Слайд 2: Средства выразительности: Живопись Музыка
Линия Композиция Ритм Колорит Фактура Мелодия Форма Ритм Темп Гармония Тембр
Слайд 3: Система жанров в музыке
Культовая музыка Светская музыка Вокальная Инструментальная Вокально -инструментальная Музыкальный театр
Слайд 4: Первобытный мир
Первобытный мир Синкретизм Связь с магией Камень, тростинка, лук (ударные, духовые, струнные инструменты )
Слайд 5
Гомер – Аэды, «Илиада», «Одиссея», гекзаметр. Сафо – Лирическая поэзия. Пифагор – Музыкальная теория: интервалы,, консонансы, диссонансы Дионис - Дионисии, театр, комедия, трагедия, катарсис. Античный мир
Слайд 6
Средние века Религиозность Каноничность Символизм Анонимность Григорианский хорал Месса Папа Григорий Гвидо д Ареццо Черты Жанры Люди
Слайд 7: Григорианский хорал
Канонический латинский текст Мужской хор – унисон Пение a capella Медленный темп Одинаковые длительности Узкий диапазон
Слайд 8: Полифония
Многоголосие (до 36 голосов) Все голоса равноправны Величие мироздания и Божественного бытия
Слайд 9: Светская музыка
Трубадуры Миннезингеры Жонглеры Ваганты Замок, рыцарский турнир, Городская площадь Вокально-инструментальная и инструментальная музыка
Слайд 10
Ренессанс Гуманизм Рационализм Индивидуализм Ориентация на античность Мадригал Инструментальная музыка Опера Палестрина Милано Лассо Черты Жанры Люди
Слайд 11: Мадригал
Главный жанр эпохи Возрождения Песня светского содержания На родном языке На стихи известных поэтов Мелодия выражает чувства человека и отображает явления природы Гомофонное изложение
Слайд 12: Лютня
Главный инструмент Ренессанса Использовалась в вокально – инструментальной и инструментальной музыке Самым популярным лютневым композитором был Франческо да Милано, издавший почти 70 сборников пьес для лютни.
Слайд 13
Джованни Палестрина Глава итальянской школы Мелодичность и светлое мироощущение Автор первой авторской мессы (« Месса Папы Марчелло» Соединение полифонии и гомофонии Орландо Лассо Глава нидерландской школы Вокальная музыка Мастер «строгой полифонии»
Слайд 14: Опера
Возрождение античной трагедии Флорентийская камерата Винченцо Галилей Первые оперы - «Дафна», «Орфей» Гомофонное изложение
Слайд 15
Барокко Динамичность Контрасты Пышность Сложность формы Циклические формы Концерт, сюита Оратория, опера Вивальди Гендель Бах Пышность Динамизм Контрастность Эмоциональность Черты Жанры Люди
Слайд 16: Циклическая форма (многообразие и сложность мира)
Концерт для инструмента с оркестром - быстрая, медленная, быстрая части ; контраст тембров солиста и оркестра tutti Сюита - контрастные части – танцы ( аллеманда, сарабанда, куранта, жига ) – меняется темп и размер Concerto Grosso
Слайд 17: Антонио Вивальди
Создатель жанра концерта Автор более 1000 произведений Главный музыкант собора Св. Марка в Венеции Руководитель женского струнного оркестра Главное произведение – цикл концертов для 2х скрипок и оркестра «Времена года»
Слайд 18: Георг Фридрих Гендель
Самый яркий представитель музыки барокко Создатель жанра оратории Писал в жанре оперы, оратории, кантаты, концерта, сюиты Грандиозность, пышность, контрастность, яркость звучания. Простота языка. Оратория «Мессия», Сюиты «Музыка фейерверка» и «Музыка на воде»
Слайд 19: Иоганн Себастьян Бах
Работал во всех жанрах, кроме оперы Сложность языка, величие бытия Тяготение к полифонии Абсолютная гениальность, перешагнувшая рамки стиля и времени «Страсти по Иоанну и Матфею», Токката и фуга ре – минор, Бранденбургские концерты, Сюита си – минор, «Хорошо темперированный клавир», «Искусство фуги»
Слайд 20
Классицизм Динамичность Контрасты Пышность Сложность формы Соната Симфония Опера Квартет «Венские классики»: Гайдн Моцарт Бетховен Ясность формы Гармоничность Обобщенный образ Идеализация Черты Жанры Люди
Слайд 21: Сонатно – симфоническая форма
Единый состав симфонического оркестра Форма сонатного allegro (Экспозиция, разработка, реприза, главная и побочная партии) Соната – 3 части Симфония – 4 части Универсальная интонация, построенная на устойчивых ступенях лада
