через два должна была приехать и Марья Гавриловна. Дорога была ему знакома, а езды всего двадцать минут.Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались. Владимир старался только не потерять настоящего направления.
Слайд 24: Прослушайте отрывок из произведения Георгия Свиридова
Как вы думаете есть что-то общее у прочитанного вами произведения и прослушанной музыки?
Слайд 25: Разберите музыкальное произведение по плану
Ванеса Мей «Шторм» по произведению Вивальди «Летняя гроза»
Слайд 27: Струнные инструменты
Струнный музыкальный инструмент — это музыкальный инструмент, в котором источником звука являются колебания струн. Тар
Слайд 28: Смычковые инструменты
Смычковые (струнно-смычковые) музыкальные инструменты — группа музыкальных инструментов со звукоизвлечением, осуществляемым в основном в процессе ведения смычка по натянутым струнам. скрипка альт виолончель контрабас
Слайд 29: Духовые инструменты
Духовы́е музыка́льные инструме́нты — музыкальные инструменты, представляющие собой деревянные, металлические и иные трубки различного устройства и формы, издающие музыкальные звуки в результате колебаний заключённого в них столба воздуха. Регистр духовых инструментов определяется их размерами: чем больше заключённый в них столб воздуха, тем медленнее он колеблется и, следовательно, тем ниже издаваемый инструментом звук, и наоборот — чем меньше заключённый в трубке столб воздуха, тем издаваемый инструментом звук выше. Изменение колебаний воздушного столба в инструменте, а следовательно, и высоты звука, достигается двумя способами: более сильным вдуванием столб воздуха рассекается на две, три, четыре и т. д. части, вследствие чего начинает звучать не основной тон, а какой-либо из его обертонов; объём звучащего столба воздуха увеличивают или уменьшают посредством специальных приспособлений — клапанов, вентилей, пистонов, кулисы, — которые музыкант приводит в действие пальцами.
Слайд 30: Духовые инструменты Деревянные духовые
Диджериду — музыкальный духовой инструмент аборигенов Австралии. Один из старейших духовых инструментов в мире. Он делается из куска ствола эвкалипта длиной 1-3 метра флейта гобой кларнет фагот саксафон
Слайд 33: Ударные инструменты
Уда́рные музыка́льные инструме́нты — группа музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом или тряской (покачиванием) [молоточков, колотушек, палочек и т. п.] по звучащему телу (мембране, металлу, дереву и др. Самое многочисленное семейство среди всех музыкальных инструментов. бубен гонг вуд-блок кастаньеты колокола маракасы треугольник Ковбелл (Сенсерро)
Слайд 34: Ударные инструменты
тарелка вибрафон барабан литавры колокольчики Мари́мба
Слайд 35: Клавишные инструменты
Кла́вишные музыка́льные инструме́нты — инструменты, извлечение звука в которых осуществляется при помощи системы рычагов и управляется при помощи клавиш, расположенных в определённом порядке и составляющих клавиатуру инструмента. Клависин (струнно-щипковый) Фортепиано (Ударно-клавишные) Орган (Клавишно-духовой) снтезатор
Слайд 36: Афоризмы о музыке
Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чем. Григ Эдвард Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках. Шостакович Дмитрий
Последний слайд презентации: Музыка как вид искусства»: Источники информации
Горбачева Е. Популярная история музыки. 2002г. Никеева И.А., Фаттахова Л.Р.. История музыки. Учебное пособие (для студентов немузыкальных специальностей факультета культуры и искусств.). Омск, 2004 http://oldegypt.info/articlescategory-30.html http://www.geige2007.narod.ru/History/Egypt.htm#pic2