Слайд 22: Йозеф Гайдн
Систематизация симфонического оркестра Создание классических образцов сонаты, симфонии и квартета Оптимизм, ясность и жизнеутверждающее звучание Лондонские симфонии, квартеты, оратория «Создание мира», сонаты и концерты для различных инструментов
Слайд 23: Вольфганг Амадей Моцарт
Создание совершенных образцов в жанре сонаты, симфонии, оперы и мессы Создание музыкальной драмы Воплощение идей немецкого Просвещения Совершенство формы, прозрачность оркестровки, блестящая мелодия Сочетание классической простой формы и глобальной общечеловеческой идеи «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта», симфонии 40 и 41, сонаты и концерты для разных инструментов, «Реквием»
Слайд 24: Людвиг ван Бетховен
Воплощение идей Великой Французской революции Расширил диапазон музыкальной тематики Создал тип героико – драматической симфонии Новатор в области музыкального языка Позднее творчество близко идеям романтизма 5 и 9 симфонии, концерты для фортепиано, опера «Фиделио», сонаты «Патетическая», «Лунная» и «Аппассионата»
Слайд 25
Романтизм Динамичность Контрасты Пышность Сложность формы Романс, романтическая опера, инструментальная миниатюра, симфоническая поэма Шопен, Лист, Шуберт, Бизе, Паганини, Пуччини, Верди, Римский – Корсаков, Чайковский Эмоциональность Динамизм Конфликт героя с миром Черты Жанры Люди
Слайд 26
Глубокий психологизм, богатство внутреннего мира человека Связь с литературой (баллада, поэма, вокальные циклы) - программная музыка Новая – романтическая опера Создание национальных музыкальных школ Национальная мелодика Нарушение классической формы, обогащение гармонии Темповая и динамическая свобода, приоритет гармонии
Слайд 27
Франц Шуберт Вокальные циклы «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь» Фортепианная миниатюра (вальсы, экспромты) Простота и доступность музыкального языка Фридерик Шопен Композитор одного инструмента – фортепиано Классическая форма и романтическое содержание Создатель новых жанров – концертного вальса, ноктюрна, прелюдии, этюда Яркость и изящество мелодии, тонкость и яркость эмоций
Слайд 28
Петр Чайковский Представитель неоромантизма Работал во всех жанрах Новатор в области балета, оперы, симфонии Раскрыл богатый внутренний мир человека (от лирической задушевности до глубочайшей трагедии) Богатство мелодии и яркая образность Балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица », оперы « Евгений Онегин», «Пиковая дама», Первый концерт для фортепиано с оркестром, 4, 5, и 6 симфонии,, Увертюры – фантазии « 1812 год». «Ромео и Джульетта»
Слайд 29
Николай Римский – Корсаков Автор 15 опер различной тематики Сказка, русская история, известные литературные произведения, картины Востока, Изобразительно – живописный характер музыки Новаторство в области гармонии Педагог многих композиторов (Я. Витолс) « Шехерезада», «Царская невеста», «Золотой петушок», «Садко»
Слайд 30
Импрессионизм Динамичность Контрасты Пышность Сложность формы Музыкальный пейзаж Картины - фантазии Дебюсси Равель Стремление передать мимолетное впечатление Черты Жанры Люди
Слайд 31
Приоритет звуковой красочности Поиск необычайных оркестровых звучаний и гармоний (старинные лады, пентатоника, политональность и атональность) Постоянная изменчивость ритмического рисунка, темпа, тембра отображает изменчивость настроения Импровизационный характер произведений Главная задача – возбудить фантазию слушателя, активизировать его воображение
Последний слайд презентации: Музыкальные стили
Клод Дебюсси Основа творчества – программная музыка Изысканность и зыбкость музыкальных образов Прелюдии «Шаги на снегу», «Лунный свет», «Девушка с волосами цвета льна» Морис Равель Музыкант – реформатор. Глобальное влияние на музыкальный язык 20 века (гармония, приемы оркестровки) Увлечение ритмами разных времен и народов «Болеро»